СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Российской Федерации и Правительством
Соединенных Штатов Америки о мерах по охране технологий в
связи с запусками с российских космодромов Плесецк и
Свободный и полигона Капустин Яр космических аппаратов, в
отношении которых имеются лицензии США*


    Ратифицировано
 Федеральным законом РФ
 от 12 февраля 2001 года N 14-ФЗ

     

Правительство Российской Федерации и Правительство Соединенных Штатов Америки (в дальнейшем именуемые "Сторонами"),

учитывая успешные результаты сотрудничества, осуществлявшегося в рамках Соглашения между Правительством Республики Казахстан, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о технологических гарантиях в связи с запуском искусственного спутника Земли "ИНМАРСАТ-3" от 14 февраля 1994 года,

желая укреплять такое сотрудничество и в дальнейшем способствовать обеспечению их взаимных интересов в области защиты высоких технологий применительно к международным проектам сотрудничества в осуществлении космических запусков с российских космодромов Плесецк и Свободный и полигона Капустин Яр и

отмечая Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о мерах по охране технологий в связи с запусками Россией с космодрома Байконур космических аппаратов, в отношении которых имеются лицензии США, от 26 января 1999 года,

согласились о нижеследующем:

     

     

Статья I
Цель

Настоящее Соглашение заключается с целью предотвращения несанкционированного доступа к охраняемым технологиям, связанным с запусками с российских космодромов Плесецк и Свободный и полигона Капустин Яр космических аппаратов, в отношении которых имеются лицензии США, и несанкционированной передачи таких технологий.

Статья II
Определения

Для целей настоящего Соглашения используются следующие термины:

1. "Космические аппараты" - любые космические аппараты, группы космических аппаратов, системы или подсистемы космических аппаратов, компоненты космических аппаратов (включая спутники, группы спутников, спутниковые системы или подсистемы и/или компоненты спутников) и/или орбитальные разгонные двигатели, в отношении которых Правительство Соединенных Штатов Америки выдает разрешения на экспорт и которые используются для осуществления деятельности, связанной с запусками.

2. "Ракеты-носители" - любые ракеты-носители, разгонные блоки, переходные адаптеры с системами разделения, головные обтекатели полезной нагрузки и/или их компоненты, контролируемые Российской Федерацией и используемые для осуществления деятельности, связанной с запусками.

3. "Соответствующее оборудование" - вспомогательное оборудование, вспомогательные предметы, их компоненты и запасные части к ним, необходимые для осуществления деятельности, связанной с запусками.

4. "Технические данные" - информация в любой форме, в том числе устная, помимо общедоступной информации, необходимая для проектирования, конструирования, разработки, производства, обработки, изготовления, использования, эксплуатации, капитального ремонта, текущего ремонта, технического обслуживания, модификации, улучшения характеристик или модернизации космических аппаратов и соответствующего американского оборудования (далее - "американские технические данные"), и информация в любой форме, в том числе устная, помимо общедоступной информации, необходимая для проектирования, конструирования, разработки, производства, обработки, изготовления, использования, эксплуатации, капитального ремонта, текущего ремонта, технического обслуживания, модификации, улучшения характеристик или модернизации ракет-носителей и соответствующего российского оборудования (далее - "российские технические данные"). Такая информация включает в себя, в частности, информацию в виде технических проектов, чертежей, фотографий, видеоматериалов, планов, инструкций, компьютерного программного обеспечения и документации.

5. "Деятельность, связанная с запусками" - все действия, связанные с запусками космических аппаратов ракетами-носителями, от первоначального обсуждения технических вопросов до запуска и возвращения соответствующего американского оборудования и американских технических данных из Российской Федерации в Соединенные Штаты Америки или в иное место, одобренное Правительством Соединенных Штатов Америки, и в случае отмены запуска или неудачного запуска - возвращения космических аппаратов, соответствующего американского оборудования, американских технических данных и/или любых обнаруженных и идентифицированных компонентов и/или обломков космических аппаратов в Соединенные Штаты Америки или в иное место, одобренное Правительством Соединенных Штатов Америки, и возвращения ракет-носителей, соответствующего российского оборудования и российских технических данных из Соединенных Штатов Америки в Российскую Федерацию или в иное место, одобренное Правительством Российской Федерации.

