МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 24 апреля 2001 года N 1818


О Программе развития системы непрерывного педагогического
образования в России на 2001-2010 годы

 

Во исполнение решения коллегии Минобразования России от 23.01.2001 N 3/1  


приказываю:

1. Утвердить прилагаемый проект программы развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы (далее - Программа).

2. Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования (Л.С.Гребневу) совместно с Управлением среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимовым) и Советом по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации (В.Л.Матросовым) обеспечить доведение Программы до органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, реализующих программы высшего, среднего и дополнительного педагогического образования.

3. Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования (Л.С.Гребневу) совместно с Управлением среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимовым):

3.1. Обеспечить координацию деятельности исполнителей при реализации Программы.

3.2. Формировать заказ на научное и научно-методическое обеспечение реализации мероприятий Программы.

3.3. Представить в установленном порядке на рассмотрение в управляющий комитет программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение функционирования системы образования" (А.А.Полякову) для проведения конкурса перечень приоритетных направлений исследований.

3.4. Ежегодно готовить предложения о включении мероприятий IV и V разделов Программы в перечень централизованных мероприятий Министерства.

4. Управлению развития образования (П.Е.Кондрашову) ежегодно предусматривать финансирование и включение заказа на научное и научно-методическое обеспечение реализации мероприятий Программы в установленном порядке в проект плана научно-исследовательских работ по научно-методическому обеспечению Федеральной программы развития образования.

5. Управляющему комитету программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение функционирования системы образования" (А.А.Полякову) представить в установленном порядке предложения для руководящего совета о введении в структуру программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение функционирования системы образования" на 2002-2010 годы подпрограммы "Развитие педагогического образования в России".

6. Управлению развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений (С.К. Сергееву):

6.1. Совместно с Советом по педагогическому образованию при Минобразовании России (В.Л. Матросовым) провести в соответствии с перечнем мероприятий Программы анализ состояния ресурсного и материально-технического обеспечения учреждений непрерывного педагогического образования и подготовить к 31 декабря 2001 г. предложения об их переоснащении.

6.2. Ежегодно готовить предложения о корректировке лимита государственных инвестиций на мероприятия по развитию ресурсной, материально-технической и учебно-производственной базы образовательных учреждений и организаций системы непрерывного педагогического образования.

7. Рекомендовать Российской академии образования (Н.Д. Никандрову) включить в план важнейших исследований Академии на 2001 и последующие годы научные темы, обеспечивающие реализацию основных направлений Программы.

8. Управлению общеобразовательных учреждений и инспектирования (В.Ф. Сауткину) в срок до 15 мая 2001 года подготовить предложения о составе рабочей группы для разработки проекта программы "Российский учитель".

9. Рекомендовать руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации:

9.1. Обеспечить доведение Программы до подведомственных образовательных учреждений системы непрерывного педагогического образования и выполнение ее мероприятий.

9.2. Принять активное участие в реализации Программы, осуществить разработку и корректировку соответствующих программ развития регионов, образовательных учреждений, организаций согласно основным направлениям Программы.

10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.Д. Шадрикова.   

Министр
В.М.Филиппов

Приложение
к приказу Министерства образования
Российской Федерации
 от 24.04.2001 N 1818

ПРОГРАММА
развития системы непрерывного педагогического образования
России на 2001-2010 годы

Введение
(паспорт программы)

 

Программа развития педагогического образования России (далее Программа) является организационной основой государственной политики, проводимой Министерством образования Российской Федерации в области педагогического образования. Программа разработана с учетом положений Национальной доктрины образования Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральной программы развития образования.

Программа определяет стратегию развития педагогического образования как приоритетной и системообразующей отрасли сферы российского образования.

Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными и муниципальными программами, принимаются во внимание при создании отраслевых программ развития образования. Региональные и муниципальные программы развития педагогического образования создаются с учетом национальных, региональных, социально-экономических, экологических, культурных, демографических, а также других особенностей регионов, влияющих на функционирование системы непрерывного педагогического образования, и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации.

Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы педагогического образования на основе достижений науки и техники, за счет средств, выделяемых в рамках Федеральной программы развития образования.

Решение о разработке Программы было принято коллегией Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 1999 года N 23/1.

Государственным заказчиком является Министерство образования Российской Федерации.

Исполнителями и соисполнителями Программы выступают органы государственной власти, государственные органы управления образованием, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения системы педагогического образования различных форм и видов, научно-исследовательские организации.

Цель Программы - развитие исторически сложившейся системы педагогического образования на основе создания правовых, экономических и организационных условий формирования профессионально компетентной, социально активной, творческой личности педагога, повышения качества педагогического образования, оптимизации механизма управления системой педагогического образования при изменении образовательной парадигмы и динамичной социокультурной ситуации.

Программа ориентирована на повышение качества педагогического образования, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечение единства профессионального обучения и воспитания, сбалансированности государственного, общественного и личностного приоритетов в системе непрерывного педагогического образования, возрастание роли педагогических образовательных учреждений в решении задач, стоящих перед государством и обществом в новых экономических и социокультурных условиях.

Срок реализации Программы: 2001-2010 годы.

Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:

- перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы, с разграничением функций исполнителей;

- предложений по определению источников и объемов финансирования IV и V разделов перечня мероприятий Программы.

Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство образования Российской Федерации.

Современное состояние и основные проблемы педагогического
образования

 

Педагогическое образование является приоритетным направлением сферы российского образования, которая:

- обеспечивает формирование профессионально компетентной личности педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты;

- способствует социальной стабильности и развитию общества;

- определяет качество подготовки кадров для всех сфер функционирования общества и государства.

Система педагогического образования России представляет собой:

- совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;

- сеть взаимодействующих между собой учебных заведений и организаций среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;

- федерально-региональную систему управления педагогическим образованием.

Эти особенности позволяют считать ее системой непрерывного педагогического образования.

В настоящее время система непрерывного педагогического образования объединяет более 670 образовательных учреждений:

346 педагогических колледжей и училищ (163 педагогических училища и 183 педагогических колледжа), финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации;

55 профессионально-педагогических и индустриально-педагогических колледжей и техникумов;

160 государственных высших учебных заведений (81 педагогический институт и университет, включая 2 профессионально-педагогических вуза, 5 вузов, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, 3 лингвистических университета, 61 государственный ("классический") университет и 30 отраслевых вузов);

94 образовательных учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 3 института повышения квалификации специалистов начального профессионального образования Минобразования России, 90 институтов повышения квалификации).

Составной частью системы непрерывного педагогического образования являются филиалы вузов. За последние два года открыто 57 филиалов государственных педагогических вузов.

Внутри системы непрерывного педагогического образования имеют место интеграционные процессы, проявляющиеся в создании учебно-научно-педагогических комплексов, которые объединяют дошкольные образовательные учреждения, школы, образовательные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Финансирование учреждений системы непрерывного педагогического образования осуществляется как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации. Из 670 образовательных учреждений системы 445 находятся на финансировании субъектов Российской Федерации.

Система непрерывного педагогического образования ориентирована на один из самых обширных рынков образовательных потребностей и услуг.

По данным на 1998-1999 годы система непрерывного педагогического образования обеспечивает педагогическими кадрами более 60 тысяч дошкольных образовательных учреждений (4,7 млн. обучающихся) и 66,7 тысяч общеобразовательных учреждений различных видов и типов (21,1 млн. обучающихся), включая учреждения специального образования; 4 тысячи учреждений начального профессионального образования (1,67 млн. обучающихся); 2,65 тыс. учреждений среднего профессионального образования (2,1 млн. обучающихся); 8,7 тыс. учреждений дополнительного образования (4,4 млн. обучающихся); 587 высших учебных заведений (3,3 млн. обучающихся).

В целом система непрерывного педагогического образования готовит педагогические кадры более чем для 140 тыс. образовательных учреждений всех видов и типов, в которых обучаются 37,27 млн. человек.

Востребованность выпускников системы непрерывного педагогического образования не ограничивается лишь образовательными учреждениями. Педагоги профессионального обучения запрашиваются учебно-курсовой сетью предприятий и организаций различных министерств и ведомств, в рамках которой ежегодно подготавливается около 1,7 млн. человек. Выпускники системы непрерывного педагогического образования приглашаются на работу центрами по подготовке, переподготовке и повышению квалификации незанятого населения.

Управление системой непрерывного педагогического образования осуществляется Министерством образования Российской Федерации, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, а также государственно-общественными, общественными объединениями и организациями такими, как Совет по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации, Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по педагогическому образованию, Учебно-методическое объединение средних и высших профессионально-педагогических учебных заведений, ассоциации, советы директоров средних педагогических учебных заведений, Совет директоров средних профессионально-педагогических учебных заведений, Совет директоров образовательных учреждений послевузовского образования. Координацию деятельности педагогических учреждений по вопросам развития педагогического образования осуществляет Совет по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации.

Современная система непрерывного педагогического образования это динамично развивающаяся система, которую отличает открытость, многоступенчатость, многоуровневость, многофункциональность и гибкость. Показателем развития системы служит постоянное обновление содержания и структуры педагогического образования на всех ступенях и уровнях, совершенствование Классификатора специальностей среднего профессионального педагогического образования и Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования. В последние годы в этом направлении велась большая работа.

Расширилась номенклатура группы 0300 Образование Классификатора специальностей среднего профессионального образования, введены 9 новых специальностей:

0303 Иностранный язык, 0305 География, 0317 Педагогика дополнительного образования, 0318 Специальное дошкольное образование, 0319 Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, 0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 0321 Родной язык и литература, 0322 Организация воспитательной деятельности, 0323 Адаптивная физическая культура, по которым с 1998/99 учебного года открыта подготовка кадров.

Осуществлен пересмотр Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в части, касающейся педагогического образования. В Перечне направлений подготовки бакалавров и магистров выделена группа "Педагогические науки", уточнены названия направлений подготовки бакалавров и увеличено их число, расширен список профилей подготовки бакалавров образования, возросло число магистерских программ в области педагогических наук.

Проведена большая работа по оптимизации Перечня специальностей высшего профессионального образования, сокращен ряд педагогических специальностей, восстановлены специальности "Русский язык и литература", "Родной язык и литература", "Иностранный язык", введена специальность "Педагогика". Дополнение "по отраслям" обеспечивает адресность подготовки кадров по специальности "Профессиональное обучение". Приведены в соответствие с ОКСО наименования квалификаций по педагогическим специальностям, расширен их список.

Многое сделано в последнее время по обновлению содержания педагогического образования. Впервые созданы и внедрены государственные образовательные стандарты среднего профессионального педагогического образования, что стало существенным вкладом в решение проблемы обеспечения преемственности подготовки кадров на разных уровнях системы непрерывного педагогического образования. Разработаны и утверждены государственные образовательные стандарты второго поколения по специальностям и направлениям высшего педагогического образования. Их структура и содержание не только отражают специфику подготовки кадров для сферы образования с учетом новейших достижений науки и технологии обучения, но и корреспондируются с государственными образовательными стандартами других областей образования и уровней системы педагогического образования. Принятая модель стандарта способствует реализации принципа преемственности обучения и сохранения единого образовательного пространства в рамках всей системы образования, что усиливает системообразующую функцию педагогического образования. 59 государственных образовательных стандартов по специальностям высшего педагогического образования и 7 направлениям подготовки в группе "Педагогические науки" обеспечивают вариативность высшего педагогического образования, большую ориентированность на удовлетворение потребностей стремительно развивающегося рынка запросов и услуг в сфере образования. Впервые созданы и утверждены 2 варианта государственных образовательных стандартов по "педагогическим специальностям", что позволило сохранить практику подготовки учителей для малокомплектной и сельской школ по основной и дополнительной специальностям без увеличения срока обучения. Вместе с тем механизм разработки, апробации и внедрения государственных образовательных стандартов требует корректировки в соответствии с современными тенденциями развития всей системы образования, активными процессами, происходящими в области реформирования школьного образования, динамичными социокультурными и экономическими изменениями в стране. Особое внимание следует обратить на вопросы мониторинга реализации государственных образовательных стандартов для всех уровней педагогического образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»