УТВЕРЖДЕНО
Министерством бытового
обслуживания населения РСФСР
20.06.90



РУКОВОДСТВО
для работников приемных пунктов предприятий
химической чистки и крашения     

     

1. Обязанности приемщика


Прием заказа - это первая и одна из самых основных стадий технологического процесса.

Квалифицированный прием заказов от населения во многом обеспечивает выполнение плана всего предприятия.

В связи со значительным изменением ассортимента изделий, поступающих в последнее время в обработку на предприятия химической чистки, и появлением материалов, требующих при приеме специальных знаний, ответственность работы приемщика еще более возросла.

Грамотный приемщик должен иметь разносторонние знания в области натуральных и синтетических мехов, изделий с пленочным покрытием, ковров, головных уборов, гардинно-тюлевых, перо-пуховых и других изделий; уметь правильно определить класс волокна, дефекты, вид и характер загрязнений и возможность их удаления. Необходимы общие знания технологии производства, чтобы правильно определить возможность той или иной обработки и последствия, которые могут возникнуть в ее результате.

Грамотность и предупредительность приемщика могут предотвратить возникновение конфликта с заказчиком и способствовать успешной работе всего предприятия.

Приемщик обязан:

знать ассортимент изделий, поступающих в обработку на предприятия химической чистки, и виды услуг, оказываемых предприятием;

знать особенности обработки и ее последствия для некоторых видов изделий, чувствительных к чистке и крашению;

уметь определять дефекты, вид загрязнений и возможность их удаления;

знать маркировку по способам ухода за изделиями.

1.1. Перечень операций, выполняемых приемщиком при приеме и выдаче заказов


Принимая и выдавая заказы, приемщик выполняет следующие операции:

внимательно осматривает сдаваемые в обработку вещи, обращая особое внимание на места, наиболее подверженные трению и действию потожировых загрязнений;

ставит в известность заказчика об обнаруженных дефектах, выясняет, если это возможно, природу имеющихся пятен и других дефектов; если необходимо, указывает на возможность появления скрытых дефектов после химической чистки, разъясняет особенности изменений свойств изделий,  чувствительных к чистке, определяет процент износа;

согласовывает вид обработки (чистка, стирка), необходимость специальных обработок (молезащитная, бактерицидная, антистатическая и т.п.), срочность обработки;

выписывает наряд-заказ в 3 экземплярах с указанием дефектов и условий по качеству. Первый экземпляр (наряд-заказ) сопровождает заказ в производстве. Второй экземпляр (квитанция) передается заказчику. Третий экземпляр (копия квитанции) используется для учета выручки и передается в бухгалтерию;

наносит метку на изделие;

при необходимости отпарывает пуговицы и фурнитуру, складывает в пакет или конверт, оформляет соответствующую квитанцию и накладную, а также оформляет в случае необходимости документы на проведение ремонта изделий;

по возможности производит подсортировку принятых изделий;

оформляет ведомость - реестр на принятые вещи (на каждый мешок или партию вещей) в трех экземплярах (один для передачи экспедитору, второй для контроля приема вещей от экспедитора, третий для передачи в бухгалтерию);

укладывает принятые вещи в тару (для срочных заказов на таре должна быть специальная отметка); ставит пломбу и сдает экспедитору, который должен расписаться в книге у приемщика;

принимает от экспедитора обработанные вещи по накладным и делает отметку на реестре о прибытии вещей на приемный пункт;

развешивает обработанные вещи на конвейерной установке или на кронштейнах, в порядке возрастания номера заказа;

если оплата производится после выполнения заказа, то после приема оплаты вносит эти данные во 2-й и 3-й экземпляры наряд-заказа;

осматривает изделие на соответствие требованиям качества, аккуратно складывает его, упаковывает и перевязывает шпагатом;

при обнаружении дефектов чистки или крашения (например, если  осталось пятно или изделие помялось) должен извиниться перед заказчиком и принять все меры по ликвидации брака вплоть до возвращения вещей на доработку. Если дефект исправить невозможно или какой-либо вид услуги нельзя было выполнить, должен извиниться перед заказчиком и объяснить ему, почему это нельзя было сделать, и вернуть деньги за невыполненную услугу;

при возвращении изделий на доработку проводит соответствующую выписку из реестра, указывает причину возврата и упаковывает возвращаемое изделие вместе с выпиской для передачи в ОТК;

при задержке заказов извещает об этом диспетчера фабрики;

при нарушении предприятием обусловленных сроков обработки изделий возвращает заказчику деньги за срочность;

деньги, полученные с заказчиков за обработку изделий, должны сдаваться в сберегательный банк ежедневно.

