Государственный комитет Российской Федерации по статистике
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую инструкцию по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью морского транспорта, согласованную с Минтрансом России, и ввести ее в действие с отчета за 2002 год.
2. С введением указанной в п.1 настоящего постановления инструкции признать утратившим силу постановление Госкомстата России от 08.08.95 N 126 об утверждении инструкции по составлению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью морского транспорта
Председатель
В.Л.Соколин
ИНСТРУКЦИЯ
по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью морского транспорта
1. Формы федерального государственного статистического наблюдения NN М-1, М-3, М-7, М-19, 24-М (несохр.), 26-М (ТТС), 1-ПК, ДМ-2, ДМ-3, ДМ-4, М-10, М-11 представляют юридические лица, осуществляющие деятельность на морском транспорте (по перечню, установленному Минтрансом России), форму N ГМ-20 - юридические лица - владельцы морских судов (по перечню, установленному Минтрансом России), форму N 52-М (суд) - судовладельцы всех форм собственности, независимо от ведомственной принадлежности, осуществляющие деятельность на морском транспорте (кроме судовладельцев рыбопромыслового флота). Форму N 53-М (суд) представляет Главное управление Российского Морского Регистра Судоходства по всем поднадзорным ему судам.
2. В адресной части указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование.
По строке "Почтовый адрес" - указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес организации с почтовым индексом.
Отчитывающаяся организация проставляет в адресной части код ОКПО. Остальные коды проставляются территориальными органами Госкомстата России и используются при последующей автоматизированной обработке информации, содержащейся в форме.
Формы представляются в сроки и адреса, указанные на бланках.
3. При составлении форм должна быть обеспечена полнота заполнения и достоверность содержащихся в них статистических данных.
4. Формы подписываются руководителем предприятия. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной отчетности" руководители несут административную ответственность за непредставление статистической отчетности, нарушение сроков представления отчета и искажение отчетных данных.
Форма N М-1 "Сведения об отправлении и прибытии судов по видам плавания и национальности флага судов"
1. Основными первичными документами, на основании которых заполняется форма, являются записи капитана порта в "Книге приходов и отходов", которые должны соответствовать данным, указанным в "Техническом паспорте судна" (или других документах, его заменяющих).
2. Учету подлежат все суда, посетившие порт: российские (независимо от величины нетто регистровой вместимости), иностранные зафрахтованные и иностранные незафрахтованные. В форму включаются также данные по российским и иностранным судам, прибывшим в порт с транзитными грузами и посетившим порт без производства грузовых операций. Здесь и далее в Инструкции под иностранными судами понимаются суда, плавающие под флагом стран СНГ и стран вне СНГ (включая страны Балтии).
Показатели по судам группируются по государственной принадлежности, т.е. по флагу судна, с выделением судов отдельно под флагом Российской Федерации и других стран в алфавитном порядке с указанием краткого официального названия страны.
3. В отчет по прибытию включаются суда, прибывшие в порт после 00-00 часов 01.01 по 24-00 часа 31.12 отчетного года, по отправлению - суда, отправленные с 00-00 часов 01.01 по 24-00 часа 31.12 с отчетного года (время местное).
Форма N М-3 "Сведения о междупортовых перевозках грузов морским транспортом во всех видах плавания (по отправлению)"
1. Морские пароходства отражают в форме сведения по перевозкам каботажных, экспортно-импортных грузов и грузов между иностранными портами (МИП) на судах пароходства, включая арендованные пароходством суда, а также на иностранных зафрахтованных судах, иностранных судах, работающих на современных линиях (кроме судов, зафрахтованных агентствами "Инфлот") и бербоут-чартерных судах.
2. Порты отражают сведения по перевозкам грузов в каботажном плавании судами портового флота, экспортно-импортных грузов, осуществляемых на иностранных незафрахтованных и зафрахтованных судах агентствами "Инфлот", судах прочих российских организаций и стран СНГ.
Сведения по перевозкам грузов в каботажном плавании отражаются портами в форме с учетом перевозок входящих в них портопунктов.
3. В сведения по перевозкам экспортно-импортных грузов и между иностранными портами включаются грузы иностранных фрахтователей (ГИФ).
4. Кодирование портов отправления и назначения в каботажном плавании осуществляется в полном соответствии с Общесоюзным классификатором пунктов погрузки и выгрузки на железнодорожном, речном, морском, воздушном и автомобильном транспорте (ОКППВ), раздел "Морской транспорт".
