________________
* Россия подписала Конвенцию 6 ноября 1997 года. Для Российской Федерации Конвенция в силу не вступила.
Государства - члены Совета Европы и другие государства, подписавшие настоящую Конвенцию,
считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами,
принимая во внимание многочисленные международные документы, касающиеся гражданства, множественности гражданств и безгражданства,
признавая, что в вопросах гражданства должны учитываться законные интересы как государств, так и индивидов,
желая способствовать прогрессивному развитию правовых принципов, касающихся гражданства, а также их закреплению во внутреннем праве и желая по мере возможного избегать случаи безгражданства,
желая избежать дискриминацию в вопросах, касающихся гражданства,
сознавая право на уважение семейной жизни в том виде, в каком оно закреплено в статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод,
отмечая, что государства имеют различные мнения по вопросу множественности гражданства и признавая, что каждое государство вправе свободно решать, какие последствия вытекают в его внутреннем праве из того, что его гражданин приобретает или имеет иное гражданство,
признавая, что желательно найти решения, соответствующие последствиям множественности гражданств, в частности, что касается прав и обязанностей граждан, имеющих нескольких гражданств,
учитывая, что для лица, имеющего гражданство двух или более государств-участников, желательно исполнить воинскую обязанность только в одном из этих государств,
отмечая необходимость содействовать международному сотрудничеству между национальными органами, отвечающими за вопросы гражданства,
договорились о нижеследующем:
Настоящая Конвенция устанавливает принципы и правила, касающиеся гражданства физических лиц, и правила, регулирующие воинскую обязанность в случаях множественности гражданства, в соответствие с которыми должно быть приведено внутреннее право государств-участников.
Статья 21 - Определения
Для целей настоящей Конвенции
а "гражданство" означает правовую связь между лицом и государством и не указывает на этническое происхождение этого лица;
b "множественность гражданств" означает одновременное наличие у одного и того же лица двух или более гражданств;
с "ребенок" означает любое лицо младше 18 лет, за исключением случаев наступления совершеннолетия в более раннем возрасте в силу права, применимого к этому лицу;
d "внутреннее право" означает все виды норм, принятых в рамках национальной правовой системы, в частности, конституцию, законодательные акты, постановления, указы, судебные решения, нормы обычного права и практику, а также правила, вытекающие из обязательных международных документов.
1. Каждое государство имеет право определять в своем законодательстве, кто является его гражданами.
2. Это законодательство должно признаваться другими государствами при условии, что оно соответствует действующим международным конвенциям, международному обычному праву и общепризнанным принципам права, касающимся гражданства.
Статья 4 - Принципы
Положения о гражданстве каждого государства-участника должны основываться на следующих принципах:
a каждый человек имеет право на гражданство;
b следует избегать безгражданства;
с никто не может быть произвольно лишен своего гражданства;
d ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства-участника и иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов во время брака не влекут автоматических последствий для гражданства другого супруга.
Статья 5 - Недискриминация
1. Положения государства-участника о гражданстве не должны содержать различия или заключать в себе практику, представляющие дискриминацию по признакам пола, религии, расы, цвета или национального или этнического происхождения.
2. Каждое государство-участник должно руководствоваться принципом недискриминации между своими гражданами независимо от того, стали ли они гражданами при рождении или приобрели гражданство впоследствии.
1. Каждое государство-участник должно предусматривать в своем внутреннем праве приобретение своего гражданства в силу закона следующими лицами:
a) детьми, один из родителей которых имеет на момент рождения этих детей гражданство этого государства-участника, с учетом исключений, которые могут быть предусмотрены во внутреннем праве в отношении детей, родившихся за границей. В отношении детей, родители которых установлены путем признания, судебного решения или схожей процедурой, каждое государство-участник может предусмотреть, что ребенок приобретает гражданство этого государства согласно процедуре, установленной его внутренним правом;
b) новорожденными, найденными на его территории, которые в противном случае оказались бы лицами без гражданства.
2. Каждое государство-участник должно предусмотреть в своем внутреннем праве приобретение своего гражданства детьми, рожденными на его территории, которые не приобретают при рождении иного гражданства. В этом случае гражданство предоставляется:
a) в силу закона при рождении или
b) впоследствии - детям, оставшимся лицами без гражданства, по представлении в компетентные органы заявления, подписанного, в зависимости от правил, установленных внутренним правом данного государства-участника, ребенком или от его имени. Условием подачи такого заявления может быть законное и обычное проживание на территории государства в течение не более чем пятилетнего периода, непосредственно предшествующего подаче заявления.
3. Каждое государство-участник должно предусмотреть в своем внутреннем праве возможность натурализации для лиц, законно и обычно проживающих на его территории. Оно не должно предусматривать среди условий натурализации период проживания, превышающий десять лет перед подачей заявления.
