• Текст документа
  • Статус
Действующий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 октября 2000 года N 38-51-44/38-07


[О  Плане действий Минобразования России Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера]

Направляем для руководства по разработке Примерного плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в учреждениях образования соответствующий План действий Минобразования России.

Начальник отдела военной подготовки
и гражданской обороны
В.С.Добровольский

План действий Министерства образования Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

УТВЕРЖДЕН
министром образования РФ
В.М.Филипповым
21.07.2000


Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.08.96 N 1177. Министерство образования Российской Федерации образовано Указом Президента Российской Федерации от 25.05.99 N 651. Министерство образования Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений высшего и среднего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующим в этой сфере в установленном порядке деятельность иных федеральных органов исполнительной власти.

Министерство образования Российской Федерации размещается в г.Москве на территориях двух административных округов по адресам:

ул.Люсиновская, д.51 - Южный АО, число сотрудников центрального аппарата - 304 чел., которые размещаются в 5-этажном здании постройки 1978 года;

ул.Шаболовка, д.33 - Южный АО, число сотрудников центрального аппарата - 30 чел., которые размещаются в 3-этажном здании старой постройки;

Чистопрудный бульвар, д.6 - Центральный АО, число сотрудников центрального аппарата - 200 чел., которые размещаются в 3-этажном здании старой постройки;

ул.Садово-Сухаревская, д.16 - Центральный АО, число сотрудников центрального аппарата - 70 чел., которые размещаются в 5-этажном здании старой постройки.

Всего в состав центрального аппарата министерства входит 30 структурных подразделений с численностью личного состава 664 человека.

Основными задачами Минобразования России являются:

осуществление государственной политики в области образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации и необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;

разработка и реализация системы управления сферой научной деятельности, координации научно-исследовательских работ;

разработка и реализация концепции развития образования;

разработка с участием других федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации целевых федеральных, межведомственных программ и проектов образования;

осуществление научно-методического обеспечения деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации;

организация международного сотрудничества в области образовательной деятельности.

В области защиты от чрезвычайных ситуаций главными задачами являются:

планирование и осуществление необходимых мер в области защиты сотрудников Минобразования России и личного состава подведомственных организаций от чрезвычайных ситуаций;

планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования Минобразования России и подведомственных организаций в чрезвычайных ситуациях;

создание, подготовка и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение сотрудников подведомственных организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе гражданских организаций;

создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения;

организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

финансирование мероприятий по защите личного состава подведомственных организаций от чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В системе Министерства образования Российской Федерации насчитывается 326 учебных заведений высшего профессионального образования, 659 учебных заведений среднего профессионального образования, 4000 учебных заведений начального профессионального образования, 67000 общеобразовательных учреждений, 60250 дошкольных образовательных учреждений.

Раздел 1

Оценка возможной обстановки на территории
образовательных учреждений, подведомственных
Минобразованию России при возникновении
крупных производственных аварий, катастроф
и стихийных бедствий

Возможный характер возникновения чрезвычайных ситуаций на территории образовательных учреждений, организаций.

Образовательные учреждения Минобразования России расположены на всей территории Российской Федерации, из них: в 50-километровой зоне 9 АЭС располагаются 254 образовательных учреждения с контингентом обучающихся и постоянного состава более 1,5 млн. человек.

Образовательные учреждения, находящиеся в 50-километровой зоне атомных электростанций, в случае аварии на них могут подвергнуться радиоактивному заражению. Степень заражения и загрязнения территорий образовательных учреждений будет зависеть от мощности выброса, метеорологических условий. Радиоактивное заражение может быть опасным (10-3 р/ч), сильным (3-1 р/ч) или умеренным (1-0,1 р/ч), что может привести к прекращению работы в образовательных учреждениях или вводу режима радиационной защиты, а также к эвакуации сотрудников и обучающихся по решению органов исполнительной власти.

