Резолюция Генеральной Ассамблеи
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И БОРЬБА С НЕЙ



Восьмой Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями,

признавая, что растущая угроза организованной преступности с ее исключительно дестабилизирующим и разлагающим влиянием на фундаментальные социальные, экономические и политические институты представляет собой проблему, решение которой требует более широкого и эффективного международного сотрудничества,

напоминая о том, что в Миланском плане действий, принятом консенсусом седьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, рекомендовано предпринять крайне необходимые значительные усилия по борьбе и в конечном счете искоренению пагубных явлений незаконной торговли и злоупотребления наркотиками, а также организованной преступности,     

напоминая также о том, что седьмой Конгресс в своей резолюции 1 рекомендовал просить Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней разработать всеобъемлющие рамки руководящих принципов и стандартов, способных помочь правительствам в разработке мер по борьбе с организованной преступностью на национальном, региональном и международном уровнях,     

напоминая далее о том, что Генеральная Ассамблея в своей резолюции 40/32 от 29 ноября 1985 года одобрила Миланский план действий как полезное и эффективное средство укрепления международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, а также другие резолюции, единогласно принятые седьмым Конгрессом,

отмечая, что Генеральная Ассамблея в своих резолюциях 41/107, 42/59 и 43/99 соответственно от 4 декабря 1986 года, 30 ноября 1987 года и 8 декабря 1988 года, а Экономический и Социальный Совет в своих резолюциях 1986/10 и 1987/53 соответственно от 21 мая 1986 года и 28 мая 1987 года настоятельно призвали государства-члены уделить первостепенное внимание, в частности, осуществлению рекомендаций, содержащихся в Миланском плане действий,

ссылаясь на положения, содержащиеся в Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ*, принятой в 1988 году,

________________

* E/CONF. 82/15 и Согг. 2.     

признавая, что незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ является уголовным деянием и что борьба с ним требует первостепенного внимания и согласованных действий на национальном, региональном и международном уровнях со стороны всех государств, включая скорейшую ратификацию Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и присоединение к ней,

отмечая также, что Экономический и Социальный Совет в своей резолюции 1989/70 от 24 мая 1989 года призвал правительства, международные организации и заинтересованные неправительственные организации сотрудничать с Комитетом по предупреждению преступности и борьбе с ней и уделять особое внимание развитию международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью,

отмечая далее, что Генеральная Ассамблея в своей резолюции 44/72 от 8 декабря 1989 года вновь подтвердила сохраняющееся значение Миланского плана действий и просила восьмой Конгресс, среди прочего, предложить эффективные меры борьбы, направленные на искоренение организованной преступности,

1. утверждает руководящие принципы, содержащиеся в приложении к настоящей резолюции, как полезные рекомендации для принятия национальных и международных мер по борьбе с организованной преступностью;

2. настоятельно призывает государства-члены положительно рассмотреть вопрос об их осуществлении как на национальном, так и на международном уровнях, в зависимости от обстоятельств;

3. предлагает государствам-членам по запросу представлять Генеральному секретарю информацию о положениях своего законодательства, касающихся "отмывания" денег, выявления каналов движения, контролирования и конфискации доходов от преступной деятельности, осуществления контроля за крупномасштабными сделками с наличностью и других мер, с тем чтобы предоставить эту информацию тем государствам-членам, которые желают принять или усовершенствовать законодательство в этих областях.

Приложение  

     

РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И БОРЬБЫ С НЕЙ

     

     

А. Национальные меры

     

Стратегии предупреждения организованной преступности

1. Важными элементами любой профилактической деятельности являются повышение сознания общественности и мобилизация ее поддержки. Учебные и просветительские программы, а также распространение информации среди широких слоев населения изменили в лучшую сторону отношение общества к этой проблеме и обеспечили его поддержку. Подобные меры могут способствовать борьбе против мошеннических операций в отношении государственных доходов, и их можно и далее совершенствовать и использовать на систематической основе, выявляя области, в которых обществу был нанесен особый социально-экономический ущерб, и привлекая к сотрудничеству средства массовой информации, которые могут сыграть положительную роль в этом отношении.

2. Необходимо поощрять проведение исследований структуры организованной преступности и анализа эффективности осуществляемых контрмер, поскольку эта работа может содействовать созданию более надежной информационной базы для программ по предупреждению преступности. Так, например, обязательным условием разработки программ по предупреждению преступности является исследование проблемы коррупции, ее причин, характера, последствий, взаимосвязи с организованной преступностью и мер по борьбе с ней.

3. Следует постоянно изыскивать возможные пути предотвращения или сведения к минимуму последствий организованной преступности. Хотя во многих странах вопрос о предотвращении преступности является недостаточно изученной темой, конкретные меры в ряде областей доказали свою эффективность. Необходимо стремиться к разработке детальных программ, направленных на создание препятствий для потенциальных правонарушителей, сокращение возможностей для совершения преступлений и создание условий, при которых факт совершения преступлений становится явным. Значительным положительным шагом в этом направлении являются программы по борьбе с мошенническими операциями. Эти мероприятия включают в себя оценочный анализ вероятности мошеннических операций и меры контроля, связанные с системами и процедурами, управлением и кадровой работой, средствами обеспечения личной безопасности, информацией и сбором данных, ЭВМ, методами расследования и программами профессиональной подготовки. В то же время следует стремиться к созданию учреждений или других механизмов по борьбе с коррупцией. Такие аспекты новых программ, как исследование последствий преступности и выявление факторов, ее порождающих, позволят предусмотреть меры по исправлению положения и предупреждению преступности на этапе планирования.

4. Повышение эффективности правоохранительной деятельности и уголовного правосудия относится к числу важных компонентов стратегии предупреждения преступности, в основе которой лежит большая действенность и справедливость процесса, что служит сдерживающим фактором для преступности и укрепляет гарантии прав человека. Процессы планирования, направленные на обеспечение взаимодействия и координации работы соответствующих судебных органов, которые зачастую функционируют независимо друг от друга, как подчеркивалось в Руководящих принципах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка, также будут служить сдерживающим средством для преступности.     

5. Для обеспечения большей эффективности, последовательности и справедливости национальных систем уголовного правосудия необходимо лучше организовывать подготовку кадров, совершенствовать навыки и повышать профессиональную квалификацию работников правоохранительных и судебных органов. Для обмена информацией об успешных методах и о новой технологии следует разрабатывать региональные и совместные программы подготовки кадров.

6. Необходимо признать и поддерживать усилия стран, в которых производятся наркотики, по ликвидации незаконного производства и переработки наркотиков. В частности, развитые страны могли бы предоставлять соответствующую техническую и финансовую помощь для осуществления программ замены посевов наркотических растений и сельскохозяйственными культурами. Этим странам следует также наращивать усилия по радикальному сокращению незаконного спроса на наркотики и их потребления на своих территориях.

Уголовное законодательство

7. Необходимо способствовать разработке законодательства в отношении новых видов правонарушений, связанных с "отмыванием" доходов и организованным мошенничеством, а также таких преступлений, как открытие и использование счетов на вымышленное имя. Другой требующей внимания областью являются преступления с использованием компьютеров. Кроме того, необходимо провести реформу гражданского, налогового и нормативного законодательства, касающегося борьбы с организованной преступностью. Организации Объединенных Наций через свои органы следует принять меры к широкому распространению информации о важных нововведениях, происшедших в последние годы, с тем чтобы обеспечить надежную основу для приведения уголовного законодательства, касающегося организованной преступности, в соответствие с современными требованиями.

8. Одним из наиболее важных нововведений за последнее время является практика конфискации доходов, получаемых от преступной деятельности. В этой связи государства могли бы рассмотреть возможность принятия следующих мер: замораживание или ограничение распоряжения и конфискация или изъятие имущества, использовавшегося в ходе или полученного в результате совершения правонарушения; и постановления о денежном штрафе, основанном на оценке судом денежного эквивалента доходов, полученных правонарушителем в результате совершения правонарушения. Информацию об эффективных мерах, принимаемых в разных странах в этой области, следует систематически доводить до сведения других заинтересованных стран в целях их более широкого применения. Окончательное решение вопроса о распоряжении имуществом, изъятым одной страной по просьбе другой, может осуществляться на основании двусторонних соглашений.

Уголовное расследование

9. Следует сосредоточить внимание на новых методах уголовного расследования, а также на разработанных в различных странах методах "выявления каналов обращения денежных средств". В этой связи важное значение имеют постановления, обязывающие финансовые учреждения предоставлять всю информацию, необходимую для выявления каналов движения денежных средств, включая подробную информацию о счетах конкретных лиц, а также постановления, обязывающие их сообщать соответствующим органам о подозрительных или необычных операциях с наличностью. Банки и другие финансовые учреждения не должны ссылаться на правило о сохранении банковской тайны после того, как компетентный судебный орган издает соответствующее судебное постановление.