1.2. Оформление документации


После осмотра изделия приемщик выписывает квитанцию типовой формы БО-5 в трех экземплярах под копирку.

Квитанция является документом строгой отчетности, заполняться она должна разборчиво и по всем позициям.

В квитанции должно быть указано:

полное наименование, адрес и телефон предприятия и приемного пункта;

номер заказа и дата приема;

фамилия, инициалы и адрес заказчика;

наименование изделия, его описание (цвет, ткань, отделка и т.п.), комплектность (количество единиц), наличие дефектов (имеющихся и возможных скрытых) и процент износа;

срок исполнения заказа;

наименование работ, их стоимость в отдельности и общая стоимость заказа.

Квитанция должна быть подписана приемщиком и заказчиком.

Приемщик обязан также провести оформление реестра (в 3 экземплярах), в котором должен указать номер заказа, фамилию и инициалы заказчика, его адрес, наименование сданного изделия, количество принятых вещей, вид основной и дополнительной обработки и их стоимость (химическая чистка, антистатическая обработка и др.).

Метка изделий производится с помощью широкой хлопчатобумажной ленты, жетонов, меточных и кассовых аппаратов и т.п.

При использовании "широкой" метки приемщик методом зачеркивания указывает процент износа, имеющиеся на изделии дефекты, вид обработки и дополнительной отделки.

Если метка не изготавливается централизованно, то приемщик вручную заполняет ленту, указывая номер заказа, номер приемного пункта, количество изделий в комплекте, дату исполнения заказа, наличие отделочных деталей и дефектов согласно условным обозначениям, вид обработки.

Условные обозначения для маркировки заказов на "широкой" метке приведены в приложении 7.

При наличии специфических дефектов, удаление которых маловероятно или когда их удаление необходимо проводить до обработки в машине, приемщик указывает их положение на изделии. Например: "пятно смолы на левой полочке", "пятно чернил на правом кармане" и другие.

Метка пришивается к изделию вручную с одного конца таким образом, чтобы лента свешивалась длинным концом и легко могла быть обнаружена.

Meста  прикрепления "широкой" метки приведены в приложении 6.

1.3. Правила общения с заказчиками


Особенностью труда приемщика является постоянное общение с людьми самого различного характера и воспитания. Это большая нервная нагрузка и важнейшим требованием для приемщика является умение владеть собой, проявлять выдержку и терпение.

Для успешной работы приемщик обязан не только быть грамотным специалистом, но и уметь вступать в живой контакт с заказчиком, быть с ним вежливым и предупредительным, своевременно реагировать на его жалобы и предложения, обстоятельно разъяснять заказчику особенности обработки и свойств чувствительных к чистке и крашению изделий.

Анализ причин конфликтных ситуаций на фабриках химической чистки показал, что значительная часть всех случаев возмещения ущерба со стороны предприятия была следствием того, что заказчики своевременно не были предупреждены о возможном ухудшении тех или иных характеристик сдаваемых ими в химическую чистку вещей (изменение цвета, усадка, сваливание ворса и т.д.).

Часто заказчик не знает, что у некоторых видов изделий при обработке в органических растворителях могут проявиться существенные дефекты (разнооттеночностъ дубленок, сглаживание рисунка у искусственного меха с плохо проведенным процессом термофиксации и др.) при полном соблюдении правил их обработки на фабриках химической чистки. Эти дефекты могут быть заложены при изготовлении изделий или появиться в ходе их эксплуатации, но до обработки в растворителе могут быть незаметными. Необходимо, чтобы в подобных случаях приемщик смог убедить заказчика, сдающего чувствительные к химической чистке изделия, что рискует только заказчик, желающий обработать это изделие, а не предприятие, соглашающееся на обработку после соответствующих предупреждений заказчика.

