• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий

СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


О Временном регламенте
Съезда народных депутатов Российской Федерации

(с изменениями на 7 декабря 1992 года)

________________________________________________________________
Фактически не применяется в связи с принятием 12 декабря 1993 года
Конституции Российской Федерации

________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1811/1-1;
постановлением Съезда народных депутатов Российской Федерации от 20 апреля 1992 года N 2698-1;
постановлением Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1.
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
В названии и тексте Временного регламента, утвержденного настоящим постановлением, слово "РСФСР" заменено словами "Российская Федерация" в соответствующем падеже - постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1.
____________________________________________________________________

Съезд народных депутатов Российской Федерации

постановляет:

Утвердить Временный регламент Съезда народных депутатов Российской Федерации.

Председатель Верховного Совета
Российской Федерации

Б.Н.Ельцин

     

Москва, Кремль,
7 июня 1990 года

ВРЕМЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ Съезда народных депутатов Российской Федерации

(с изменениями на 7 декабря 1992 года)

____________________________________________________________________
В тексте и названии настоящего Временного регламента слово "РСФСР" заменено словами "Российская Федерация", а слово "Ленинград" - словом "Санкт-Петербург" в соответствующем падеже - постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1.
____________________________________________________________________

Общие положения


Статья 1. Высшим органом государственной власти Российской Федерации является Съезд народных депутатов Российской Федерации.

Съезд народных депутатов Российской Федерации вправе принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации.

Статья 2. Заседание Съезда народных депутатов Российской Федерации правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа народных депутатов Российской Федерации.

Для определения правомочности заседания Съезда перед каждым заседанием и после каждого перерыва проводится регистрация народных депутатов. Перед голосованием может быть проведена дополнительная регистрация.

Статья 3. В зале заседаний Съезда народные депутаты Российской Федерации размещаются в алфавитном порядке по автономным республикам, краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу, на территории которых они избраны, со сменой размещения делегаций на каждом очередном Съезде.

Статья 4. Съезд народных депутатов Российской Федерации осуществляет свою работу на пленарных заседаниях, а при необходимости - на секционных заседаниях.

Статья 5. Народному депутату Российской Федерации обеспечивается возможность активного участия в заседаниях Съезда народных депутатов Российской Федерации.

Он имеет право участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать свое мнение по персональному составу создаваемых Съездом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или утверждаемых Съездом, обращаться с запросами, задавать вопросы, давать справки, а также пользоваться иными правами в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законами Российской Федерации.

По всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях Съезда, народный депутат Российской Федерации пользуется правом решающего голоса.

Секретариат Съезда обеспечивает народных депутатов Российской Федерации материалами Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации, постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета Российской Федерации.

Во время работы Съезда народных депутатов Российской Федерации депутатам предоставляются информационные бюллетени заседаний Съезда. В стенографические отчеты по решению Съезда включаются также и тексты выступлений народных депутатов, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений.

Статья 6. Народные депутаты Российской Федерации могут объединяться в группы и фракции. Группы создаются по территориальному, профессиональному или иному неполитическому принципу. Фракции создаются по политическому принципу. Фракции могут объединяться в блоки.

В территориальную группу объединяются народные депутаты Российской Федерации, избранные по национально-территориальным и территориальным избирательным округам в пределах республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Группы народных депутатов Российской Федерации, созданные по иным принципам, должны насчитывать не менее 50 человек.

Группа, созданная для защиты национальных интересов малочисленных народов, регистрируется независимо от ее численности. Фракции народных депутатов Российской Федерации должны насчитывать не менее 50 человек, причем депутат может состоять только в одной фракции.

Каждая фракция может делегировать своего представителя в любой орган Съезда народных депутатов Российской Федерации. В случае, если Съездом народных депутатов будет принято решение о формировании органа Съезда народных депута тов Российской Федерации на паритетной основе, каждая фракция делегирует в этот орган равное число своих депутатов; если будет принято решение о формировании органа Съезда народных депутатов Российской Федерации на пропорциональной основе, каждая фракция делегирует в этот орган своих представителей в количестве, зависящем от численности этой фракции, при этом каждая фракция делегирует равное, определенное Съездом народных депутатов Российской Федерации количество представителей от каждых 50 своих членов.

Фракция не может входить в несколько блоков, в блоке должно быть не менее трех фракций.

