МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 1 февраля 2000 года N 305


О реализации решения коллегии Минобразования России от 18.01.2000 N 1/1
"О Программе развития среднего профессионального образования России
на 2000-2005 годы"

(с изменениями на 9 сентября 2002 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минобразования России от 10 мая 2001 года N 2015;

приказом Минобразования России от 9 сентября 2002 года N 3242.

____________________________________________________________________

В соответствии с решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 18.01.2000 N 1/1

приказываю:

1. Утвердить Программу развития среднего профессионального образования России на 2000 - 2005 годы (далее - Программа).

2. Управлению среднего профессионального образования (Анисимову П.Ф.):

2.1. До 15.03.2000 подготовить рекомендации по реализации Программы для федеральных министерств и ведомств, имеющих в своем ведении средние специальные учебные заведения, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2.2. До 01.04.2000 обеспечить доведение Программы и рекомендаций по ее реализации до государственных органов управления средним профессиональным образованием, средних специальных учебных заведений, общественных организаций.

2.3. Обеспечить координацию и контроль за выполнением Программы.

3. Управлению среднего профессионального образования (Анисимову П.Ф.) совместно с Управлением прогнозирования и развития системы образования (Зуевым В.М.) в процессе выполнения Программы предусмотреть учет ежегодно формируемых рабочих документов по реализации Федеральной программы развития образования.

4. Структурным подразделениям министерства включить в планы работы мероприятия, направленные на реализацию Программы, в соответствии со своей компетенцией.

5. Управлению среднего профессионального образования (Анисимову П.Ф.), Управлению правового обеспечения (Волоховой Е.Д.) обеспечить формирование нормативных правовых документов в соответствии с Программой.

6. Управлению развития научных исследований (Стриханову М.Н.), управляющему комитету Программы "Научное, научно - методическое, материально - техническое и информационное обеспечение системы образования" (Суворинову А.В.) совместно с Управлением среднего профессионального образования (Анисимовым П.Ф.) провести работу по включению в указанную Программу проектов, направленных на развитие научного обеспечения среднего профессионального образования.

7. Управлению прогнозирования и развития системы образования (Зуеву В.М.) предусмотреть включение в планы научно - исследовательских работ по научно - методическому обеспечению Федеральной программы развития образования исследований, направленных на обеспечение реализации Программы.

8. Управлению среднего профессионального образования (Анисимову П.Ф.), Управлению информатизации и инноваций (Полякову А.А.) провести работу, направленную на обеспечение реорганизации в 2000 году Научно - методического центра среднего профессионального образования в Институт среднего профессионального образования.

9. Просить президиум Российской академии образования (Никандрова Н.Д.) включить в план научно - исследовательских работ научные темы по обеспечению реализации Программы.

10. Рекомендовать федеральным министерствам и ведомствам, имеющим в своем ведении средние специальные учебные заведения:

10.1. Обеспечить доведение Программы до подведомственных средних специальных учебных заведений.

10.2. Осуществить разработку и корректировку отраслевых программ развития среднего профессионального образования в соответствии с Программой.

10.3. Обеспечить выполнение мероприятий в соответствии с Программой.

11. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

11.1. Обеспечить доведение Программы до подведомственных средних специальных учебных заведений, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования.

11.2. Осуществить разработку и корректировку региональных программ развития среднего профессионального образования в соответствии с Программой.

11.3. Обеспечить выполнение мероприятий в соответствии с Программой.

12. Просить Союз директоров средних специальных учебных заведений России (Демина В.М.), другие общественные организации системы среднего профессионального образования принять участие в мероприятиях в соответствии с Программой.

13. Пресс - службе министерства (Омельченко С.В.) обеспечить освещение хода реализации Программы.

14. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра В.М. Жураковского.

Министр
 В.М.Филиппов


   УТВЕРЖДЕНА
 Приказом Минобразования России
 от 1 февраля 2000 года N 305

ПРОГРАММА
развития среднего профессионального образования России на 2000 - 2005 годы

(с изменениями на 9 сентября 2002 года)

Введение
(паспорт Программы)

Программа развития среднего профессионального образования России на 2000 - 2005 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральной программой развития образования и является основой государственной политики Министерства образования Российской Федерации в области среднего профессионального образования.

Цель Программы - создание правовых, экономических, организационных, методических, научных условий для обеспечения функционирования и развития среднего профессионального образования в интересах личности, общества и государства, повышения его социальной результативности.

Программа может служить основой для принятия решений всеми субъектами управления образованием и образовательными учреждениями.

