Недействующий

     

РОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ И
ТРАНСПОРТНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 января 2001 года


Отраслевое тарифное соглашение по железнодорожному транспорту
на 2001-2003 годы *

(с изменениями на 29 сентября 2003 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

указанием МПС России от 14 октября 2002 года N И-935у;

указанием МПС России от 29 сентября 2003 года N Н-1040у (вступило в силу с 1 октября 2003 года).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________     

Указанием МПС России от 29 сентября 2003 года N Н-1040у срок действия настоящего Соглашения с учетом внесенных дополнений и изменений продлен на период до 31 декабря 2004 года.

____________________________________________________________________      

________________

В названии настоящего Соглашения и далее по тексту слова: "федеральный железнодорожный транспорт" с 1 октября 2003 года заменены словами: "железнодорожный транспорт" в соответствующем падеже - указание МПС России от 29 сентября 2003 года N Н-1040у. - См. предыдущую редакцию.

     

Основные понятия

Организация - предприятие, учреждение, организация железнодорожного транспорта, на которые распространяется Отраслевое тарифное соглашение.

Профсоюз - Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей.

Представитель работников - Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей в соответствии с Уставом профсоюза.

Работодатель - организация (юридическое лицо), с которым работник состоит в трудовых отношениях.

Представитель работодателя:

- руководитель организации, другое лицо, уполномоченное на представительство работодателем в части выполнения обязательств Соглашения;

- Министерство путей сообщения Российской Федерации, уполномоченное на представительство работодателями (при разработке и заключении Соглашения).

     

     

I. Общие положения

Настоящее Отраслевое тарифное соглашение (далее - Соглашение) заключено на основании Трудового кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов (абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2003 года указанием МПС России от 29 сентября 2003 года N Н-1040у, - см. предыдущую редакцию).

Соглашение направлено на обеспечение стабильной работы железнодорожного транспорта, его доступности, конкурентоспособности, удовлетворение потребностей экономики государства и населения в перевозках, создание социально-экономических условий для производительного труда, повышение жизненного уровня и социальной защищенности работников отрасли и определяет для них социально-экономические и правовые гарантии в условиях развития основных принципов структурной реформы железнодорожного транспорта.

Сторонами, заключившими между собой настоящее Соглашение, являются:

- от работников железных дорог, других организаций железнодорожного транспорта - Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей (Общероссийский профсоюз - далее по тексту - Профсоюз) в соответствии с его Уставом;

- от работодателей - уполномоченное работодателями Министерство путей сообщения Российской Федерации (далее по тексту - МПС России).

Участник Соглашения - Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Соглашение:

- распространяется на работников и работодателей, уполномочивших участников Соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на освобожденных выборных и штатных профсоюзных работников;

- является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения между сторонами, его нормы обязательны для применения;

- является основой для заключения коллективных договоров, индивидуальных трудовых договоров (контрактов) и не ограничивает права Сторон в расширении социальных гарантий и льгот при наличии собственных средств для их обеспечения;

- в месячный срок со дня его подписания Сторонами доводится до организаций, на работников которых оно распространяется.

Стороны признают, что стабильная работа железнодорожного транспорта и благополучие его тружеников в значительной степени взаимосвязаны. Стороны заинтересованы в создании и поддержании гармоничных отношений, атмосферы взаимопонимания и доверия на всех уровнях, поиске путей решения возникающих вопросов путем переговоров.

Структурные преобразования в отрасли, в том числе и с выводом организаций из системы МПС, проводить с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.

В случае реорганизации представителя стороны Соглашения его права и обязанности по Соглашению переходят к его правопреемнику (правопреемникам) и сохраняются до заключения нового Соглашения.

Законы и другие нормативные правовые акты, принятые в период действия Соглашения и улучшающие социально-правовые и социально-экономическое положение работников, расширяют действие соответствующих пунктов Соглашения с момента вступления их в силу. В случае если законами или иными нормативными правовыми актами положение работников ухудшается, действуют условия Соглашения.

Соглашение открыто для присоединения работников, работодателей организаций железнодорожного транспорта независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, принявших решение о присоединении к настоящему Соглашению (абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2003 года указанием МПС России от 29 сентября 2003 года N Н-1040у, - см. предыдущую редакцию).

Присоединение к Соглашению оформляется совместным письмом работодателя и соответствующего органа Профсоюза с уведомлением о присоединении к Соглашению, направленным в адрес представителей сторон Соглашения.

