КОМИТЕТ МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ


Рекомендация N R (96) 10
Комитета министров государствам-членам
в отношении гарантий независимости общественного вещания

     

Принята Комитетом министров
 11 сентября 1996 года
на 573-й встрече заместителей министров



Комитет министров, в соответствии со Статьей 15.b Устава Совета Европы,

Учитывая тот факт, что цель Совета Европы заключается в укреплении единства его членов в деле обеспечения и реализации идеалов и принципов, которые являются их общим достоянием;

Напоминая о том, что свобода средств массовой информации, включая телевизионное и радиовещание, является одной из основ функционирования демократического общества;

Подчеркивая важность, которую он придает вопросу об уважении независимости средств массовой информации, в первую очередь - со стороны правительств;

Возвращаясь в этой связи к принципам, одобренным правительствами стран-членов Совета Европы в Декларации о свободе самовыражения и информации от 29 апреля 1982 года, в первую очередь в отношении необходимости наличия широкого круга независимых и автономных средств коммуникации, позволяющих отразить разнообразие идей и мнений;

Подтверждая жизненно важную роль общественного вещания как существенного фактора плюрализма в коммуникациях, которое доступно всем на национальном и региональном уровнях путем создания базовой всеобъемлющей службы вещания, состоящей из информационного, образовательного, культурного и развлекательного компонентов;

Возвращаясь к обязательствам, принятым представителями государств, участвовавших в 4-й Европейской конференции на уровне министров по вопросам средств массовой информации (Прага, 7-8 декабря 1994 года), в рамках Резолюции N 1 относительно будущего общественного вещания, особенно уважения независимости организаций общественного вещания;

Отмечая необходимость дальнейшего развития принципов независимости общественного вещания, которые изложены в вышеуказанной Пражской резолюции в свете проблем, вызванных процессами политических, экономических и технологических изменений в Европе;

Учитывая тот факт, что в свете указанных проблем независимость общественного вещания должна быть недвусмысленно гарантирована на национальном уровне посредством комплекса норм, затрагивающих все аспекты их деятельности;

Подчеркивая важность строгого соблюдения таких правил всеми лицами или органами власти, внешними по отношению к организациям общественного вещания;

РЕКОМЕНДУЕТ правительствам государств-участников:

а) включить в свое внутреннее законодательство или в другие правовые инструменты управления организациями общественного вещания положения, гарантирующие их независимость в соответствии с руководящими принципами, изложенными в Приложении к настоящей Рекомендации,

b) довести эти руководящие принципы до сведения органов власти, ответственных за надзор над деятельностью организаций общественного вещания, а также до сведения руководства и сотрудников указанных организаций.

 Приложение
      к Рекомендации N R(96) 10
Руководящие принципы в
 отношении гарантии независимости
общественного вещания



I. Общие положения


Правовая основа, регламентирующая деятельность организаций общественного вещания, должна ясно предусматривать их редакционную независимость и институциональную автономию, в особенности в следующих областях:

- составление расписания передач;

- замысел и производство передач;

- редактирование и выпуск новостей и передач по освещению текущих событий;

- организация деятельности службы общественного вещания;

- подбор и набор кадров, а также управление ими в рамках организации;

- приобретение, аренда, продажа и использование товаров и услуг;

- управление финансовыми ресурсами;

- составление и исполнение бюджета;

- проведение переговоров, подготовка и подписание юридических документов в отношении деятельности службы;

- представительство службы в ходе правовых разбирательств, а также в отношении третьих сторон.

Положения касательно ответственности организаций общественного вещания и надзора над их деятельностью, равно как и их уставных органов, должны быть четко определены в рамках регламентирующей юридической базы.

Деятельность по составлению вещательных программ организаций общественного вещания не подлежит цензуре в каком-либо виде. Запрещается предварительный контроль деятельности организаций общественного вещания со стороны лиц или органов, внешних по отношению к организациями общественного вещания, кроме исключительных случаев, предусмотренных в законе.

II. Советы управления общественных вещательных организаций

1. Сфера компетенции


Правовая основа, регламентирующая деятельность организаций общественного вещания, должна предусматривать, что исключительно их советы управления несут ответственность за текущую деятельность своих организаций.

