ПЕРЕЧЕНЬ
основных мероприятий, проводимых для исключения влияния (локализации) опасных факторов в штурманском обеспечении полетов
Опасные факторы | Основные мероприятия, проводимые для исключения влияния (локализации) опасных факторов |
1 | 2 |
1. Столкновение воздушного судна с земной (водной) поверхностью и препятствиями на ней | |
нарушение порядка и правил использования воздушного пространства; плохое знание летным составом района полетов, рельефа местности в районе полетов, методики расчета безопасных высот, мер безопасности при выполнении полетов на малых и предельно малых высотах, в горной местности; нарушение членами экипажа методики использования бортовых систем обеспечения БзП, радиовысотомеров; ошибки в расчетах при определении безопасных высот полета; нарушение единой методики учета суммарных поправок барометрических высотомеров; пренебрежение метеорологическим прогнозом на полеты; нарушение методики определения минимумов аэродромов для взлета и посадки воздушных судов; нарушение установленных схем снижения в районе аэродрома при выполнении захода на посадку; плохое знание методики использования барометрических приборов при выполнении посадки на высокогорный аэродром; | систематический анализ АП и инцидентов из-за столкновения воздушных судов с рельефом местности; формирование (совершенствование) навыков выполнения штурманских расчетов при проведении учений, частных и комплексных тренировок с лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и расчетами командных пунктов; контроль соответствия установленных значений высот полета и схем снижения для захода на посадку, опубликованных в документах аэронавигационной информации, требованиям служебных документов; организация и контроль учета суммарных поправок для барометрических высотомеров; контроль соблюдения методики выполнения расчетов безопасных высот полета по маршрутам, в районе аэродрома и аэродромных зонах; контроль знания личным составом мер безопасности при выполнении полетов на малых и предельно малых высотах, в горной местности. |
плохое знание методики использования барометрических приборов при выполнении посадки на высокогорный аэродром; нарушение требований нормативных документов при организации подготовки к полетам на малых и предельно малых высотах; нарушение мер безопасности при выполнении полетов на малых и предельно малых высотах, в горной местности. | |
2. Опасное сближение и столкновение воздушных судов в воздухе | |
нарушение требований нормативных документов, определяющих порядок эшелонирования самолетов в воздухе; нарушение установленных нормативными документами параметров взаимного расположения элементов структуры воздушного пространства района аэродрома; ошибочные действия дежурных смен ОрВД; преднамеренное отклонение экипажа от заданных маршрута, режима и профиля полета из-за отказов авиационной техники, изменения условий полета и грубых ошибок в навигации; нарушение установленных параметров полета в боевом порядке; недостаточная натренированность в выполнении групповых полетов; нарушение экипажем мер безопасности при выполнении групповых полетов. | периодический анализ АП и инцидентов из-за опасных сближений и столкновений воздушных судов; |
3. Полная выработка топлива в полете | |
ошибки в выполнении штурманских расчетов при определении возможностей воздушного судна по досягаемости; вылет без уточнения инженерно-штурманского расчета по фактическим данным метеорологической обстановки на маршруте полета; нарушение экипажем методики контроля расходования топлива в полете; ошибки экипажа в определении минимального остатка топлива, необходимого для ухода на запасной аэродром; формальный контроль штурманской подготовкой экипажа к полету (перелету); ошибочные действия летного состава, лиц группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурных смен командных пунктов при перенацеливании экипажа на запасные аэродромы. | регулярный анализ АП и инцидентов из-за полной выработки топлива или посадки воздушного судна с аварийным остатком топлива; проведение комплексных тренажей с летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов по расчету (контролю) расходования топлива в полете; контроль знания летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов исходных данных и методики определения возможностей воздушного судна по досягаемости и времени дежурства в воздухе; уточнение инженерно-штурманского расчета перед вылетом с учетом фактических данных метеообстановки и изменений режима полета; выполнение расчета минимальных остатков топлива, потребных для выполнения полета и посадки на запасной аэродром. Наличие значений минимальных остатков топлива в классах предварительной подготовки к полетам, классах подготовки перелетающих экипажей; организация контроля качества штурманской подготовки экипажей к полету (перелету) |
4. Потеря ориентировки в полете | |
неудовлетворительная организация и управление полетами; нарушение экипажами основных правил навигации; | анализ случаев потери ориентировки и доведение экипажам рекомендации по их недопущению; организация изучения и принятие зачетов по знанию района полетов, аэронавигационной обстановки, порядка эксплуатации навигационного оборудования воздушного судна; |
нарушение требований служебных документов к организации и выполнению девиационных работ; нарушение правил ведения ориентировки; недостаточное навигационное оборудование района полетов; нарушение методики комплексного использования бортовых и наземных средств навигации; плохое знание района полетов, аэронавигационной обстановки, порядка эксплуатации навигационного оборудования в полете; недостаточная подготовка экипажей к полетам в условиях усложнения навигационной обстановки. | организация тренажей с летным составом по методике использования бортовых и наземных средств навигации; контроль знания летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов порядка действий при потере экипажем ориентировки в полете; своевременное выполнение девиационных и радиодевиационных работ в строгом соответствии с требованиями инструкции по выполнению девиационных и радиодевиационных работ; контроль правильности составления графиков остаточной девиации и их наличие на борту воздушного судна; организация навигационного оборудования района полетов; разработка мер безопасности, направленных на исключение случаев потери ориентировки и доведение их летному составу, лицам группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов. |
5. Попадание воздушного судна в зоны с опасными для полета метеорологическими условиями: | |
неудовлетворительный анализ и ошибки прогнозирования погодных условий метеоспециалистами на этапе принятия командиром решения на проведение полетов; несвоевременное информирование экипажей, находящихся в полете, об ухудшении погодных условий и развитии опасных явлений погоды на маршруте полета, полигоне (площадке десантирования) и в районе аэродрома; выдача руководителем полетов заведомо неправильных данных о фактическом состоянии погоды на аэродроме посадки (полигоне, площадке десантирования); | анализ АП и АИ из-за попадания воздушного судна в опасные явления погоды; изучение причин попадания воздушных судов в опасные явления погоды и действий экипажа в этих случаях; обучение летного состава применению бортовых РЛС для обнаружения мощно-кучевой, кучево-дождевой облачности и построения маневра для их обхода; проведение тренажей по отработке летным составом действий при попадании в метеоусловия, к полету в которых он не подготовлен. |
ошибочные действия экипажа при попадании в метеорологические условия, к полетам в которых он не подготовлен; пренебрежение требованиями служебных документов и мерами безопасности при обходе опасных явлений погоды. | |
6. АП и АИ при выполнении боевого применения | |
нарушение требований служебных документов при организации и осуществлении руководства полетами на полигоне (площадке десантирования); недостатки в оборудовании полигона (площадки десантирования) средствами наблюдения за воздушной обстановкой; выдерживание заданного режима полета и места в боевом порядке с грубыми ошибками; нарушение безопасных условий боевого применения авиационных средств поражения (десантирования); плохое знание летным составом ориентиров в районе полигона (площадки десантирования) и мишенной обстановки; плохие навыки работы с органами управления прицельно-навигационного оборудования и вооружения воздушного судна; нарушение мер безопасности при выполнении боевого применения; плохое знание летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов безопасных условий боевого применения авиационных средств поражения | анализ АП и АИ, имевших место при выполнении боевого применения; контроль знания летным составом характерных ошибок и случаев нарушения мер безопасности при выполнении боевого применения; проведение с руководителем полетов на полигоне (площадке десантирования) занятий по методике и особенностям руководства, контроля, оказания помощи экипажам при выполнении боевого применения; организация тренажей по порядку работы с органами управления вооружением, прицельно-навигационного оборудования и распределению внимания при работе на боевом пути; доведение личному составу мер безопасности при выполнении боевого применения в период предварительной и предполетной подготовки; контроль знания летным составом безопасных условий применения авиационных средств поражения; контроль знания летным составом мишенной обстановки, способов отыскания и выхода на заданные мишени, порядка маневрирования в районе полигона и ведения радиосвязи; контроль выполнения требований служебных документов по размещению оборудования на полигоне элементов мишенного поля. |
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"