Стороны на равноправной основе образовали Отраслевую комиссию для ведения переговоров, заключения Соглашения и контроля за ходом его выполнения (далее - Отраслевая комиссия) из числа представителей работников и работодателей, наделенных необходимыми полномочиями. На Отраслевую комиссию возложены следующие функции: подготовка проекта Соглашения, ведение коллективных переговоров по его заключению, осуществление контроля за выполнением Соглашения, внесение в него изменений и дополнений, урегулирование возникающих между представителями Сторон разногласий.

Стороны Соглашения предоставляют друг другу полную и своевременную информацию по вопросам социально-экономического положения организаций о ходе выполнения Соглашения.

     

II. Стороны договорились

2.1. В ходе осуществления экономических преобразований в стране и в целях устойчивого функционирования железнодорожного транспорта в условиях реформирования отрасли, как приоритетного направления развития экономики, постоянно проводить работу с федеральными органами исполнительной власти и органами субъектов Российской Федерации по решению вопросов (абзац в редакции указания МПС России от 14 октября 2002 года N И-935у - см. предыдущую редакцию):

- сохранения единой системы железных дорог Российской Федерации в условиях разделения функций государственного и хозяйственного регулирования;

- повышения уровня социальной защищенности работников железнодорожного транспорта;

- безопасности движения, охраны труда;

- развития и стимулирования инвестиционной и инновационной политики отрасли;

- сохранения отраслевой системы здравоохранения, организаций образования и культуры с учетом современных требований;

- обеспечения своевременной индексации тарифов на перевозки в установленном Правительством Российской Федерации порядке с учетом повышения эффективности работы на железнодорожном транспорте;

- возмещения убытков от перевозок пассажиров в дальнем и пригородном сообщениях в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами;

- выделения железнодорожному транспорту бюджетных ассигнований на финансирование строительства важнейших объектов, имеющих общегосударственное значение, на приобретение подвижного состава для пассажирских перевозок, а также на строительство жилья для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий год;

- принятия мер, направленных на стабилизацию финансового положения железнодорожного транспорта, при необходимости предоставления отсрочки платежей в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- выделения средств на строительство жилья для переселения в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации железнодорожников и членов их семей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с реорганизацией отрасли, увольнением в связи с уходом на пенсию;

- финансирования из федерального бюджета организаций отраслевой системы образования, здравоохранения и культуры в соответствии с порядком, определенным законодательством Российской Федерации;

- возмещения за счет виновных сторон ущерба, причиненного организациям железнодорожного транспорта вследствие забастовок, конфликтов и других, не зависящих от железнодорожников причин;

- выделения средств из местных бюджетов на доведение размера оплаты труда работников организаций бюджетной сферы отрасли до уровня оплаты труда в соответствующих территориальных бюджетных организациях, а также предоставление организациям льгот и гарантий по налогообложению при заключении железными дорогами договоров (соглашений) с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2.2. Индексировать заработную плату работников железнодорожного транспорта (кроме работников учреждений и организаций, финансируемых из федерального бюджета) на уровне роста цен на потребительские товары и услуги.

МПС России и ЦК профсоюза ежеквартально на основании данных Госкомстата России о росте цен на потребительские товары и услуги определяют размер индексации заработной платы и размер минимальной оплаты труда в отрасли (тарифной ставки рабочего первого разряда Отраслевой единой тарифной сетки).

В I квартале 2001, 2002, 2003, 2004 годов размер индексации заработной платы определяется на основании данных Госкомстата России о годовом росте цен на потребительские товары и услуги и с учетом произведенного повышения заработной платы соответственно за 2000, 2001, 2002, 2003 годы.

Во II и последующих кварталах 2001, 2002, 2003 годов индексировать заработную плату в зависимости от роста потребительских цен на товары и услуги (без учета товаров и услуг необязательного пользования) нарастающим итогом с начала года к расчетному (базовому) ее уровню, исчисленному по росту цен на потребительские товары и услуги за период январь-декабрь предыдущего года с учетом региональных колебаний.

Индексация заработной платы работников организаций бюджетной сферы производится в соответствии с решениями, принимаемыми Правительством Российской Федерации.

2.3. Предоставлять в установленном законодательством порядке работникам железнодорожного транспорта и членам их семей, находящимся на иждивении, право бесплатного проезда:

- один раз в год по личным надобностям по разовому билету в купейном вагоне пассажирского поезда;

- по годовому билету в пригородном или местном (при отсутствии пригородного) сообщении на суммарное расстояние двух направлений до 150 км. Сохранить за лицами, проработавшими в организациях железнодорожного транспорта не менее 20 лет при уходе на пенсию из этих организаций, в том числе и по инвалидности (в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным, возникшим не по вине работника, повреждением здоровья) право бесплатного проезда по годовому билету в пригородном или местном (при отсутствии пригородного) сообщении на расстояние двух направлений до 150 км и разовому билету прямого сообщения для проезда по личным надобностям в купейном вагоне пассажирского поезда.

Лица, награжденные знаком "Почетный железнодорожник", пользуются правом бесплатного проезда по разовому билету в соответствии с Положением о знаке "Почетный железнодорожник".

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2003 года указанием МПС России от 29 сентября 2003 года N Н-1040у, - см. предыдущую редакцию).

2.4. Льготы и гарантии, предусмотренные настоящим Соглашением, могут уточняться по договоренности Сторон при изменении финансово-экономического положения в отрасли.

     

     

III. Работодатели обязуются:

(заголовок в редакции, введенной в действие с 1 октября 2003 года
 указанием МПС России от 29 сентября 2003 года N Н-1040у, -
 см. предыдущую редакцию)

     

3.1. В сфере организации и нормирования труда,
 заработной платы и рабочего времени

3.1.1. Применять в качестве минимальных гарантий оплаты труда основных профессионально-квалификационных групп работников железнодорожного транспорта, при соблюдении установленной законодательством Российской Федерации продолжительности рабочего времени и выполнении работниками трудовых обязанностей (норм труда), единые отраслевые тарифные ставки и оклады, определяемые исходя из минимального размера оплаты труда в отрасли (тарифной ставки рабочего первого разряда) и тарифных коэффициентов Отраслевой единой тарифной сетки (ОЕТС) с учетом особенностей, утвержденных МПС России по согласованию с ЦК профсоюза. Изменение условий оплаты труда производить на основе технико-экономических обоснований по согласованию с соответствующим профсоюзным органом и извещением работников не менее чем за два месяца до их введения.

Производить тарификацию работ и присвоение квалификационных разрядов рабочим в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.

По результатам аттестации рабочих мест и в соответствии с отраслевыми перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда устанавливать доплаты к тарифным ставкам и окладам работников, занятых на этих работах.

Разряды для оплаты труда руководителей, специалистов и служащих по отраслевой тарифной сетке устанавливать в соответствии с требованиями квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих железнодорожного транспорта, согласованных с ЦК профсоюза.

Обеспечивать повышение реальной заработной платы по мере роста производительности труда, доходов, экономии затрат, поэтапное приближение размера минимальной оплаты труда в отрасли (тарифной ставке первого разряда Отраслевой единой тарифной сетки) до величины прожиточного минимума в Российской Федерации.

Применять для определения необходимых затрат труда нормативные материалы, разработанные в соответствии с требованиями Положения об организации нормирования труда на железнодорожном транспорте, утвержденного МПС России от 06.07.2000 N ЦЗТ-765 и согласованного с ЦК профсоюза (постановление от 26.06.2000 N 1617).

Введение, замену и пересмотр норм труда (выработки, времени, обслуживания и численности) производить с учетом достигнутого уровня техники, технологии, организации производства труда.

Перечень применяемых нормативных материалов (межотраслевых, отраслевых, ведомственных, местных), а также сроки введения, разработки и пересмотра устанавливать с обязательным согласованием с соответствующим выборным профсоюзным органом и извещением работников, которых касаются изменения, не менее чем за два месяца до их введения.

Оплата труда работников бюджетных организаций осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими оплату труда в Российской Федерации.

Обеспечивать выплату заработной платы в соответствии со сроками, определенными коллективными договорами. В случае задержки ее выплаты в установленные сроки возмещать потери в связи с инфляцией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.1.2. Регулировать продолжительность рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, работа которых связана с непрерывностью перевозочного процесса, безопасностью движения поездов и обслуживанием пассажиров, постоянным выполнением трудовых обязанностей в пути и разъездах в пределах обслуживаемых участков, в соответствии с особенностями, утвержденными МПС России по согласованию с ЦК профсоюза, правилами внутреннего трудового распорядка организации (структурного подразделения), согласованными с соответствующим выборным профсоюзным органом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»