УТВЕРЖДАЮ:
первый заместитель
Министра юстиции
Российской Федерации
Э.Ренов
30 июля 1999 года

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о порядке проведения ревизий финансово-хозяйственной
 деятельности подведомственных Министерству юстиции
 Российской Федерации органов и учреждений

     

1. Общие положения


Ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов и учреждений*, подведомственных Минюсту России, должны проводиться не реже одного раза в год (Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 года N 1095).

________________

* Далее по тексту - учреждения.


В случае необходимости могут проводиться внеочередные ревизии или проверки по отдельным вопросам (исполнение сметы, состояние кассовой дисциплины, обоснованность получения и использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и др.).*

________________

* Далее по тексту - ревизии.


Ревизии осуществляются Министерством юстиции Российской Федерации и назначаются в каждом отдельном случае руководителем министерства или его первым заместителем с указанием сроков проведения ревизии.

Организация и производство ревизий обеспечивается силами Отдела ревизионной работы (Контрольно-ревизионного управления) Министерства юстиции Российской Федерации. При проведении комплексных ревизий министерств юстиции автономных республик, управлений юстиции края, области в проверке их финансово-хозяйственной деятельности также принимает участие Департамент финансово-экономического и хозяйственного обеспечения Минюста России. В отдельных случаях на основании приказа (распоряжения) министра (первого заместителя министра) для участия в ревизии могут быть привлечены специалисты управлений и отделов министерства, а также других учреждений и органов юстиции.

Ревизии проводятся в соответствии с планами работы министерства, утвержденными руководством министерства, как правило, не более чем в месячный срок. Продление срока ревизии допускается с разрешения лица, назначившего ревизию.

2. Обязанности, права и ответственность ревизора

2.1. Ревизор обязан:

разработать конкретную программу на каждую ревизию с указанием основных вопросов и сроков их выполнения. При подготовке программы следует использовать сметы расходов, штатные расписания, бухгалтерские отчеты и заключения по ним, приказы, оперативные и статистические данные, имеющиеся в других управлениях и отделах, акты предыдущих ревизий и заключения по ним. Программа составляется председателем комиссии (ревизором), утверждается руководителем или заместителем руководителя министерства;

проводить документальные ревизии в строгом соответствии с действующим законодательством, инструкциями, положениями, относящимися к финансовой деятельности и бухгалтерскому учету;

по прибытии в ревизуемую организацию предъявить полномочия (приказ или распоряжение) на проведение ревизии;

добиваться, чтобы все нарушения по мере их обнаружения были устранены. Если это невозможно, то ревизор на основании акта, с учетом объяснений составляет проект предложений по устранению выявленных недостатков в ходе ревизии и представляет его вместе со всеми материалами по ревизии на рассмотрение руководителю, назначившему ревизию;

при ревизии централизованной бухгалтерии проводить проверки в службах судебных приставов и нотариальных конторах по вопросам достоверности предоставления соответствующих документов и др.;

2.2. Ревизор имеет право:

требовать предъявления денежных документов, бухгалтерских регистров, отчетов, планов, смет, приказов, хозяйственных и трудовых договоров и других финансовых документов;

получать устные разъяснения и письменные объяснения от работников ревизуемых учреждений;

осматривать служебные помещения, территорию, склады, оборудование и др.;

проводить встречные проверки записей и документов в ревизуемом учреждении, с соответствующими записями и документами в тех организациях, учреждениях и предприятиях, от которых получены или которым выданы денежные средства и материальные ценности;

сличать в необходимых случаях имеющиеся в ревизуемом учреждении выписки обслуживающего банка по бюджетным и внебюджетным счетам с подлинными записями по этим счетам в обслуживаемом банке, а также знакомиться с документами, послужившими основанием для производства указанных записей;

назначать и проводить инвентаризации материальных ценностей;

опечатывать кассы и кассовые помещения.

2.3. Ревизор несет ответственность:

за невыполнение задания, предусмотренного утвержденной программой;

за неполноту и необоснованность фактов, изложенных в акте ревизии;

за сокрытие обнаруженных нарушений и злоупотреблений.

3. Обязанности и права руководителя и главного
 бухгалтера проверяемого учреждения

3.1. Руководители и главный бухгалтер проверяемого учреждения (далее - руководство) обязаны:

обеспечивать бухгалтерский учет путем его ведения в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и составлении отчетов о финансово-хозяйственной деятельности по установленной Минфином России форме, обеспечивая сохранность всех бухгалтерских и финансовых документов в течение не менее 5 лет;

вносить как по требованию проверяющих, так и по собственной инициативе в бухгалтерскую отчетность исправления в размере суммы, выявленной самостоятельно или при проведении ревизии ревизорами сокрытой или заниженной прибыли (доходов);

самостоятельно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать установленные действующим законодательством налоги;

выполнять требования Отдела ревизионной работы Минюста России об устранении недостатков, выявленных в результате ревизии, контроль за исполнением которых возложен на указанный отдел;

давать объяснения ревизорам как в устной, так и в письменной форме по вопросам, имеющим отношение к ревизии;

предоставлять соответствующие подлинные документы и копии их, заверенные в установленном порядке;

подписать акт по результатам проведенной ревизии (в случае несогласия - подписать акт с мотивированными возражениями).

3.2. Руководство проверяемого учреждения имеет право:

обжаловать в усыновленном порядке неправомерные действия ревизоров с предоставлением соответствующего обоснования;

давать объяснения ревизорам как в устной, так и в письменной форме по вопросам, имеющим отношение к ревизии;

присутствовать при инвентаризации вверенных им ценностей, знакомиться с актом ревизии и представлять в письменной форме замечания или возражения;

знакомиться со всеми документами, послужившими основанием для выводов о недостатках в работе и злоупотреблениях;

предоставлять соответствующие подлинные документы и копии их, заверенные в установленном порядке;

подписать акт (в случае несогласия) с письменным изложением соответствующих подтверждающих документов;

согласовать с ревизорами срок представления аргументированных возражений (указанный срок должен быть не более 10 дней с момента подписания акта).