Создание депутатских групп, фракций и блоков оформляется протоколом собрания соответствующего объединения депутатов. В протоколе указываются: задачи объединения, его численность, фамилии депутатов координаторов, уполномоченных представлять интересы группы, фракции или блока. К протоколу прилагается список депутатов, входящих в группу или фракцию, с личной подписью каждого. Список фракций, входящих в блок, подписывается координаторами (не менее чем 2). Группы, фракции и блоки не могут иметь одинаковые названия. О своем создании группа, фракция и блок письменно, с приложением указанных выше материалов, уведомляют Президиум Съезда народных депутатов Российской Федерации, а в период между Съездами - Председателя Верховного Совета Российской Федерации. Перерегистрация групп, фракций и блоков производится через год.

Группы, фракции и блоки могут готовить материалы по любому вопросу. По предложению групп, фракций или блоков Президиум Верховного Совета Российской Федерации или Секретариат Съезда народных депутатов Российской Федерации в обязательном порядке распространяют подготовленный материал среди народных депутатов Российской Федерации.

О создании депутатской группы, фракции или блока и нформируются народные депутаты Российской Федерации. Группа, фракция и блок вправе публиковать свои программы в "Российской газете" и в других средствах массовой информации.

Группа, фракция или блок письменно уведомляют о своем самороспуске Президиум Съезда народных депутатов, а в период между Съездами - Председателя Верховного Совета Российской Федерации, а фракция - также о выходе из блока.
(Статья в редакции постановления Верховного Совета Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1811/1-1

Статья 7. Народный депутат Российской Федерации, группа депутатов вправе обращаться с запросами к Председателю Верховного Совета Российской Федерации, Председателю Совета Министров Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Верховного Суда Российской Федерации, кроме дел, находящихся в производстве, к руководителям других государственных органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации (часть в редакции постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1.

Запрос может быть внесен на Съезде народных депутатов Российской Федерации и сессии Верховного Совета Российской Федерации в письменной или устной форме.

Запрос, внесенный в письменной форме, оглашается председательствующим на заседании или доводится до сведения депутатов иным путем.

Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на запрос на Съезде народных депутатов Российской Федерации не более чем в трехдневный или иной устанавливаемый Съездом народных депутатов Российской Федерации срок.

Ответ на запрос после заслушивания может быть поставлен на обсуждение. По ответу на запрос принимается постановление.

В порядке работы Съезда народных депутатов Российской Федерации устанавливается резерв времени для обращения с запросами. В этих целях могут планироваться заседания, специально посвященные внесению запросов и изложению ответов на них.

Руководители государственных и общественных органов, иные должностные лица за предоставление Съезду народных депутатов Российской Федерации, его органам заведомо недостоверной информации либо за умышленное сокрытие информации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть в редакции постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1

Народные депутаты Российской Федерации, группа депутатов вправе обращаться с вопросами к должностным лицам и органам, указанным в части первой настоящей статьи.

В порядке работы Съезда народных депутатов Российской Федерации устанавливается резерв времени для обращения с вопросами и ответов на них.

Народные депутаты заблаговременно передают вопросы в Секретариат для приглашения соответствующих должностных лиц.

Статья 8. Заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации являются открытыми и ведутся гласно, с участием представителей прессы, по решению Съезда транслируются по телевидению и радио.

Для организации освещения средствами массовой информации работы Съезда образуется Пресс-центр, который регулярно проводит брифинги, а по наиболее важным вопросам, рассматриваемым на Съезде, пресс-конференции для советских и иностранных журналистов.

Стенографические отчеты открытых заседаний Съезда народных депутатов Российской Федерации публикуются в официальном печатном органе Съезда, Верховного Совета Российской Федерации, выпускаются отдельными изданиями.

По решению Съезда народных депутатов Российской Федерации может быть проведено закрытое заседание.

Статья 9. Утренние заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации проводятся с 10 до 14 часов с перерывом на 30 минут, вечерние - с 16 до 18 часов. По решению Съезда может быть установлено иное время начала и окончания заседаний.

Время для докладов на заседаниях Съезда предоставляется в пределах одного часа, для содокладов - до 20 минут. Выступающим в прениях предоставляется до 10 минут, для повторных выступлений в прениях, а также выступлений при постатейном обсуждении проектов законов - до 5 минут, для выступлений по кандидатурам, порядку ведения заседания, мотивам голосования и для справок - до 3 минут. С согласия большинства народных депутатов Российской Федерации председательствующий на заседании Съезда может продлить время для выступления.