5. Данные по перевозкам в (из) порты(ов) Российской Федерации, суммируются по направлениям перевозок в (из) основной(ого) порт(а), в районе которого осуществлялись эти перевозки. При этом проставляется код основного порта.
Данные по перевозкам в (из) страну(ы) суммируются по всем портам данной страны, в(из) которые(х) осуществлялись эти перевозки. При этом проставляется код страны вне СНГ и код основного пароходства (порта) для стран СНГ.
6. Перевозки грузов, грузооборот и доходы включаются в отчет по отправлению. В отчет включаются данные по всем грузам, отправленным с 00-00 часов 01.01 по 24-00 часов 31.12 отчетного года (время местное).
7. Учет перевозок грузов и грузооборота пароходствами и портами производится в соответствии с инструкцией по составлению формы N М-10 "Сведения об отправлении грузов и пассажиров морским транспортом по видам плавания". Доходы отражаются по отправлению только от перевозок грузов без демереджа и прочих доходов в тыс. долларов США с точностью до одного десятичного знака.
Отчет представляется по номенклатуре грузов, указанной в приложении N 1 к форме.
8. Итоговые данные по российскому флоту должны корреспондироваться с соответствующими показателями формы N М-10.
Форма N М-7 "Сведения о погрузочно-разгрузочных работах".
1. Основным первичным документом для учета объема выполненных погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) является наряд-задание, либо другой документ, его заменяющий, на производство ПРР, выдаваемый бригаде портовых рабочих.
2. Графы об объеме ПРР экспортных и импортных грузов заполняются с учетом переработанных грузов, прибывших (предназначенных) из (для) стран СНГ.
Графы 5 и 7 "из них в страны СНГ" заполняются только по переработанным грузам, прибывшим (предназначенным) из (для) стран СНГ.
3. В отчет включаются данные за период с 00-00 часов 01.01 до 24-00 часов последнего числа отчетного периода.
4. Объем ПРР в отчете отражается в физических тоннах и тонно-операциях.
5. Выполненный объем ПРР по каждому судну в физических тоннах, указанный в наряде, либо в других документах, заменяющих его, должен соответствовать объемам перевозочных документов (коносаменту, манифесту, железнодорожной накладной).
6. В объем ПРР подлежат включению следующие виды работ:
погрузка в суда и выгрузка из судов сухогрузов и наливных грузов в таре;
налив в суда и слив из судов по варианту "транспорт-транспорт" наливных грузов на сухогрузных причалах с отражением по строке "прочих" в разделе "Навалочных и насыпных";
погрузка зерна в суда и выгрузка его из судов через элеваторы портов и клиентуры при ответственности порта за организацию и производство этих работ силами порта;
выгрузка леса из судов на воду и погрузка леса в суда из воды;
погрузка леса из плотов в суда;
выгрузка леса из плотов на берег;
бункеровка судов углем и другими видами твердого топлива;
грузы, не связанные с морским грузооборотом при погрузке их в вагоны и другие виды транспортных средств при выгрузке из них.
К грузам, не связанным с морским грузооборотом, относятся также экспортные грузы, прибывшие в порт в вагонах или автомашинах, а через некоторое время снятые с экспорта и отправленные внутрь страны не морским транспортом при условии оплаты услуг порта грузовладельцем.
7. Подлежат отражению в форме также погрузочно-разгрузочные работы, выполненные на территории и акватории порта и по погрузке (в) и выгрузке (из) судов на причалах клиентуры докерами-механизаторами и привлеченной рабочей силой (не состоящей в списках порта) с помощью перегрузочных машин порта (как собственных, так и арендованных), судовых средств, либо вручную при ответственности порта за организацию и производство этих работ.
Привлекаемая рабочая сила в этом случае должна работать по нарядам порта и оплачиваться портом на основании пронормированных и протарифицированных нарядов либо по договору.
8. В случае возврата грузов по форс-мажорным обстоятельствам или по метеоусловиям объемы грузов учитываются по выгрузке в том виде плавания, в котором выписан коносамент на отправление.
9. При возврате грузов вследствие аварии судна либо другой причине, зависящей от судна или пароходства, выгрузке груза из судна и повторная погрузка в другое судно в объемы ПРР не включаются: расходы относятся к внепортовым работам с возмещением их за счет пароходства.
10. Если груз не доставлен в пункт назначения по причинам, не зависящим от пароходства и по заявлению грузоотправителя оформляется новая отправка по вновь составленным документам со взиманием всех предусмотренных тарифами плат и сборов, то в пункте вынужденной выгрузки объем произведенных работ засчитывается по выгрузке и по погрузке в другое судно в соответствующих видах плавания.