6. "Планы защиты технологий" - любые планы, разработанные совместно российскими консигнаторами и американскими консигнаторами с участием в случае необходимости физических или юридических лиц третьих государств или представителей международных организаций, использующих космические аппараты, на которые выданы экспортные лицензии Соединенных Штатов Америки, или ракеты-носители, на которые выданы экспортные лицензии России или вывоз которых предусмотрен иными разрешениями Правительства Российской Федерации, утвержденные соответствующими ведомствами Правительства Российской Федерации и Правительства Соединенных Штатов Америки до доставки космических аппаратов на территорию Российской Федерации, и в которых излагаются меры безопасности, подлежащие осуществлению в ходе деятельности, связанной с запусками, в том числе в случае чрезвычайных ситуаций.

7. "Участники запуска со стороны США" - любые американские консигнаторы, их подрядчики, субподрядчики, служащие или представители, будь то физические или юридические лица Соединенных Штатов Америки или иные физические или юридические лица, или любые должностные лица или подрядчики, субподрядчики, служащие или представители Правительства Соединенных Штатов Америки, будь то физические или юридические лица Соединенных Штатов Америки или иные физические или юридические лица, которые в связи с выдачей экспортной лицензии США принимают участие в деятельности, связанной с запусками, и находятся под юрисдикцией и/или контролем Соединенных Штатов Америки, а также физические или юридические лица третьих государств или представители международных организаций, которые используют космические аппараты и в связи с выдачей экспортной лицензии США принимают участие в деятельности, связанной с запусками.

8. "Российские представители" - любые физические или юридические лица (включая, в частности, российских консигнаторов, их подрядчиков, субподрядчиков, служащих или представителей), помимо участников запуска со стороны США, будь то физические или юридические лица Российской Федерации или иные физические или юридические лица, которые имеют или могут иметь доступ к космическим аппаратам, соответствующему американскому оборудованию и/или американским техническим данным, находящиеся под юрисдикцией и/или контролем Российской Федерации.

9. "Американские консигнаторы" - любые физические или юридические лица, которым в соответствии с законодательством США выдана экспортная лицензия (выданы экспортные лицензии) на вывоз космических аппаратов, соответствующего американского оборудования и/или американских технических данных в Российскую Федерацию.

10. "Российские консигнаторы" - любые физические или юридические лица, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномочены осуществлять деятельность, связанную с запусками, и указаны в соответствующей экспортной лицензии (соответствующих экспортных лицензиях), выданной (выданных) в США.

Статья III
Общие положения

1. Настоящее Соглашение определяет порядок осуществления мер по охране технологий, которому необходимо следовать в связи с запусками космических аппаратов, в том числе порядок осуществления контроля за доступом к космическим аппаратам, ракетам-носителям, соответствующему оборудованию, техническим данным и на стартовые комплексы и технические комплексы космодромов Плесецк и Свободный и полигона Капустин Яр (далее - "стартовые комплексы" и "технические комплексы"). Настоящее Соглашение распространяется на все стадии деятельности, связанной с запусками, включая деятельность на всех объектах американских консигнаторов, деятельность на всех объектах, находящихся под юрисдикцией и/или контролем Российской Федерации, и деятельность российских представителей и участников запуска со стороны США. Настоящее Соглашение распространяется также на все стадии транспортировки космических аппаратов, соответствующего американского оборудования и/или американских технических данных.

