МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИИ

ПРИКАЗ

от 5 февраля 2001 года N 45


О мерах по повышению эффективности деятельности
органов военного управления по осуществлению
социальной адаптации военнослужащих,
увольняемых с военной службы,
граждан, уволенных с военной службы,
 и членов их семей

В связи с сокращением в 2001-2005 годах штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации особую актуальность приобретают проблемы социальной адаптации, переподготовки на гражданские специальности и трудоустройства военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы. В целях повышения эффективности деятельности органов военного управления по осуществлению социальной адаптации военнослужащих, увольняемых с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

приказываю:

1. Создать нештатный Координационный совет по социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (далее в тексте настоящего приказа, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; социальная адаптация, переподготовка на гражданские специальности и трудоустройства - социальной адаптацией; Координационный совет по социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - Координационным советом).

Назначить председателем Координационного совета заместителя министра обороны Российской Федерации генерала армии В.М.Топорова.

Председателю Координационного совета:

разработать и утвердить регламент работы Координационного совета;

утвердить персональный состав Координационного совета;

провести после принятия решения Правительством Российской Федерации совместно с заинтересованными центральными органами военного управления в установленном порядке необходимые мероприятия по созданию федерального государственного унитарного предприятия - Всероссийский центр социальной адаптации военнослужащих с отделениями (филиалами) в видах Вооруженных Сил, военных округах и на флотах за счет внебюджетных средств, средств федерального бюджета, выделяемых на социальную адаптацию военнослужащих, в пределах установленной штатной численности Вооруженных Сил;

определить формы отчетности Всероссийского центра социальной адаптации военнослужащих и его филиалов о результатах их деятельности, оказания им помощи органами военного управления в решении социальных задач.

Начальнику строительства и расквартирования войск - заместителю министра обороны Российской Федерации совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации для обеспечения деятельности указанного центра в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выделить помещения, предоставить необходимое оборудование и средства связи.

2. Утвердить:

Концепцию социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее в тексте настоящего приказа, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом; Концепция социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в Вооруженных Силах Российской Федерации - Концепцией) (приложение N 1 к настоящему приказу);

Положение о Координационном совете по социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (приложение N 2 к настоящему приказу).

3. Главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов, флотами, командующему Воздушно-десантными войсками до 1 марта 2001 года:

создать нештатные советы по социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

разработать и утвердить положения о советах на основе Типового положения о Совете по социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

провести по согласованию с руководством Всероссийского центра социальной адаптации военнослужащих необходимые мероприятия по созданию главных центров (центров) социальной адаптации военнослужащих на правах отделений (филиалов) Всероссийского центра социальной адаптации военнослужащих. При их создании использовать практический опыт учебных центров по переподготовке военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, созданных при участии Министерства обороны Российской Федерации (далее в тексте - приказа, если не оговорено особо, Министерство обороны Российской Федерации для краткости будет именоваться Министерством обороны). Обеспечить создаваемые центры в установленном законодательством Российской Федерации порядке помещениями, предоставить необходимое оборудование и средства связи;

организовать для проведения профессиональной ориентации и оказания правовой помощи военнослужащим, увольняемым из Вооруженных Сил, в воинских частях, гарнизонах, военных образовательных учреждениях профессионального образования (далее именуются - военно-учебные заведения), военных комиссариатах работу внештатных справочно-консультативных пунктов, обеспечить их в установленном законодательством Российской Федерации порядке помещениями, средствами связи, необходимой юридической и справочной литературой. Привлечь для работы в указанных пунктах должностных лиц штабов, кадровых органов, органов воспитательной работы, юридической службы Вооруженных Сил, по согласованию - работников кадровых органов предприятий и учреждений, представителей органов местного самоуправления, территориальных органов службы занятости населения;

доложить о проделанной работе заместителю министра обороны Российской Федерации генералу армии В.М.Топорову.

Главному управлению воспитательной работы Вооруженных Сил совместно с Главным управлением военного бюджета и финансирования Министерства обороны до 1 апреля 2001 года подготовить проект директивы министра обороны Российской Федерации, предусмотрев в ней доведение юридических изданий по вопросам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей до полка, отдельного батальона включительно.

4. Главному управлению воспитательной работы Вооруженных Сил, Главному управлению кадров Министерства обороны, Управлению военного образования Министерства обороны до 1 апреля 2001 года представить в Генеральный штаб предложения по подготовке в военно-учебных заведениях и на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования специалистов по социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также расширению числа постоянно действующих курсов на базе военно-учебных заведений по подготовке и повышению квалификации указанных категорий специалистов.

5. Заместителям министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующему Воздушно-десантными войсками, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны, имеющим в подчинении военно-учебные заведения, до 1 апреля 2001 года представить заместителю министра обороны Российской Федерации предложения по использованию их учебно-материальной базы для создания региональных центров социальной адаптации военнослужащих.

6. Главному управлению кадров Министерства обороны совместно с Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил, Финансовой инспекцией Министерства обороны до 1 марта 2001 года осуществить проверку деятельности учебных центров переподготовки военнослужащих, находящихся в ведении Министерства обороны.

7. Главному управлению военного бюджета и финансирования Министерства обороны совместно с Управлением военно-экономического анализа и экспертиз Министерства обороны, Управлением труда и заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил при участии финансовых органов видов Вооруженных Сил разработать и представить в Генеральный штаб предложения по финансово-экономическому обоснованию и обеспечению эффективной деятельности в Вооруженных Силах основных элементов системы социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусмотренных концепцией.

8. Финансовой инспекции Министерства обороны обеспечить контроль за целевым использованием финансовых средств, выделяемых на обеспечение социальной адаптации военнослужащих, увольняемых с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра обороны Российской Федерации генерала армии В.М.Топорова.

министр обороны Российской Федерации
маршал Российской Федерации
И.Сергеев

     

Приложение N 1
к приказу министра обороны
Российской Федерации
2001 года N 45

Концепция социальной адаптации военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
в Вооруженных Силах Российской Федерации

     

     

Введение

Важнейшим приоритетом военной реформы в Российской Федерации является повышение статуса военнослужащих, обеспечение их социальной защиты. Осуществление комплекса мер по социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является одной из ключевых задач в обеспечении национальной безопасности российского государства. Несмотря на предпринимаемые усилия, на протяжении последних лет продолжает сохраняться ряд социальных проблем, крайне отрицательно влияющих на боевую готовность и боеспособность войск, на морально-психологическое состояние военнослужащих.

С принятием решения о сокращении на 600 тыс. человек численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов особую актуальность приобретают проблемы социальной адаптации, переподготовки на гражданские специальности и трудоустройства военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы. Единой системы социальной адаптации военнослужащих, увольняемых с военной службы, пока не создано. Их профессиональной подготовкой по гражданским специальностям занимается более ста организаций, но провозглашаемые ими возможности по переподготовке равно, как и выдаваемые "дипломы", не пользуются доверием у работодателей.

Наряду с социально-экономическими трудностями, общим сложным положением войск (сил), вызванным их недофинансированием, недостаточная эффективность мероприятий социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей обусловлена отсутствием единого понимания должностными лицами сущности, целей и принципов социальной адаптации, недостаточной скоординированностью действий органов государственной власти и военного управления в решении задач социальной адаптации военнослужащих, увольняемых с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, их переподготовки на гражданские специальности и трудоустройства.

В целях решения этих проблем разработана Концепция социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, которая представляет собой систему принятых в Вооруженных Силах взглядов на сущность, содержание социальной адаптации военнослужащих и организацию работы органов военного управления и должностных лиц по ее обеспечению. Данная Концепция:

разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов "Об обороне", "О статусе военнослужащих", других законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, а также с учетом существующих нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации по вопросам социальной адаптации, переподготовки и трудоустройства военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

направлена на качественное решение задач военной реформы, повышение статуса военнослужащих, укрепление морально-психологического состояния личного состава;

исходит из необходимости выработки единого подхода к осуществлению социальной адаптации военнослужащих, включения в эту работу всех органов военного управления, активизации взаимодействия в этих целях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями;

учитывает имеющийся опыт решения проблем социальной адаптации военнослужащих, увольняемых с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

призвана стать основой для разработки и принятия всех последующих нормативных правовых актов по вопросам социальной адаптации указанных категорий граждан.

I. Общие положения

Настоящая концепция представляет собой сконцентрированную в едином документе совокупность основополагающих, официально принятых в Вооруженных Силах Российской Федерации положений (понятий и взглядов) по организации, всестороннему обеспечению и совершенствованию системы социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на ближайшую перспективу с учетом реальных условий социально-экономического развития государства.

Основные термины, используемые в Концепции:

Военнослужащие - лица, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Увольняемые военнослужащие - военнослужащие, проходящие военную службу за три года до увольнения по достижении ими предельного возраста, либо в течение года до увольнения по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Граждане, уволенные с военной службы - лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в Объединенных Вооруженных Силах СНГ, в Вооруженных Силах СССР.

Члены семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы - супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Социальная адаптация - процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды.

II. Система социальной адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей

Исходной нормативной правовой основой Концепции является положение статьи 7 Конституции Российской Федерации, определяющее Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это конституционное положение ставит социальную защиту граждан центральной проблемой государства, предусматривает развитие системы социальных служб, декларирует гарантии социальной защиты.

Неотъемлемым компонентом системы социальной защиты является социальная адаптация военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Социальная адаптация военнослужащих - это деятельность органов государственной власти, военного управления, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и самих военнослужащих по подготовке и приспособлению к новым условиям жизни и деятельности после увольнения с военной службы.

Основные задачи социальной адаптации военнослужащих:

планирование и осуществление мероприятий, направленных на смягчение социально-экономических и общественно-психологических последствий, связанных с увольнением военнослужащих и их социальной адаптацией;

снижение социальной напряженности в местах размещения воинских формирований и проживания граждан, уволенных с военной службы;

создание условий и возможностей для получения образования, переподготовки и трудоустройства;

разработка предложений по совершенствованию законодательства о правах льготах и социальных гарантиях военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

совершенствование механизмов и институтов социальной адаптации военнослужащих.

Успешное достижение целей и решение задач социальной адаптации зависит от глубокого знания и умелого применения специфических принципов социальной адаптации, отражающих объективные закономерности деятельности по подготовке военнослужащих к новым условиям жизни после увольнения с военной службы. К ним прежде всего относятся:

гуманизм и законность;

адресность и предметность;

тесное взаимодействие органов государственной власти, военного управления, местного самоуправления и общественных объединений;

комплексное использование политических, экономических, социальных, правовых и иных мер;

связь с государственным и военным строительством;

целостный подход к человеку как объекту социальной адаптации, учет его меняющихся потребностей, интересов, целостных ориентаций.

Объектом социальной адаптации выступают военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей.

Субъектом социальной защиты являются органы и должностные лица, предназначенные осуществлять эту деятельность.


В соответствии с положением статьи 7 Федерального закона "Об обороне" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях, установленных для граждан Российской Федерации в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей.

Центральное место в системе социальной адаптации занимают социальные службы, предназначенные для непосредственной работы по социальной поддержке, оказанию бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, социальной адаптации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»