Действующий

Об утверждении Руководства по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации (с изменениями на 3 сентября 2018 года)

Приложение N  5
к Руководству (п.64)

ПЕРЕЧЕНЬ
основных мероприятий, проводимых для исключения влияния (локализации) опасных факторов в связи и радиотехническом обеспечении полетов

Опасные факторы

Основные мероприятия, проводимые для исключения влияния (локализации) опасных факторов

1

2

1. Ошибки операторов радиолокационных станций (далее именуются - РЛС), радиолокационных систем посадки (далее именуются - РСП), автоматических радиопеленгаторов (далее именуются - АРП) в выдаче данных летным экипажам и группе руководства полетами

Командиры частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения (радиотехнических войск) обязаны:

проанализировать уровень профессиональной подготовки личного состава, способность его выполнять свои обязанности в целях выявления лиц, не отвечающих предъявляемым требованиям;

организовать эффективное (с применением тренажей) обучение расчетов РЛС и пеленгаторов действиям по правильной выдаче информации летным экипажам и лицам группы руководства полетами, обращая внимание на действия в нестандартной обстановке;

обеспечить регулярные (не реже двух раз в год) проверки знаний и навыков операторов в определении координат самолетов (вертолетов), считывания значений высоты, пеленга и т.д.;

осуществлять подбор на должности операторов подготовленных в профессиональном отношении и психологически устойчивых военнослужащих, обладающих хорошей дикцией и реакцией.

2. Прекращение выдачи радиолокационной информации на рабочие места пунктов управления авиацией в течение трех и более оборотов антенны подряд. Прекращение выдачи радиолокационной информации на конечном этапе наведения

Командиры частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения (радиотехнических войск) обязаны:

организовать техническое обслуживание РЛС, анализ и предупреждение наиболее часто повторяющихся отказов многофункциональных систем РЛС;

предусматривать комплексное применение имеющихся средств радиолокации, создать резерв РЛС для обеспечения непрерывной выдачи радиолокационной информации на рабочие места пунктов управления авиацией;

проводить тренировки расчетов РЛС по оперативному использованию имеющихся резервов в выдаче радиолокационной информации.

3. Пропуск операторами РЛС, РСП, АРП сигнала "Тревога" или задержка с выдачей информации о сигнале "Бедствие" более двух минут

Организовать:

проведение тренировок операторов в действиях по получению сигналов "Бедствие", "Тревога" и их своевременной выдаче группе руководства полетами;

периодический контроль работоспособности аппаратуры получения сигналов, в том числе в ходе предполетного облета средств связи и радиотехнического обеспечения и в процессе обеспечения полетов.

4. Использование для обеспечения полетов не проверенных летным контролем средств связи и радиотехнического обеспечения

2. Командиры частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения (радиотехнических войск) обязаны исключить выделение для обеспечения полетов днем по правилам приборных полетов и ночью не проверенных летным контролем средств связи и радиотехнического обеспечения, в том числе при отсутствии предполетного облета, а эксплуатацию радиомаячных систем, не проверенную летным контролем, запрещать в любых метеоусловиях.

5. Неграмотные действия личного состава по включению средств связи и радиотехнического обеспечения, приводящие к прекращению передачи информации (или к ее искажению) летным экипажам и лицам группы руководства полетами

Руководящий состав частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения (радиотехнических войск) должен обеспечить:

организацию обучения личного состава в целях формирования твердых знаний принципов работы средств связи и радиотехнического обеспечения, их устройства и технических возможностей, постоянный контроль этих знаний;

высокий уровень натренированности личного состава в действиях по переключению средств связи и радиотехнического обеспечения на резервные и автономные агрегаты электропитания;

воспитание у личного состава дежурных смен высокой ответственности, исполнительности и дисциплинированности, понимания своего служебного долга и важности четкого выполнения функциональных обязанностей.

6. Отказы в системе электропитания средств связи и радиотехнического обеспечения, несвоевременное включение автономных источников

Для выявления отказов и их предотвращения (локализации) необходимо:

регулярно проводить проверки работоспособности основных и резервных источников электропитания;

совершенствовать систему электроснабжения объектов средств связи и радиотехнического обеспечения, повышать устойчивость ее элементов к отказам;

использовать автономные автоматизированные источники электропитания;

проводить тренажи с личным составом дежурных смен по переключению потребителей с внешнего источника электропитания на автономный, постоянно контролировать уровень натренированности личного состава.

7. Нарушения в оборудовании рабочих мест лиц группы руководства полетами на командно-диспетчерских и командных пунктах и их эксплуатации

Командиры частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения (радиотехнических войск) обязаны организовать:

первичное оборудование рабочих мест лиц группы руководства полетами на командно-диспетчерских и командных пунктах выносными индикаторными устройствами в строгом соответствии с требованиями нормативных и эксплуатационных документов;

правильную подготовку рабочих мест на командно-диспетчерских и командных пунктах и их передачу на обеспечение полетов должностным лицам группы руководства полетами;

в процессе эксплуатации не допускать изменения состава оборудования рабочих мест и произвольного ориентирования индикаторов кругового обзора на них (по отношению к ВПП);

осуществлять контроль работоспособности и полноты оборудования рабочих мест лиц группы руководства полетами, их соответствие типовому перечню.

8. Развертывание средств связи и радиотехнического обеспечения на аэродроме с отклонениями от типовой схемы

Высота антенных мачт ближних приводных радиомаяков выбирается с учетом к ограничению высоты препятствий. На равнинной местности она может составлять от 6,5 до 10 м при размещении антенны на удалениях от начала ВПП 850 и 1200 м соответственно.

Все огни и аэродромные светофоры, устанавливаемые вдоль ВПП и рулежных дорожек, в зоне концевых полос безопасности и у мест стоянок самолетов, должны иметь в основании ослабленное сечение (ломкие опоры).

Высота огней ВПП и рулежных дорожек, входных и ограничительных, не должна превышать 0,45 м от поверхности, на которой они установлены.

9. Отказ средств связи и радиотехнического обеспечения во время полетов

Для предотвращения проявления последствий отказов средств связи и радиотехнического обеспечения необходимо осуществлять:

контроль своевременности и качества ежедневного, ежемесячного, сезонного технического обслуживания (2 раза в год), годового технического обслуживания;

регулярную проверку основных и резервных средств связи и радиотехнического обеспечения;

проведение комплексных проверок готовности личного состава и техники к обеспечению полетов;

проверку соответствия настройки средств связи и радиотехнического обеспечения и режимов их работы требованиям технологических карт;

проведение контрольных осмотров выносного оборудования командно-диспетчерских и командных пунктов, средств объективного контроля, управления и сигнализации;

строгое выполнение методики предполетного облета средств связи и радиотехнического обеспечения полетов на командно-диспетчерских и командных пунктах.