4. Задачи ревизии


Основными задачами ревизии является проверка:

правильности составления проектов смет;

исполнения смет, т.е. целевого использования бюджетных средств;

соблюдения финансовой дисциплины;

обеспечения учета сохранности и расходования материальных и денежных средств;

законности образования и правильности расходования внебюджетных средств;

соблюдения инструктивных указаний и положений по организации ведения бухгалтерского учета и отчетности;

выполнения предложений по актам предыдущих ревизий;

расчетов по заработной плате и премии;

расчетов с подотчетными лицами, с разными дебиторами и кредиторами, а также правильности расходования денежных средств на командировки и другие цели, предусмотренные сметой.

При проведении ревизий в централизованных бухгалтериях подвергаются проверке также хозяйственные операции по всем учреждениям и службам, обслуживаемым централизованными бухгалтериями.

При этом необходимо проверить, не нарушены ли права руководителей обслуживаемых учреждений и служб как распорядителей кредитов.

Для осуществления перечисленных задач проверяется:

4.1. Хозяйственная деятельность

Указывается количество обслуживаемых подведомственных учреждений и служб, общий штат и объем общей сметы. Какие бюджетные и текущие счета открыты бухгалтерии. Кому принадлежит здание и его размеры.

Изучается структура бухгалтерской службы, организация, формы и методы ведения бухгалтерского учета (имеется ли утвержденное в установленном порядке Положение о бухгалтерской службе и как оно выполняется; выполняются ли главным бухгалтером обязанности по организации бухгалтерского учета и контролю за обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей; формируется ли учетная политика в соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия"; наличие утвержденных в установленном порядке смет расходов и оснований для внесения изменений в эти сметы и др.).

Состояние охраны кассы, обеспеченность вычислительной и оргтехникой, транспортом, характеристика состояния транспорта, наличие приказов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность (сроки представления авансовых отчетов; период, на который выдаются денежные средства под отчет, перечень лиц, имеющих право получения денежных средств на хозяйственные нужды и др.), табелей учета рабочего времени.

4.2. Финансовая деятельность

4.2.1. Порядок ведения кассовых операций

В начале ревизии проверяются: наличие денежных сумм и приходно-расходных документов в кассе или у подотчетного лица, осуществляющего кассовые операции; бланки и документы строгой отчетности; лимитированные чеки; расчет лимита остатка кассы, утвержденный банком.

Ревизия кассы производится ревизором в присутствии лица, которому поручено вести кассу, и главного бухгалтера или его заместителя немедленно после предъявления полномочий на проведение ревизии. На время ревизии все кассовые операции прекращаются.

В процессе проверки материально ответственное лицо за кассу обязано составить отчет об операциях кассы за текущий день, вывести по кассовой книге остаток денег на день ревизии и на последнем отчете, дать расписку (приложение N 1), что все приходные и расходные кассовые документы включены в отчет и к моменту ревизии кассы неоприходованных и не списанных в расход денег не имеется.

Необходимо проверить наличие письменных договоров о материальной ответственности с лицами, которые ведут кассы, а также с лицами, на которых приказами руководителей учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, возложены обязанности по выдаче заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, премий и других денежных средств.

Денежное наличие проверяется путем полного перерасчета всех денег, находящихся в кассе. После этого ревизор сопоставляет наличие денежных средств с остатком, отраженным в кассовой книге и отчете кассира.

Выданные из кассы суммы по частным распискам считаются недостачей. В случае выявления излишка или недостачи денег в кассе ревизор должен установить причину их возникновения. В этих целях лицо, ответственное за ведение кассы, обязано дать объяснения, а ревизор должен проверить достоверность объяснений.

На обнаруженные излишки денежных средств составляется приходный кассовый ордер, который заносится в кассовую книгу, а излишки сдаются в доход бюджета. При выявлении в ходе ревизии недостачи наличных денег должны быть приняты меры к взысканию.

После проверки денежной наличности проверяются бланки документов строгой отчетности (бланки трудовых книжек, вкладыши к трудовым книжкам, квитанционные книжки судебных исполнителей) и ценные бумаги (оплаченные талоны на бензин и масла, на питание и т.п., оплаченные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы, полученные извещения на почтовые переводы, почтовые марки и марки госпошлины и т.п.).

Результаты ревизии кассы оформляются отдельным актом (приложение N 2). Акт не должен иметь подчисток и исправлений. Один экземпляр акта вручается главному бухгалтеру или заместителю проверяемого учреждения.

По результатам проверки кассы обязательно отмечаются случаи нарушения правил ведения кассовой книги, оформления кассовых документов, хранения в кассе денег в размерах, превышающих кассовый лимит, установленный банком.

При ревизии кассовых операций следует руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка России от 22 сентября 1993 года N 40.

Перед началом ревизии прежде всего необходимо установить круг лиц, имеющих право подписи кассовых документов, имеется ли у лица, ответственного за ведение кассы, положение по ведению кассовых операций.

Проверяя соблюдение кассовой дисциплины, необходимо выявлять:

расчеты через кассу по операциям, которые должны оплачиваться безналичным путем, путем применения ККМ;

случаи использования денег не по целевому назначению, несвоевременного возвращения в банк неиспользованных денежных средств;

превышение остатков наличных денег в кассе за отдельные дни и в среднем за месяц установленных лимитов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»