2. Статус


Правила, регламентирующие статус советов управления организаций общественного вещания, в особенности в отношении вопросов их членов, должны быть составлены таким образом, чтобы исключить возникновение возможности какого-либо политического или иного вмешательства.

В частности, указанные правила должны предусматривать, что члены советов управления или лица, принявшие такие функции в индивидуальном порядке:

- осуществляют свои функции строго в интересах организаций общественного вещания, которые они представляют и которыми они руководят;

- не имеют права, ни прямо, ни косвенно, осуществлять функции, получать выплаты или иметь финансовый интерес в предприятиях или других организациях средств массовой информации или связанных с массовой информацией других секторов, если имеется вероятность конфликта интересов с управленческими функциями, которые они осуществляют в соответствующих организациях общественного вещания;

- не имеют права принимать каких-либо полномочий или указаний от любого лица или организации, за исключением лиц или организаций, несущих ответственность за надзор над соответствующими организациями общественного вещания, при условии возможных изъятий из данной нормы в соответствии с законом.

3. Ответственность


Будучи ответственными перед судебными органами за исполнение своих полномочий в предусмотренных законом случаях, советы управления организаций общественного вещания или лица, исполняющие такие функции в индивидуальном порядке, должны нести ответственность за выполнение своих функций только перед органом надзора над соответствующей организацией общественного вещания.

Любое решение, принятое вышеуказанными надзорными органами в отношении членов советов управления организаций общественного вещания, либо лиц, исполняющих такие функции в индивидуальном порядке, касательно неисполнения ими своих обязанностей и полномочий, должно быть соответствующим образом обосновано и может быть обжаловано в компетентных судебных органах.

III. Органы надзора над организациями общественного вещания

1. Сфера компетенции


Правовые рамки, регламентирующие деятельность организаций общественного вещания, должна четко и недвусмысленно определять сферу компетенции надзорных за ними органов.

Органы надзора над организациями общественного вещания не имеют права осуществлять какой-либо предварительный контроль программ.

2. Статус


Правила, регламентирующие статус органов надзора над общественными вещательными организациями, в первую очередь в отношении их членов, должны быть составлены таким образом, чтобы исключить возникновение возможности политического или иного вмешательства.

Указанные правила должны в первую очередь гарантировать, что члены органов надзора:

- назначаются открытым и основанным на плюрализме способом;

- коллективно представляют интересы общества в целом;

- не имеют права получать каких-либо полномочий или указаний от любого лица или организации, кроме как назначившей их организации, за исключением порядка, предусмотренного в законе для исключительных случаев;

- не могут быть уволены, временно отстранены или заменены в течение срока своих полномочий любым лицом или органом, кроме назначившего их органа, за исключением случаев, когда орган надзора в установленном порядке устанавливает, что они либо не способны, либо не имеют возможности исполнять свои обязанности;

- не имеют права, ни прямо, ни косвенно, осуществлять функции, получать выплаты или иметь финансовый интерес в предприятиях или других организациях средств массовой информации или связанных с массовой информацией других секторов, если имеется вероятность конфликта интересов с функциями, которые они осуществляют в органе надзора.

Правила в отношении оплаты труда членов органов надзора над общественными вещательными организациями должны быть ясно и открыто определены документами, регламентирующими деятельность указанных органов.

IV. Штатный состав общественных вещательных служб


Подбор, продвижение по службе и перевод на другое место службы, а также права и обязанности персонала организаций общественного вещания не должны зависеть от происхождения, пола, взглядов, либо политических, философских или религиозных убеждений, либо членства в профессиональных союзах.

Персонал организаций общественного вещания должен без всякой дискриминации иметь гарантированное право на участие в профсоюзной деятельности и на забастовку при условии соблюдения ограничений, предусмотренных законодательством в целях обеспечения непрерывности общественного вещания или в силу других законных причин.

Правовые рамки, регламентирующие деятельность организаций общественного вещания, должны недвусмысленно предусматривать, что персонал этих организаций не вправе получать какие-либо инструкции от частных лиц или органов, не относящихся к своей организации, без согласия на то со стороны совета управления организации с учетом сферы компетенции органов надзора.