Дополнительные перерывы на заседаниях Съезда проводятся по мотивированным предложениям народных депутатов, групп депутатов, если за них проголосовало не менее половины присутствующих депутатов.

Формирование рабочих органов Съезда народных депутатов Российской Федерации


Статья 10. Первое после выборов заседание Съезда народных депутатов Российской Федерации открывает и ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Российской Федерации, а после избрания Председателя Верховного Совета Российской Федерации и его заместителей заседания Съезда ведет Председатель Верховного Совета Российской Федерации или его заместитель.

Президиум Съезда народных депутатов Российской Федерации образуется в составе Председателя Верховного Совета Российской Федерации, его Первого заместителя и заместителей.

Статья 11. Для проверки полномочий депутатов на первом после выборов заседании Съезд избирает из числа народных депутатов Российской Федерации Мандатную комиссию.

По представлению Мандатной комиссии Съезд народных депутатов Российской Федерации принимает постановление о признании полномочий народных депутатов Российской Федерации, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными.

Статья 12. До признания полномочий депутатов Съезд народных депутатов Российской Федерации принимает решения только по повестке дня Съезда, по составам Секретариата, Мандатной и Редакционной комиссий Съезда.

Другие вопросы Съезд может обсуждать, не принимая по ним решения до признания полномочий депутатов.

Статья 13. Председательствующий на заседании Съезда народных депутатов Российской Федерации объявляет об открытии и закрытии заседаний, объявляет очередных докладчиков и выступающих, обеспечивает соблюдение Регламента, способствует сближению позиций сторон, достижению взаимосогласованных решений, ставит на голосование проекты законов Российской Федерации, постановлений и других актов Съезда, зачитывает предложения депутатов по рассматриваемым на заседании вопросам, отвечает на вопросы, заявления и предложения, поступившие в Президиум или Секретариат Съезда, дает справки, обеспечивает соблюдение иных процедур, принятых Съездом, обеспечивает порядок в зале заседаний, подписывает протокол заседания. Председательствующий ставит на голосование все вопросы, предложенные депутатами для голосования.

Во время заседаний председательствующий не вправе комментировать выступления депутатов, выступать по существу обсуждаемых вопросов. Участвуя в открытом голосовании, проводимом без использования электронной системы, председательствующий голосует последним.

Если председательствующий считает необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса на Съезде, он передает функции председательствующего одному из членов Президиума до тех пор, пока не кончится обсуждение по данному вопросу.

Статья 14. На время проведения заседаний Съезда народных депутатов Российской Федерации образуется Секретариат Съезда.

Секретариат Съезда избирается открытым голосованием из числа народных депутатов Российской Федерации в составе руководителя и членов. Об образовании Секретариата Съезд народных депутатов Российской Федерации принимает постановление.

Для консультаций Секретариатом Съезда могут привлекаться специалисты, научные консультанты.

В составе Секретариата могут быть образованы рабочие группы.

Статья 15. Секретариат Съезда народных депутатов Российской Федерации организует ведение стенограммы и протокола заседаний Съезда, ведет запись желающих выступить, регистрирует депутатские запросы, вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие материалы депутатов в качестве документов, организует работу с обращениями граждан, поступающими в адрес Съезда.

Секретариат Съезда представляет Президиуму Съезда сведения о записавшихся для выступления в прениях и о других депутатских инициативах, дает разъяснения народным депутатам Российской Федерации по вопросам работы Съезда. Сведения о записавшихся для выступлений в прениях периодически оглашаются.

По окончании заседания Секретариат Съезда представляет протокол заседания Съезда на подпись председательствовавшему на заседании.

Статья 16. На время проведения заседаний Съезда народных депутатов Российской Федерации образуется Редакционная комиссия Съезда.

Съезд избирает Редакционную комиссию из числа народных депутатов Российской Федерации и принимает постановление об ее образовании.

Редакционная комиссия Съезда народных депутатов Российской Федерации по поручениям Съезда проводит редакционную подготовку проектов законов, постановлений, решений и других документов Съезда.

Для консультаций Редакционная комиссия может привлекать специалистов, консультантов.

