О Временном регламенте
Съезда народных депутатов Российской Федерации
(с изменениями на 7 декабря 1992 года)
________________________________________________________________
Фактически не применяется в связи с принятием 12 декабря 1993 года
Конституции Российской Федерации
________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1811/1-1;
постановлением Съезда народных депутатов Российской Федерации от 20 апреля 1992 года N 2698-1;
постановлением Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В названии и тексте Временного регламента, утвержденного настоящим постановлением, слово "РСФСР" заменено словами "Российская Федерация" в соответствующем падеже - постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1.
____________________________________________________________________
Съезд народных депутатов Российской Федерации
постановляет:
Утвердить Временный регламент Съезда народных депутатов Российской Федерации.
Председатель Верховного Совета
Российской Федерации
Б.Н.Ельцин
Москва, Кремль,
7 июня 1990 года
(с изменениями на 7 декабря 1992 года)
____________________________________________________________________
В тексте и названии настоящего Временного регламента слово "РСФСР" заменено словами "Российская Федерация", а слово "Ленинград" - словом "Санкт-Петербург" в соответствующем падеже - постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1.
____________________________________________________________________
Статья 1. Высшим органом государственной власти Российской Федерации является Съезд народных депутатов Российской Федерации.
Съезд народных депутатов Российской Федерации вправе принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации.
Статья 2. Заседание Съезда народных депутатов Российской Федерации правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа народных депутатов Российской Федерации.
Для определения правомочности заседания Съезда перед каждым заседанием и после каждого перерыва проводится регистрация народных депутатов. Перед голосованием может быть проведена дополнительная регистрация.
Статья 3. В зале заседаний Съезда народные депутаты Российской Федерации размещаются в алфавитном порядке по автономным республикам, краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу, на территории которых они избраны, со сменой размещения делегаций на каждом очередном Съезде.
Статья 4. Съезд народных депутатов Российской Федерации осуществляет свою работу на пленарных заседаниях, а при необходимости - на секционных заседаниях.
Статья 5. Народному депутату Российской Федерации обеспечивается возможность активного участия в заседаниях Съезда народных депутатов Российской Федерации.
Он имеет право участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать свое мнение по персональному составу создаваемых Съездом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или утверждаемых Съездом, обращаться с запросами, задавать вопросы, давать справки, а также пользоваться иными правами в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законами Российской Федерации.
По всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях Съезда, народный депутат Российской Федерации пользуется правом решающего голоса.
Секретариат Съезда обеспечивает народных депутатов Российской Федерации материалами Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации, постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета Российской Федерации.
Во время работы Съезда народных депутатов Российской Федерации депутатам предоставляются информационные бюллетени заседаний Съезда. В стенографические отчеты по решению Съезда включаются также и тексты выступлений народных депутатов, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений.
Статья 6. Народные депутаты Российской Федерации могут объединяться в группы и фракции. Группы создаются по территориальному, профессиональному или иному неполитическому принципу. Фракции создаются по политическому принципу. Фракции могут объединяться в блоки.
В территориальную группу объединяются народные депутаты Российской Федерации, избранные по национально-территориальным и территориальным избирательным округам в пределах республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Группы народных депутатов Российской Федерации, созданные по иным принципам, должны насчитывать не менее 50 человек.
Группа, созданная для защиты национальных интересов малочисленных народов, регистрируется независимо от ее численности. Фракции народных депутатов Российской Федерации должны насчитывать не менее 50 человек, причем депутат может состоять только в одной фракции.
Каждая фракция может делегировать своего представителя в любой орган Съезда народных депутатов Российской Федерации. В случае, если Съездом народных депутатов будет принято решение о формировании органа Съезда народных депута тов Российской Федерации на паритетной основе, каждая фракция делегирует в этот орган равное число своих депутатов; если будет принято решение о формировании органа Съезда народных депутатов Российской Федерации на пропорциональной основе, каждая фракция делегирует в этот орган своих представителей в количестве, зависящем от численности этой фракции, при этом каждая фракция делегирует равное, определенное Съездом народных депутатов Российской Федерации количество представителей от каждых 50 своих членов.
Фракция не может входить в несколько блоков, в блоке должно быть не менее трех фракций.