V. Финансирование организаций общественного вещания


Правила, регламентирующие финансирование организаций общественного вещания, должны основываться на принципе, в соответствии с которым государства-участники принимают на себя обязательство поддерживать, а если необходимо - создавать адекватную, надежную и транспарентную систему финансирования, которая гарантирует организациям общественного вещания поступление финансовых средств, необходимых для осуществления их задач.

В случаях, когда финансирование общественной вещательной организации основывается полностью или частично на регулярных или исключительных взносах из государственного бюджета или на абонентской плате, должны применяться следующие принципы:

- полномочия властей, внешних по отношению к соответствующей общественной вещательной организации, касательно ее финансирования не должны использоваться для оказания прямого или косвенного влияния на редакционную независимость и институциональную автономию этой организации;

- уровень взноса или абонентской платы должен устанавливаться после консультаций с соответствующей организацией общественного вещания с учетом тенденций в расходах на ее деятельность и таким образом, чтобы организация имела возможность полностью осуществлять свои разнообразные задачи;

- выплата взноса или абонентской платы должна производиться способом, гарантирующим бесперебойную деятельность общественной вещательной организации, а также предоставляющим организации возможность заниматься долгосрочным планированием;

- использование взноса или абонентской платы организацией общественного вещания должно отвечать принципу независимости и автономии, приведенному в Руководящем принципе I;

- если взнос или абонентская плата должны быть разделены между несколькими организациями общественного вещания, такое распределение проводиться в порядке, справедливо удовлетворяющем потребности каждой организации.

Правила финансового контроля над общественными вещательными организациями не должны наносить ущерб их независимости в вопросах подготовки программ, в смысле положений Руководящего принципа I.

VI. Политика организаций общественного вещания в области подготовки программ


Правовые рамки, регламентирующие деятельность организаций общественного вещания, должна четко предусматривать, что в отношении программ новостей они гарантируют непредвзятое освещение фактов и событий, а также содействуют свободному формированию мнений.

Случаи, в которых организации общественного вещания могут быть обязаны передавать официальные сообщения, заявления или коммюнике, либо освещать действия или решения государственных органов, либо предоставлять эфирное время таким органам, должны быть ограничены исключительными обстоятельствами, недвусмысленно закрепленными в законе или других правовых актах.

Любое официальное сообщение должно быть четко обозначено как таковое и должно передаваться под исключительную ответственность соответствующего органа власти.

VII. Доступ общественных вещательных организаций к современным средствам связи


Общественные вещательные организации должны иметь возможность использовать новые технологии в области связи и, при наличии соответствующих полномочий, развивать новые услуги, основанные на указанных технологиях, чтобы независимо выполнять свои задачи, как они определены в законе.

Пояснительный меморандум к Рекомендации N R (96)
Относительно гарантий независимости общественного вещания

     

Введение

1. Полное и неограниченное осуществление свободы выражения и информации, закрепленное Статьей 10 "Европейской конвенции по правам человека" предполагает существование свободных, независимых и основанных на принципах плюрализма средств массовой информации в соответствии с политическим принципом, провозглашенным Комитетом министров Совета Европы в "Декларации о свободе самовыражения и информации" от 29 апреля 1982 года. Указанное требование, жизненно важное для обеспечения истинной демократии, применяется как к прессе, так и к вещательному сектору, в первую очередь, в отношении массовой аудитории радио - и телевизионных служб и их потенциальному влиянию на формирование общественного мнения.

2. В результате возложенных на них законодательством и другими правовыми инструментами (перечни условий, хартии, соглашения, лицензии и т.д.) специфических задач общественные вещательные организации выделяются среди других СМИ как наиболее влиятельные органы в жизни демократического общества. Отличительной чертой этих организаций, которые могут быть частными или государственными, является то, что от них требуется представление широкого круга информационных, образовательных, культурных и развлекательных передач, отражающих жизнь общества, в первую очередь, мнения политических, социальных и культурных групп, включая меньшинства, а также предоставление трибуны для обсуждения проблем в обеспечение гласной демократии. В этом плане они отличаются от коммерческих вещательных организаций, передачи которых в значительной степени определяются императивами коммерческой прибыли.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»