Статья 17. Съезд народных депутатов Российской Федерации на первом заседании обсуждает и принимает повестку дня и порядок работы Съезда.

Предложения и замечания по повестке дня и порядку работы Съезда передаются народными депутатами Российской Федерации в Секретариат Съезда в письменном виде либо излагаются ими в выступлениях на заседании Съезда. Предложения, поступившие в письменном виде, оглашаются председательствующим на заседании в порядке их поступления.

Вопрос о включении поступивших предложений в повестку дня Съезда решается открытым голосованием по каждому предложению большинством голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации.

Очередность и длительность обсуждения вопросов повестки дня определяются Съездом и устанавливаются в порядке работы Съезда.

Статья 18. Предложения по персональному составу Секретариата Съезда, Счетной, Мандатной и Редакционной комиссий, а также по повестке дня и порядку работы Съезда могут вноситься Президиумом Верховного Совета Российской Федерации, группами депутатов и отдельными народными депутатами Российской Федерации.

Избрание Председателя Верховного Совета Российской Федерации, Первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации


Статья 19. Избрание Председателя Верховного Совета Российской Федерации проводится в соответствии с утвержденной Съездом повесткой дня и порядком работы.

Председатель Верховного Совета Российской Федерации избирается Съездом народных депутатов Российской Федерации из числа народных депутатов Российской Федерации тайным голосованием сроком на пять лет, но не более чем на два срока подряд.

Кандидатуры для избрания на должность Председателя Верховного Совета Российской Федерации выдвигаются народными депутатами, группами депутатов, а также путем самовыдвижения.

Каждому кандидату, давшему согласие баллотироваться, до голосования предоставляется право выступить с программой. После изложения программы кандидат отвечает на вопросы, заданные народными депутатами Российской Федерации.

Обсуждение проводится по всем выдвинутым кандидатурам, давшим согласие баллотироваться. Каждый народный депутат Российской Федерации имеет право высказывать свое мнение по представленной кандидатами программе, агитировать "за" или "против выдвинутой кандидатуры.

Обсуждение кандидатур прекращается по решению Съезда, принятому большинством голосов. Самоотвод принимается без голосования. Голосование по вопросу о включении или невключении кандидатов в список для тайного голосования не проводится. В список для тайного голосования вносятся все выдвинутые кандидатуры за исключением взявших самоотвод.

Окончательный список кандидатур для тайного голосования утверждается Съездом.

Кандидат считается избранным, если в результате тайного голосования он получил более половины голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации.

В случае, если на пост Председателя Верховного Совета Российской Федерации было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.

Если при выборах ни один из двух кандидатов не набрал более половины голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации, проводятся повторные выборы с новым выдвижением кандидатур.

Об избрании Председателя Верховного Совета Российской Федерации Съезд народных депутатов Российской Федерации принимает постановление.

Статья 20. Съезд народных депутатов Российской Федерации избирает из числа народных депутатов Российской Федерации Первого заместителя и трех заместителей Председателя Верховного Совета Российской Федерации. Кандидатуры для избрания на должности Первого заместителя и заместителей вносятся Председателем Верховного Совета Российской Федерации, после чего проводится их обсуждение. По решению Съезда Председатель Верховного Совета Российской Федерации может предлагать на должности Первого заместителя и трех заместителей по нескольку кандидатур, используя при этом консультации с народными депутатами, группами депутатов.

Выборы Первого заместителя и трех заместителей Председателя Верховного Совета Российской Федерации проводятся тайным голосованием.

Кандидатуры считаются избранными на посты Первого заместителя и трех заместителей Председателя Верховного СоветаРоссийской Федерации, если они получили более половины голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации.

В случае, если было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.

В случае, если кандидатуры на должность Первого заместителя или заместителей Председателя Верховного Совета Российской Федерации не получили поддержки большинства народных депутатов Российской Федерации, в том числе и при повторном голосовании, Председатель Верховного Совета Российской Федерации предлагает Съезду народных депутатов Российской Федерации новые кандидатуры, по которым также проводится обсуждение и голосование (часть дополнена постановлением Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1.

Об избрании Первого заместителя и трех заместителей Председателя Верховного Совета Российской Федерации Съезд народных депутатов Российской Федерации принимает постановления.