Особого внимания заслуживают промышленные и исследовательские ядерные установки, размещенные в жилых и производственных зонах крупных промышленных центров (Москва, Санкт-Петербург, Димитровград и др.).

Вблизи химически опасных объектов с сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ) (расстояние от 0,3 до 50 км), в том числе предприятий других отраслей промышленности, использующих в производстве и хранящих химические сильнодействующие ядовитые вещества, располагаются 428 образовательных учреждений с численностью обучающихся и постоянного состава более 1,3 млн. человек.

В случае аварии на предприятиях, имеющих СДЯВ, распространение хлора, аммиака и других сильнодействующих ядовитых веществ, воздействие их на людей, территории образовательных учреждений и организаций будет зависеть от расстояния, от скорости ветра, состояния атмосферы, температуры окружающей среды, а также от концентрации СДЯВ. Поражение обучающихся и постоянного состава может быть до 100%. Заражение местности, сооружений и зданий может привести к остановке в образовательных учреждениях учебного процесса на одни сутки и более.

В зонах возможного катастрофического затопления могут оказаться 229 образовательных учреждений с контингентом обучающихся и постоянного состава более 600 тыс. человек.

Необходимо также отметить, что имеющийся в настоящее время в шести городах Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара и Екатеринбург) метрополитен с его 250 станциями является потенциально опасным объектом, так как ряд его маршрутов проходит в районах возможного затопления реками и грунтовыми водами. Кроме того, станции метрополитена могут быть подвержены воздействию отравляющих веществ, способных вызвать большие жертвы среди пассажиров и населения городских районов, прилегающих к станциям.

Выводы

1. Из-за частичных разрушений образовательных учреждений и частичной гибели людей в результате производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий возможно нарушение функционирования учебного процесса в отдельных регионах.

2. Для обеспечения непрерывного функционирования учебного процесса необходимо проведение комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций, постоянной готовности органов управления, сил и средств гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также устойчивое функционирование образовательных учреждений, организаций в этих условиях.


Раздел 2

Мероприятия по предупреждению
возникновения чрезвычайных ситуаций и
снижению последствий чрезвычайных ситуаций

К мероприятиям по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и снижению последствий чрезвычайных ситуаций относятся:

организационные мероприятия;

инженерно-технические мероприятия, направленные на повышение устойчивого функционирования зданий и сооружений образовательных учреждений и организаций, электро-, водоснабжения, систем отопления;

мероприятия по отработке практических действий руководящего состава ГО, гражданских организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучению вопросам защиты учащихся, студентов, сотрудников от поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях.

Организационные мероприятия предусматривают:

своевременное уточнение и корректировку планов действий образовательных учреждений, организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

заблаговременное проведение расчетов по оценке возможной обстановки на территориях образовательных учреждений, организаций при чрезвычайных ситуациях;

отработку системы оповещения и сбора руководящего состава ГО, комиссий по ЧС и гражданских организаций ГО образовательных учреждений, организаций;

своевременность принимаемых решений органами управления на местах;

отработку действий персонала образовательных учреждений, организаций по подготовке к безаварийной остановке учебного процесса, работы лабораторий, учебно-производственного оборудования, машин, агрегатов, мастерских и в случае необходимости - подготовку к проведению эвакуационных мероприятий.

Инженерно-технические мероприятия предусматривают:

проведение планово-предупредительных технических, технологических и ремонтно-восстановительных мероприятий;

контроль за строгим соблюдением на территории образовательных учреждений, организаций правил пожарной безопасности, правил техники безопасности;

постоянное поддержание в исправном состоянии всего технологического, гаражного, погрузочно-разгрузочного и другого оборудования;

выполнение сроков планово-предупредительных ремонтов транспортных средств, оборудования, котельных установок, электро-, газо-, тепло-, водосистем;

периодическое обследование объектов силами специализированных организаций (энерго-, газо-, котлонадзора);

создание фондов финансовых и материально-технических ресурсов, используемых для покрытия расходов на профилактические мероприятия;

создание, содержание и обеспечение сил и средств, предназначенных для эвакуации людей и материальных ценностей.

