Проект N 206520 -3
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, а также определяет основы его взаимодействия с организациями железнодорожного транспорта необщего пользования.
1. Железнодорожный транспорт общего пользования является составной частью транспортной системы Российской Федерации и призван во взаимодействии с другими видами транспорта своевременно и качественно обеспечивать потребности физических, юридических лиц и государства в перевозках.
Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регулируется иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Функционирование железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется исходя из следующих принципов:
устойчивость работы железнодорожного транспорта общего пользования;
доступность, безопасность и качество предоставляемых им услуг;
развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта общего пользования;
гармоничность работы единой транспортной системы Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает решение стоящих перед железнодорожным транспортом общего пользования задач путем эффективного регулирования и контроля его деятельности, а также путем участия в его развитии.
4. Правовое регулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования находится в ведении Российской Федерации.
5. Имущество железнодорожного транспорта может находиться в федеральной, муниципальной, частной и иных формах собственности.
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
железнодорожный транспорт общего пользования (далее именуется - железнодорожный транспорт) - производственно-технологический комплекс, обеспечивающий потребности государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках на условиях публичного договора, а также в иных услугах, связанных с перевозками;
организация железнодорожного транспорта общего пользования (далее именуется - организация железнодорожного транспорта) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, образованные для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом (перевозчик), оказания услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (владелец инфраструктуры) либо выполнения в качестве основного вида деятельности вспомогательных работ (услуг) при перевозках на железнодорожном транспорте (организация, выполняющая вспомогательные работы (услуги) при перевозках на железнодорожном транспорте). Требования к организациям железнодорожного транспорта устанавливаются настоящим Федеральным законом;
пользователь услуг железнодорожного транспорта - пассажир, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) либо иное юридическое или физическое лицо, потребляющее услуги (работы), оказываемые (выполняемые) организациями железнодорожного транспорта;
инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее именуется - инфраструктура) - комплекс зданий, сооружений, устройств и оборудования железнодорожного транспорта общего пользования, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, внутрипроизводственные и технологические сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением, а также иные системы, объекты, здания и сооружения, обеспечивающие функционирование этого комплекса;
железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на железнодорожных станциях, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;
железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для выполнения транспортных работ и услуг;
железнодорожный подвижной состав - локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав;
перевозочный процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте;
безопасность движения - состояние защищенности людей, имущества и окружающей среды от угрозы возникновения транспортных происшествий и связанного с ними ущерба при перевозке железнодорожным транспортом пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа;
земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, отведенные под здания и сооружения железнодорожного транспорта (в том числе под объекты мобилизационного назначения), а также земельные участки, занятые полосой отвода железных дорог и охранными зонами;
полоса отвода железных дорог (далее именуется - полоса отвода) -земельные участки, занимаемые полотном железнодорожного пути, а также прилегающие к нему участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных и укрепительных лесонасаждений, линий связи, устройств электроснабжения, производственно-технических и других зданий и сооружений железнодорожного транспорта;
охранные зоны - земельные участки, принадлежащие организациям железнодорожного транспорта, другим юридическим и физическим лицам, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к землям, отведенным под объекты железнодорожного транспорта, а также земельные участки, обеспечивающие защиту пути от снежных и песчаных заносов.
Понятия "перевозчик", "владелец инфраструктуры", "грузоотправитель (отправитель)", "грузополучатель (получатель)", "груз", "опасный груз", "багаж", "грузобагаж" применяются в значениях, указанных в статье 2 Федерального закона "Транспортный устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"*.
________________
* См. проект Федерального закона N 206537-3 от 26.06.2002 "Транспортный устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". - Примечание "КОДЕКС".
Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона. Федерального закона "Транспортный устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"* (далее именуется - Устав железнодорожного транспорта), других федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих деятельность железнодорожного транспорта.
________________
* См. проект Федерального закона N 206537-3 от 26.06.2002 "Транспортный устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". - Примечание "КОДЕКС".
1. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта направлено на обеспечение его целостности, эффективного и безопасного функционирования, бесперебойной работы и развития.
2. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется путем:
проведения государственной политики в области железнодорожного транспорта;
утверждения обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, иными юридическими и физическими лицами нормативных правовых и иных актов и контроля за их соблюдением;
лицензирования отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте;
проведения сертификации и стандартизации объектов, технических и программных средств, отдельных работ и услуг при перевозках пассажиров и грузов на железнодорожном транспорте;
регулирования и контроля в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о естественных монополиях и антимонопольного законодательства;
выдачи разрешений на примыкание к железнодорожным путям общего пользования новых (восстановленных) железнодорожных путей общего и необщего пользования;
выдачи разрешений на закрытие (ограничение) движения по конкретным участкам железнодорожных путей общего пользования. влияющее на выполнение установленных размеров движения поездов;
возложения обязанности по осуществлению отдельных перевозок на конкретных владельцев инфраструктур и перевозчиков в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, национальной безопасности государства и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с соответствующей компенсацией понесенных указанными владельцами инфраструктур и перевозчиками убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
организации и обеспечения воинских и специальных железнодорожных перевозок;
руководства мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на железнодорожном транспорте;
осуществления государственного контроля и надзора за деятельностью организаций и физических лиц на железнодорожном транспорте в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
применения иных методов государственного регулирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а также иными органами государственной власти, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.
Лицензирование определенных федеральным законом видов деятельности на железнодорожном транспорте осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или иными федеральными органами исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлены соответствующие полномочия.
1. Подвижной состав и специальный подвижной состав, их составные части, контейнеры, специализированное оборудование и сооружения железнодорожного транспорта, специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, а также услуги, предоставляемые при перевозке пассажиров и грузов, должны соответствовать установленным требованиям безопасности движения, жизни и здоровья людей, пожарной безопасности, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической безопасности, а также санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и подлежат обязательной сертификации на соответствие указанным требованиям.
2. Организация работ по обязательной сертификации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Проведение работ по обязательной сертификации осуществляется участниками системы сертификации на железнодорожном транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта утверждает нормативные документы (кроме государственных стандартов), устанавливающие требования по обязательной сертификации, правила процедуры и управления для проведения обязательной сертификации в системе сертификации на железнодорожном транспорте с учетом федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области сертификации.
Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта разрабатывает и утверждает по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти перечни (номенклатуру) объектов железнодорожного транспорта, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и представляет их в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации для включения в общий перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Российской Федерации.
Государственный контроль и надзор за соблюдением правил сертификации в системе сертификации на железнодорожном транспорте и за сертифицированными в ней объектами осуществляет в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта организует в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение работ по стандартизации и обеспечению единства измерений, проведение метрологического контроля и надзора в рамках системы калибровки средств измерений на железнодорожном транспорте.
1. Тарифы, сборы и платы на работы (услуги), выполняемые организациями железнодорожного транспорта, относящиеся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с законодательством о естественных монополиях.
2. Тарифы, сборы и платы, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, определяются на договорной основе.
3. Расходы владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по провозной плате, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих бюджетов.
Порядок определения размера расходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Тарифы на перевозки в международном сообщении устанавливаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Порядок введения в действие и применения таких тарифов определяется Правительством Российской Федерации.
5. Сведения об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и платы на работы (услуги) организаций железнодорожного транспорта, связанные с перевозкой грузов, публикуются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в официальном печатном издании указанного органа не позднее, чем за 10 дней до введения таких изменений, а об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и платы, связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа, - не позднее, чем за 5 дней до их введения.
1. Размеры земельных участков, включая полосу отвода, определяются проектно - сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется Правительством Российской Федерации.
2. В целях обеспечения нормальной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта, а также безопасности работников железнодорожного транспорта и пассажиров в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим опасным воздействиям, и в местах движения скоростных поездов устанавливаются охранные зоны.
Порядок установления и использования охранных зон определяется Правительством Российской Федерации.