Статья 21. Съезд народных депутатов Российской Федерации формирует Верховный Совет Российской Федерации из числа народных депутатов Российской Федерации. Верховный Совет Российской Федерации состоит из двух палат: Совета Республик и Совета Национальностей, равных по своему численному составу (часть в редакции постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1.

Часть исключена постановлением Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1..
____________________________________________________________________
Части третья и четвертая предыдущей редакции считаются соответственно частями второй и третьей настоящей редакции - постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1.
____________________________________________________________________

Совет Республики формируется из числа народных депутатов Российской Федерации от территориальных избирательных округов с учетом численности избирателей в регионе (часть в редакции постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1.

Совет Национальностей формируется из числа народных депутатов Российской Федерации от национально-территориальных избирательных округов по нормам: 3 депутата от каждой республики в составе Российской Федерации, один депутат от каждой автономной области и от каждого автономного округа, 63 депутата от краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга (часть в редакции постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1.

Статья 22. Кандидатуры в состав Совета Республики и Совета Национальностей выдвигаются и обсуждаются на собраниях территориальных депутатских групп и решениями большинства голосов от общего числа членов территориальных депутатских групп представляются на утверждение Съезда народных депутатов Российской Федерации. Число кандидатур не должно превышать число мест, предусмотренных в соответствующей палате для республики в составе Российской Федерации, автономного округа, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

При невозможности представительства республики в составе Российской Федерации,автономной области, автономного округа, края, области в Совете Национальностей Верховного Совета Российской Федерации депутатами от национально-территориальных округов по представлению территориальных депутатских групп в Совет Национальностей могут быть включены народные депутаты от территориальных избирательных округов.
(Статья в редакции постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1

Статья 23. Списки кандидатов в члены Совета Республики и списки кандидатов в члены Совета Национальностей, выдвинутых решениями территориальных депутатских групп, за исключением кандидатов, заявивших самоотвод, подготавливаются Секретариатом Съезда народных депутатов Российской Федерации и утверждаются Съездом народных депутатов Российской Федерации.

О формировании Совета Республики и Совета Национальностей Съезд народных депутатов Российской Федерации принимает постановление.
(Статья в редакции постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1

Утверждение Председателя Совета Министров Российской Федерации,
Генерального прокурора Российской Федерации,
Председателя Верховного Суда Российской Федерации,
Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации,
избрание Конституционного Суда Российской Федерации

(наименование в редакции постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации
от 7 декабря 1992 года N 4050-1


Статья 24. Президент Российской Федерации представляет на утверждение Съезду народных депутатов Российской Федерации назначенного им с согласия Верховного Совета Российской Федерации Председателя Совета Министров Российской Федерации, который выступает перед Съездом народных депутатов Российской Федерации с программой предстоящей деятельности (часть в редакции постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1.

Председатель Совета Министров Российской Федерации считается утвержденным Съездом, если за него проголосовало более половины от общего числа народных депутатов Российской Федерации.

Об утверждении Председателя Совета Министров Российской Федерации Съезд принимает постановление.

В случае, если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность Председателя Совета Министров Российской Федерации не утверждена Съездом народных депутатов Российской Федерации, Президент Российской Федерации представляет другую кандидатуру, по которой также проводятся обсуждение и голосование (часть в редакции постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1.

Статья 25. Председатель Верховного Совета Российской Федерации представляет на утверждение Съезду народных депутатов Российской Федерации Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации. Эти лица выступают перед Съездом народных депутатов Российской Федерации с программой предстоящей деятельности (часть в редакции постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1.

Обсуждение и голосование по каждой кандидатуре, указанной в части первой настоящей статьи, проводятся отдельно, об их утверждении Съезд принимает постановления.

Статья 25-1. По представлению Председателя Верховного Совета Российской Федерации Съезд народных депутатов Российской Федерации избирает тайным голосованием Конституционный Суд Российской Федерации в составе 15 судей. Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации избирается в индивидуальном порядке. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации Съезд народных депутатов Российской Федерации избирает на его место в установленном порядке другое лицо.
(Статья дополнительно включена постановлением Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1).

Порядок обсуждения и принятия решений на Съезде народных депутатов Российской Федерации


Статья 26. Заявления народных депутатов Российской Федерации о предоставлении слова для выступления в прениях направляются в Секретариат Съезда после включения вопроса в повестку дня.

Секретариат Съезда нумерует заявления в порядке поступления и составляет списки выступающих в хронологическом порядке.

