(с изменениями на 3 сентября 2018 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минобороны России от 19 ноября 2016 года N 753 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.12.2016, N 0001201612270042);
приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 сентября 2018 года N 481 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.10.2018, N 0001201810010025).
____________________________________________________________________
В целях упорядочения деятельности авиационного персонала по предупреждению авиационных происшествий с воздушными судами государственной авиации в Российской Федерации
приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Руководство по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации (РПАП - 2002).
2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Службу безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации.
Министр обороны
Российской Федерации
С.Иванов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
11 февраля 2003 года,
регистрационный N 4198
Руководство по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации (РПАП-2002)
(с изменениями на 3 сентября 2018 года)
1. Настоящее Руководство по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации (далее именуется - Руководство) разработано в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации*, иными нормативными документами, регулирующими деятельность в области государственной авиации и использования воздушного пространства.
________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; 2009, N 1, ст.17; N 29, ст.3616; 2010, N 30, ст.4014; 2011, N 7, ст.901; N 15, ст.2019, 2023, 2024; N 30 (ч.I), ст.4590; N 48, ст.6733; N 50, ст.7351; 2012, N 25, ст.3268; N 31, ст.4318; N 53 (ч.I), ст.7585; 2013, N 23, ст.2882; N 27, ст.3477; 2014, N 16, ст.1830, 1836; N 30 (ч.I), ст.4254; N 42, ст.5615; 2015, N 27, ст.3957; N 29 (ч.I), ст.4342, 4356, 4379, 4380; 2016, N 1 (ч.I), ст.82; N 18, ст.2487; N 22, ст.3095; N 27 (ч.I), ст.4160, 4224; N 28, ст.4558; 2017, N 27, ст.3932; N 31 (ч.I), ст.4777; 2018, N 1 (ч.I), ст.75.
(Сноска в редакции, введенной в действие с 7 января 2017 года приказом Минобороны России от 19 ноября 2016 года N 753; в редакции, введенной в действие с 12 октября 2018 года приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 сентября 2018 года N 481. - См. предыдущую редакцию)
2. Руководство определяет порядок деятельности в области государственной авиации по вопросам предотвращения авиационных происшествий, обязанности руководителей (командиров, начальников) органов управления, задачи и права специалистов органов безопасности полетов.
В нем изложены основные методы, формы и способы работы должностных лиц по предотвращению авиационных происшествий.
3. Главным содержанием работы по предотвращению авиационных происшествий является приоритет мер, направленных на повышение роли человеческого фактора:
подбор, подготовка и воспитание руководящих кадров и авиационных специалистов;
высокая профессиональная подготовка личного состава;
качественная подготовка личного состава и авиационной техники к полетам;
строгая плановость в летной работе;
обеспечение высокого уровня социально-бытовых условий;
высокая натренированность летного состава и лиц группы руководства полетами;
повышение требовательности к качеству техники пилотирования и объективности ее оценки;
обеспечение научно обоснованного режима труда и отдыха личного состава;
своевременное и качественное информационное обеспечение личного состава;
воспитание чувства высокой ответственности у личного состава, моральное и материальное стимулирование его труда.
4. Основными принципами работ по предотвращению авиационных происшествий являются:
объективность оценки положения дел с безопасностью полетов;
конкретность, целенаправленность и обязательность выполнения принимаемых мер;
полный охват личного состава и объектов;
оперативность проведения профилактических мероприятий и их повторение;
полная законченность процесса;
оценка эффективности проведенной работы.
5. Работа по предотвращению авиационных происшествий преследует цели:
научить каждого авиационного специалиста пониманию потенциальной опасности его ошибочных действий, профессиональной настороженности и работе безопасными методами;
исключить непрофессиональные действия, приводящие к авиационным происшествиям;
исключить нарушение требований нормативных документов, безответственность руководящего состава;
не допустить выпуска в полет неподготовленных экипажей и авиационной техники, обеспечить законность каждого полета;
предупредить отказы авиационной техники в полете;
исключить низкое качество подготовки аэродромов и всех видов обеспечения полетов;
предвидеть возникновение опасных погодных условий и воздушной обстановки;
исключить необъективность расследования и установления причин авиационных происшествий и авиационных инцидентов.
6. Руководители (командиры, начальники), организующие работу по предотвращению авиационных происшествий, руководствуются нормативными документами по организации и проведению полетов и настоящим Руководством.
7. Руководитель (командир, начальник) органа управления отвечает за организацию работы по предотвращению авиационных происшествий.
Руководитель (командир, начальник) органа управления обязан:
знать требования нормативных документов по организации летной работы и обеспечению безопасности полетов (далее именуется - БзП) в государственной авиации;
осуществлять постоянное руководство всеми видами деятельности подчиненных структур, связанными с организацией полетов и безопасным их выполнением;
руководить работой должностных лиц органов БзП;
организовывать своевременное и качественное планирование работы органа управления по предотвращению авиационных происшествий;
проводить систематический анализ состояния безопасности полетов на основе личных наблюдений, докладов и информации, оценивать деятельность должностных лиц по предотвращению авиационных происшествий в подчиненных органах управления;
контролировать выполнение мероприятий программ и планов по предотвращению авиационных происшествий и их обеспеченность финансовыми и материально-техническими средствами;
осуществлять подбор (по согласованию с вышестоящим органом БзП) и организовывать подготовку специалистов органов БзП, контролировать уровень подготовки руководителей (командиров, начальников) подчиненных органов управления в вопросах предотвращения авиационных происшествий.
8. К органам безопасности полетов государственной авиации Российской Федерации относятся:
Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации;
службы безопасности полетов федеральных органов исполнительной власти и организаций;
Центр обеспечения расследования авиационных происшествий государственной авиации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 января 2017 года приказом Минобороны России от 19 ноября 2016 года N 753. - См. предыдущую редакцию)
службы безопасности полетов (отдельные должности с исполнением обязанностей по службе безопасности полетов) авиации видов Вооруженных Сил Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 января 2017 года приказом Минобороны России от 19 ноября 2016 года N 753. - См. предыдущую редакцию)
службы безопасности полетов (отдельные должности с исполнением обязанностей по службе безопасности полетов) авиационных объединений, соединений и воинских частей (организаций);
службы и отделы военных образовательных учреждений профессионального образования (далее именуются - военно-учебные заведения), центров, научно-исследовательских организаций, научно-исследовательские лаборатории федеральных органов исполнительной власти и организаций, основным направлением деятельности которых является обеспечение безопасности полетов.
9. Органы БзП предназначены для осуществления специальной деятельности, направленной на предотвращение авиационных происшествий (далее именуются - АП) с воздушными судами государственной авиации в Российской Федерации.
10. Состав органа БзП федерального органа исполнительной власти (организации), видов Вооруженных Сил Российской Федерации определяет соответствующий руководитель органа управления, исходя из состава авиации и решаемых задач. Для обеспечения выполнения задач, возложенных на орган БзП в полном объеме, в его состав должны входить: начальник, инспекторы-летчики (по каждому роду авиации федерального органа исполнительной власти или организации) (штурманы), инспекторы-офицеры по основным видам обеспечения полетов.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 января 2017 года приказом Минобороны России от 19 ноября 2016 года N 753. - См. предыдущую редакцию)
Начальник органа БзП подчиняется начальнику (заместителю) соответствующего органа управления. Начальником органа БзП в авиации Вооруженных Сил Российской Федерации назначается лицо, имеющее специальность летчика (штурмана).
11. Основными задачами специалистов органов БзП являются:
выявление опасных факторов (потенциальная причина (фактор), проявление которых в полете может привести к АП);
проведение профилактических мероприятий по предупреждению АП в авиационной системе, недостатков и нарушений в организации, выполнении, управлении и обеспечении полетов, разработка совместно с управлениями, отделами и службами мероприятий по устранению или снижению влияния опасных факторов, недостатков и нарушений, контроль обоснованности и достаточности программ предотвращения АП;
организация своевременного доведения до авиационного персонала оперативной, периодической и представляемой по запросу информации об АП и авиационных инцидентах (далее именуются - АИ);
организация работы подчиненных органов БзП (отдельных должностных лиц с исполнением обязанностей по службе БзП) по профилактике АП и АИ с государственными воздушными судами, профессиональной подготовке, контроль полноты исполнения обязанностей личным составом этих служб;
оценка состояния БзП, ее объективность, полнота и своевременность выявления АИ, оперативность и достоверность докладов по результатам их расследований.
Кроме того, на органы БзП федеральных органов исполнительной власти и организаций, в том числе научно-исследовательские лаборатории отделов и служб высших военно-учебных заведений (учебных заведений), центров, научно-исследовательских организаций, основным направлением деятельности которых является обеспечение БзП, возлагается:
участие в разработке курсов боевой (летной) подготовки, программ переучивания, методических пособий и других материалов в части, касающейся безопасности полетов;
участие в работе комиссий по оценке соответствия тактико-техническим заданиям показателей надежности, эргономичности и безопасности полетов испытываемой авиационной техники;
участие в разработке нормативных документов, определяющих порядок проведения испытаний авиационной техники в части, касающейся обеспечения их безопасности.
12. Должностные лица органов БзП в пределах возложенных на них обязанностей имеют право:
запрещать полеты экипажам от заместителя руководителя (командира, начальника) и ниже в своем органе управления, всем экипажам в нижестоящих органах управления при выявлении нарушений и недостатков, угрожающих безопасности полетов, с докладом (информированием) соответствующим руководителям (командирам, начальникам);