Действующий

Об утверждении Руководства по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации (с изменениями на 3 сентября 2018 года)

Приложение N  7
к Руководству (п. 67)

     
ПЕРЕЧЕНЬ
основных мероприятий, проводимых для исключения влияния (локализации) опасных факторов в штурманском обеспечении полетов

Опасные факторы

Основные мероприятия, проводимые для исключения влияния (локализации) опасных факторов

1

2

1. Столкновение воздушного судна с земной (водной) поверхностью и препятствиями на ней

нарушение порядка и правил использования воздушного пространства;

плохое знание летным составом района полетов, рельефа местности в районе полетов, методики расчета безопасных высот, мер безопасности при выполнении полетов на малых и предельно малых высотах, в горной местности;

нарушение членами экипажа методики использования бортовых систем обеспечения БзП, радиовысотомеров;

ошибки в расчетах при определении безопасных высот полета;

нарушение единой методики учета суммарных поправок барометрических высотомеров;

пренебрежение метеорологическим прогнозом на полеты;

нарушение методики определения минимумов аэродромов для взлета и посадки воздушных судов;

нарушение установленных схем снижения в районе аэродрома при выполнении захода на посадку;

плохое знание методики использования барометрических приборов при выполнении посадки на высокогорный аэродром;

     систематический анализ АП и инцидентов из-за столкновения воздушных судов с рельефом местности;

     регулярные проверки знания летным составом района полетов, рельефа местности в районе полетов, методики расчета безопасных высот полета, мер безопасности при выполнении полетов на малых и предельно малых высотах, в горной местности;

     проведение с летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов семинаров по порядку назначения и выдерживания заданных высот полета;

     проведение комплексных тренажей по порядку использования бортовых систем обеспечения БзП, радиовысотомеров;

     проведение классно-групповых занятий по изучению метеорологических условий полета, способствующих возникновению опасности столкновения воздушных судов с препятствиями на земной (водной) поверхности;

формирование (совершенствование) навыков выполнения штурманских расчетов при проведении учений, частных и комплексных тренировок с лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и расчетами командных пунктов;

контроль соответствия установленных значений высот полета и схем снижения для захода на посадку, опубликованных в документах аэронавигационной информации, требованиям служебных документов;

организация и контроль учета суммарных поправок для барометрических высотомеров;

контроль соблюдения методики выполнения расчетов безопасных высот полета по маршрутам, в районе аэродрома и аэродромных зонах;

контроль знания личным составом мер безопасности при выполнении полетов на малых и предельно малых высотах, в горной местности.

плохое знание методики использования барометрических приборов при выполнении посадки на высокогорный аэродром;

нарушение требований нормативных документов при организации подготовки к полетам на малых и предельно малых высотах;

нарушение мер безопасности при выполнении полетов на малых и предельно малых высотах, в горной местности.

2. Опасное сближение и столкновение воздушных судов в воздухе

нарушение требований нормативных документов, определяющих порядок эшелонирования самолетов в воздухе;

нарушение установленных нормативными документами параметров взаимного расположения элементов структуры воздушного пространства района аэродрома;

ошибочные действия дежурных смен ОрВД;

преднамеренное отклонение экипажа от заданных маршрута, режима и профиля полета из-за отказов авиационной техники, изменения условий полета и грубых ошибок в навигации;

нарушение установленных параметров полета в боевом порядке;

недостаточная натренированность в выполнении групповых полетов;

     нарушение экипажем мер безопасности при выполнении групповых полетов.

     периодический анализ АП и инцидентов из-за опасных сближений и столкновений воздушных судов;

     контроль уровня натренированности летного состава и своевременное восстановление навыков выполнения групповых полетов;

     контроль знания летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов правил эшелонирования;

     контроль знания летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов правил выполнения групповых полетов;

     разработка и внедрение схемы ведения осмотрительности на различных этапах группового полета;

     контроль параметров взаимного расположения элементов структуры воздушного пространства района аэродрома. Своевременное внесение изменений в документы аэронавигационной информации;

    доведение летному составу, лицам группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурным сменам командных пунктов мер безопасности при выполнении групповых полетов.

3. Полная выработка топлива в полете

ошибки в выполнении штурманских расчетов при определении возможностей воздушного судна по досягаемости;

вылет без уточнения инженерно-штурманского расчета по фактическим данным метеорологической обстановки на маршруте полета;

нарушение экипажем методики контроля расходования топлива в полете;

ошибки экипажа в определении минимального остатка топлива, необходимого для ухода на запасной аэродром;

формальный контроль штурманской подготовкой экипажа к полету (перелету);

ошибочные действия летного состава, лиц группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурных смен командных пунктов при перенацеливании экипажа на запасные аэродромы.

регулярный анализ АП и инцидентов из-за полной выработки топлива или посадки воздушного судна с аварийным остатком топлива;

проведение комплексных тренажей с летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов по расчету (контролю) расходования топлива в полете;

контроль знания летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов исходных данных и методики определения возможностей воздушного судна по досягаемости и времени дежурства в воздухе;

уточнение инженерно-штурманского расчета перед вылетом с учетом фактических данных метеообстановки и изменений режима полета;

выполнение расчета минимальных остатков топлива, потребных для выполнения полета и посадки на запасной аэродром. Наличие значений минимальных остатков топлива в классах предварительной подготовки к полетам, классах подготовки перелетающих экипажей;

организация контроля качества штурманской подготовки экипажей к полету (перелету)

4. Потеря ориентировки в полете

неудовлетворительная организация и управление полетами;

нарушение экипажами основных правил навигации;

анализ случаев потери ориентировки и доведение экипажам рекомендации по их недопущению;

организация изучения и принятие зачетов по знанию района полетов, аэронавигационной обстановки, порядка эксплуатации навигационного оборудования воздушного судна;

нарушение требований служебных документов к организации и выполнению девиационных работ;

нарушение правил ведения ориентировки;

недостаточное навигационное оборудование района полетов;

нарушение методики комплексного использования бортовых и наземных средств навигации;

плохое знание района полетов, аэронавигационной обстановки, порядка эксплуатации навигационного оборудования в полете;

недостаточная подготовка экипажей к полетам в условиях усложнения навигационной обстановки.

организация тренажей с летным составом по методике использования бортовых и наземных средств навигации;

контроль знания летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов порядка действий при потере экипажем ориентировки в полете;

своевременное выполнение девиационных и радиодевиационных работ в строгом соответствии с требованиями инструкции по выполнению девиационных и радиодевиационных работ;

контроль правильности составления графиков остаточной девиации и их наличие на борту воздушного судна;

организация навигационного оборудования района полетов;

разработка мер безопасности, направленных на исключение случаев потери ориентировки и доведение их летному составу, лицам группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов.

5. Попадание воздушного судна в зоны с опасными для полета метеорологическими условиями:

неудовлетворительный анализ и ошибки прогнозирования погодных условий метеоспециалистами на этапе принятия командиром решения на проведение полетов;

несвоевременное информирование экипажей, находящихся в полете, об ухудшении погодных условий и развитии опасных явлений погоды на маршруте полета, полигоне (площадке десантирования) и в районе аэродрома;

выдача руководителем

полетов заведомо неправильных данных о фактическом состоянии погоды на аэродроме посадки (полигоне, площадке десантирования);

анализ АП и АИ из-за попадания воздушного судна в опасные явления погоды;

изучение причин попадания воздушных судов в опасные явления погоды и действий экипажа в этих случаях;

обучение летного состава применению бортовых РЛС для обнаружения мощно-кучевой, кучево-дождевой облачности и построения маневра для их обхода;

проведение тренажей по отработке летным составом действий при попадании в метеоусловия, к полету в которых он не подготовлен.


ошибочные действия экипажа при попадании в метеорологические условия, к полетам в которых он не подготовлен;

пренебрежение требованиями служебных документов и мерами безопасности при обходе опасных явлений погоды.



6. АП и АИ при выполнении боевого применения

нарушение требований служебных документов при организации и осуществлении руководства полетами на полигоне (площадке десантирования);

недостатки в оборудовании полигона (площадки десантирования) средствами наблюдения за воздушной обстановкой;

выдерживание заданного режима полета и места в боевом порядке с грубыми ошибками;

нарушение безопасных условий боевого применения авиационных средств поражения (десантирования);

   плохое знание летным составом ориентиров в районе полигона (площадки десантирования) и мишенной обстановки;

плохие навыки работы с органами управления прицельно-навигационного оборудования и вооружения воздушного судна;

нарушение мер безопасности при выполнении боевого применения;

плохое знание летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов безопасных условий боевого применения авиационных средств поражения

анализ АП и АИ, имевших место при выполнении боевого применения;

контроль знания летным составом характерных ошибок и случаев нарушения мер безопасности при выполнении боевого применения;

проведение с руководителем полетов на полигоне (площадке десантирования) занятий по методике и особенностям руководства, контроля, оказания помощи экипажам при выполнении боевого применения;

организация тренажей по порядку работы с органами управления вооружением, прицельно-навигационного оборудования и распределению внимания при работе на боевом пути;

доведение личному составу мер безопасности при выполнении боевого применения в период предварительной и предполетной подготовки;

контроль знания летным составом безопасных условий применения авиационных средств поражения;

контроль знания летным составом мишенной обстановки, способов отыскания и выхода на заданные мишени, порядка маневрирования в районе полигона и ведения радиосвязи;

контроль выполнения требований служебных документов по размещению оборудования на полигоне элементов мишенного поля.




Редакция документа с учетом

изменений и дополнений подготовлена

АО "Кодекс"