МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
ПРИКАЗ

     
от 17 октября 2001 года N 420

     

Об утверждении Федеральных авиационных правил по организации объективного контроля в государственной авиации



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 года N 360 "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст 1593; 2000, N 17, ст.1875)

приказываю:


Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила по организации объективного контроля в государственной авиации.

Министр обороны
 Российской Федерации
С.Иванов

     


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
22 февраля 2002 года,
регистрационный N 3266

     

Приложение
к приказу министра обороны
Российской Федерации
от 17 октября 2001 года N 420

     
Федеральные авиационные правила по организации объективного контроля в государственной авиации

     

I. Общие положения

1. Настоящие Федеральные авиационные правила по организации объективного контроля в государственной авиации (далее именуются - Правила) определяют назначение, задачи, организацию и обязанности должностных лиц по проведению объективного контроля технического состояния авиационной техники (далее именуется - AT), действий экипажей воздушных судов (далее именуются - ВС), инженерно-технического состава, лиц группы руководства полетами (далее именуются - ГРП), расчетов пунктов управления полетами (далее именуются - ПУ), центров Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее именуется - ЕС ОрВД), средств радиолокации, связи, радиотехнического обеспечения (далее именуются - РТО) и автоматизированных систем управления (далее именуются - АСУ) при проведении полетов, техническом обслуживании AT и средств, обеспечивающих проведение полетов, в государственной авиации.

На основании требований настоящих Правил в федеральных органах исполнительной власти и организациях, имеющих в подчинении подразделения государственной авиации, разрабатываются соответствующие руководства по организации объективного контроля.

2. Объективный контроль представляет собой комплекс мероприятий по сбору, обработке и анализу инструментально-регистрируемой информации о работоспособности AT, наземных средств обеспечения полетов, о полноте и качестве выполнения полетных заданий экипажами ВС, соблюдения правил летной и технической эксплуатации AT, о действиях лиц ГРП, расчетов ПУ, центров ЕС ОрВД, средств радиолокации, связи, РТО и АСУ.

3. Задачами объективного контроля являются:

предотвращение выпуска в полет неисправного ВС, а также экипажей ВС, допустивших выход за летно-эксплуатационные ограничения (далее - ЛЭО), нарушения правил эксплуатации AT на земле, в воздухе и с отклонениями в состоянии здоровья;

контроль полноты и качества подготовки AT к полетам, работы AT, средств радиолокации, связи, РТО и АСУ в межрегламентный период эксплуатации, после выполнения регламентных, ремонтных работ, выполнения облетов, контрольных или ознакомительных полетов, а также при подготовке и после выполнения испытательных (исследовательских) полетов;

контроль полноты, последовательности и качества выполнения полетных заданий, оценка уровня летной подготовки экипажей ВС, авиационных частей и организаций (далее именуются - авиационные подразделения);

выявление причин неудовлетворительных результатов выполнения полетных заданий,

вскрытие недостатков в действиях лиц ГРП и расчетов ПУ, центров ЕС ОрВД, средств радиолокации, связи, РТО и АСУ при управлении полетами;

обеспечение комиссий по расследованию авиационных происшествий и инцидентов достоверными данными о параметрах полета ВС, работоспособности его систем, действиях экипажа ВС, переговорах экипажа ВС между собой, с ГРП, с расчетами ПУ и с центрами ЕС ОрВД, а также внутренних переговорах ГРП, расчетов ПУ, центров ЕС ОрВД;

накопление данных, характеризующих параметры полета, работу контролируемых бортовых систем, силовой установки, оборудования и действий экипажа ВС, для последующей статистической обработки.

4. За организацию объективного контроля в авиационных подразделениях, центрах ЕС ОрВД отвечают командиры (начальники) этих авиационных подразделений и центров ЕС ОрВД, а непосредственное руководство объективным контролем осуществляют их заместители.

При использовании государственной авиации в коммерческих целях объективный контроль в авиационных подразделениях осуществляется с применением требований по организации объективного контроля в гражданской авиации (в части, дополняющей требования Правил).

5. Средствами объективного контроля (далее именуются - СОК) являются:

бортовые устройства регистрации (далее именуются - БУР) общего и специального назначения;

бортовые автоматизированные системы контроля (далее именуются - БАСК);

бортовые устройства записи речевой информации (далее именуются - БУЗ);

бортовые фото- и видеоконтрольные приборы;

наземные штатные и нештатные средства регистрации;

наземные устройства обработки (далее именуются - НУО) параметрической и звуковой информации.

БУР общего назначения используются для записи и сохранения информации о параметрах полета, переговорах и действиях членов экипажа ВС, работоспособности AT.

БУР специального назначения используются для регистрации параметров бортовых комплексов или отдельных систем, а также действий экипажа ВС (расчетов боевого управления) по их применению.

БАСК используются для контроля соблюдения условий безопасности в полете и работоспособности AT на земле и в полете.

БУЗ используется для записи переговоров членов экипажа ВС по внутренней связи, внешнего радиообмена, переговоров в кабине пилотов, сигналов бортовых систем и средств навигации, поступающих в кабину или на авиагарнитуры, переговоры членов экипажа ВС по громкой связи внутри кабины ВС.

Бортовые фотоконтрольные приборы (далее именуются - ФКП) и видеоконтрольные приборы (далее именуются - ВКП) используются для контроля прицеливания и выдерживания необходимых условий применения специальных средств с помощью всех видов авиационных прицелов.

Наземные штатные средства регистрации (ФКП и ВКП, телевизионные и киносъемочные камеры, видеомагнитофоны, средства регистрации на базе электронно-вычислительных машин (далее именуются - ЭВМ), комплексы синхронного документирования речевой и радиолокационной информации, магнитофоны и др.) используются на аэродромах, кораблях, полигонах, ПУ, в центрах ЕС ОрВД, на средствах радиолокации, связи, РТО и АСУ полетов.

Наземные нештатные средства регистрации могут использоваться при выполнении специальных испытательных, исследовательских полетов и при проведении учений.

Наземные устройства обработки параметрической и звуковой информации в зависимости от решаемых задач делятся:

на НУО, обеспечивающие отображение, декодирование данных первичных носителей информации;

на НУО, обеспечивающие автоматизированную обработку данных первичных носителей информации;

на НУО оперативного контроля (далее именуются - НУО ОПК), обеспечивающие автоматизированную обработку данных первичных носителей информации непосредственно у ВС.

Порядок допуска НУО и программного обеспечения к использованию устанавливается руководствами по организации объективного контроля соответствующих федеральных органов власти, имеющих в подчинении подразделения государственной авиации.

6. Первичными носителями информации средств объективного контроля являются:

носители с механическим, фотографическим, магнитным или электронным принципом записи параметрической и звуковой информации;

фото- и видеопленки ФКП и ВКП;

осциллограммы и ленты с зарегистрированными параметрами и характеристиками радиомаячной системы инструментального захода на посадку.

7. Материалами объективного контроля являются:

первичные носители информации средств объективного контроля с зарегистрированной на них параметрической, звуковой, кино-, видео- и другой информацией;

копии зарегистрированной информации на вторичных носителях информации (в том числе и электронные);

результаты воспроизведения зарегистрированной информации (в том числе прошедшие автоматизированную обработку);

результаты обработки данных, полученные в ходе проведения оперативного, специального и полного контроля (протоколы, в том числе электронные, кальки проводки ВС и т.д.).

8. Обеспечение материалами для проведения объективного контроля осуществляют:

подразделения, на которые возложены задачи обработки и анализа полетной информации, зарегистрированной БУР, БАСК, БУЗ, бортовыми ВКП (далее именуются - подразделения обработки и анализа полетной информации);

подразделения обработки фотоматериалов (фотолаборатория);

подразделения обеспечения стрельб.

9. Объективному контролю подлежат:

параметры работы АТ и действия летного и инженерно-технического состава по ее эксплуатации - БУР, БУЗ и БАСК;

режим полета и параметры маневров ВС (на ВС - бортовыми устройствами регистрации, БАСК, фото- и видеоконтрольными приборами; на ПУ, в центрах ЕС ОрВД, на радиолокационных средствах, радиолокационной системе посадки (далее именуются - РСП) - фото- и видеоконтрольными приборами, комплексами синхронного документирования речевой и радиолокационной информации);

переговоры между членами экипажа ВС - бортовым магнитофоном;

точность прицеливания при боевом применении - БУР, ФКП и ВКП;

результаты боевого применения - замерами отклонения точек падения бомб, снарядов или ракет относительно цели, определением степени поражения цели, местом приземления парашютов, грузов и боевой техники, засечкой направления на места взрывов бомб (ракет) с помощью средств, установленных на наблюдательных вышках, фотографированием и видеосъемкой разрывов бомб (ракет) наземной и бортовой фото-, видеоаппаратурой, а также фотографированием аэрофотоаппаратами района расположения целей до и после боевого применения;

взаимное расположение ВС (материальных объектов) в воздушном пространстве - фото-, теле-, видеосъемкой с земли, с ВС, а также фотографированием (съемкой, записью) экранов бортовых радиолокационных средств (прицелов, визиров, радиотехнических комплексов), экранов индикаторных устройств отображения на ПУ и средствах радиолокации или использованием средств регистрации на базе ЭВМ;

радиообмен в воздушных радиосетях, переговоры по громкоговорящим и телефонным каналам связи ГРП, расчетов ПУ, центров ЕС ОрВД, а также внутренние переговоры между лицами ГРП, расчетами на ПУ, радиолокационная информация, выдаваемая  операторами радиолокационных станций (далее именуются - РЛС) на ПУ - средствами регистрации, установленными на ВС и ПУ или непосредственно на РСП, радиолокационных комплексах (далее именуются - РЛК), РЛС и радиостанциях;

заходы ВС на посадку (взлеты) - фотографированием экранов системы РСП на рабочих местах ГРП или регистрацией речевой и радиолокационной информации комплексами синхронного документирования. В отдельных авиационных подразделениях, кроме того, фотографированием, видеосъемкой (киносъемкой) днем с земли (палубы);

постановка задач на полеты (перелеты) и предполетные указания, в том числе одиночным летным экипажам ВС, - магнитофонами (диктофонами);

качество монтажа наиболее ответственных узлов и агрегатов по специально отработанному перечню, который утверждает главный инженер (начальник инженерно-авиационной службы (далее именуется - ИАС) авиации федерального органа исполнительной власти, имеющего в подчинении подразделения государственной авиации, - фотографированием (видеосъемкой) узлов и агрегатов по окончании работ;

эффективность применения средств радиоэлектронной борьбы (далее именуются - РЭБ) - фотографированием экранов радиолокационных прицелов и экранов наземных РЛС (в радиосетях управления государственной авиации - магнитофонной записью).

Установка громкоговорящих и телефонных каналов связи лицам ГРП, расчетам КП и ПН, необорудованных СОК ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

10. Объективный контроль подразделяется на оперативный, специальный и полный.

11. Оперативный контроль представляет собой проверку функционирования и работоспособности AT, а также соблюдения условий безопасности полетов экипажем ВС для принятия решения о допуске ВС и экипажа ВС к полету.

12. Порядок проведения и объем оперативного контроля определяются руководствами по организации объективного контроля, разрабатываемыми федеральными органами исполнительной власти, имеющими в подчинении подразделения государственной авиации.

На промежуточных аэродромах порядок проведения и объем оперативного контроля определяется должностным лицом, организующим перелет, если это не отражено в соответствующем руководстве по организации объективного контроля федерального органа исполнительной власти, имеющего в подчинении подразделения государственной авиации.

13. Оперативный контроль осуществляется перед полетом, в полете и после полета (выключения двигателей) по информации СОК, установленных на борту ВС.

14. Оперативный контроль проводится:

а) специалистами подразделений обработки и анализа полетной информации в целях:

выявления отказов и отклонений в работе AT (привлекаются специалисты ИАС в случае необходимости);

выявления нарушений экипажем ВС режима полета и выхода за эксплуатационные ограничения;

выявления нарушений в эксплуатации AT летным и инженерно-техническим составом (привлекаются специалисты ИАС в случае необходимости);

проверки полноты и последовательности выполнения экипажем ВС полетного задания;

б) командирами (начальниками) или лицами, назначенными командиром (начальником) авиационного подразделения, в целях:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»