Создание депутатских групп, фракций и блоков оформляется протоколом собрания соответствующего объединения депутатов. В протоколе указываются: задачи объединения, его численность, фамилии депутатов координаторов, уполномоченных представлять интересы группы, фракции или блока. К протоколу прилагается список депутатов, входящих в группу или фракцию, с личной подписью каждого. Список фракций, входящих в блок, подписывается координаторами (не менее чем 2). Группы, фракции и блоки не могут иметь одинаковые названия. О своем создании группа, фракция и блок письменно, с приложением указанных выше материалов, уведомляют Президиум Съезда народных депутатов Российской Федерации, а в период между Съездами - Председателя Верховного Совета Российской Федерации. Перерегистрация групп, фракций и блоков производится через год.
Группы, фракции и блоки могут готовить материалы по любому вопросу. По предложению групп, фракций или блоков Президиум Верховного Совета Российской Федерации или Секретариат Съезда народных депутатов Российской Федерации в обязательном порядке распространяют подготовленный материал среди народных депутатов Российской Федерации.
О создании депутатской группы, фракции или блока и нформируются народные депутаты Российской Федерации. Группа, фракция и блок вправе публиковать свои программы в "Российской газете" и в других средствах массовой информации.
Группа, фракция или блок письменно уведомляют о своем самороспуске Президиум Съезда народных депутатов, а в период между Съездами - Председателя Верховного Совета Российской Федерации, а фракция - также о выходе из блока.
(Статья в редакции постановления Верховного Совета Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1811/1-1 - см. предыдущую редакцию)
Статья 7. Народный депутат Российской Федерации, группа депутатов вправе обращаться с запросами к Председателю Верховного Совета Российской Федерации, Председателю Совета Министров Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Верховного Суда Российской Федерации, кроме дел, находящихся в производстве, к руководителям других государственных органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации (часть в редакции постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1 - см. предыдущую редакцию).
Запрос может быть внесен на Съезде народных депутатов Российской Федерации и сессии Верховного Совета Российской Федерации в письменной или устной форме.
Запрос, внесенный в письменной форме, оглашается председательствующим на заседании или доводится до сведения депутатов иным путем.
Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на запрос на Съезде народных депутатов Российской Федерации не более чем в трехдневный или иной устанавливаемый Съездом народных депутатов Российской Федерации срок.
Ответ на запрос после заслушивания может быть поставлен на обсуждение. По ответу на запрос принимается постановление.
В порядке работы Съезда народных депутатов Российской Федерации устанавливается резерв времени для обращения с запросами. В этих целях могут планироваться заседания, специально посвященные внесению запросов и изложению ответов на них.
Руководители государственных и общественных органов, иные должностные лица за предоставление Съезду народных депутатов Российской Федерации, его органам заведомо недостоверной информации либо за умышленное сокрытие информации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть в редакции постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 4050-1 - см. предыдущую редакцию)
Народные депутаты Российской Федерации, группа депутатов вправе обращаться с вопросами к должностным лицам и органам, указанным в части первой настоящей статьи.
В порядке работы Съезда народных депутатов Российской Федерации устанавливается резерв времени для обращения с вопросами и ответов на них.
Народные депутаты заблаговременно передают вопросы в Секретариат для приглашения соответствующих должностных лиц.
Статья 8. Заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации являются открытыми и ведутся гласно, с участием представителей прессы, по решению Съезда транслируются по телевидению и радио.
Для организации освещения средствами массовой информации работы Съезда образуется Пресс-центр, который регулярно проводит брифинги, а по наиболее важным вопросам, рассматриваемым на Съезде, пресс-конференции для советских и иностранных журналистов.
Стенографические отчеты открытых заседаний Съезда народных депутатов Российской Федерации публикуются в официальном печатном органе Съезда, Верховного Совета Российской Федерации, выпускаются отдельными изданиями.
По решению Съезда народных депутатов Российской Федерации может быть проведено закрытое заседание.
Статья 9. Утренние заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации проводятся с 10 до 14 часов с перерывом на 30 минут, вечерние - с 16 до 18 часов. По решению Съезда может быть установлено иное время начала и окончания заседаний.
Время для докладов на заседаниях Съезда предоставляется в пределах одного часа, для содокладов - до 20 минут. Выступающим в прениях предоставляется до 10 минут, для повторных выступлений в прениях, а также выступлений при постатейном обсуждении проектов законов - до 5 минут, для выступлений по кандидатурам, порядку ведения заседания, мотивам голосования и для справок - до 3 минут. С согласия большинства народных депутатов Российской Федерации председательствующий на заседании Съезда может продлить время для выступления.
Дополнительные перерывы на заседаниях Съезда проводятся по мотивированным предложениям народных депутатов, групп депутатов, если за них проголосовало не менее половины присутствующих депутатов.
Статья 10. Первое после выборов заседание Съезда народных депутатов Российской Федерации открывает и ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Российской Федерации, а после избрания Председателя Верховного Совета Российской Федерации и его заместителей заседания Съезда ведет Председатель Верховного Совета Российской Федерации или его заместитель.
Президиум Съезда народных депутатов Российской Федерации образуется в составе Председателя Верховного Совета Российской Федерации, его Первого заместителя и заместителей.
Статья 11. Для проверки полномочий депутатов на первом после выборов заседании Съезд избирает из числа народных депутатов Российской Федерации Мандатную комиссию.
По представлению Мандатной комиссии Съезд народных депутатов Российской Федерации принимает постановление о признании полномочий народных депутатов Российской Федерации, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными.
Статья 12. До признания полномочий депутатов Съезд народных депутатов Российской Федерации принимает решения только по повестке дня Съезда, по составам Секретариата, Мандатной и Редакционной комиссий Съезда.
Другие вопросы Съезд может обсуждать, не принимая по ним решения до признания полномочий депутатов.
Статья 13. Председательствующий на заседании Съезда народных депутатов Российской Федерации объявляет об открытии и закрытии заседаний, объявляет очередных докладчиков и выступающих, обеспечивает соблюдение Регламента, способствует сближению позиций сторон, достижению взаимосогласованных решений, ставит на голосование проекты законов Российской Федерации, постановлений и других актов Съезда, зачитывает предложения депутатов по рассматриваемым на заседании вопросам, отвечает на вопросы, заявления и предложения, поступившие в Президиум или Секретариат Съезда, дает справки, обеспечивает соблюдение иных процедур, принятых Съездом, обеспечивает порядок в зале заседаний, подписывает протокол заседания. Председательствующий ставит на голосование все вопросы, предложенные депутатами для голосования.
Во время заседаний председательствующий не вправе комментировать выступления депутатов, выступать по существу обсуждаемых вопросов. Участвуя в открытом голосовании, проводимом без использования электронной системы, председательствующий голосует последним.
Если председательствующий считает необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса на Съезде, он передает функции председательствующего одному из членов Президиума до тех пор, пока не кончится обсуждение по данному вопросу.
Статья 14. На время проведения заседаний Съезда народных депутатов Российской Федерации образуется Секретариат Съезда.
Секретариат Съезда избирается открытым голосованием из числа народных депутатов Российской Федерации в составе руководителя и членов. Об образовании Секретариата Съезд народных депутатов Российской Федерации принимает постановление.
Для консультаций Секретариатом Съезда могут привлекаться специалисты, научные консультанты.
В составе Секретариата могут быть образованы рабочие группы.
Статья 15. Секретариат Съезда народных депутатов Российской Федерации организует ведение стенограммы и протокола заседаний Съезда, ведет запись желающих выступить, регистрирует депутатские запросы, вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие материалы депутатов в качестве документов, организует работу с обращениями граждан, поступающими в адрес Съезда.
Секретариат Съезда представляет Президиуму Съезда сведения о записавшихся для выступления в прениях и о других депутатских инициативах, дает разъяснения народным депутатам Российской Федерации по вопросам работы Съезда. Сведения о записавшихся для выступлений в прениях периодически оглашаются.
По окончании заседания Секретариат Съезда представляет протокол заседания Съезда на подпись председательствовавшему на заседании.
Статья 16. На время проведения заседаний Съезда народных депутатов Российской Федерации образуется Редакционная комиссия Съезда.
Съезд избирает Редакционную комиссию из числа народных депутатов Российской Федерации и принимает постановление об ее образовании.