По решению Съезда запись для выступления в прениях может производиться с помощью электронной системы голосования. В этом случае запись производится одномоментно, затем электронная система генератором случайных чисел расставляет кандидатов для выступления в случайном порядке.

Заявления от фракций и блоков о предоставлении их представителям слова для выступления в прениях направляются в Секретариат Съезда не позднее чем за 2 часа до начала рассмотрения вопроса в соответствии с повесткой дня. В этом случае слово для выступления дается в обязательном порядке, имея в виду, что последовательность выступлений определяется с помощью генератора случайных чисел.

В случае более поздней подачи заявления фракция и блок, а также группа независимо от времени подачи заявления получают право на обязательное выступление, если за это проголосует не менее одной пятой общего числа народных депутатов Российской Федерации.

Группа, фракция и блок могут менять представителя, которому поручено вы ступление. Передача и обмен своей очереди на выступление отдельными депутатами не допускается.

Выступления народных депутатов определяются в порядке очередности:

1) представитель от блока фракций;

2) представитель от фракции, не входящей в блоки;

3) представитель группы народных депутатов;

4) народный депутат.
(Часть седьмая в редакции постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 20 апреля 1992 года N 2698-1

Слово по порядку ведения заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации, для справки и по мотивам голосования представляется депутатам вне очереди продолжительностью не более 1 минуты.
(Статья в редакции постановления Верховного Совета Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1811/1-1

Статья 27. Прекращение прений производится по решению Съезда народных депутатов Российской Федерации, принимаемому путем открытого голосования большинством голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации.

Статья 28. Съезд народных депутатов Российской Федерации решает вопрос о включении предлагаемого проекта закона Российской Федерации в повестку дня данного Съезда, либо о продолжении работы над законопроектом (законодательным предложением), либо о его отклонении.

При этом Съезд народных депутатов Российской Федерации может поручить подготовку проекта закона Российской Федерации Верховному Совету Российской Федерации, комиссиям Съезда с указанием срока представления законопроекта.

Статья 29. После принятия законопроекта за основу на голосование ставятся отдельно каждая статья либо раздел, или глава проекта закона Российской Федерации с вносимыми поправками, а затем весь проект в целом. Съезд народных депутатов Российской Федерации может принять решение о голосовании сразу по законопроекту в целом. Съезд народных депутатов Российской Федерации принимает обсуждаемый документ, либо отклоняет его, либо направляет на доработку.

По решению Съезда народных депутатов Российской Федерации законопроект может быть вынесен на всенародное обсуждение (часть в редакции постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1.

Статья 30. По решению Съезда народных депутатов Российской Федерации наиболее важные вопросы могут быть вынесены на всенародное голосование (референдум). Референдум проводится в порядке, установленном Съездом народных депутатов Российской Федерации (статья в редакции постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1.

Статья 31. Съезд народных депутатов Российской Федерации принимает законы Российской Федерации большинством голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации. Закон об изменении Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов Российской Федерации.

Съезд народных депутатов Российской Федерации может принимать обращения, декларации, заявления.

Статья 32. На заседаниях Съезда народных депутатов Российской Федерации решения по рассматриваемым вопросам принимаются открытым (в том числе поименным) и тайным голосованием.

Перед началом голосования председательствующий указывает количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет их формулировки, напоминает, каким большинством голосов (от общего числа депутатов, от числа присутствующих, простым или квалифицированным большинством голосов) Съезд может принять решение.

Статья 33. При проведении открытого голосования без использования электронной системы подсчет голосов поручается группе народных депутатов, состав которой определяется Съездом.

Голосование может быть проведено без подсчета голосов - по явному большинству. В этом случае председательствующий обязан выяснить, имеются ли возражения против такого порядка голосования. Если поступит возражение, то проводится подсчет голосов.

Статья 34. В случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, другими законами Российской Федерации, настоящим Регламентом, проводится тайное голосование.

Для проведения тайного голосования без использования электронной системы Съезд народных депутатов Российской Федерации избирает из числа народных депутатов Российской Федерации открытым голосованием Счетную комиссию. В работе Счетной комиссии не участвуют народные депутаты Российской Федерации, чьи кандидатуры выдвинуты в состав избираемых органов или на должности, подлежащие замещению на Съезде.

Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения Счетной комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии.

Бюллетени изготавливаются под контролем Счетной комиссии по установленной ею форме в количестве, соответствующем общему числу народных депутатов Российской Федерации.

В бюллетень для тайного голосования по выборам в состав избираемых Съездом органов или должностных лиц включаются все кандидатуры, которые были утверждены Съездом для включения в бюллетень. В бюллетене указываются фамилия, имя и отчество каждого кандидата.

В избирательных бюллетенях по выборам в Совет Республики, а также в Совет Национальностей фамилии выдвинутых кандидатов располагаются в алфавитном порядке по каждой республике в составе Российской Федерации, автономной области, автономному округу, краю, области, городам Москве и Санкт-Петербургу (часть в редакции постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1.

Счетная комиссия проверяет наличие кабин для заполнения бюллетеней для тайного голосования, опечатывает ящики для тайного голосования и создает все условия для полного обеспечения тайны голосования.

Каждому народному депутату Российской Федерации выдается один бюллетень по выборам избираемого органа или должностного лица либо по решению рассматриваемого Съездом народных депутатов Российской Федерации вопроса.

Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам членами Счетной комиссии в соответствии со списком депутатов по предъявлении ими удостоверения народного депутата Российской Федерации.

Заполнение бюллетеней проводится депутатом в кабине для тайного голосования.

Депутат оставляет в бюллетене для тайного голосования по выборам избираемых Съездом органов фамилии тех кандидатов, за которых он голосует, вычеркивая фамилии кандидатов, против которых он подает свой голос.

В бюллетене для тайного голосования по выборам избираемого Съездом должностного лица при голосовании оставляется не более одной кандидатуры.

После окончания голосования Счетная комиссия погашает неиспользованные бюллетени, вскрывает ящики для тайного голосования и производит подсчет голосов.

Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы, а при избрании должностных лиц - бюллетени, в которых оставлено две и более кандидатуры. Фамилии, дописанные в бюллетени, при подсчете голосов не учитываются.

О результатах тайного голосования Счетная комиссия составляет протоколы, которые подписываются всеми членами Счетной комиссии. По докладу Счетной комиссии Съезд народных депутатов Российской Федерации открытым голосованием принимает постановление об утверждении результатов тайного голосования.

Статья 35. По требованию народных депутатов Российской Федерации на Съезде проводится поименное голосование, если за это предложение проголосовало не менее одной пятой от общего числа народных депутатов Российской Федерации.

Статья 36. Народный депутат Российской Федерации обязан лично осуществлять свое право на голосование. Голосование за другого депутата не допускается.

Депутат не вправе подать свой голос после окончания голосования.

При выявлении ошибок в порядке и технике проведенного голосования по решению Съезда народных депутатов Российской Федерации проводится повторное голосование.

После окончания подсчета голосов председательствующий на заседании Съезда народных депутатов Российской Федерации объявляет результаты голосования.

Комиссии Съезда народных депутатов Российской Федерации


Статья 37. Съезд народных депутатов Российской Федерации может создавать комиссии по любым вопросам своей деятельности.

Комиссии Съезда избираются из числа народных депутатов Российской Федерации открытым голосованием. Комиссии могут привлекать к своей работе ученых, специалистов и практических работников, не являющихся народными депутатами Российской Федерации.

Заседания комиссии Съезда являются открытыми. Комиссия вправе провести закрытое заседание.

Народный депутат Российской Федерации, не избранный в состав комиссии, вправе участвовать в ее работе с совещательным голосом.

Статья 38. Задачи и порядок деятельности комиссий Съезда определяются Съездом народных депутатов Российской Федерации при их создании.

Комиссия Съезда имеет право требовать и получать от государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций необходимые документы и материалы, вызывать экспертов, опрашивать любых лиц, обладает иными полномочиями, предоставленными ей Съездом народных депутатов Российской Федерации.

Комиссия подотчетна Съезду народных депутатов Российской Федерации и ответственна только перед ним.

Должностные лица, препятствующие деятельности комиссий Съезда народных депутатов Российской Федерации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.

По результатам своей деятельности комиссия представляет Съезду народных депутатов Российской Федерации доклад. Члены комиссии, имеющие особое мнение, вправе огласить его на заседании Съезда. По докладу комиссии Съезд принимает постановление.

Комиссия прекращает свою деятельность после выполнения возложенных на нее задач или досрочно по решению Съезда народных депутатов Российской Федерации.