Исполнители и соисполнители Программы: органы управления образованием федеральных министерств (ведомств) и субъектов Российской Федерации (далее - органы управления образованием), средние специальные учебные заведения, научные учреждения, учебно-методические организации, государственно - общественные и общественные организации системы среднего профессионального образования, субъекты социального партнерства.

Срок реализации Программы: 2000 - 2005 годы.

Организация выполнения Программы осуществляется Управлением среднего профессионального образования Минобразования России. Результаты поэтапного выполнения Программы рассматриваются на заседаниях Федерального совета по среднему профессиональному образованию.

Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка Программы осуществляется ежегодно в соответствии с решениями Федерального совета по среднему профессиональному образованию.

Управлением среднего профессионального образования Минобразования России ежегодно публикуется доклад о ходе реализации Программы.

Выполнение Программы обеспечивается как объемами финансовых средств бюджетов всех уровней, необходимыми для функционирования и развития системы среднего профессионального образования, так и дополнительным целевым финансированием, обеспечивающим реализацию мероприятий Программы. Реализация мероприятий, связанных с увеличением выплат работникам и обучающимся образовательных учреждений среднего профессионального образования, осуществляется по мере увеличения средств государственного бюджета, направляемых на образование.

Современное состояние, тенденции развития и проблемы
среднего профессионального образования

Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества. В настоящее время это образование имеют 22% населения России. В экономике и социальной сфере занято около 20 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33% от общей численности занятых или 62% от численности занятых специалистов.

В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико - ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию.

Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена по более чем 280 специальностям, повышение образовательного и культурного уровня личности, что обусловливает не только профессиональную, но и общеобразовательную ценность этого уровня образования.

В условиях расслоения общества, снижения территориальной мобильности малообеспеченных слоев населения возрастает социальная значимость среднего профессионального образования.

Значительное количество средних специальных учебных заведений, их достаточно равномерное размещение по территории России, относительно краткие сроки и невысокие затраты на обучение обусловливают гибкость и мобильность системы среднего профессионального образования, играющего важную роль не только в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы, но и в удовлетворении образовательных потребностей населения с ограниченными экономическими возможностями.

Развитие среднего профессионального образования в 90-е годы осуществлялось на основе государственной политики, позволившей сформировать стратегию его стабилизации и обновления.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 2650 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Численность студентов составляет 2,1 млн. человек, образовательный процесс обеспечивают 123 тысячи штатных преподавателей.

С 1995 года динамика подготовки специалистов в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях характеризуется ростом приема и численности студентов, с 1996 - увеличением выпуска специалистов. За последние 5 лет прием студентов вырос на 77 тысяч человек, или 11%, численность студентов - на 180 тысяч человек, или 10%. Выпуск специалистов превысил уровень 1995 года на 72 тысячи человек, или 15%.

Растет востребованность среднего профессионального образования. Начиная с 1995 года увеличивается численность подавших заявления в средние специальные учебные заведения. В течение ряда лет конкурс при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального образования по всем формам обучения составляет 1,53 человека на место. В 1999 году конкурс по очной форме обучения составил 1,82 человека на место. Ежегодно 11% выпускников основных общеобразовательных школ и 23% выпускников средних (полных) школ становятся студентами средних специальных учебных заведений.

Активно развивается негосударственный сектор среднего профессионального образования, включающий в себя более 130 средних специальных учебных заведений, в которых обучается более 20 тысяч студентов.

Современный этап развития среднего профессионального образования характеризуется значительным изменением профильной структуры подготовки кадров. За последние 10 лет доля приема на экономические и юридические специальности возросла с 11% до 32% за счет сокращения доли приема на технические (с 53% до 34%) и сельскохозяйственные (с 12% до 6%) специальности. В то же время в 1996 - 99 годах наблюдается стабилизация и постепенный рост масштабов подготовки специалистов по техническим специальностям, прежде всего за счет расширения реализации образовательных программ в области технического и технологического сервиса (технологическое обслуживание машин и оборудования, обслуживание электроэнергетических систем, вычислительной техники). Важным направлением изменения профильной структуры является рост подготовки специалистов в области бытового обслуживания населения. Формируются новые направления подготовки в области сервиса, образования, экономики и управления. За последние три года в Классификатор специальностей среднего профессионального образования введено более 20 новых специальностей.

Осуществлено обновление содержания среднего профессионального образования, обеспечивающее его интеллектуализацию и гуманитаризацию, развитие вариативности и гибкости образовательных программ, расширение профиля подготовки и повышение профессиональной мобильности специалистов. Разработан и введен в действие Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям, завершается разработка учебно - программного обеспечения стандарта.

В основном сформирована нормативно - правовая база среднего профессионального образования, направленная на обеспечение его функционирования в условиях расширения автономности образовательных учреждений, изменения организационно - экономического механизма, введения в действие Государственного образовательного стандарта и включающая в себя документы по регламентации формирования образовательных программ, организации образовательного процесса, хозяйственной деятельности средних специальных учебных заведений.

Возросло разнообразие сети средних специальных учебных заведений по видам, профилям и организационно - правовым формам образовательных учреждений. Учебные заведения расширяют сектор образовательных услуг и становятся многопрофильными, многоуровневыми и многофункциональными, что в наибольшей степени проявляется в деятельности образовательных учреждений нового вида - колледжей, количество которых составляет более 930 (36% от общего количества средних специальных учебных заведений).

Развиваются связи среднего профессионального образования с другими образовательными уровнями как в содержательном, так и в организационном аспекте. Первый аспект проявляется в развитии преемственности образовательных программ различных уровней, второй - в расширении интеграции учебных заведений различных типов. Более 130 вузов имеют в своем составе структурные подразделения, реализующие программы среднего профессионального образования (для сравнения в 1994 году - 44 вуза). Растет численность выпускников со средним профессиональным образованием, ежегодно поступающих в вузы для продолжения образования, - в 1998 году она составила 182 тысячи человек, или 22% от общего приема в вузы. При этом 78% выпускников средних специальных учебных заведений, поступивших в вузы, обучаются по вечерней и заочной формам обучения, сочетая учебу с работой. Таким образом, среднее профессиональное образование не только обеспечивает получение специальности, но и создает условия для продвижения личности в образовательной системе.

Дальнейшее развитие получил государственно - общественный характер управления средним профессиональным образованием. Действуют 79 региональных советов директоров, 18 профильных ассоциаций средних специальных учебных заведений. Союз директоров средних специальных учебных заведений России, созданный в 1998 году, активно участвует в формировании стратегии развития среднего профессионального образования, в работе по повышению качества и оптимизации структуры подготовки специалистов.

Таким образом, реализация государственной политики в области среднего профессионального образования позволила преодолеть негативные тенденции, обеспечить развитие сети средних специальных учебных заведений, рост масштабов, совершенствование структуры и содержания подготовки специалистов среднего звена в соответствии с изменяющимися социально - экономическими условиями.

Вместе с тем функционирование и развитие среднего профессионального образования сопряжено с наличием серьезных проблем, обусловленных как внешними условиями, так и внутренними особенностями современного этапа деятельности образовательной системы.

В условиях нестабильности социально - экономической ситуации в обществе, отсутствия долгосрочного прогноза развития экономики затруднено формирование профильной структуры подготовки специалистов среднего звена.

Нарушение традиционных связей учебных заведений с потребителями кадров, слабое влияние профессиональных сообществ на развитие образовательной системы, недостаточное взаимодействие органов управления образованием с территориальными службами занятости населения затрудняет приведение содержания и структуры образования в соответствие с потребностями экономики и социальной сферы, организацию практической подготовки студентов, трудоустройство выпускников.

Значительное сокращение бюджетного финансирования, полное отсутствие финансирования жизнеобеспечения учебных заведений создает угрозу невозможности их нормального функционирования. Нерегулярно и не в полном объеме осуществляется выплата заработной платы работникам учебных заведений, что вызывает отток наиболее молодых и перспективных кадров из системы образования. Ухудшается социальная поддержка обучающихся и работников учебных заведений.

Отсутствие нового поколения учебников и учебных пособий приводит к ухудшению обеспечения учебного процесса, невозможности открытия новых специальностей в учебных заведениях, введения новых технологий и методов обучения.

Требует серьезного совершенствования система нравственного, гражданского, патриотического воспитания молодежи в средних специальных учебных заведениях, не получила должного развития внеучебная деятельность студентов.

Не проработан механизм эффективного взаимодействия органов управления средним профессиональным образованием федерального, регионального и муниципального уровней, региональных и отраслевых органов управления. Имеют место несогласованные действия органов управления различных уровней в отношении системы среднего профессионального образования.

Отсутствует целостная система контроля деятельности средних специальных учебных заведений, обеспечивающая достижение требуемого качества подготовки специалистов.

Невыполнение законодательства в области образования, недостаточная разработанность правовой базы среднего профессионального образования значительно затрудняют образовательную и хозяйственную деятельность средних специальных учебных заведений в новых социально - экономических условиях.

Концептуальные основы развития среднего
профессионального образования

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»