МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 13 февраля 2001 года N 465

     

Об утверждении межвузовской комплексной программы
 "Наукоемкие технологии образования"

В целях обновления и совершенствования содержания образования, широкого внедрения в процесс обучения инновационных высокоэффективных многофункциональных, информационноемких технологий, обобщения современных технологий получения научных продуктов и их адаптации для образовательных систем России с учетом создаваемых новых технических и информационных средств

приказываю:

1. Утвердить межвузовскую комплексную программу "Наукоемкие технологии образования" (МКП НТО) на период с 15.02.2001 по 31.12.2005 (приложение N 1).

2. Утвердить состав головного совета МКП НТО (приложение N 2).

3. Возложить общее руководство МКП НТО на Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования (Л.С.Гребнева).

4. Управлению экономики (Ю.В.Шленову) перераспределить объемы средств, предусмотренных на оплату труда, среди вузовучастников МКП НТО в 2001-2005 годах и направить целевым назначением согласно приложению N 3 (не рассылается).

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.Д.Шадрикова.   

 Министр
 В.М.Филиппов

     

 Приложение N 1
 к приказу Минобразования России
 от 13.02.2001 N 465



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖВУЗОВСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
"Наукоемкие технологии образования"

Москва 2001

В новое тысячелетие с новыми образовательными технологиями

   

Введение

 

В настоящее время в России происходит реформирование системы образования: предлагаются новые содержание и подходы, в среде участников образовательного процесса формируются новые отношения, новый образовательный менталитет.

Современные тенденции в развитии образования вызывают необходимость научно-обоснованных изменений в подходе к проблемам подготовки специалистов по спектру профессий, в первую очередь, востребованных отечественными экономическими реалиями и приведения в соответствие технологий высшего образования современным темпам общественного и экономического развития.

На передний план выступают новые направления: инновационное образование, основанное на интеграции наиболее современных и эффективных технологий образования с интенсивной научно- исследовательской деятельностью, тесная связь вузовских исследований, проводимых на переднем крае науки, техники, технологии, с обучением и потребностями промышленности и экономики; междисциплинарный характер образования.

Перед высшей школой ставится весьма ответственная задача, связанная с разработкой, апробацией, тиражированием и широким распространением новых высокоэффективных технологий образования для подготовки специалистов, способных решать актуальные проблемы современной и перспективной отечественной экономики.

Решение этих задач позволит своевременно создать такую систему высшего профессионального образования, которая обеспечит условия динамичного развития общества в социально- экономическом и технологическом плане. В условиях постоянных радикальных перемен во всех сферах российской экономики, сопровождающихся интенсивным внедрением и развитием современных технологий, использующих новые технические и технологические достижения, остро встает вопрос выбора адекватной стратегии разработки и реализации инновационных проектов по межвузовской комплексной программе "Наукоемкие технологии образования" (МКП НТО).

Одним из главных моментов при постановке задачи реализации МКП НТО является интеграционный подход, предусматривающий: - обобщение и систематизацию наиболее перспективных из существующих современных технологий образования; - обобщение и систематизацию результатов инновационных и научных разработок, поиск новых эффективных наукоемких технологий; - выявление и тиражирование высокоэффективных наукоемких технологий образования, включающих разработку новых образовательных программ, ориентированных на крупные индустриальные центры и на периферию; - использование обширнейшего и богатейшего опыта и традиций различных отечественных и зарубежных научных и педагогических школ, сформировавшихся и успешно работающих в различных общественно- экономических условиях.

При этом возникают проблемы организационного, методического и технологического уровней.

На решение этих и других проблем нацелена межвузовская комплексная программа "Наукоемкие технологии образования".  

1. Наукоемкие технологии образования


Наукоемкие технологии образования (НТО) - это интегральные технологии обучения, воспитания, научных исследований и управления, основанные на современной дидактической системе и характеризующиеся сопряжением наиболее современных, высокоэффективных методов, средств, приемов и широкого арсенала научных знаний для оптимальной реализации основной цели современного образования - генерации нового поколения специалистов, обладающих не только новой совокупностью знаний и навыков, адекватных требованиям рынка труда ХХ1 века, но, что является более существенным, качественно новым интеллектуальным менталитетом и мышлением, позволяющим четко ориентироваться и адаптироваться к реальным потребностям быстро меняющегося научно-технического и технологического прогресса.

НТО предусматривают широкое использование новейших достижений науки, техники, технологий, широкого арсенала научных знаний и самых современных средств обучения.

Наукоемкие технологии образования должны в полной мере использовать в процессе обучения научно-исследовательскую работу студентов.

НТО охватывают: - общедидактические, частнометодические и локальные уровни применения; - научные достижения в фундаментальных, технических, экономических, педагогических, психологических и других областях знаний; - современный передовой отечественный и зарубежный педагогический опыт; - систему психологического, общепедагогического взаимодействия преподавателей, ученых, инженеров и студентов с учетом их интеллектуального развития, способностей и склонностей.

Такая система направлена на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, содержанию будущей деятельности и требованиям к профессионально важным качествам специалистов. Она обязательно должна быть основана на самых последних достижениях науки, техники, технологий.

НТО предполагает различные формы интеграции научных организаций, производственных предприятий и вузов, отдает приоритеты развитию вузовской науки и поддерживает вузовских ученых.

Дидактическая система НТО основана на индивидуализированных формах организации учебного процесса, ориентированных на развитие творческого мышления студентов.

НТО обеспечивают подготовку аналитически и системно мыслящих специалистов:

- обладающих глубокими фундаментальными, гуманитарными и профессиональными знаниями, повышенным творческим потенциалом;

- способных решать учебные, научно-производственные и личные задачи, широко использовать индивидуальные и групповые качества работников, передовые достижения науки и техники, самостоятельно повышать свои знания;

- быстро адаптирующихся к профессиональной творческой деятельности на предприятиях;

- имеющих достаточно полное представление об отечественных и мировых достижениях в своей области деятельности и способных наладить выпуск изделий, конкурентоспособных на мировом рынке, как непосредственно средствами предприятий, так и с помощью установления деловых производственных отношений с инофирмами.  

2. Цель МКП НТО


Главная цель межвузовской комплексной программы "Наукоемкие технологии образования" - формирование и развитие широкого спектра наукоемких технологий образования на основе современных достижений науки, техники, технологии для повышения эффективности подготовки современных высококвалифицированных специалистов по основным и дополнительным образовательным программам.  

Стратегические цели МКП НТО  

1. Обеспечение подготовки и выпуска конкурентоспособных высокопрофессиональных специалистов за счет широкого использования НТО во всех дисциплинах гуманитарного, социально-экономического, естественно-научного, общепрофессионального и специального блоков для всех отраслей народного хозяйства.

2. Обеспечение подготовки и выпуска конкурентоспособных высокопрофессиональных специалистов по НТО.

3. Разработка методологии, методических и педагогических основ наукоемких технологий образования, предусматривающих: - актуализацию содержания и методов обучения на основе интеграции процесса обучения с научным поиском; - повышение эффективности индивидуальной творческой работы студентов; - оперативное использование результатов исследований в предметных областях знаний.

4. Создание организационных основ формирования и развития новых высокоэффективных НТО. Обеспечение условий для широкого применения высокоэффективных НТО и как следствие - повышение эффективности образовательного процесса.  

3. Задачи МКП НТО. Первоочередные задачи программы

Для достижения вышеуказанных целей программы на первом этапе в МКП НТО должны решаться следующие первоочередные задачи.

1. Анализ качества, эффективности и масштабов реализации НТО, созданных в 1997-2000 годах в образовательном пространстве России.

2. Составление прогноза развития НТО и оценок их возможностей в развитии системы высшего профессионального образования (ВПО).

3. Совершенствование методологии, педагогических (в том числе психолого-педагогических) методов наукоемких технологий образования, технологии моделирования предметной области на основе постоянного научного и научно-методического поиска для актуализации содержания обучения в сфере ВПО.

4. Разработка НТО освоения отдельных образовательных программ и некоторых дисциплин на всем периоде подготовки специалистов.

5. Разработка действенного организационно-экономического механизма создания и распространения (продвижения) НТО.

6. Создание эффективных систем:

- экспертизы НТО;

- гибкой адаптации учебных планов и программ дисциплин к использованию НТО и динамично меняющимся условиям рынка потребления выпускников;

- своевременного информирования вузов о разработках НТО;

- распространения НТО во всем образовательном пространстве высшей школы России.

7. Разработка единой научной политики в области НТО. Основные задачи программы  

На втором этапе в МКП НТО должны решаться следующие основные задачи.

1. Разработка теоретических и практических основ наукоемких технологий образования, научно-методического и информационного обеспечения НТО для подготовки специалистов в течение всего периода обучения.

2. Разработка на перспективу 2005 - 2015 годов "портрета" специалиста, востребованного обществом и обладающего на базе НТО совокупностью необходимых профессиональных знаний, умений, навыков.

3. Полномасштабное развитие и внедрение НТО. Создание единой информационно-технологической среды, обеспечивающей широкое и эффективное использование обучаемыми различных НТО. Разработка НТО освоения образовательных программ и дисциплин в течение всего периода подготовки специалистов.

4. Разработка комплекта документов для открытия нового направления подготовки дипломированных специалистов по НТО.

5. Создание условий для сокращения за счет НТО аудиторной загрузки и обеспечения эффективного саморазвития обучаемого с широким использованием самостоятельной работы в высокоразвитых интеллектуальных и информационных средах.

6. Поиск наиболее эффективных средств и методов внедрения в систему высшей школы наукоемких технологий.

7. Создание условий для формирования сбалансированной исследовательской тематики вузов по МКП НТО в интересах развития научного и научно-методического потенциала высшей школы.

8. Становление научных и научно-педагогических школ по приоритетным направлениям МКП НТО.

9. Обеспечение синтеза науки о НТО и практики, интеграции научных и образовательных структур.

10. Отбор перспективных и талантливых студентов, молодых ученых и специалистов и подготовка их к научной и научно- педагогической деятельности в сфере НТО. Научно-методическое обеспечение элитной подготовки специалистов в этой сфере.

11. Расширение координационного взаимодействия с исследовательскими коллективами других профильных программ, учреждениями, исследовательскими коллективами, работающими в смежных областях знаний.  

4. Приоритетные направления работ по развитию МКП НТО

МКП НТО разбивается на ряд разделов, которые направлены на реализацию вышеизложенных целей и задач программы.  

4.1. Общесистемные исследования в области НТО  

Головной вуз - "МАТИ" - Российский государственный технологический университет.

Данный раздел исследований предполагает разработку следующих тем:

4.1.1. Структура и содержание существующих НТО и их идентификация для совершенствования научно-образовательного процесса ВПО.

4.1.2. Новые НТО как средство повышения эффективности научно-образовательного процесса ВПО.

4.1.3. Маркетинговые системы НТО для обеспечения государственных образовательных стандартов.

4.1.4. Организационные модели для реализации системы НТО в образовательном пространстве России (довузовское, высшее, послевузовское и дополнительное образование).

4.1.5. Организационно-финансовый механизм обеспечения научных разработок и реализации технических и технологических решений в области НТО.

4.1.6. Системы информационного обеспечения и распространения (продвижения) в образовательном пространстве России передовых НТО (телеконференции, семинары, публикации, сетевая информация и т.д.), действенный механизм внедрения НТО, в том числе с учетом специфики дополнительного образования и образования взрослых.

4.1.7. Инновационные наукоемкие технологии в образовании. Развиваемые инновационные наукоемкие технологии образования создают благоприятные условия для формирования и управления инновационными проектами, связанными с внедрением во всех вузах России инновационно-инвестиционных технологий.

4.1.8. Внедрение наукоемких технологий образования как важнейшая составляющая системы качества вуза. Развитие НТО является одной из необходимых составляющих формируемых в вузах систем качества, так как напрямую затрагивает наиболее важные процессы деятельности вуза.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»