МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 сентября 2002 года N  390


Об утверждении Руководства по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации

(с изменениями на 3 сентября 2018 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минобороны России от 19 ноября 2016 года N 753 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.12.2016, N 0001201612270042);

приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 сентября 2018 года N 481 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.10.2018, N 0001201810010025).

____________________________________________________________________

        

В целях упорядочения деятельности авиационного персонала по предупреждению авиационных происшествий с воздушными судами государственной авиации в Российской Федерации

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Руководство по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации (РПАП - 2002).

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Службу безопасности полетов авиации Вооруженных Сил  Российской Федерации.

Министр обороны
Российской Федерации
С.Иванов


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

11 февраля 2003 года,

регистрационный N  4198

Приложение


 Руководство по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации (РПАП-2002)

(с изменениями на 3 сентября 2018 года)

     

Глава I. Общие положения

1. Настоящее Руководство по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации (далее именуется - Руководство) разработано в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации*, иными нормативными документами, регулирующими деятельность в области государственной авиации и использования воздушного пространства.

________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N  12, ст.1383; 1999, N  28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; 2009, N 1, ст.17; N 29, ст.3616; 2010, N 30, ст.4014; 2011, N 7, ст.901; N 15, ст.2019, 2023, 2024; N 30 (ч.I), ст.4590; N 48, ст.6733; N 50, ст.7351; 2012, N 25, ст.3268; N 31, ст.4318; N 53 (ч.I), ст.7585; 2013, N 23, ст.2882; N 27, ст.3477; 2014, N 16, ст.1830, 1836; N 30 (ч.I), ст.4254; N 42, ст.5615; 2015, N 27, ст.3957; N 29 (ч.I), ст.4342, 4356, 4379, 4380; 2016, N 1 (ч.I), ст.82; N 18, ст.2487; N 22, ст.3095; N 27 (ч.I), ст.4160, 4224; N 28, ст.4558; 2017, N 27, ст.3932; N 31 (ч.I), ст.4777; 2018, N 1 (ч.I), ст.75.

(Сноска в редакции, введенной в действие с 7 января 2017 года приказом Минобороны России от 19 ноября 2016 года N 753; в редакции, введенной в действие с 12 октября 2018 года приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 сентября 2018 года N 481. - См. предыдущую редакцию)     

2. Руководство определяет порядок деятельности в области государственной авиации по вопросам предотвращения авиационных происшествий, обязанности руководителей (командиров, начальников) органов управления, задачи и права специалистов органов безопасности полетов.

В нем изложены основные методы, формы и способы работы должностных лиц по предотвращению авиационных происшествий.

3. Главным содержанием работы по предотвращению авиационных происшествий является приоритет мер, направленных на повышение роли человеческого фактора:

подбор, подготовка и воспитание руководящих кадров и авиационных специалистов;

высокая профессиональная подготовка личного состава;

качественная подготовка личного состава и авиационной техники к полетам;

строгая плановость в летной работе;

обеспечение высокого уровня социально-бытовых условий;

высокая натренированность летного состава и лиц группы руководства полетами;

повышение требовательности к качеству техники пилотирования и объективности ее оценки;

обеспечение научно обоснованного режима труда и отдыха личного состава;

своевременное и качественное информационное обеспечение личного состава;

воспитание чувства высокой ответственности у личного состава, моральное и материальное стимулирование его труда.

4. Основными принципами работ по предотвращению авиационных происшествий являются:

объективность оценки положения дел с безопасностью полетов;

конкретность, целенаправленность и обязательность выполнения принимаемых мер;

полный охват личного состава и объектов;

оперативность проведения профилактических мероприятий и их повторение;

полная законченность процесса;

оценка эффективности проведенной работы.

5. Работа по предотвращению авиационных происшествий преследует цели:

научить каждого авиационного специалиста пониманию потенциальной опасности его ошибочных действий, профессиональной настороженности и работе безопасными методами;

исключить непрофессиональные действия, приводящие к авиационным происшествиям;

исключить нарушение требований нормативных документов, безответственность руководящего состава;

не допустить выпуска в полет неподготовленных экипажей и авиационной техники, обеспечить законность каждого полета;     

предупредить отказы авиационной техники в полете;

исключить низкое качество подготовки аэродромов и всех видов обеспечения полетов;

предвидеть возникновение опасных погодных условий и воздушной обстановки;

исключить необъективность расследования и установления причин авиационных происшествий и авиационных инцидентов.

6. Руководители (командиры, начальники), организующие работу по предотвращению авиационных происшествий, руководствуются нормативными документами по организации и проведению полетов и настоящим Руководством.

     

Глава II. Обязанности руководителей (командиров, начальников) органов управления по организации работы по предотвращению авиационных происшествий. Органы безопасности полетов

Обязанности руководителей (командиров, начальников) органов управления

7. Руководитель (командир, начальник) органа управления отвечает за организацию работы по предотвращению авиационных происшествий.

Руководитель (командир, начальник) органа управления обязан:

знать требования нормативных документов по организации летной работы и обеспечению безопасности полетов (далее именуется - БзП) в государственной авиации;

осуществлять постоянное руководство всеми видами деятельности подчиненных структур, связанными с организацией полетов и безопасным их выполнением;

руководить работой должностных лиц органов БзП;

организовывать своевременное и качественное планирование работы органа управления по предотвращению авиационных происшествий;

проводить систематический анализ состояния безопасности полетов на основе личных наблюдений, докладов и информации, оценивать деятельность должностных лиц по предотвращению авиационных происшествий в подчиненных органах управления;

контролировать выполнение мероприятий программ и планов по предотвращению авиационных происшествий и их обеспеченность финансовыми и материально-техническими средствами;

осуществлять подбор (по согласованию с вышестоящим органом БзП) и организовывать подготовку специалистов органов БзП, контролировать уровень подготовки руководителей (командиров, начальников) подчиненных органов управления в вопросах предотвращения авиационных происшествий.

Органы безопасности полетов

8. К органам безопасности полетов государственной авиации Российской Федерации относятся:

Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации;

службы безопасности полетов федеральных органов исполнительной власти и организаций;

Центр обеспечения расследования авиационных происшествий государственной авиации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 января 2017 года приказом Минобороны России от 19 ноября 2016 года N 753. - См. предыдущую редакцию)

службы безопасности полетов (отдельные должности с исполнением обязанностей по службе безопасности полетов) авиации видов Вооруженных Сил Российской Федерации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 января 2017 года приказом Минобороны России от 19 ноября 2016 года N 753. - См. предыдущую редакцию)

службы безопасности полетов (отдельные должности с исполнением обязанностей по службе безопасности полетов) авиационных объединений, соединений и воинских частей (организаций);

службы и отделы военных образовательных учреждений профессионального образования (далее именуются - военно-учебные заведения), центров, научно-исследовательских организаций, научно-исследовательские лаборатории федеральных органов исполнительной власти и организаций, основным направлением деятельности которых является обеспечение безопасности полетов.

9. Органы БзП предназначены для осуществления специальной деятельности, направленной на предотвращение авиационных происшествий (далее именуются - АП) с воздушными судами государственной авиации в Российской Федерации.

10. Состав органа БзП федерального органа исполнительной власти (организации), видов Вооруженных Сил Российской Федерации определяет соответствующий руководитель органа управления, исходя из состава авиации и решаемых задач. Для обеспечения выполнения задач, возложенных на орган БзП в полном объеме, в его состав должны входить: начальник, инспекторы-летчики (по каждому роду авиации федерального органа исполнительной власти или организации) (штурманы), инспекторы-офицеры по основным видам обеспечения полетов.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 января 2017 года приказом Минобороны России от 19 ноября 2016 года N 753. - См. предыдущую редакцию)

Начальник органа БзП подчиняется начальнику (заместителю) соответствующего органа управления. Начальником органа БзП в авиации Вооруженных Сил Российской Федерации назначается лицо, имеющее специальность летчика (штурмана).

Задачи и права специалистов органов безопасности полетов

11. Основными задачами специалистов органов БзП являются:

выявление опасных факторов (потенциальная причина (фактор), проявление которых в полете может привести к АП);

проведение профилактических мероприятий по предупреждению АП в авиационной системе, недостатков и нарушений в организации, выполнении, управлении и обеспечении полетов, разработка совместно с управлениями, отделами и службами мероприятий по устранению или снижению влияния опасных факторов, недостатков и нарушений, контроль обоснованности и достаточности программ предотвращения АП;

организация своевременного доведения до авиационного персонала оперативной, периодической и представляемой по запросу информации об АП и авиационных инцидентах (далее именуются - АИ);

организация работы подчиненных органов БзП (отдельных должностных лиц с исполнением обязанностей по службе БзП) по профилактике АП и АИ с государственными воздушными судами, профессиональной подготовке, контроль полноты исполнения обязанностей личным составом этих служб;

оценка состояния БзП, ее объективность, полнота и своевременность выявления АИ, оперативность и достоверность докладов по результатам их расследований.

Кроме того, на органы БзП федеральных органов исполнительной власти и организаций, в том числе научно-исследовательские лаборатории отделов и служб высших военно-учебных заведений (учебных заведений), центров, научно-исследовательских организаций, основным направлением деятельности которых является обеспечение БзП, возлагается:

участие в разработке курсов боевой (летной) подготовки, программ переучивания, методических пособий и других материалов в части, касающейся безопасности полетов;

участие в работе комиссий по оценке соответствия тактико-техническим заданиям показателей надежности, эргономичности и безопасности полетов испытываемой авиационной техники;

участие в разработке нормативных документов, определяющих порядок проведения испытаний авиационной техники в части, касающейся обеспечения их безопасности.

12. Должностные лица органов БзП в пределах возложенных на них обязанностей имеют право:

запрещать полеты экипажам от заместителя руководителя (командира, начальника) и ниже в своем органе управления, всем экипажам в нижестоящих органах управления при выявлении нарушений и недостатков, угрожающих безопасности полетов, с докладом (информированием) соответствующим руководителям (командирам, начальникам);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»