• Текст документа
  • Статус
Действующий

ЗАЯВЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВТО
в области предотвращения организованного секс-туризма

Всемирная туристская организация.
Исполнительный совет

Мадрид (Испания), май 1995 года


1. На своей сорок девятой сессии (Мадрид, 21-23 ноября 1994 года) Исполнительный совет принял решение, в котором он поручает Генеральному секретарю переработать проект заявления ВТО о предотвращении организованного секс-туризма с учетом дискуссии, которая имела место на данной сессии, а также любых предложений, которые могут быть выдвинуты на предстоящем межведомственном заседании экспертов по предотвращению организованного секс-туризма, которое будет проводиться в штаб-квартире ВТО в 1995 году, и просит Генерального секретаря представить пересмотренный проект этого заявления на рассмотрение на его пятидесятой сессии (решение 4(XLIX)).

История вопроса

2. В резолюции 1983/30 Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций предложил Всемирной туристской организации "поставить вопрос о сексуально ориентированном туризме в ее повестку дня" (14-е пленарное заседание 26 мая 1983 года.). ВТО ответила на это, поставив этот вопрос перед своей рабочей группой, готовившей Хартию туризма и Кодекс туриста, которые были позднее приняты Генеральной ассамблеей ВТО, проходившей в Софии (Болгария) в октябре 1985 года. В ст.IV, д, этого документа предусматривается, что государства должны "предотвращать любую возможность использования туризма для эксплуатации других в целях проституции", а в статье XI, г, содержится призыв к туристам "воздерживаться от эксплуатации других в целях проституции".

3. Хотя эта декларация принципов не является юридически обязательной, на нее часто ссылаются другие национальные и международные организации, как правительственные, так и неправительственные, и она рассматривается в качестве морального источника программных документов и заявлений по секс-туризму.

4. Проблему секс-туризма рассматривала Комиссия ООН по правам человека, конкретно - ее рабочая группа по современным формам рабства (17-е заседание 14 августа 1992 года), которая в резолюции 1992/2 обратилась к своему Генеральному секретарю с просьбой "передать Всемирной туристской организации глубокую озабоченность рабочей группы в отношении секс-туризма одновременно с просьбой созвать в качестве приоритетного мероприятия совещание для обсуждения последствий секс-туризма и путей предотвращения этого явления, особенно когда речь идет о детской проституции".

5. Г-н В.Мунтарборн, специальный докладчик Комиссии по правам человека, в своем докладе от 12 января 1993 года обратился с просьбой, чтобы туристские агентства были "более ответственными в отношении секс-туризма" и чтобы ВТО "распространила среди туристских агентств этический кодекс с целью предотвращения эксплуатации детей" (док. E/CN/4/1993/67).

6. В мае 1993 года ВТО была представлена на международной консультативной встрече по детской проституции, которую организовала в Бернхаузер форст, Штутгарт (Германия), ЕКПАТ (кампания за прекращение детской проституции в азиатском туризме). Выводы этой консультативной встречи были обсуждены в июле 1993 года на совместном заседании комитетов ВТО по безопасности и упрощению туристских формальностей (которые позднее были объединены в Комитет по обеспечению качества), которое поддержало "предложение созвать межведомственное совещание экспертов для обсуждения последствий и путей предотвращения секс-туризма".

7. Эта возобновленная инициатива была включена в повестку сессии Исполнительного совета ВТО в ноябре 1994 года вместе с проектом заявления о предотвращении организованного секс-туризма, который предварительно рассмотрел Комитет ВТО по обеспечению качества на своем первом заседании (Мадрид, октябрь 1994 года) и который был подготовлен по инициативе Генерального секретаря.

8. Данное совещание, проведение которого было первоначально запланировано в Мадриде, состоялось в г.Сен-Винсенте, Балле-д'Аосте (Италия) с 6 по 8 апреля 1995 года. Его организовал Европейский центр Сен-Винсента по биоэтике и качеству жизни на основании приглашения, которое ВТО получила от итальянского правительства, предложившего оплатить расходы по проведению этого мероприятия.

9. В этом совещании приняло участие более 50 специалистов. Европейская комиссия, Совет Европы, Интерпол, Комиссия ООН по правам человека, ПРООН и ВОЗ прислали своих представителей, обеспечили материалы и представили доклады, в то время как МОТ, ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО, которые не смогли направить экспертов, обещали присоединиться к плану действий, который планировалось принять на этом мероприятии. В нем приняли участие специалисты из Канады, Германии, Италии, Испании, Швейцарии и Великобритании; также были представлены Аргентина, Норвегия, Филиппины, Швеция, Шри-Ланка, Турция и Святейший Престол - постоянный наблюдатель при ВТО.

10. Сектор туризма представляли Международная гостиничная ассоциация (МГА), Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (ФУААВ), Международная ассоциация гидов по сопровождению (ИАТМ) и Итальянская ассоциация туристских агентств (ФИАВЕТ). Также присутствовала влиятельная группа заинтересованных неправительственных организаций, в том числе ЕКПАТ (Франция, Германия), Kenya Tourism Concern, Terre des Hommes (Германия, Италия) и Arbeitskeis Tourismus und Entwicklund (Швейцария).

11. Выводы совещания можно обобщить в следующих положениях:

a) секс-туризм является деликатным вопросом, в который вовлечено много факторов и сторон. Он принимает различные формы (поездки туристов для использования услуг проституток, поездки профессиональных и полупрофессиональных проституток в туристские центры, предложение сексуальных услуг туристам внутри туристской группы и т.д.), а его масштаб постоянно возрастает (это явление относится ко всем регионам мира). Главной формой секс-туризма, судя по всему, является эксплуатирование проституции, порожденной нищетой и вызываемой всеми разновидностями неравенства между посетителями и жителями туристских районов. Секс-туризм зачастую вырастает из проституции на массовом уровне;

b) секс-туризм приводит к многочисленным и серьезным последствиям: распространению венерических заболеваний, включая ВИЧ-инфекцию, среди местных жителей и туристов, разрушению социального строя принимающих центров, размыванию традиционных общественных и культурных ценностей, росту преступности, наносит ущерб облику соответствующих туристских центров;

c) с другой стороны, оставив в стороне долгосрочные издержки секс-туризма для общества, эта деятельность приносит значительные туристские доходы и поддерживает экономическую активность занятого в ней населения. Так как эта деятельность живуча, можно предположить, что в краткосрочном плане не предвидится альтернативных способов экономического выживания вовлеченных в нее групп населения;

d) несмотря на возрастающую озабоченность в этом отношении, секс-туризм как в открытых, так и в более скрытых формах в большинстве стран не преследуется, особенно в тех странах, где проституция разрешена; при этом исключением являются те случаи, когда эта деятельность ведет к преступным действиям, таким, как насильное принуждение, эксплуатация или запрещенные половые отношения с детьми. Другими словами, считается, что опасность проституции и секс-туризма связана с тем фактом, что эти виды деятельности неизбежно ведут к преступным действиям и вовлекают в качестве наиболее уязвимых жертв детей и подростков;

e) именно в этом контексте мы должны определить ответственность туристского сектора за секс-туризм и его последствия. Этот сектор может нести прямую ответственность за организацию секс-туров (туроператоры и туристские агентства) и за предоставление коммерческих услуг сексуального характера в принимающих центрах (гостиницы, гиды); или он может быть косвенно ответственным за предоставление своих коммерческих сетей внешним организаторам таких поездок (например, клубы педофилов);

f) оперативный сектор туризма уже выдвинул различные инициативы, направленные против секс-туризма, в частности, благодаря прошлым докладам ВТО по этой проблеме. Сюда относятся:

просветительская кампания среди туристских агентств, которую проводит ЕКПАТ: во Франции - в целях защиты детей от сексуальной эксплуатации и на мировом уровне - среди членов ФУААВ, которые в одностороннем порядке присоединяются к официальной декларации по этому вопросу;

аналогичные планы в рамках МГА;

соглашения между Terre des Hommes и соответствующими туроператорами в Германии с целью запрещения присутствия детей-проституток на арендуемых объектах;

информационная кампания против секс-туризма и СПИДа, развернутая туристской индустрией Швейцарии по инициативе Tourismus und Entwicklund;

аналогичные кампании, проводимые некоторыми авиакомпаниями (например, Japan Airlines, Northwest);

g) благодаря деятельности ЕКПАТ проблема детей в секс-туризме вышла на передний план. Шведское правительство и ЮНИСЕФ в августе 1996 года будут проводить в Стокгольме Всемирный конгресс по предотвращению коммерческой сексуальной эксплуатации детей, организуемый в рамках выполнения Концепции о правах ребенка (Организация Объединенных Наций, 1989 год). На этом конгрессе в качестве одного из главных вопросов будет вопрос об эксплуатации детской проституции в туризме;

h) страны, направляющие большое количество туристов, такие, как, например, Австралия, Германия, Новая Зеландия, Швеция, приняли законы, разрешающие преследование их граждан за практику запрещенных форм половых связей с детьми за границей. Однако выполнение этих законов вызывает множество проблем процедурного и юридического характера, что требует проведения их широкомасштабного обсуждения с соответствующими странами. В ряде этих стран предприняты параллельные действия по обеспечению выполнения национальных законов и по выполнению мер, нацеленных на предотвращение детской проституции и ее эксплуатации в секс-туризме.

12. В завершение общей дискуссии по вопросам секс-туризма собравшиеся и Сен-Винсенте специалисты рассмотрели и обсудили проект заявления ВТО по предотвращению организованного секс-туризма. Участники совещания одобрили и поддержали этот документ. Было предложено несколько поправок с целью расширения его масштаба (определение, исследования, работа с руководством туристской индустрии, саморегуляционные механизмы. Стокгольмский конгресс).

13. Это помогло Секретариату пересмотреть данный проект в свете дискуссии, которая состоялась на сессии Совета в ноябре 1994 года. Совету предлагается изучить новый проект (приложение 1) с целью одобрения заявления и его представления Генеральной ассамблее на ее одиннадцатой сессии. Возможно, что Совет также пожелает рассмотреть последующие действия, которые он посчитает необходимыми в этой области.

14. Так как эксперты уделили особое внимание сексуальной эксплуатации детей в туризме, они приняли декларацию по этой проблеме (приложение 2). Еще одним итогом совещания явился перечень мер, которые направлены против секс-туризма (международные соглашения, меры юридического, социального, экономического, медицинского и отраслевого характера) и которые требуют комплексных и согласованных действий стран и организаций.

15. Генеральный секретарь хотел бы выразить свою благодарность и признательность итальянскому правительству и Сен-Винсентскому центру за их содействие и гостеприимство, благодаря которым стало возможным проведение этого мероприятия, а также всем экспертам, принявшим в нем участие, за их ценный вклад.

Приложение 1. Проект заявления ВТО по предотвращению организованного секс-туризма

Приложение 1


Учитывая, что Хартия туризма и Кодекс туриста ВТО (София, 1985 год) призывают государства и отдельных граждан предотвращать любые возможности использования туризма для эксплуатации других лиц в целях проституции;

проведя консультации с заинтересованными международными и национальными организациями, как правительственными, так и неправительственными, а также с представителями сектора туризма;

учитывая серьезную озабоченность международного сообщества в связи с живучестью организованного секс-туризма, который в целях данного заявления может быть определен как поездки, организованные в рамках сектора туризма или вне этого сектора, однако с использованием его структур и сетей, главной целью которых является осуществление половых связей туристов с местными жителями в принимающем центре на коммерческой основе;

осознавая тяжелые медицинские, а также социальные и культурные последствия этой деятельности для стран, как принимающих, так и направляющих туристов, особенно когда при этом сексуальная эксплуатация возможна благодаря неравенству полового, возрастного, социального и экономического характера в принимающем центре,

Генеральная ассамблея

1. Отвергает все формы такой деятельности как форму эксплуатации, которая подрывает основные цели туризма в деле содействия миру, правам человека, взаимопониманию, уважению всех народов и культур и устойчивому развитию.

2. Разоблачает и осуждает особенно детский секс-туризм, считая это нарушением статьи 34 Конвенции о правах ребенка (Организация Объединенных Наций, 1989 год), что требует жестких юридических мер со стороны стран, направляющих и принимающих туристов.

3. Просит правительства стран, как направляющих, так и принимающих туристов:

мобилизовать их компетентные ведомства, в том числе национальные туристские администрации, с целью принятия мер против организованного секс-туризма;

вести сбор сведений об организованном секс-туризме и поощрять просвещение соответствующих ответственных работников государственных органов и руководства сектора туризма в отношении негативных последствий этой деятельности;

издавать директивы для сектора туризма, настаивая на том, чтобы он воздерживался от организации любых форм секс-туризма, а также от эксплуатации проституции в качестве туристской достопримечательности;

разрабатывать и обеспечивать выполнение в целесообразных случаях юридических и административных мер по предотвращению и ликвидации детского секс-туризма, в частности на основе двусторонних соглашений, содействующих среди прочего судебному преследованию туристов, занимающихся любыми запрещенными формами половых связей с детьми и подростками;

оказывать помощь заинтересованным межправительственным и неправительственным организациям в борьбе против организованных форм секс-туризма.

4. Призывает страны-доноры, агентства по оказанию помощи и другие источники финансирования выполнять проекты развития туризма, нацеленные на усиление и повышение разнообразия предложения туристских услуг в принимающих центрах, пораженных секс-туризмом, с целью содействия занятости в секторе туризма, развития его связей с другими секторами национальной экономики и внесения вклада в социально-экономическую устойчивость туризма.

5. Приветствует туристские компании и организации туристской индустрии, а также неправительственные организации, как, например, ЕКПАТ, которые уже приняли меры против секс-туризма, в частности в отношении сексуальной эксплуатации детей и подростков.

6. Призывает туристскую индустрию:

объединять усилия и сотрудничать с неправительственными организациями с целью ликвидации организованного секс-туризма в местах как выезда, так и приема туристов, выявляя критические моменты, в которых может процветать эта деятельность, и уделять этим моментам особое внимание;

просвещать персонал о негативных последствиях секс-туризма, включая его воздействие на имидж сектора туризма и туристских центров, и предлагать сотрудникам туристских предприятий изыскивать пути удаления сексуальных услуг коммерческого характера из туристского предложения;

разрабатывать и повышать эффективность профессиональных кодексов поведения и отраслевых саморегулирующих механизмов, нацеленных на борьбу с практикой секс-туризма;

принимать практические меры информационного и коммерческого характера, как, например, добровольное принятие предприятиями обязательства воздерживаться от организации секс-туризма; запрещение сексуальных услуг коммерческого характера, особенно с вовлечением детей, на контрактуемых туристских объектах; информирование путешественников о медицинских рисках, связанных с секс-туризмом, и т.д.;

предупреждать туристов о недопустимости пользования услугами детской проституции, осуждая ее преступный характер и условия, в которых детей заставляют заниматься проституцией;

поощрять средства массовой информации к оказанию помощи сектору туризма в его усилиях по выявлению, изолированию, осуждению и предотвращению всех форм организованного секс-туризма.

7. Предлагает странам и их туристским ведомствам внести свой вклад в работу Всемирного конгресса по предотвращению сексуальной эксплуатации детей, который совместно организуют шведское правительство и ЮНИСЕФ и который будет проходить в августе 1996 года в Стокгольме (Швеция).

Приложение 2. Сен-винсентская декларация о защите детей от сексуальной эксплуатации в туризме

Приложение 2


Эксперты - участники международной консультативной встречи "Остановить организованный секс-туризм" (г.Сен-Винсент, Балле-д'Аоста (Италия), 6-8 апреля 1995 года):

наблюдая с тревогой, что, по имеющимся оценкам, в последние годы во многих странах мира, являющихся популярными туристскими центрами, более 1 миллиона детей были вовлечены в проституцию;

осознавая, что сексуальная эксплуатация детей принимает разные формы и имеет различные причины, включая бедность, быстрый экономический рост, увеличивающееся социальное неравенство, распад традиционных семейных структур и существование организованной преступности;

осознавая, что сексуальная эксплуатация детей оказывает разрушительное влияние на их психическое и физическое развитие, а в отдельных случаях приводит к смертельному исходу;

осознавая, что сексуальная эксплуатация детей приводит к драматическим последствиям социального и медицинского характера на национальном и международном уровнях, например, в связи с распространением инфекционных заболеваний;

осознавая, что в области туризма следует соблюдать права человека, включая права детей, местную культуру и традиции; что туризм должен содействовать терпимости, миру, взаимопониманию между народами и культурами, а также экономическому развитию, включая образование, создание рабочих мест, социальное обеспечение и инфраструктуру;

принимая во внимание обязательства правительств, данные рекомендации нацелены на предотвращение сексуальной эксплуатации детей в туризме в соответствии со статьей 34 Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка и в соответствии с Хартией туризма и Кодексом туриста Всемирной туристской организации,

считают, что:

1. Государства, особенно ратифицировавшие Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка, должны принять эффективные законодательные и иные меры с целью выполнения статьи 34, в которой государства обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального насилия.

2. Никакая форма туризма не должна содействовать преступной деятельности или подразумевать ее, особенно сексуальную эксплуатацию детей. Сексуальная эксплуатация детей в туризме наносит вред одной из наиболее уязвимых групп общества. Она зачастую тесно связана с другими видами преступной деятельности, такими, как изнасилования, похищения людей, порнография, злоупотребление наркотиками и торговля людьми.

3. Организация сексуальной эксплуатации детей в туризме должна быть запрещена в любых ее формах. Сюда входят печатные и аудиовизуальные материалы, реклама в средствах массовой информации и электронных информационных сетях. Следует накладывать жесткие санкции, когда такой тип рекламы касается эксплуатации детей.

4. Правительства должны преследовать, наказывать и применять национальное законодательство в отношении компаний, агентств, клубов, ассоциаций и других организаций, а также отдельных лиц, которые организуют секс-туризм с участием детей. Государствам, которые этого еще не сделали, следует принять законодательство, в котором деятельность, связанная с сексуальной эксплуатацией детей, рассматривается в качестве уголовно наказуемой.

5. Следует наращивать и расширять международное сотрудничество с целью эффективной борьбы со всеми формами сексуальной эксплуатации детей. Государствам следует принимать надлежащие меры на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях для содействия такому сотрудничеству.

6. Туристы, занимающиеся сексуальной эксплуатацией детей, должны преследоваться и наказываться по закону либо в государстве, где совершено правонарушение, либо в своей стране. При любых обстоятельствах они должны рассчитывать на справедливое правосудие.

7. Детей, которых сексуально эксплуатируют в туризме, следует рассматривать как жертв, а не как правонарушителей. Ради их коренных интересов и соблюдения прав человека с ними следует обращаться с должным уважением и их следует обеспечить возможностями для интеграции и получения образования, для того чтобы они стали здоровыми членами общества.

8. Следует признать, что сексуальная эксплуатация детей в туризме зачастую связана с бедностью и неравенством. Государства должны делать все от них зависящее для ликвидации этих коренных причин сексуальной эксплуатации.

9. Государства должны ориентировать национальные правоохранительные органы и соответствующие международные организации, в частности Интерпол, на разработку программ, помогающих выявлять модели и организаторов сексуальной эксплуатации детей в туризме. Эти программы должны помочь понять это явление, контролировать работу правительств по его ликвидации, выявлять связь между сексуальной эксплуатацией детей и другими видами преступной деятельности, а также содействовать мерам вмешательства и принятию профилактических программ на международном и национальном уровнях.


Текст документа сверен по:
"Международный туризм: правовые акты",
Москва, 2000

Заявление и деятельность ВТО в области предотвращения организованного секс-туризма

Название документа: Заявление и деятельность ВТО в области предотвращения организованного секс-туризма

Вид документа: Международное заявление

Принявший орган: Государственные органы и/или другие субъекты права

Статус: Действующий

Опубликован: Печатное издание

Международный туризм: правовые акты, Москва, 2000

Дата принятия: 01 мая 1995

Дата начала действия: 01 мая 1995
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах