ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ГРАЖДАНСТВЕ*

________________

* Россия подписала Конвенцию 6 ноября 1997 года. Для Российской Федерации Конвенция в силу не вступила.

     

Преамбула


Государства - члены Совета Европы и другие государства, подписавшие настоящую Конвенцию,

считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами,

принимая во внимание многочисленные международные документы, касающиеся гражданства, множественности гражданств и безгражданства,

признавая, что в вопросах гражданства должны учитываться законные интересы как государств, так и индивидов,

желая способствовать прогрессивному развитию правовых принципов, касающихся гражданства, а также их закреплению во внутреннем праве и желая по мере возможного избегать случаи безгражданства,

желая избежать дискриминацию в вопросах, касающихся гражданства,

сознавая право на уважение семейной жизни в том виде, в каком оно закреплено в статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод,

отмечая, что государства имеют различные мнения по вопросу множественности гражданства и признавая, что каждое государство вправе свободно решать, какие последствия вытекают в его внутреннем праве из того, что его гражданин приобретает или имеет иное гражданство,

признавая, что желательно найти решения, соответствующие последствиям множественности гражданств, в частности, что касается прав и обязанностей граждан, имеющих нескольких гражданств,

учитывая, что для лица, имеющего гражданство двух или более государств-участников, желательно исполнить воинскую обязанность только в одном из этих государств,

отмечая необходимость содействовать международному сотрудничеству между национальными органами, отвечающими за вопросы гражданства,

договорились о нижеследующем:

Глава I - Общие вопросы

Статья 1 - Предмет Конвенции


Настоящая Конвенция устанавливает принципы и правила, касающиеся гражданства физических лиц, и правила, регулирующие воинскую обязанность в случаях множественности гражданства, в соответствие с которыми должно быть приведено внутреннее право государств-участников.

Статья 21 - Определения


Для целей настоящей Конвенции

а "гражданство" означает правовую связь между лицом и государством и не указывает на этническое происхождение этого лица;

b "множественность гражданств" означает одновременное наличие у одного и того же лица двух или более гражданств;

с "ребенок" означает любое лицо младше 18 лет, за исключением случаев наступления совершеннолетия в более раннем возрасте в силу права, применимого к этому лицу;

d "внутреннее право" означает все виды норм, принятых в рамках национальной правовой системы, в частности, конституцию, законодательные акты, постановления, указы, судебные решения, нормы обычного права и практику, а также правила, вытекающие из обязательных международных документов.

Глава II - Общие принципы, касающиеся гражданства

Статья 3 - Компетенция государства

1. Каждое государство имеет право определять в своем законодательстве, кто является его гражданами.

2. Это законодательство должно признаваться другими государствами при условии, что оно соответствует действующим международным конвенциям, международному обычному праву и общепризнанным принципам права, касающимся гражданства.

Статья 4 - Принципы


Положения о гражданстве каждого государства-участника должны основываться на следующих принципах:

a каждый человек имеет право на гражданство;

b следует избегать безгражданства;

с никто не может быть произвольно лишен своего гражданства;

d ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства-участника и иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов во время брака не влекут автоматических последствий для гражданства другого супруга.

Статья 5 - Недискриминация

1. Положения государства-участника о гражданстве не должны содержать различия или заключать в себе практику, представляющие дискриминацию по признакам пола, религии, расы, цвета или национального или этнического происхождения.

2. Каждое государство-участник должно руководствоваться принципом недискриминации между своими гражданами независимо от того, стали ли они гражданами при рождении или приобрели гражданство впоследствии.

Глава III - Положения, касающиеся гражданства

Статья 6 - Приобретение гражданства

1. Каждое государство-участник должно предусматривать в своем внутреннем праве приобретение своего гражданства в силу закона следующими лицами:

a) детьми, один из родителей которых имеет на момент рождения этих детей гражданство этого государства-участника, с учетом исключений, которые могут быть предусмотрены во внутреннем праве в отношении детей, родившихся за границей. В отношении детей, родители которых установлены путем признания, судебного решения или схожей процедурой, каждое государство-участник может предусмотреть, что ребенок приобретает гражданство этого государства согласно процедуре, установленной его внутренним правом;

b) новорожденными, найденными на его территории, которые в противном случае оказались бы лицами без гражданства.

2. Каждое государство-участник должно предусмотреть в своем внутреннем праве приобретение своего гражданства детьми, рожденными на его территории, которые не приобретают при рождении иного гражданства. В этом случае гражданство предоставляется:

a) в силу закона при рождении или

b) впоследствии - детям, оставшимся лицами без гражданства, по представлении в компетентные органы заявления, подписанного, в зависимости от правил, установленных внутренним правом данного государства-участника, ребенком или от его имени. Условием подачи такого заявления может быть законное и обычное проживание на территории государства в течение не более чем пятилетнего периода, непосредственно предшествующего подаче заявления.

3. Каждое государство-участник должно предусмотреть в своем внутреннем праве возможность натурализации для лиц, законно и обычно проживающих на его территории. Оно не должно предусматривать среди условий натурализации период проживания, превышающий десять лет перед подачей заявления.

4. Каждое государство должно облегчать в своем внутреннем праве приобретение своего гражданства следующими лицами:

a) супругами своих граждан;

b) детьми одного из своих граждан, к которым применяется исключение, предусмотренное в подпункте а пункта 1 ст.6;

c) детьми, один из родителей которых приобретает или приобрел его гражданство;

d) детьми, усыновленными/удочеренными одним из его граждан;

e) лицами, рожденными и законно и обычно проживающими на его территории;

f) лицами, проживающими на его территории законно и обычно в течение периода, начавшегося до достижения ими возраста 18 лет и определяемого внутренним правом соответствующего государства;

g) лицами без гражданства и беженцами, законно и обычно проживающими на его территории.

Статья 7 - Утрата гражданства в силу закона или по инициативе государства-участника

1. Государство-участник не может предусматривать в своем внутреннем праве утрату гражданства в силу закона или по своей инициативе, за исключением следующих случаев:

а) добровольное приобретение иного гражданства;

b) приобретение гражданства государства-участника вследствие обмана, ложной информации или сокрытия относящегося к делу факта, касающегося заявителя;

c) добровольное вступление в иностранные вооруженные силы;

d) поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным интересам государства-участника;

e) отсутствие всякой подлинной связи между государством-участником и гражданином, обычно проживающим за границей;

f) если в период несовершеннолетия ребенка установлено, что условия, предусмотренные внутренним законодательством, приведшие к приобретению гражданства государства-участника в силу закона, более не выполняются;

g) усыновление/удочерение ребенка, если он приобретает или имеет иностранное гражданство одного или обоих приемных родителей.

2. Государство-участник может предусмотреть утрату своего гражданства детьми, родители которых утрачивают его гражданство, за исключением случаев, охваченных подпунктами с и d пункта 1. Однако дети не утрачивают свое гражданство, если хотя бы один из их родителей сохраняет это гражданство.

3. Государство-участник не может предусматривать в своем внутреннем праве утрату гражданства в силу пунктов 1 и 2 настоящей статьи, если соответствующее лицо становится в результате лицом без гражданства, за исключением случаев, указанных в подпункте b пункта 1 настоящей статьи.

Статья 8 - Утрата гражданства по инициативе лица

1. Каждое государство-участник должно разрешать отказ от своего гражданства, при условии, что затронутые этим лица не становятся лицами без гражданства.

2. Однако государство-участник может предусмотреть в своем внутреннем праве, что только граждане, постоянно проживающие за границей, могут отказаться от своего гражданства.

Статья 9 - Восстановление в гражданстве


Каждое государство-участник облегчит в случаях и на условиях, предусмотренных его внутренним правом, восстановление в гражданстве лиц, имевших его и законно и обычно проживающих на территории этого государства.

Глава IV - Процедуры, касающиеся гражданства

Статья 10 - Обработка заявлений


Каждое государство-участник должно обеспечивать обработку заявлений о приобретении, сохранении, утрате гражданства, о восстановлении в гражданстве или о выдачи свидетельства о гражданстве в течение разумного срока.

Статья 11 - Решения


Каждое государство-участник должно обеспечивать, чтобы решения о приобретении, сохранении, утрате гражданства, восстановлении в гражданстве или выдаче свидетельства о гражданстве были письменно обоснованы.

Статья 12 - Право на обжалование


Каждое государство-участник должно обеспечивать, чтобы решения о приобретении, сохранении, утрате гражданства, восстановлении в гражданстве или выдаче свидетельства о гражданстве могли быть предметом административного или судебного обжалования в соответствии с его внутренним правом.

Статья 13 - Административные сборы

1. Каждое государство-участник должно обеспечивать, чтобы административные расходы в связи с приобретением, сохранением, утратой гражданства, восстановлением в гражданстве или выдачей свидетельства о гражданстве были разумными.

2. Каждое государство-участник должно обеспечивать, чтобы административные расходы, вызванные административным или судебным обжалованием, не представляли собой препятствие для заявителей.

     

Глава V - Множественность гражданств

Статья 14 - Множественность гражданств в силу закона

1. Государство-участник должно разрешать:

a) детям, автоматически приобретшим различные гражданства при рождении, сохранять эти гражданства;

b) своим гражданам иметь иное гражданство, если это гражданство приобретено автоматически в силу заключения брака.

2. Сохранение гражданств, упомянутых в пункте 1, подчиняется соответствующим положениям статьи 7 настоящей Конвенции.

Статья 15 - Иные возможные случаи множественности гражданств


Положения настоящей Конвенции не ограничивают право каждого государства-участника определять в своем внутреннем праве:

a) сохраняют ли или утрачивают гражданство этого государства-участника его граждане, которые приобретают или имеют гражданство другого государства;

b) является ли условием приобретения или сохранения его гражданства отказ от иного гражданства или его утрата.

Статья 16 - Сохранение прежнего гражданства

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»