Принят
на седьмом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 7-9
 от 17 февраля 1996 года)

     

     

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ

О защите экономической конкуренции

     

Раздел I. Общие положения

     

Статья 1. Цели Закона


Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и направлен на обеспечение условий для формирования и эффективного функционирования конкурентных отношений на товарных рынках.

Статья 2. Сфера применения Закона

1. Закон действует на всей территории государства*.

_______________

* В настоящем Законе "государство" означает соответствующее государство Содружества, использующее рекомендательный акт.


Закон распространяется на отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, органы исполнительной власти и местного самоуправления, отдельные должностные лица в процессе деятельности на товарных рынках государства либо при исполнении функций управления применительно к указанным рынкам. Закон применяется и в тех случаях, когда действия, совершаемые за пределами территории государства, приводят к ограничению конкуренции на его территории.

2. Закон не распространяется на отношения, регулируемые нормами правовой охраны промышленной собственности, товарных знаков (знаков обслуживания), наименований мест происхождения товаров, авторских и смежных прав, за исключением случаев недобросовестной конкуренции.

3. Закон не распространяется на рынки ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на состояние конкуренции на товарных рынках.

4. Законами государства может быть предусмотрено непосредственное государственное регулирование деятельности субъектов естественной монополии. При этом к указанным субъектам продолжают применяться положения настоящего Закона.

5. Если международным договором, в котором участвует государство, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

Статья 3. Орган по защите конкуренции государства


Для проведения государственной политики в области защиты в сфере экономической конкуренции, развития товарных рынков и ограничения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти и местного самоуправления образуется орган по защите конкуренции.

Основные задачи, функции, полномочия и ответственность органа по защите конкуренции определяются настоящим Законом и другими законодательными актами государства.

Орган по защите конкуренции в своей деятельности и принимаемых решениях независим от других органов государственной власти и местного самоуправления. Решения органа по защите конкуренции могут быть обжалованы в суд в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами государства.

Статья 4. Определение основных понятий


Для целей настоящего Закона принимаются следующие понятия и их определения:

- товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена;

- взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (производства);

- товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей или взаимозаменяемых товаров на территории государства или его части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами;

- хозяйствующие субъекты - юридические лица всех организационно-правовых форм (в том числе иностранные), занимающиеся деятельностью по производству, реализации, приобретению товаров, их объединения, а также физические лица, осуществляющие самостоятельную или совместную с другими лицами предпринимательскую деятельность;

- руководитель хозяйствующего субъекта - лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени хозяйствующего субъекта;

- органы исполнительной власти и местного самоуправления - (определяются в соответствии с Конституцией соответствующего государства);

- конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке;

- доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что несмотря на превышение вышеуказанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено органом по защите конкуренции, исходя из стабильности доли рынка хозяйствующего субъекта, относительного размера долей рынка, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%;

- монополистическая деятельность - противоречащие настоящему Закону действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причиняющие ущерб потребителю;

- монопольно высокая цена - цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара;

- монопольно низкая цена - цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка;

- приобретение акций (вкладов, долей) в уставном капитале коммерческих организаций - покупка, а также получение иной возможности осуществления самостоятельно или через представителей воплощенных в этих акциях (вкладах, долях) прав голоса на основании договоров доверительного управления, простого товарищества (о совместной деятельности), поручения или на основании иных сделок;

- группа лиц - совокупность юридических или юридических и физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий:

лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договоров купли-продажи, доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или иных сделок) более чем 50% от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица. При этом под косвенным распоряжением голосами юридического лица понимается возможность фактического распоряжения ими через третьих лиц, по отношению к которым первое лицо обладает вышеперечисленным правом или полномочием;

- между двумя или несколькими лицами заключен договор, в силу которого получено право давать другому или другим лицам, участвующим в договоре, или иным лицам обязательные для последних указания, относящиеся к ведению ими предпринимательской деятельности, либо осуществлять функции их исполнительного органа;

- лицо имеет право назначения более 50% состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;

- одни и те же физические лица представляют собой более 50% состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) двух и более юридических лиц.

Для целей настоящего Закона группа лиц рассматривается как единый хозяйствующий субъект.

     

Раздел II. Монополистическая деятельность

     

Статья 5. Злоупотребление доминирующим положением


Запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:

- установление монопольно высоких (низких) цен;

- навязывание контрагенту условий, не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав);

- включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

- согласие заключить договор лишь при условии приобретения (продажи) контрагентом других товаров либо воздержания контрагента от приобретения товаров у других хозяйствующих субъектов или продажи товаров другим хозяйствующим субъектам;

- необоснованный отказ от заключения договора с потребителем при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара;

- создание препятствий для доступа на рынок (выхода с рынка) других хозяйствующих субъектов;

- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Статья 6. Антиконкурентные соглашения
хозяйствующих субъектов

1. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:

- установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

- повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

- раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

- ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

- необоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

2. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), которые:

- ограничивают территорию, круг покупателей, которым продаются товары;

- устанавливают ценовые ограничения на перепродажу товаров, приобретенных у него покупателем;

- запрещают хозяйствующим субъектам реализацию товаров, производимых конкурентами.

3. В исключительных случаях соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, предусмотренные настоящей статьей, за исключением непосредственно названных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

4. Хозяйствующие субъекты, желающие заключить соглашение, в котором имеются признаки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, вправе запросить заключение органа по защите конкуренции на предмет их соответствия законодательству о защите конкуренции. В случае положительного заключения органа по защите конкуренции соглашение хозяйствующих субъектов считается соответствующим законодательству о защите конкуренции при соблюдении ими всех условий, указанных в заключении.

К заявлению прилагается информация, необходимая для вынесения решения. Требования относительно характера и формы представления такой информации, а также порядок рассмотрения заявлений определяются правилами, утверждаемыми органом по защите конкуренции. При рассмотрении заявлений применяется пункт 2 статьи 15 настоящего Закона.

Статья 7. Антиконкурентные действия органов
исполнительной власти и местного самоуправления

1. Органы исполнительной власти и местного самоуправления не вправе:

- запрещать создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных товаров, за исключением случаев, установленных законами государства;

- давать указания хозяйствующему субъекту о приоритетном заключении договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей, за исключением случаев, устанавливаемых законами государства;

- необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам налоговые или иные льготы, ставить их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на том же товарном рынке;

- устанавливать иные дискриминирующие или привилегированные условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

2. Органам исполнительной власти и местного самоуправления запрещается принимать решения:

- о централизованном распределении товаров;

- об установлении запретов на вывоз (реализацию) товаров из одного региона государства в другой;

- об ограничении прав хозяйствующих субъектов по приобретению или реализации товаров;

- об установлении других, не предусмотренных законами государства, запретов и ограничений самостоятельности хозяйствующих субъектов.

В исключительных случаях органы исполнительной власти и местного самоуправления могут принимать указанные в настоящем пункте решения в целях ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф и предотвращения массовых эпидемий.

3. Не допускаются и признаются в установленном порядке недействительными полностью или частично соглашения (согласованные действия) органа исполнительной власти или местного самоуправления с другим органом исполнительной власти или местного самоуправления, в том числе иностранным, либо с хозяйствующим субъектом, препятствующие нормальному функционированию рынка, развитию конкуренции и ущемляющие законные интересы потребителей, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»