РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О национализации имущества юридических и физических лиц, отчужденного из
государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации
Для целей настоящего Федерального закона под национализацией имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации, (далее - национализация приватизированного имущества) понимается возмездное, принудительное отчуждение в государственную или муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
1. Законодательство Российской Федерации о национализации приватизированного имущества состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса, настоящего федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
2. Отчуждение имущества в собственность Российской Федерации, государственную собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность осуществляется на основании постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления об отчуждении соответствующего имущества в собственность Российской Федерации, государственную собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:
Имущество, ранее не находившееся в государственной или муниципальной собственности и не проходившее процедуру приватизации;
жилищный фонд, дачные, садовые участки;
случаи выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам, заключенным Российской Федерацией;
реквизицию;
конфискацию;
выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд по решению суда;
обращения взыскания на имущество по обязательствам собственника;
отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;
отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием участка на котором оно находится.
1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы власти местного самоуправления вправе отчуждать из собственности юридических и физических лиц в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления имущество, в отношении которого соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления были приняты решения о приватизации.
2. Обращению в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества подлежат предприятия, как имущественные комплексы, земельные участки в составе имущественного комплекса, объекты недвижимого имущества (далее имущество).
Национализированное имущество поступает в состав казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и может быть закреплено за государственным или муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. Указанное имущество не подлежит отчуждению из федеральной или муниципальной собственности приватизации в течение 10 лет с момента национализации.
Обращение в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества проводится в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
1. Инициатива обращения в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества юридических и физических лиц может исходить от субъектов права законодательной инициативы, законодательных, представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (далее - инициатор обращения).
2. Процедура обращения в государственную, муниципальную собственность приватизированного имущества начинается на основании нормативно-правового акта, принятого органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.
1. Инициатор обращения обращается в соответствующий орган исполнительной власти с письменным заявлением.
В заявлении должны быть указаны:
обоснование целесообразности обращения в государственную, муниципальную собственность приватизированного имущества;
сведения о наименовании и юридическом адресе имущества;
сведения о собственниках имущества.
2. В соответствии с заявлением инициатора обращения Правительство Российской Федерации, соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления в течение двух недель принимает решение о начале процедуры национализации приватизированного имущества и назначает комиссию в составе специалистов для изучения имущества.
Решение о национализации приватизированного имущества направляется в день принятия субъекту права инициативы, собственнику имущества, органу управления имуществом по его юридическому адресу.
Правительство Российской Федерации, исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления обязан отказать инициатору обращения в рассмотрении заявления об обращении в государственную или муниципальную собственность имущества по основаниям, предусмотренным статьями 3 и 4 настоящего Федерального закона.
1. Принятие Правительством Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативно-правовых актов о начале процедуры национализации приватизированного имущества не является основанием для ограничения прав отстранения собственника указанного имущества, за исключением ограничений, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
2. Собственник приватизированного имущества, в отношении которого началась процедура национализации, уполномоченные им лица или органы могут совершать исключительно с согласия уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления сделки:
связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуществом иным образом;
связанные с распоряжением иным имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов предприятия на дату утверждения последнего балансового отчета, либо сделки (несколько взаимосвязанных сделок), стоимость которых более чем в 20 тысяч раз превышает установленный законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки (несколько взаимосвязанных сделок), влекущие за собой возможность отчуждения активов, за исключением сделок, совершаемых в интересах сохранения производственно-технологического цикла;
связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом;
о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации имущественного комплекса;
о создании филиалов и представительств;
о выплате дивидендов;
о размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
о выходе из состава участников имущества - юридического лица, приобретения у акционеров ранее выпущенных акций или долей.
3. Собственники приватизированного имущества, в отношении которого началась процедура национализации, уполномоченные им лица или органы несут ответственность за обеспечение сохранности указанного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Комиссия назначается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о начале процедуры обращения в государственную или муниципальную собственность приватизированного имущества. Состав комиссии определяется органом, ее образовавшим.
2. Комиссия обязана затребовать, а руководитель имущественного комплекса или недвижимого имущества предоставить документы для изучения следующих показателей:
структура имущества с указанием доли иностранного капитала;
структура задолженности по платежам;
сумма средств, вырученных от продажи имущества после приватизации;
сумма средств, вложенная в приобретение имущества после приватизации и состоящего на балансе на день принятия решения о возбуждении процедуры обращения в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества;
план приватизации;
передаточный акт;
учредительные документы;
данные налоговой инспекции;
справка о движении капитала банков, в которых открыты счета юридического или физического лица.
Комиссия имеет право затребовать иные документы, для определения стоимости имущества.
3. Комиссия в течение тридцати дней со дня образования производит расчет стоимости имущества, в соответствии с настоящим законом. Представляет соответственно в Правительство Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации или исполнительные органы местного самоуправления финансово-экономическое заключение об обращении в государственную или муниципальную собственность приватизированного имущества.
4. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления на основании представленного заключения соответствующих комиссий, в недельный срок со дня получения заключения соответствующей комиссии, принимают решения об обращении в государственную или муниципальную собственность приватизированного имущества.
5. Решение об обращении в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества должно содержать:
цели и основания обращения в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества;
наименование имущества, его юридический адрес;
порядок и размер выплаты возмещения собственнику имущества, а также лицам, обладающим правами на имущество;
средства платежа;
порядок использования имущества.
Право государственной собственности на национализированное имущество возникает с момента государственной регистрации имущества в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
1. При обращении в государственную или муниципальную собственность приватизированного имущества законным средством платежа признается денежная единица (валюта) Российской Федерации.
2. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, средством платежа при обращении в государственную или муниципальную собственность приватизированного имущества юридических и физических лиц могут быть признаны государственные или муниципальные ценные бумаги.
1. Оплата имущества юридических и физических лиц, обращенного в государственную или муниципальную собственность, производится единовременно.