Использование на Съезде народных депутатов Российской Федерации электронной системы


Статья 39. С помощью электронной системы проводятся:

- регистрация депутатов;

- запись депутатов на выступления, внесение запросов, предложений и поправок;

- подсчет голосов и определение результатов голосования;

- накопление и оперативная выдача справочной и статистической информации о ходе заседаний;

- формирование и распечатка списков и других документов.

Статья 40. При проведении тайного голосования с использованием электронной системы данные о поименном голосовании депутатов в компьютер электронной системы не передаются.

В случае сомнений в соблюдении тайны голосования или правильности подсчета голосов депутаты вправе потребовать проведения повторного голосования или провести тайное голосование с использованием бюллетеней. Такое решение принимается Съездом большинством голосов присутствующих депутатов.

Статья 41. В режиме поименного голосования с помощью электронной системы обеспечивается персонификация результатов голосования, формируются и распечатываются по установленной форме списки с результатами поименного голосования, которые доводятся до сведения депутатов.

Результаты поименного голосования вносятся в стенографические отчеты и публикуются в официальном печатном органе Съезда и Верховного Совета Российской Федерации.

Статья 42. Для решения вопросов, связанных с использованием электронной системы, на заседаниях Съезда создается комиссия из числа народных депутатов Российской Федерации, которая также осуществляет контроль за ходом голосования с использованием электронной системы.

Члены депутатской комиссии по контролю за использованием электронной системы имеют право беспрепятственного доступа ко всей информации, необходимой для контроля за использованием электронных систем. Решение депутатской комиссии по вопросам, отнесенным к ее ведению, обязательно для всех сотрудников Секретариата Верховного Совета Российской Федерации, Совета Министров Российской Федерации и технических специалистов, обслуживающих электронные системы Съезда и Верховного Совета.

Комиссия обязана предварительно, до начала тайного голосования, проверить функционирование электронной системы. Соблюдение правил работы электронной системы в режиме тайного голосования оформляется протоколом комиссии.

Комиссия рассматривает и проверяет обоснованность заявлений депутатов об ошибках в списках с результатами поименного голосования.

Комиссия может привлекать к своей работе специалистов-экспертов.

Статья 43. Результаты регистрации, записи на выступления и внесение запросов, результаты голосования, другие данные о ходе заседания представляются депутатам в виде цифровых данных и списков (кроме тайного голосования) и подлежат включению в стенографический отчет.

Все данные сохраняются в памяти компьютера электронной системы, а также на магнитных носителях в архиве Съезда и Верховного Совета Российской Федерации.

Народному депутату Российской Федерации по его письменному запросу в группу по обслуживанию электронной системы обязаны выдать имеющиеся данные.

Разрешение на доступ всех лиц, кроме депутатов, к информации электронной системы, хранящейся на магнитных носителях, дает Президиум Верховного Совета Российской Федерации.

Заключительные положения


Статья 44. Организационное, техническое и иное обслуживание деятельности Съезда народных депутатов Российской Федерации, народных депутатов Российской Федерации обеспечивается Секретариатом Верховного Совета Российской Федерации.

Смета расходов, связанных с деятельностью Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, их органов, народных депутатов Российской Федерации, утверждается Верховным Советом Российской Федерации.

Положение о Секретариате Верховного Совета Российской Федерации, его структура, штаты и смета расходов утверждаются Верховным Советом Российской Федерации с учетом рассмотрения этих вопросов в постоянных комиссиях палат и комитетах Верховного Совета Российской Федерации.

Настоящий Временный регламент вступает в силу с момента его принятия и действует до принятия Регламента Съезда народных депутатов Российской Федерации (часть в редакции постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1.


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"

О Временном регламенте Съезда народных депутатов Российской Федерации (с изменениями на 7 декабря 1992 года) (фактически не применяется)

Название документа: О Временном регламенте Съезда народных депутатов Российской Федерации (с изменениями на 7 декабря 1992 года) (фактически не применяется)

Вид документа: Постановление Съезда народных депутатов РСФСР

Принявший орган: Съезд народных депутатов РСФСР

Статус: Недействующий

Опубликован: Ведомости Съезда НД и ВС РСФСР, N 2, 1990
Дата принятия: 07 июня 1990

Дата начала действия: 07 июня 1990
Дата редакции: 07 декабря 1992
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах