Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей *

(с изменениями на 19 мая 2011 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Международным протоколом от 19 мая 2011 года (Бюллетень международных договоров, N 5, 2012 год) (вступил в силу с 24 ноября 2011 года).

____________________________________________________________________

 ________________

* На основании статьи 8 Соглашение вступает в силу со дня подписания. Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 2 июня 2000 года.


Правительства государств - участников настоящего Соглашения, далее - Стороны,

учитывая необходимость активизации торговых связей между государствами - участниками Содружества Независимых Государств,

в целях развития экономической интеграции государств - участников Содружества,

действуя в направлении реализации Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокола о внесении изменений и дополнений к нему от 2 апреля 1999 года,

стремясь к постоянному повышению уровня жизни населения своих государств,

сознавая важность взаимодействия государств - участников Содружества в обеспечении защиты прав потребителей от некачественных товаров, работ, услуг,

принимая во внимание значимость деятельности общественных объединений в области защиты прав потребителей,

признавая и учитывая действующие нормы международного права, в частности, Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 года "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей",

в целях проведения согласованной политики в области защиты прав потребителей

согласились о следующем:

Статья 1


Для целей настоящего Соглашения применяются следующие определения:

национальное законодательство о защите прав потребителей - совокупность правовых норм, действующих в государстве и регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

изготовитель - организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

исполнитель - организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям;

продавец - организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

недобросовестные хозяйствующие субъекты - продавцы, изготовители, исполнители, допускающие в своей деятельности нарушения законодательства о защите прав потребителей, обычаев делового оборота, если эти нарушения могут причинить или причинили имущественный или неимущественный ущерб гражданам-потребителям и/или окружающей среде;

общественные объединения потребителей - зарегистрированные в соответствии с национальными законодательствами государств - участников настоящего Соглашения некоммерческие объединения (организации) граждан и/или юридических лиц, созданные в целях защиты законных прав и интересов потребителей, а также международные неправительственные организации, действующие на территориях всех или нескольких государств - участников настоящего Соглашения.

Статья 2


Целью настоящего Соглашения является создание правовых и организационных основ сотрудничества Сторон по проведению согласованной политики в области защиты прав потребителей, направленной на формирование равных условий для граждан государств - участников Содружества по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов, действующих на территориях государств - участников настоящего Соглашения.

Статья 3


Права потребителей и их защита гарантируются национальным законодательством о защите прав потребителей, а также настоящим Соглашением.

Граждане каждого государства - участника СНГ, а также иные лица, проживающие на его территории, пользуются на территориях других государств - участников Содружества в отношении своих потребительских прав такой же правовой защитой, как и граждане этих государств, и имеют право обращаться в государственные и общественные организации по защите прав потребителей, другие организации, предъявлять иски в суды и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане этих государств.

Статья 4


Стороны осуществляют сотрудничество по защите прав потребителей с учетом национального законодательства о защите прав потребителей, общепринятых норм международного права в этой сфере по следующим основным направлениям:

обеспечение потребителей, государственных органов и общественных объединений потребителей оперативной и достоверной информацией о товарах (работах, услугах), изготовителях (продавцах, исполнителях);

принятие мер по предотвращению деятельности недобросовестных хозяйствующих субъектов и попадания некачественных товаров (услуг) на территории государств - участников настоящего Соглашения;

создание условий для потребителя, способствующих свободному выбору товаров (работ, услуг), путем развития добросовестной конкуренции;

осуществление программ просвещения в области защиты прав потребителей как неотъемлемой части обучения граждан в образовательных системах государств;

привлечение средств массовой информации, в том числе радио и телевидения, к пропаганде и систематическому освещению вопросов защиты прав потребителей;

сближение национальных законодательств государств - участников настоящего Соглашения в области защиты прав потребителей в той мере, в какой это необходимо для реализации настоящего Соглашения.

Статья 5


Стороны содействуют созданию условий, в том числе правовых, для деятельности независимых общественных объединений потребителей, их участию в формировании политики в области защиты прав потребителей, разработке нормативных правовых актов, затрагивающих законные права и интересы потребителей, и процедур рассмотрения жалоб потребителей, а также в создании систем обмена потребительской информацией между Сторонами.

Статья 6


Реализацию настоящего Соглашения осуществляют соответствующие национальные органы государств - участников настоящего Соглашения в пределах компетенции, установленной национальным законодательством их государств.

В целях координации совместной деятельности по реализации настоящего Соглашения Стороны создают Консультативный совет по защите прав потребителей государств - участников СНГ (далее - Совет).

Статус Совета и его задачи определяются Положением о Консультативном совете по защите прав потребителей государств - участников СНГ, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения (прилагается).

Совет взаимодействует с общественными объединениями потребителей в процессе реализации настоящего Соглашения.

Общественные объединения потребителей могут принимать участие в реализации настоящего Соглашения в соответствии со своими уставами и национальным законодательством их государств.

(Статья в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2011 года Международным протоколом от 19 мая 2011 года. - См. предыдущую редакцию)

Статья 7


Положения настоящего Соглашения не затрагивают прав и обязательств, принятых Сторонами в соответствии с другими международными договорами.

Статья 8


Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - со дня сдачи на хранение депозитарию соответствующих документов.

Статья 9


В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения с общего согласия Сторон, которые оформляются отдельными протоколами, являющимися неотъемлемой частью Соглашения.

Статья 10


Спорные вопросы, связанные с применением или толкованием настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон.

Статья 11


Настоящее Соглашение действует в течение пяти лет со дня его вступления в силу. По истечении этого срока настоящее Соглашение автоматически продлевается каждый раз на пятилетний период, если Стороны не примут иного решения.

Статья 12


Каждая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив письменное уведомление об этом депозитарию не позднее чем за шесть месяцев до даты выхода.

Статья 13


Настоящее Соглашение открыто для присоединения других государств, разделяющих его цели и принципы, путем передачи депозитарию документов о таком присоединении.

Совершено в городе Москве 25 января 2000 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.

(Подписи)

     

Приложение
к Соглашению об основных направлениях
сотрудничества государств - участников
Содружества Независимых Государств
в области защиты прав потребителей
от 25 января 2000 года

(Дополнительно включено
 с 24 ноября 2011 года
 Международным протоколом
 от 19 мая 2011 года
)

     
Положение о Консультативном совете по защите прав потребителей государств - участников СНГ

1. Общие положения

1.1. Консультативный совет по защите прав потребителей государств - участников СНГ (далее - Совет) является органом отраслевого сотрудничества СНГ, созданным для координации взаимодействия органов государственного управления государств - участников СНГ в целях реализации Соглашения об основных направлениях сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей от 25 января 2000 года.

1.2. В своей деятельности Совет руководствуется Уставом Содружества Независимых Государств, договорами и решениями, принятыми в рамках Содружества Независимых Государств, и настоящим Положением.

2. Задачи и основные направления деятельности Совета

2.1. Задачами Совета являются:

содействие развитию и углублению сотрудничества, а также формированию эффективной политики в сфере защиты прав потребителей в государствах - участниках СНГ;

содействие формированию равных условий для граждан государств - участников СНГ, созданию транспарентных условий для защиты их потребительских прав и интересов;

содействие созданию эффективной системы контроля на потребительском рынке в целях предупреждения недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов, нарушающих требования законодательства государств - участников СНГ по качеству и безопасности товаров и услуг;

создание условий для дальнейшего развития механизмов совместной работы в указанном направлении в рамках СНГ.

2.2. Основными направлениями деятельности Совета являются:

выработка принципов и правил проведения согласованной политики сотрудничества государств - участников СНГ в области защиты прав потребителей, содействие ее практической реализации;

создание эффективной системы обмена информацией между государственными органами и общественными организациями государств - участников СНГ, в том числе о национальном опыте обеспечения соответствующих прав граждан государств - участников СНГ, а также о мировом опыте по вопросам защиты прав потребителей;

разработка и реализация совместных проектов и мер по основным направлениям деятельности;

содействие в гармонизации законодательства и обмене опытом по правоприменительной практике государств - участников СНГ.

3. Функции и права Совета

3.1. Основные функции Совета:

определение приоритетных направлений взаимодействия государств - участников СНГ для эффективного функционирования системы защиты прав потребителей в государствах - участниках СНГ;

анализ законодательства о защите прав потребителей государств - участников СНГ и практики его применения, проблем регулирования правоотношений, связанных с защитой прав потребителей, возникающих во всех сферах экономики, выработка практических мер по реализации приоритетных задач и перспективных форм взаимодействия в сфере защиты прав потребителей;

подготовка на основе проведенного анализа предложений по решению задач Совета;

определение общих подходов к организации и формированию отношений "производитель - потребитель" как на национальном, так и на межгосударственном уровне;

анализ проектов нормативных правовых актов и международных договоров по вопросам, затрагивающим права потребителей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»