2. За исключением случаев, оговоренных в статье IV и в пункте 3 статьи VII настоящего Соглашения, или случаев, когда это предварительно санкционировано экспортными лицензиями, выданными Правительством Соединенных Штатов Америки, или иным образом предварительно санкционировано Правительством Соединенных Штатов Америки, Правительство Российской Федерации принимает все необходимые меры для предотвращения доступа без сопровождения или бесконтрольного доступа российских представителей, в том числе посредством использования любых технических средств, к космическим аппаратам, соответствующему американскому оборудованию и/или американским техническим данным.

3. За исключением случаев, оговоренных в статье IV и в пункте 3 статьи VII настоящего Соглашения, или случаев, когда это предварительно санкционировано Правительством Российской Федерации, Правительство Соединенных Штатов Америки принимает все необходимые меры для предотвращения доступа без сопровождения или бесконтрольного доступа участников запуска со стороны США, в том числе посредством использования любых технических средств, к ракетам-носителям, на стартовые комплексы и технические комплексы, к соответствующему российскому оборудованию и/или российским техническим данным.

4. Для осуществления любой деятельности, связанной с запусками, Стороны принимают все необходимые меры, с тем чтобы обеспечить:

- сохранение контроля российскими представителями над ракетами-носителями, стартовыми комплексами и техническими комплексами, соответствующим российским оборудованием и российскими техническими данными, если иное не разрешено Правительством Российской Федерации; и

- сохранение контроля участниками запуска со стороны США над космическими аппаратами, соответствующим американским оборудованием и американскими техническими данными, если иное не разрешено Правительством Соединенных Штатов Америки.

5. В отношении любого запуска, на который распространяется действие настоящего Соглашения, Правительство Российской Федерации и Правительство Соединенных Штатов Америки осуществляют контроль и наблюдение за выполнением планов защиты технологий.

6. Каждая Сторона обеспечивает, чтобы все физические или юридические лица, находящиеся под юрисдикцией и/или контролем государства этой Стороны, которые участвуют в деятельности, связанной с запусками, или имеют какой-либо иной доступ к деятельности, связанной с запусками, соблюдали процедуры, оговоренные в настоящем Соглашении. Кроме того, Правительство Российской Федерации обеспечивает, чтобы российские представители выполняли обязательства, предусмотренные планами защиты технологий. Правительство Соединенных Штатов Америки обеспечивает, чтобы участники запуска со стороны США выполняли обязательства, предусмотренные планами защиты технологий. В случае возникновения противоречий между положениями настоящего Соглашения и положениями любых планов защиты технологий преимущественную силу имеют положения настоящего Соглашения.

7.1. Правительство Соединенных Штатов Америки прилагает все возможные усилия для обеспечения непрерывного действия лицензии (лицензий) США в целях завершения деятельности, связанной с запусками. Если Правительство Соединенных Штатов Америки установит, что какое-либо положение настоящего Соглашения или планы защиты технологий для любой деятельности, связанной с запусками, могли быть нарушены, оно может приостановить или отозвать любую экспортную лицензию (любые экспортные лицензии), связанную (связанные) с этими запусками.

7.2. В случае приостановления действия или отзыва любой такой экспортной лицензии (любых таких экспортных лицензий) Правительство Соединенных Штатов Америки незамедлительно уведомляет Правительство Российской Федерации и объясняет причины своего решения.

7.3. В случае отзыва Правительством Соединенных Штатов Америки своей экспортной лицензии Правительство Российской Федерации не препятствует и при необходимости содействует неотложному возвращению в Соединенные Штаты Америки или в иное место, одобренное Правительством Соединенных Штатов Америки, в соответствии с экспортной лицензией США, космических аппаратов, соответствующего американского оборудования и американских технических данных, которые были ввезены на территорию Российской Федерации.

7.4. В случае отзыва Правительством Соединенных Штатов Америки своей экспортной лицензии Правительство Соединенных Штатов Америки не препятствует и при необходимости содействует неотложному возвращению в Российскую Федерацию или в иное место, одобренное Правительством Российской Федерации, ракет-носителей, соответствующего российского оборудования и российских технических данных, которые были ввезены на территорию Соединенных Штатов Америки.

7.5. Ничто в настоящем Соглашении не ограничивает полномочий Правительства Соединенных Штатов Америки предпринимать любые действия в отношении лицензирования экспорта в соответствии с законодательством и политикой Соединенных Штатов Америки.

8.1. Правительство Российской Федерации прилагает все возможные усилия для обеспечения непрерывного действия российской лицензии (российских лицензий) в целях завершения деятельности, связанной с запусками. Если Правительство Российской Федерации установит, что какое-либо положение настоящего Соглашения или планы защиты технологий для любой деятельности, связанной с запусками, могли быть нарушены, оно может приостановить или отозвать любую лицензию (любые лицензии), связанную (связанные) с этими запусками.

8.2. В случае приостановления действия или отзыва любой такой лицензии (любых таких лицензий) Правительство Российской Федерации незамедлительно уведомляет Правительство Соединенных Штатов Америки и объясняет причины своего решения.

8.3. В случае отзыва Правительством Российской Федерации своей лицензии Правительство Соединенных Штатов Америки не препятствует и при необходимости содействует неотложному возвращению в Российскую Федерацию или в иное место, одобренное Правительством Российской Федерации, ракет-носителей, соответствующего российского оборудования и российских технических данных, которые были ввезены на территорию Соединенных Штатов Америки.

8.4. В случае отзыва Правительством Российской Федерации своей лицензии Правительство Российской Федерации не препятствует и при необходимости содействует неотложному возвращению в Соединенные Штаты Америки или в иное место, одобренное Правительством Соединенных Штатов Америки, космических аппаратов, соответствующего американского оборудования и американских технических данных, которые были ввезены на территорию Российской Федерации.

8.5. Ничто в настоящем Соглашении не ограничивает полномочий Правительства Российской Федерации предпринимать любые действия в отношении лицензирования запусков в соответствии с законодательством и политикой Российской Федерации.

Статья IV
Технические данные, разрешенные к раскрытию

1.1. Правительство Соединенных Штатов Америки разрешает американским консигнаторам передавать Правительству Российской Федерации и/или российским представителям только следующие американские технические данные:

- параметры орбиты; окно запуска;

- технические данные о типе, способе и функции сопряжения, которые описывают параметры механической и электрической стыковки космических аппаратов с ракетами-носителями;

- габаритные размеры; масса; центр тяжести; тип оболочки; динамическая нагрузка; потребляемая мощность/данные по стабилизации питания; параметры стыковочного переходного устройства;

- данные относительно наличия или отсутствия на космических аппаратах и/или в составе соответствующего американского оборудования устройств и/или компонентов с радиоактивными элементами и/или источников ионизирующего, акустического или электромагнитного излучения;

- экологические данные относительно взрывопожаробезопасности и наличия на космических аппаратах токсичных или в иных отношениях опасных для жизни и здоровья человека или окружающей среды элементов;

- параметры топлива; схема рабочих частот, включая телеметрию, слежение и управление; информация по системе безопасности; данные об испытаниях; характеристики отделения; данные о наземном эксплуатационном оборудовании/оборудовании для испытаний; и графики проведения испытаний/полетов и запусков.

1.2. Запросы на передачу дополнительных американских технических данных должны направляться в Государственный департамент Соединенных Штатов Америки.

1.3. Настоящее Соглашение не разрешает и Правительство Соединенных Штатов Америки запрещает участникам запуска со стороны США оказывать любое содействие, касающееся проектирования, разработки, производства, эксплуатации, технического обслуживания, модификации, улучшения характеристик, модернизации или ремонта ракет-носителей, если такое содействие специально не разрешено Правительством Соединенных Штатов Америки. Настоящее Соглашение не разрешает раскрытие участниками запуска со стороны США или любыми физическими или юридическими лицами Соединенных Штатов Америки любой информации, касающейся американских ракет-носителей, разгонных блоков, переходных адаптеров с системами разделения, головных обтекателей полезной нагрузки и/или их компонентов.

2.1. Правительство Российской Федерации разрешает российским консигнаторам передавать Правительству Соединенных Штатов Америки и участникам запуска со стороны США только следующие российские технические данные: параметры ракет-носителей, обеспечивающие вывод космических аппаратов на опорную орбиту; параметры разгонного блока, обеспечивающие вывод полезной нагрузки на переходную орбиту и в заданную точку орбиты; геометрические параметры узлов сопряжения космических аппаратов с разгонным блоком; геометрические параметры головного обтекателя и его динамические характеристики; параметры ракетного топлива последней ступени ракет-носителей и/или разгонных блоков; номиналы рабочих частот телеметрических и командно-программных систем; результаты акустического, динамического и теплового анализа и данные по связанным нагрузкам.

Конкретный перечень и объем передаваемых российских технических данных подлежит утверждению уполномоченными ведомствами Правительства Российской Федерации, определенными в соответствии со статьей IX настоящего Соглашения.

2.2. Запросы на передачу дополнительных российских технических данных должны направляться Правительству Российской Федерации через посредство уполномоченных ведомств Правительства Российской Федерации, определенных в соответствии со статьей IX настоящего Соглашения.

2.3. Настоящее Соглашение не разрешает и Правительство Российской Федерации запрещает российским представителям оказывать любое содействие, касающееся проектирования, разработки, производства, эксплуатации, технического обслуживания, модификации, улучшения характеристик, модернизации или ремонта космических аппаратов, если такое содействие специально не разрешено Правительством Российской Федерации. Настоящее Соглашение не разрешает раскрытие российскими представителями и/или любыми физическими или юридическими лицами Российской Федерации любой информации, касающейся российских космических аппаратов, групп космических аппаратов, систем или подсистем космических аппаратов, компонентов космических аппаратов (включая спутники, группы спутников, спутниковые системы или подсистемы и/или компоненты спутников) и/или орбитальных разгонных двигателей.

3.1. Правительство Российской Федерации не осуществляет последующую передачу и запрещает последующую передачу российскими представителями любых американских технических данных, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, без предварительного письменного одобрения Правительства Соединенных Штатов Америки. Правительство Российской Федерации не использует и принимает необходимые меры с тем, чтобы российские представители не использовали американские технические данные для иных целей, чем те, которые конкретно указаны в информации из лицензии США и/или информации из разрешения Правительства Соединенных Штатов Америки на последующую передачу, предоставляемой американскими консигнаторами российским консигнаторам.

3.2. Правительство Соединенных Штатов Америки принимает необходимые меры с тем, чтобы обеспечить предоставление американскими консигнаторами российским консигнаторам необходимой информации из лицензии США и/или информации из разрешения Правительства Соединенных Штатов Америки на последующую передачу. Правительство Российской Федерации принимает необходимые меры с тем, чтобы обеспечить предоставление российскими консигнаторами вышеуказанной информации Правительству Российской Федерации.

4.1. Правительство Соединенных Штатов Америки не осуществляет последующую передачу и запрещает последующую передачу участниками запуска со стороны США любых российских технических данных, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, без предварительного письменного одобрения Правительства Российской Федерации. Правительство Соединенных Штатов Америки не использует и принимает необходимые меры, чтобы участники запуска со стороны США не использовали российские технические данные для иных целей, чем те, которые конкретно указаны в информации из лицензий России и/или информации из соответствующих иных разрешений Правительства Российской Федерации, предоставляемой российскими консигнаторами американским консигнаторам.

4.2. Правительство Российской Федерации принимает необходимые меры с тем, чтобы обеспечить предоставление российскими консигнаторами американским консигнаторам необходимой информации из лицензий России и/или информации из соответствующих иных разрешений Правительства Российской Федерации. Правительство Соединенных Штатов Америки принимает необходимые меры с тем, чтобы обеспечить предоставление американскими консигнаторами вышеуказанной информации Правительству Соединенных Штатов Америки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»