11. Погрузочно-разгрузочные работы портов приводятся по основным родам грузов с выделением из общего объема отдельной строкой "грузов, не связанных с морским грузооборотом".
Объемы ПРР в физических тоннах по грузам, не связанным с морским грузооборотом, слагаются из количества грузов, погруженных в суда и выгруженных из судов, выгруженных из плотов на берег, а также из судов на портовую акваторию или на другое судно по варианту "борт-борт", т.е. прибывших с моря или отправленных из порта морским путем.
Объем ПРР по грузам, не связанным с морским грузооборотом, т.е. прибывающим в порт не морским путем и погруженным в порту в речные суда, вагоны или автотранспорт учитывается только один раз по моменту отгрузки их из порта.
К не связанным с морским грузооборотом грузам относятся также бункеровка судов углем и другими видами твердого топлива и внешнеторговые грузы, завезенные в порт и снятые с экспортных поставок и отгруженные на внутренний рынок не морским транспортом.
12. В портах, соприкасающихся с речными бассейнами, по грузам, прибывающим в порт речным путем и переотправленным даже с предварительной выгрузкой на берег морским путем, физические тонны учитываются только один раз по моменту погрузки в морское судно, а по грузам, прибывающим морским путем и переотправленным речным путем - по моменту выгрузки из морского судна.
13. Не подлежат включению в сведения объемы внепортовых, вспомогательных и хозяйственных работ, в том числе:
работы, выполненные вне территории порта, за исключением предусмотренных в пункте 6 настоящей Инструкции;
работы на территории порта, выполняемые по требованиям клиентуры за дополнительную плату: штабелирование грузов, сортировка, вскрытие грузовых мест для определения качества грузов, перекладка для маркировки, работа по рыхлению грузов (включая взрывные работы), работы по оборудованию судов под перевозку тяжеловесов, живого скота и птицы, крепление и раскрепление грузов, очистка судов после выгрузки из них загрязняющих грузов, взвешивание грузов;
работы на территории порта, выполняемые для хозяйственных и других нужд порта: очистка и уборка территории, сколка льда, выгрузка из автотранспорта и вагонов грузов, прибывающих для хозяйственных и строительных нужд порта;
перелопачивание угля в целях предохранения от самовозгорания, киркование соли и руды;
внутрискладские перемещения грузов;
землечерпательные и дноуглубительные работы на акватории порта.
14. Объем выполненных ПРР распределяется по установленной номенклатуре грузов с учетом следующих особенностей;
грузы, поступившие в порт (или отправленные из порта) на паромах, учитываются вместе с весом вагонов, т.е. в тоннах (брутто). Отдельной строкой показывается в том числе вес тары вагонов, перевезенных на паромах.
грузы, прибывшие в порт (или отправленные из порта) на лихтеровозах, учитываются без выделения номенклатуры грузов.
Грузы, поступившие в порт (или отправленные из порта) на лихтерах, учитываются в следующем порядке:
при спуске с лихтеровоза груженого лихтера с дальнейшей перегрузкой груза в транспортное судно, либо подъеме груженого лихтера в другой лихтеровоз или выгрузкой груза с лихтера на склад (причал) порта объем ПРР учитывается один раз по моменту погрузки груза в другое транспортное средство или выгрузки на склад (причал) порта;
вес самих лихтеров (без груза) подлежит отражению в отчете по отдельной строке только при условии их погрузки (выгрузки) на/из лихтеровоза с помощью перегрузочных средств порта, рабочей силы и ответственности порта за организацию и производство этих работ. Во всех остальных случаях вес самого лихтера включению в отчет не подлежит;
грузы, прибывшие в порт (или отправленные из порта) на трейлерах (и других самоходных шасси), независимо от типа судна, доставившего их в порт, учитываются по строке "грузы на ролкерах" по фактическому весу вместе с весом трейлеров (и других самоходных шасси) - брутто без выделения номенклатуры грузов.
погруженные (выгруженные) порожние трейлеры (и другие самоходные шасси) всех видов и типов грузоподъемности, перевезенные российскими или иностранными судами, подлежат учету по фактическому весу по строке "прочих тарно-штучных грузов".
грузы, прибывшие в порт (или отправленные из порта) в крупнотоннажных контейнерах всех стандартов (ГОСТ 20231 - 83), от 10 и более тонн грузоподъемности, учитываются по строке "грузов в крупнотоннажных контейнерах (брутто)" без выделения номенклатуры грузов.