Мероприятия по отработке практических действий руководящего состава ГО, гражданских организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучению вопросам защиты учащихся, студентов и сотрудников от поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях предусматривают:

подготовку руководящего состава ГО, гражданских организаций к действиям в чрезвычайных условиях;

совершенствование системы оповещения;

осуществление непрерывного контроля за укомплектованностью, оснащением и готовностью гражданских организаций образовательных учреждений к действиям по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

проведение занятий, тренировок, учений по действиям гражданских организаций в случае возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация взаимодействия с территориальными комиссиями по ЧС и органами военного командования по вопросам сбора и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, планирования эвакуации населения из опасных районов, выделения сил и средств для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций;

создание запасов:

а) противорадиационных препаратов в образовательных учреждениях, организациях, расположенных в 50-километровых зонах АЭС (на 7 суток);

б) медицинских аптечек, средств защиты от воздействия аммиака - лимонной кислоты; хлора - питьевой соды на всех обучающихся и сотрудников;

в) приборов радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля согласно Табелю оснащения невоенизированных формирований гражданской обороны.

Для организации работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организациях, а в случае их возникновения - для организации работы по ликвидации последствий создана ведомственная комиссия по ЧС Минобразования России, которая является координирующим органом РСЧС на федеральном уровне и предназначена для взаимодействия с КЧС органов управления образованием субъектов Российской Федерации и КЧС подведомственных Минобразованию России образовательных учреждений и организаций.

Она включает в себя:

1. Руководящие органы:

а) ведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства образования Российской Федерации и комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций органов управления образованием субъектов Российской Федерации;

б) комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организациях в субъектах Российской Федерации.

2. Органы повседневного управления:

а) ответственные дежурные и секретариат центрального аппарата Минобразования России;

б) дежурные службы и секретариат в органах управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждениях, организациях.

3. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций:

гражданские организации (формирования) гражданской обороны органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, организаций.


Раздел 3

Выполнение мероприятий при угрозе
возникновения чрезвычайных ситуаций

Общие мероприятия

При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на объектах Минобразования России проводятся следующие мероприятия:

организуется оповещение председателей комиссий по ЧС, начальников ГО объектов министерства, руководства министерства;

проводится прогнозирование возможной обстановки;

готовится распоряжение председателя ведомственной комиссии по ЧС министерства с информацией о возникшей обстановке, о проведении мероприятий по предупреждению ЧС (снижению ущерба при возникновении ЧС);

распоряжение председателя ведомственной комиссии по ЧС Минобразования России доводится до руководителей структурных подразделений министерства и членов комиссии;

организуется оповещение образовательных учреждений и организаций о ЧС;

устанавливается круглосуточное дежурство членов комиссии по ЧС;

создается из состава ведомственной комиссии по ЧС оперативная группа для оценки обстановки, выработки предложений по предупреждению и ликвидации ЧС, а при необходимости - для убытия к месту ЧС и непосредственного руководства силами и средствами по ликвидации ЧС.

При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на объектах, расположенных вблизи образовательных учреждений и организаций, информация из местного управления по делам ГО и ЧС передается непосредственно руководству образовательных учреждений и организаций, а в нерабочее время - дежурной службе, которая доводит содержание до руководства.

Начальники ГО объектов объявляют сбор руководящего состава и докладывают начальникам ГО органов управления образованием на местах.

Если оповещение об угрозе ЧС исходит из территориального управления по делам ГО и ЧС, начальники ГО объектов, подведомственных министерству, докладывают о характере ситуации председателю ведомственной КЧС министерства, начальнику штаба ГО министерства, министру.

В нерабочее время ответственный дежурный по министерству немедленно докладывает информацию о ЧС (угрозе ЧС) руководству министерства для принятия решения.

По решению председателя ведомственной КЧС министерства вводится тот или иной режим функционирования ведомственной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС. Исходя из складывающейся обстановки, создается оперативная группа министерства с задачами:

организации оценки масштаба чрезвычайной ситуации и прогнозирования развития обстановки;

подготовки предложений по ликвидации ЧС по использованию сил и средств;

координации и контроля действий органов управления образованием и сил ведомственной подсистемы РСЧС в зоне ЧС, эвакуации населения, оказания пострадавшим необходимой помощи, принятия других необходимых мер;

при необходимости - непосредственное руководство работами по ликвидации ЧС во взаимодействии с территориальными комиссиями по чрезвычайным ситуациям.

Ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям министерства взаимодействует с МЧС России, с КЧС других министерств, с региональными центрами по делам ГО и ЧС, комиссиями по ЧС субъектов Российской Федерации.

Задачами ведомственной комиссии по чрезвычайным ситуациям являются:

выявление источников опасности, оценка и прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций;

руководство разработкой и реализацией мероприятий, направленных на устранение причин возникновения чрезвычайных ситуаций;

контроль за созданием сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ и работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

руководство и координация действий при эвакуации людей из зоны ЧС, по сохранению материальных ценностей;

обеспечение готовности органов управления, систем связи и оповещения, сил и средств подведомственных организаций к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС;

координация работы структурных подразделений министерства по обеспечению устойчивой работы системы образования, предотвращению ЧС, снижению их последствий;

руководство разработкой и контроль за осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий комиссиями по ЧС образовательных учреждений и организаций по предупреждению ЧС, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования учреждений и организаций системы Минобразования России;

руководство разработкой мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования системы образования, предупреждению и ликвидации ЧС.


Выполнение мероприятий при
возникновении чрезвычайных ситуаций

При возникновении аварий на АЭС:

оповестить и собрать руководящий состав ГО, комиссии по ЧС, штабы по делам ГО и ЧС образовательных учреждений и организаций, находящихся в 50-километровых зонах аварийных АЭС;

довести обстановку до руководящего состава ГО, КЧС, штабов по делам ГО и ЧС;

организовать выдачу учащимся, студентам, сотрудникам средств индивидуальной защиты;

привести в готовность гражданские организации (формирования) гражданской обороны;

организовать радиационную разведку и дозиметрический контроль;

организовать укрытие учащихся, студентов, сотрудников в убежищах, ПРУ, дооборудованных подвальных помещениях;

уточнить наличие противорадиационных препаратов и организовывать их пополнение не менее чем на 3 суток;

провести эвакуационные мероприятия;

подготовиться к безаварийной остановке учебного процесса.

При возникновении аварий с выбросом СДЯВ:

оповестить через дежурную службу руководящий состав ГО и комиссии по ЧС, штабы по делам ГО и ЧС образовательных учреждений, организаций;

довести обстановку до руководящего состава ГО и КЧС;

привести в готовность технические средства оповещения;

оповестить учащихся, студентов, сотрудников о химической опасности;

организовать выдачу средств индивидуальной защиты учащимся, студентам, сотрудникам образовательных учреждений и организаций, попавших в зону химического заражения;

произвести остановку учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений и прекращение деятельности организаций, попавших в зону распространения СДЯВ;

привести в готовность гражданские организации (формирования) гражданской обороны образовательных учреждений, организаций;

произвести экстренный вывод учащихся, студентов, сотрудников из зоны химического заражения в направлении, перпендикулярном направлению распространения облака, на безопасную территорию;

организовать защиту учащихся, студентов, сотрудников от СДЯВ с помощью противогазов, марлевых повязок, укрытия в убежищах;

осуществить контроль за окружающей средой, передачу информации о распространении зараженного воздуха;

организовать взаимодействие с комиссиями по ЧС органов исполнительной власти и соседних объектов;

организовать оказание пораженным медицинской помощи и эвакуации их в стационарные медицинские учреждения.

При возникновении стихийных бедствий (сильный ветер, ураган, ливневые дожди, обильный снегопад):

оповестить руководящий состав ГО, комиссии по ЧС образовательных учреждений, организаций, штабы по делам ГО и ЧС;

оповестить учащихся, студентов, сотрудников образовательных учреждений, организаций;

организовать дежурство членов комиссий по ЧС;

обеспечить взаимодействие с КЧС органов исполнительной власти;

привести в готовность аварийно-спасательные и гражданские организации (формирования) гражданской обороны;

провести профилактические и противопожарные мероприятия, мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

При угрозе катастрофического затопления:

оповестить руководящий состав ГО, комиссии по ЧС образовательных учреждений, организаций министерства;

оповестить учащихся, студентов, сотрудников;

организовать дежурство членов комиссий по ЧС образовательных учреждений, организаций, прием информации об угрозе затопления, доведение информации до руководителей объектов министерства;

привести в готовность аварийно-спасательные и гражданские организации ГО;

организовать контроль за своевременным отключением электроэнергии;

оказать помощь пострадавшим и эвакуировать их в лечебные учреждения;

вывести учащихся, студентов, сотрудников и вывоз материальных ценностей из зон затопления;

передислоцировать транспортные средства в безопасные места;

отключить электроэнергию и остановить учебно-воспитательный процесс;

организовать эвакуацию учащихся, студентов, сотрудников.

При возникновении пожара:

оповестить руководящий состав ГО, комиссии по ЧС и личный состав образовательных учреждений и организаций;

организовать локализацию и тушение пожара силами ГО образовательных учреждений и организаций с привлечением местных пожарных частей;

информировать местное управление по делам ГО и ЧС;

обесточить системы электроснабжения зданий, сооружений, оказавшихся в очаге пожара;

провести мероприятия по защите емкостей с ГСМ, хранилищ газовых баллонов;

вывезти оборудование, имущество, материальные ценности в безопасные места;

вывести учащихся, студентов, сотрудников из опасной зоны;

оказать первую медицинскую помощь пострадавшим и подготовить автотранспорт для вывоза их в лечебные заведения.


Управление мероприятиями по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Общее руководство действиями руководящего состава ГО, комиссий по чрезвычайным ситуациям, штабов по делам ГО и ЧС, личного состава гражданских организаций гражданской обороны при угрозе, в ходе возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и в период их ликвидации в образовательных учреждениях и организациях министерства осуществляют начальники гражданской обороны, председатели комиссий по ЧС, начальники штабов по делам ГО и ЧС учреждений и организаций, председатель ведомственной КЧС министерства, начальник штаба ГО министерства, начальник ГО министерства.

Комиссии по ЧС образовательных учреждений и организаций непосредственно организуют выполнение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба при их возникновении и ликвидации.

Для оценки обстановки, выработки предложений и организации работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории образовательных учреждений и организаций, вызванных авариями, катастрофами на потенциально опасных объектах, в район чрезвычайной ситуации субъекта Российской Федерации может высылаться оперативная группа Минобразования России из состава ведомственной комиссии по чрезвычайным ситуациям Минобразования России.

Оповещение руководящего состава, членов комиссии по ЧС, состава штаба по делам ГО и ЧС Минобразования России осуществляется ответственным дежурным по министерству. Связь осуществляется по государственным телефонным и телеграфным каналам связи.

Первый заместитель министра -
начальник штаба по делам ГО и ЧС
В.М.Жураковский

     
     
     
Текст документа сверен по:
"Официальные документы
в образовании",
N 1, 2001 год

О Плане действий Минобразования России Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Название документа: О Плане действий Минобразования России Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Номер документа: 38-51-44/38-07

Вид документа: Письмо Минобразования России

Принявший орган: Минобразования России

Статус: Действующий

Опубликован: N 1, 2001 год

Официальные документы в образовании

Дата принятия: 31 октября 2000

Дата начала действия: 31 октября 2000
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах