ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 7 августа 2001 года  N 773


О совершенствовании инспекционной
деятельности ГТК России


В целях усиления системы контроля за деятельностью таможенных органов Российской Федерации и совершенствования методики проводимых инспекторских проверок

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения инспекторских проверок таможенных органов Российской Федерации (далее - Инструкция).

2. Начальникам подразделений ГТК России, региональных таможенных управлений:

- довести настоящий приказ до сведения сотрудников таможенных органов;

- обеспечить неукоснительное соблюдение требований указанной Инструкции.

3. Считать утратившим силу письмо ГТК России от 29.01.97 N 11-12/19.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществлять заместителю председателя ГТК России В.В.Шпагину.

Председатель Комитета
генерал-полковник таможенной службы
М.В.Ванин

     

     

Приложение
к приказу ГТК России
от 07 августа 2001 года
 N 773

     
Инструкция
о порядке проведения инспекторских
 проверок таможенных органов

     

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция, разработанная в соответствии с Положением о Государственном таможенном комитете Российской Федерации, устанавливает единый порядок организации и проведения инспекторских проверок таможенных органов Российской Федерации.

2. В настоящей Инструкции использованы следующие понятия:

- инспектирование - специальный вид деятельности ГТК России и региональных таможенных управлений (РТУ) по осуществлению контроля таможенных органов с целью обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, а также определения эффективности их функционирования;

- инспекторская проверка - система действий комиссии ГТК России или РТУ (далее - Комиссия), направленных на выполнение следующих задач:

а) выявление нарушений законодательства Российской Федерации;

б) выявление недостатков в организации работы таможенных органов;

в) принятие мер по устранению недостатков в работе и выявленных нарушений законодательства Российской Федерации;

г) оказание методической и организационной помощи таможенным органам.

3. Основными направлениями инспектирования являются следующие виды деятельности таможенных органов:

- управленческая (в том числе осуществление работы по кадровым и социальным вопросам, а также воспитательной и профилактической работы);

- таможенное оформление и таможенный контроль (в том числе вопросы нетарифного регулирования, классификации и происхождения товаров, применения таможенных режимов, применения автоматизированных систем управления и информационного обеспечения таможенного оформления и таможенного контроля);

- экономическая (в том числе выполнение заданий по пополнению федерального бюджета, организация валютного контроля, контроля таможенной стоимости, ведение таможенной статистики);

- правоохранительная (в том числе эффективность борьбы с преступлениями и правонарушениями в таможенной сфере, организация оперативно-разыскной и инспекционной деятельности, дознания по уголовным делам и расследования по делам о НТП);

- финансово-хозяйственная (в том числе работа с товарами, обращенными в федеральную собственность, контроль за исполнением постановлений таможенных органов).

4. Проверка деятельности таможенных органов осуществляется в соответствии с примерным перечнем основных вопросов, подлежащих проверке в ходе инспекторских проверок (приложение).

5. Организация и проведение инспекторских проверок является исключительной прерогативой Главного организационно-инспекторского управления ГТК России (ГОргИУ) и организационно-инспекторских служб региональных таможенных управлений (ОргИС). Другие подразделения ГТК России проводят функциональные проверки курируемых подразделений таможенных органов по закрепленным направлениям деятельности в соответствии с порядком, установленным настоящей Инструкцией.

6. При организации и проведении инспекторской проверки, оформлении и принятии мер (решений) по ее результатам председатель Комиссии и члены Комиссии руководствуются законодательством Российской Федерации, нормативными актами ГТК России и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, а также настоящей Инструкцией.

7. Права, обязанности и полномочия Комиссии, ее председателя и членов определяются настоящей Инструкцией и иными нормативными актами ГТК России.

8. Продолжительность проведения инспекторской проверки (определяет председатель ГТК России (начальник РТУ) с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач проверки и особенностей проверяемого таможенного органа), как правило, не должна превышать 30 календарных дней.

Продление первоначально установленного срока проверки осуществляет председатель ГТК России (начальник РТУ) по мотивированному представлению председателя Комиссии, согласованному с начальником ГОргИУ (ОргИС).

9. При формировании сметы расходов ГТК России (РТУ) на год предусматриваются затраты, связанные с проведением инспекторских проверок.

II. Виды инспекторских проверок

10. Инспекторские проверки подразделяются на комплексные, целевые и контрольные (последующие).

11. Комплексная инспекторская проверка включает проверку всех направлений деятельности таможенного органа за определенный промежуток времени.

По решению председателя ГТК России (начальника РТУ) перечень направлений деятельности и вопросов, подлежащих проверке, может быть увеличен или сокращен.

12. Целевая инспекторская проверка включает проверку одного или нескольких направлений деятельности таможенного органа за определенный промежуток времени либо проверку конкретных фактов и обстоятельств, отмеченных в таможенном органе.

13. Контрольная (последующая) инспекторская проверка включает проверку устранения выявленных в ходе комплексной или целевой проверки недостатков, а также отдельных вопросов, не охваченных предыдущей проверкой.

14. Целевые и комплексные инспекторские проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

15. Плановые комплексные и целевые инспекторские проверки проводятся в соответствии с ежегодным графиком инспекторских проверок ГТК России (РТУ), который готовит ГОргИУ (ОргИС) и утверждает председатель ГТК России (начальник РТУ).

Ежегодный график комплексных инспекторских проверок ГТК России формируется исходя из того, что последовательность их проведения должна обеспечивать проверку каждого регионального таможенного управления и таможни, непосредственно подчиненной ГТК России, не реже одного раза в три года, причем в течение года подлежат проверке не менее чем два региональных таможенных управления.

Доля таможен, подлежащих инспекторской проверке Комиссией ГТК России при проведении плановой комплексной инспекторской проверки РТУ, составляет не менее:

- 30% - при наличии в подчинении РТУ 15 таможен и более;

- 40% - при наличии в подчинении РТУ до 14 таможен включительно.

Таможни, не учтенные в ежегодном графике инспекторских проверок ГТК России, проверяют комиссии РТУ в соответствии с собственными графиками инспекторских проверок, которые должны предусматривать проверку не менее 30% подчиненных таможен в течение года и 100% в течение трех лет (с учетом проверок, проводимых комиссиями ГТК России).

График плановых комплексных и целевых инспекторских проверок ГТК России включается в план работы ГТК России и доводится до сведения РТУ.

16. Внеплановые комплексные и целевые инспекторские проверки проводятся по мере необходимости по решению председателя ГТК России (начальника РТУ).

17. Инспекторские проверки по постановлениям (требованиям) надзирающих и контролирующих органов осуществляются согласно порядку, установленному настоящей Инструкцией.

     

III. Организация и проведение проверки

18. Для проведения инспекторской проверки таможенного органа приказом ГТК России (РТУ) назначается Комиссия из числа наиболее подготовленных сотрудников структурных подразделений ГТК России (РТУ), а при необходимости и подчиненных таможенных органов.

К участию в работе Комиссии могут привлекаться в качестве специалистов представители организаций, подведомственных ГТК России.

19. Комиссию возглавляет председатель, который назначается приказом ГТК России (РТУ) и который имеет не менее одного заместителя.

Председатель Комиссии несет полную ответственность за организацию и проведение проверки.

20. Председателем Комиссии для проведения комплексной инспекторской назначается:

а) заместитель председателя ГТК России либо начальник Главного организационно-инспекторского управления ГТК России, либо его первый заместитель - при проверке РТУ;

б) начальник отдела инспектирования деятельности таможенных органов ГОргИУ либо его заместитель (заместитель начальника РТУ - начальник ОргИС, начальник отдела инспектирования деятельности таможенных органов ОргИС) - при проверке таможни высшей категории;

в) начальник отделения отдела инспектирования деятельности таможенных органов ГОргИУ либо главный инспектор того же отдела (начальник отдела инспектирования деятельности таможенных органов ОргИС либо его заместитель) - при проверке таможни 1-й или 2-й категории;

21. Председателем Комиссии для проведения целевой инспекторской проверки РТУ назначается:

а) первый заместитель начальника ГОргИУ либо начальник отдела инспектирования деятельности таможенных органов ГОргИУ - при проверке РТУ;

б) начальник отдела либо заместитель начальника отдела ГОргИУ (начальник отдела, заместитель начальника отдела ОргИС) - при проверке таможни высшей категории;

в) начальник отделения либо главный инспектор ГОргИУ (начальник отделения, главный инспектор ОргИС) - при проверке таможни 1-й или 2-й категории.

22. Председатель Комиссии:

- участвует в подборе членов Комиссии;

- разрабатывает план проведения проверки, который должен включать ее тему, период, который должна охватить проверка, перечень таможенных органов, направлений деятельности и вопросов, подлежащих проверке (план утверждает председатель ГТК России (начальник РТУ);

- знакомит участников проверки с содержанием плана проверки;

- распределяет вопросы и участки работы между членами Комиссии, определяет задачи каждому члену Комиссии с учетом их квалификации, а также дает конкретные задания;

- проверяет наличие у каждого члена Комиссии задания на проведение проверки, утвержденного руководителем структурного подразделения ГТК России (РТУ), сотрудником которого он является;

- организовывает, координирует и контролирует работу Комиссии;

- обеспечивает в полном объеме проведение проверки и ее надлежащее качество;

- организовывает при необходимости взаимодействие с органами федеральной и местной исполнительной власти, правоохранительными и контролирующими органами;

- информирует руководство проверяемого таможенного органа о выявленных недостатках в его деятельности;

- информирует при необходимости руководство структурных подразделений ГТК России (РТУ) о работе их сотрудников в составе Комиссии;

- докладывает в установленные сроки руководству ГТК России (РТУ) о результатах проверки и вносит предложения об устранении выявленных недостатков;

- предъявляет перед началом проверки руководителю проверяемого таможенного органа приказ о проведении проверки, знакомит его с основными задачами проверки, представляет членов Комиссии, решает организационные вопросы;

- определяет необходимость и возможность применения тех или иных контрольных действий, приемов и способов получения информации, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего сбор требуемых сведений и доказательств.

23. Председатель Комиссии имеет право:

- вносить в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации обязательное для исполнения представление руководителю проверяемого таможенного органа о временном отстранении от исполнения должностных обязанностей сотрудников, допустивших такие нарушения;

- давать обязательные для исполнения поручения руководителю проверяемого таможенного органа о проведении дополнительных служебных проверок по выявленным Комиссией фактам нарушений законодательства Российской Федерации (результаты служебных проверок представляются председателю Комиссии и приобщаются к материалам инспекторской проверки).

24. Составлению плана проверки и ее проведению предшествует подготовительный период, в ходе которого участники проверки обязаны изучить необходимые отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие деятельность подлежащего проверке таможенного органа.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»