4. Каждое государство должно облегчать в своем внутреннем праве приобретение своего гражданства следующими лицами:
a) супругами своих граждан;
b) детьми одного из своих граждан, к которым применяется исключение, предусмотренное в подпункте а пункта 1 ст.6;
c) детьми, один из родителей которых приобретает или приобрел его гражданство;
d) детьми, усыновленными/удочеренными одним из его граждан;
e) лицами, рожденными и законно и обычно проживающими на его территории;
f) лицами, проживающими на его территории законно и обычно в течение периода, начавшегося до достижения ими возраста 18 лет и определяемого внутренним правом соответствующего государства;
g) лицами без гражданства и беженцами, законно и обычно проживающими на его территории.
Статья 7 - Утрата гражданства в силу закона или по инициативе государства-участника
1. Государство-участник не может предусматривать в своем внутреннем праве утрату гражданства в силу закона или по своей инициативе, за исключением следующих случаев:
а) добровольное приобретение иного гражданства;
b) приобретение гражданства государства-участника вследствие обмана, ложной информации или сокрытия относящегося к делу факта, касающегося заявителя;
c) добровольное вступление в иностранные вооруженные силы;
d) поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным интересам государства-участника;
e) отсутствие всякой подлинной связи между государством-участником и гражданином, обычно проживающим за границей;
f) если в период несовершеннолетия ребенка установлено, что условия, предусмотренные внутренним законодательством, приведшие к приобретению гражданства государства-участника в силу закона, более не выполняются;
g) усыновление/удочерение ребенка, если он приобретает или имеет иностранное гражданство одного или обоих приемных родителей.
2. Государство-участник может предусмотреть утрату своего гражданства детьми, родители которых утрачивают его гражданство, за исключением случаев, охваченных подпунктами с и d пункта 1. Однако дети не утрачивают свое гражданство, если хотя бы один из их родителей сохраняет это гражданство.
3. Государство-участник не может предусматривать в своем внутреннем праве утрату гражданства в силу пунктов 1 и 2 настоящей статьи, если соответствующее лицо становится в результате лицом без гражданства, за исключением случаев, указанных в подпункте b пункта 1 настоящей статьи.
Статья 8 - Утрата гражданства по инициативе лица
1. Каждое государство-участник должно разрешать отказ от своего гражданства, при условии, что затронутые этим лица не становятся лицами без гражданства.
2. Однако государство-участник может предусмотреть в своем внутреннем праве, что только граждане, постоянно проживающие за границей, могут отказаться от своего гражданства.
Статья 9 - Восстановление в гражданстве
Каждое государство-участник облегчит в случаях и на условиях, предусмотренных его внутренним правом, восстановление в гражданстве лиц, имевших его и законно и обычно проживающих на территории этого государства.
Каждое государство-участник должно обеспечивать обработку заявлений о приобретении, сохранении, утрате гражданства, о восстановлении в гражданстве или о выдачи свидетельства о гражданстве в течение разумного срока.
Статья 11 - Решения
Каждое государство-участник должно обеспечивать, чтобы решения о приобретении, сохранении, утрате гражданства, восстановлении в гражданстве или выдаче свидетельства о гражданстве были письменно обоснованы.
Статья 12 - Право на обжалование
Каждое государство-участник должно обеспечивать, чтобы решения о приобретении, сохранении, утрате гражданства, восстановлении в гражданстве или выдаче свидетельства о гражданстве могли быть предметом административного или судебного обжалования в соответствии с его внутренним правом.
Статья 13 - Административные сборы
1. Каждое государство-участник должно обеспечивать, чтобы административные расходы в связи с приобретением, сохранением, утратой гражданства, восстановлением в гражданстве или выдачей свидетельства о гражданстве были разумными.
2. Каждое государство-участник должно обеспечивать, чтобы административные расходы, вызванные административным или судебным обжалованием, не представляли собой препятствие для заявителей.
1. Государство-участник должно разрешать:
a) детям, автоматически приобретшим различные гражданства при рождении, сохранять эти гражданства;
b) своим гражданам иметь иное гражданство, если это гражданство приобретено автоматически в силу заключения брака.
2. Сохранение гражданств, упомянутых в пункте 1, подчиняется соответствующим положениям статьи 7 настоящей Конвенции.
Статья 15 - Иные возможные случаи множественности гражданств
Положения настоящей Конвенции не ограничивают право каждого государства-участника определять в своем внутреннем праве:
a) сохраняют ли или утрачивают гражданство этого государства-участника его граждане, которые приобретают или имеют гражданство другого государства;
b) является ли условием приобретения или сохранения его гражданства отказ от иного гражданства или его утрата.
Статья 16 - Сохранение прежнего гражданства