Необходимо не только разъяснять заказчику, почему тот или иной способ обработки вещей является оптимальным, но и информировать, заказчика о тех или иных пороках его вещи, фиксируя их в квитанции, которая затем подписывается заказчиком. Это особенно важно в связи с материальной ответственностью предприятий при рекламациях. От квалификации и внимательности приемщика при оформлении заказа часто зависит решение о возмещения ущерба.

Непосредственный контакт с заказчиком позволяет приемщику всегда быть в курсе последних пожеланий и требований заказчика. Поэтому приемщик в ряде случаев может подсказать администрации те или иные мероприятия, которое могут улучшать работу предприятия в целом.

Приемщик должен следить за чистотой своей форменной одежды и за санитарным состоянием приемного пункта.

Компетентность приемщика, его умение приводить аргументы в пользу той или иной услуги, способность улаживать конфликты - все это во многом обеспечивает успешную работу предприятия.

2. Прием текстильных изделий в химическую чистку

2.1. Общие правила приема изделий в обработку


В химическую чистку принимаются изделия из различных текстильных материалов, натурального меха и кожи; изделия домашнего обихода (ковры, одеяла, гардины и т.п.) и специальные изделия (перо-пуховые изделия, мягконабивные игрушки и др.).

Заказы в химическую чистку принимаются со сроком исполнения 24, 48, 72 часа, 10 дней. Изделия с незначительными загрязнениями могут быть приняты в экспресс-чистку в присутствии заказчика.

При приеме изделий приемщик обязан осмотреть изделие в развернутом виде с лицевой и изнаночной стороны, а также в ряде случаев на свет для выявления скрытых дефектов (молеедение, штопка, нарушение равномерности утеплителя и др.). При этом особое внимание следует обращать на места, наиболее подверженные трению и действию потожировых загрязнений при носке, низ и подгиб изделия, рукава, подмышки, карманы, воротник и т.д.).

При наличии на изделии спущенных петель или ослабленных нитей необходимо предупредить заказчика о том, что в процессе обработки данный дефект усугубится.

Необходимо проверить карманы на наличие в них посторонних предметов, а отделочную фурнитуру (пуговицы, пряжка и т.п.) - на устойчивость к действию растворителей. В случае неустойчивости фурнитуры к действию растворителей, а также фурнитуру с острыми краями или дорогостоящую, следует спороть, предложив заказчику такой вид услуг, как спарывание и пришивка фурнитуры. Металлическую фурнитуру необходимо обшивать тканью.

Туристское снаряжение принимается в обработку в подготовленном виде: освобожденное от посторонних предметов и механических загрязнений (земля, песок и т.п.).

Съемные детали (пояс, бант и т.п.) должны быть пришиты к изделию.

Следует предупредить заказчика, что не все дефекты могут быть устранены при чистке. К ним относятся застарелые пятна масляной краски, масел, особенно растительных, зелени, лекарств, плесени, белка, красного вина.

Существует ряд дефектов, которые могут проявиться после химической чистки. К ним можно отнести запалы на тканях, содержащих лавсан, вытравки от духов, изменение красителя вследствие инсоляция ткани (выгар), появление белесых вытертых мест и т.п.

Приемщик обязан предупредить заказчика о возможности появления скрытых дефектов после чистки и разъяснить особенности изменения свойств ряда изделий, чувствительных к обработке.

Следует предупредить заказчика при приеме:

изделий с клеевыми прокладочными материалами:

о возможности раздублирования ткани верха и прокладочного материала;

изделий из искусственного меха:

об усадке и возможности сваливания ворса меха, уменьшении рельефности рисунчатой укладки, если мех имеет таковую;

изделий с пленочным покрытием:

о возможности появления заломов, трещин, белесости, ореолов;

изделий из искусственной кожи:

о возможности, появления трещин и отслоения покрытия;

трикотажных изделий из объемных полиакрилнитрильных и полиамидных волокон:

о возможной деформации изделий;

изделий с синтепоном:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»