10. Другим надежным и эффективным методом является перехват сообщений по телекоммуникационной связи и использование электронного наблюдения при условии соблюдения прав человека.

11. В ходе судебного расследования и разбирательства и в деятельности правоохранительных органов против организованной преступности все более важное значение приобретает защита свидетелей от насилия и запугивания. Эти процедуры включают обеспечение защиты личности свидетелей от обвиняемого и его адвоката, предоставление охраняемого жилья и обеспечение личной охраны, переселение и финансовую помощь.

Правоохранительная деятельность и отправление уголовного правосудия

12. Правоохранительная деятельность играет решающую роль в программах борьбы с организованной преступностью. Важно обеспечить, чтобы правоохранительные органы были наделены надлежащими полномочиями при условии должного соблюдения гарантий прав человека. Необходимо рассмотреть целесообразность создания специализированного межведомственного учреждения, конкретно занимающегося вопросами организованной преступности.

13. В то же время пристальное внимание следует уделять проведению технических и организационных мероприятий, направленных на повышение эффективности работы сотрудников следственных и судебных органов, включая прокуроров и судей. Кроме того, в учебные программы учреждений по подготовке сотрудников правоохранительных и судебных органов следует включить курсы по изучению профессиональной этики. В этих целях могли бы быть использованы некоторые документы, разработанные Организацией Объединенных Наций, такие, как Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов и Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.

В. Международное сотрудничество

14. Международный характер организованной преступности требует срочной разработки новых и эффективных соглашений о сотрудничестве на более всеобъемлющей основе. Важное значение имеет также обмен информацией между соответствующими учреждениями государств-членов, который необходимо укреплять и развивать.

15. Правительствам необходимо активно поддерживать все полезные инициативы стран и международных учреждений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и предупреждать других о растущей угрозе, которую он несет. Все страны должны участвовать в борьбе с организованной преступностью наркотиков на основе общей озабоченности. В этой связи следует поощрять и последовательно осуществлять согласованные глобальные меры в сочетании с обменом необходимой информацией и оперативными ресурсами.

16. Необходимо разработать и осуществлять на практике типовое законодательство о конфискации доходов от преступной деятельности.

17. Необходимо разработать конкретные стратегии и методы установления более надежных барьеров между законными финансовыми рынками и рынком незаконно приобретенного капитала.

18. Необходимо укреплять техническое сотрудничество в его самых разнообразных формах и расширять консультативные услуги с целью обмена опытом и новыми достижениями, а также оказывать помощь странам, нуждающимся в ней. Следует поощрять проведение международных, региональных и субрегиональных конференций с участием работников правоохранительных органов, прокуратуры и судебных органов.

19. Необходимо использовать современные технические средства в области паспортного и транспортного контроля и поощрять усилия по поиску и выявлению автомобилей, судов, самолетов или других средств, используемых для совершения международной кражи или передачи, или незаконных международных поставок.

20. Необходимо создавать или расширять базы данных, содержащие информацию о действиях правоохранительных органов, финансовых документах и о правонарушителях, при должном учете защиты конфиденциальности.

21. Первоочередное внимание необходимо уделять оказанию взаимной помощи, передаче материалов судебного разбирательства и приведению в исполнение приговоров, включая конфискацию и изъятие незаконного имущества, а также экстрадицию.

22. Необходимо оказывать содействие проведению сопоставительного анализа и сбору информации в отношении международной организованной преступности, ее причин, связи с внутригосударственной нестабильностью и другими формами преступности, а также в отношении ее предупреждения и борьбы с ней.

23. Региональные и межрегиональные институты Организации Объединенных Наций, занимающиеся вопросами предупреждения преступности и борьбы с ней, и заинтересованные межправительственные и неправительственные организации должны уделять повышенное внимание проблеме организованной преступности.

24. Необходимо настоятельно призвать Программу развития Организации Объединенных Наций и другие финансирующие учреждения системы Организации Объединенных Наций, а также государства-члены расширять свою помощь национальным, региональным и международным программам по предупреждению организованной преступности и борьбе с ней.


Текст документа сверен по:

"Сборник стандартов и норм

Организации Объединенных Наций

в области предупреждения преступности

и уголовного правосудия",

Нью-Йорк, 1992 год



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»