СТРАТЕГИЯ

развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом
 на среднесрочную перспективу (2000 - 2010 гг.)  
(Хельсинки, 22 октября 1999 года)

   

Настоящая Стратегия определяет цели развития взаимоотношений России с Европейским Союзом на ближайшее десятилетие, средства их достижения и является логическим развитием общей внешнеполитической концепции России на европейском направлении, исходит из объективной потребности формирования многополярного мира, общности исторических судеб народов и ответственности государств Европы за будущее континента, взаимодополняемости их экономик. Настоящая Стратегия непосредственно увязана с концепцией обеспечения экономической безопасности страны.

Основными целями Стратегии являются обеспечение национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире путем создания надежной общеевропейской системы коллективной безопасности, привлечение хозяйственного потенциала и управленческого опыта Европейского Союза для содействия развитию социально ориентированной рыночной экономики России, базирующейся на принципах справедливой конкуренции, и дальнейшее строительство демократического правового государства. При этом в переходный период реформ в определенных секторах экономики остается оправданной защита отечественного производства с учетом международного права и опыта.

Стратегия направлена на формирование и укрепление партнерства России и Европейского Союза в общеевропейских и мировых делах, предупреждение и разрешение совместными усилиями локальных конфликтов в Европе с акцентом на международное право и неприменение силы. Она предполагает построение единой Европы без разделительных линий, проведение курса на взаимосвязанное и сбалансированное усиление позиций России и Европейского Союза в рамках мирового сообщества XXI века.

Учитывая, что Европа переживает сейчас переходный период своего развития (необходимость стабилизации экономики и продолжения социально ориентированных реформ в России; расширение, институциональная реформа, создание "оборонной идентичности", консолидация общей внешней политики и политики безопасности экономического и валютного союза Европейского Союза), Стратегия в основном концентрируется на решении ближайших и среднесрочных задач данного этапа и подготовке основ партнерских отношений России и Европейского Союза. Ее главной правовой и организационной базой остается Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами - членами, с другой стороны, 1994 года (далее именуется - Соглашение).

При этом мероприятия по развитию сотрудничества с Европейским Союзом должны осуществляться в тесной координации с процессом присоединения России к Всемирной торговой организации, что потребует определенной корректировки Соглашения после завершения указанного процесса.

Стратегия учитывает, наконец, основную направленность и цели Коллективной стратегии Европейского Союза в отношении России, принятой Советом Европейского Союза в Кельне в июне 1999 года. Возможно и желательно соединение усилий сторон при реализации целей этих документов благодаря регулярным встречам их руководителей на базе диалога, политических консультаций, совместных программ реализации Соглашения, принимаемых Советом сотрудничества, в рамках деятельности рабочих органов Соглашения и по обычным дипломатическим каналам.

Приоритетными на предстоящее десятилетие являются следующие направления развития и укрепления отношений партнерства и сотрудничества между Россией и Европейским Союзом.

1. Придание партнерству Россия - Европейский Союз
стратегического характера

1.1. Партнерство Россия - Европейский Союз в рассматриваемый период будет строиться на базе договорных отношений, то есть без официальной постановки задачи присоединения или "ассоциации" России с Европейским Союзом. Как мировая держава, расположенная на двух континентах, Россия должна сохранять свободу определения и проведения своей внутренней и внешней политики, свой статус и преимущества евроазиатского государства и крупнейшей страны СНГ, независимость позиций и деятельности в международных организациях. В указанной перспективе партнерство с Европейским Союзом может выражаться в совместных усилиях по созданию эффективной системы коллективной безопасности в Европе на равноправной основе без разделительных линий, в том числе путем разработки и реализации Хартии европейской безопасности, в продвижении по пути к созданию зоны свободной торговли Россия - Европейский Союз (при наличии необходимых условий), а также в высоком уровне взаимного доверия и сотрудничества в политике и экономике.

1.2. Налаживание стратегического партнерства России и Европейского Союза будет воплощаться в активном взаимодействии сторон в решении отдельных крупных задач, представляющих для них интерес, и общеевропейских и мировых проблем, в укреплении позитивных элементов европейской самостоятельности и самобытности в экономике и политике.

1.3. Такой характер партнерства означает не только опору России на потенциал Европейского Союза, но и поддержку ею усилий Европейского Союза на важных для него направлениях, где интересы сторон объективно совпадают.

1.4. Партнерство России и Европейского Союза должно исходить из максимального использования преимуществ, создаваемых Соглашением, возможно более полной реализации его положений и согласованных сторонами задач по его дальнейшему развитию, а также учитывать расширение наднациональных полномочий органов Европейского Союза по Амстердамскому договору, вступившему в силу 1 мая 1999 г.

1.5. Такое партнерство на предстоящее десятилетие могло бы включать в себя следующие этапы:

- обеспечение общеевропейской безопасности силами самих европейцев без изоляции от США и НАТО, но и без их монополизма на континенте;

- разработка позиции России в отношении "оборонной идентичности" Европейского Союза при включении в него Западноевропейского союза и развитие политических и военных контактов с Западноевропейским союзом как составной частью Европейского Союза, а также практического сотрудничества в сфере безопасности (миротворчество, урегулирование кризисов, различные аспекты ограничения и сокращения вооружений и т.д.), которое могло бы служить противовесом, в числе прочего, натоцентризму в Европе;

  

- становление развитой общеевропейской хозяйственной и правовой инфраструктуры в качестве надежной базы торговли, инвестиций, отраслевого, субрегионального и трансграничного сотрудничества (в т.ч. в формате "Северного измерения" и в Евросредиземноморском регионе); охрана окружающей среды и создание достойных условий жизни в Европе; совместные усилия в сферах науки, образования, здравоохранения; борьба с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, транснациональной организованной преступностью;

  - консультации и при необходимости координация позиций сторон в международных организациях.

  1.6. Будут продолжены усилия по дальнейшему открытию рынка Европейского Союза для российского экспорта, устранению остаточной дискриминации в торговле, стимулированию притока европейских инвестиций, особенно в реальный сектор российской экономики, обеспечению законных интересов России при дальнейшем расширении Европейского Союза и в процессе перехода к единой валюте - евро, противодействию возможным попыткам помешать хозяйственной интеграции СНГ, в том числе через "особые отношения" с отдельными государствами - участниками СНГ в ущерб российским интересам.

1.7. Использовать позитивный опыт интеграции в рамках Европейского Союза для закрепления и развития интеграционных процессов на пространстве СНГ. Стремиться к координации действий со странами Таможенного союза, другими государствами - участниками СНГ в вопросах торгово-политических, экономических, финансовых, гуманитарных и иных отношений с Европейским Союзом.  

1.8. Опираясь на имеющийся потенциал, Россия на основах взаимности могла бы содействовать решению ряда проблем Европейского Союза и укреплению общих позиций Европы в мире: обеспечению роста экономики и занятости в Европе по торгово - инвестиционным каналам, долгосрочному и стабильному снабжению Европейского Союза на договорной основе топливными и сырьевыми ресурсами (в т.ч. через соглашения о разделе продукции и концессии); углубленной интеграции научного потенциала сторон и коммерциализации на рынке Европейского Союза достижений российских фундаментальных и оборонных исследований, кольцеванию инфраструктурных (транспорт, трубопроводы, линии электропередачи) и информационных систем ("Европейское информационное общество"): содействие в исследовании и освоении космоса, включая создание систем глобальной навигации, связи и мониторинга окружающей среды; участие в модернизации и обеспечении безопасности ядерной энергетики Европы; содействие становлению евро в качестве международной валюты путем официального ее включения в валютные резервы Банка России; военно-техническое сотрудничество с учетом перспективы создания Европейской "оборонной идентичности"; совместное предотвращение и ликвидация локальных конфликтов и организованной преступности в Европе.

В свою очередь, развитие партнерства с Европейским Союзом должно содействовать укреплению России в качестве ведущей силы формирования новой системы межгосударственных политических и экономических отношений на пространстве СНГ.

1.9. Заинтересованные регионы России должны иметь возможность активно участвовать в развитии партнерства с Европейским Союзом в экономической и гуманитарной областях, в реализации программ трансграничного сотрудничества (см. раздел 8).

1.10. Реализация Стратегии затрагивает отношения России с ООН, ОБСЕ, Советом Европы, НАТО, ОЭСР, МБРР, ЕБРР, поэтому ее оперативное осуществление будет увязываться с политикой страны в отношении этих организаций.

2. Расширение формата и повышение результативности
политического диалога

2.1. Необходимо установить рабочие контакты и взаимодействие с органами Европейского Союза, формируемыми в соответствии с Амстердамским договором в сфере общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза, включая вопросы создания Европейским Союзом "оборонной идентичности". В целях развития политического диалога необходимо решение вопроса об институционализации ежегодных встреч в формате Председатель Правительства Российской Федерации - Председатель Комиссии Европейских сообществ и председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации - Председатель Европарламента.

2.2. Вести дело к переходу от взаимной информации о позициях сторон к упреждающим консультациям по наиболее острым вопросам с целью выработки согласованных решений. Стремиться формировать к встречам на высшем уровне и заседаниям Совета сотрудничества пакеты совместных инициатив, представляющих взаимный интерес. Обеспечить тесное деловое взаимодействие между российскими частями Совета сотрудничества, Комитета сотрудничества и Комитета парламентского сотрудничества.

2.3. Активизировать совместную работу в целях сохранения ОБСЕ в качестве ключевой опоры европейской безопасности. При этом добиваться разработки четкой процедуры для всех органов и институтов ОБСЕ, безусловного сохранения консенсуса как основы принятия решений. Продолжать работу над Хартией европейской безопасности на этапе ее подготовки и последующей имплементации. Расширять практическое взаимодействие с Европейским Союзом по вопросам предотвращения и мирного урегулирования конфликтов на пространстве ОБСЕ.

2.4. Продолжать настойчивый поиск возможных форм подключения России к диалогу, ведущемуся Европейским Союзом с другими мировыми державами и экономическими группировками. В этой связи поддержать предложение Финляндии о проведении трехстороннего саммита Россия - Европейский Союз - США с обстоятельной и отражающей интересы России повесткой дня.

     

3. Развитие взаимной торговли и инвестиций

3.1. Продолжать работу по обеспечению благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на рынок Европейского Союза и устранению элементов их дискриминации, добиваться признания в полном объеме рыночного статуса российской экономики.

3.2. Изучить вопрос о принятии комплекса мер по развитию торгово-экономического сотрудничества с Европейским Союзом, предусматривающих возможные льготы торгового, финансово - экономического, налогового и иного порядка, которые компенсировались бы притоком инвестиций в экономику России.

3.3. В ближайшее время разработать совместно с Европейским Союзом пакет взаимных мер по стимулированию привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики, сочетающий с Российской Стороны принятие благоприятного инвестиционного законодательства и обеспечение безопасности иностранных капиталовложений и со стороны Европейского Союза и его государств - членов - соответствующие финансовые инструменты и программы, включая распространение на Россию операций Европейского инвестиционного банка. Шире привлекать средства Программы ТАСИС для подготовки технико-экономических обоснований проектов под иностранные инвестиции. Добиваться благоприятных условий для вложения российских капиталов в Европейский Союз.

3.4. Учитывая взаимосвязь вопросов торговли и конкуренции, добиваться от Европейского Союза признания прогрессивных преобразований в российской антимонопольной политике и развития активного сотрудничества в этой сфере.

3.5. Делать упор на нормализацию режима экспорта в Европейский Союз российских товаров ядерного цикла при сохранении позиций на рынке оборудования, топлива и услуг АЭС на рынках стран Центральной и Восточной Европы и стран Балтии, на предоставление услуг коммерческих космических запусков, пересмотр в позитивную сторону и поэтапную отмену действующих антидемпинговых процедур, на сохранение и получение дополнительных торговых преференций, на отмену в перспективе квот на ввоз в Европейский Союз российских изделий из стали.

3.6. Сотрудничество в ядерной области предполагает:

- привлечение европейских капиталов к сооружению в России АЭС нового поколения (с оплатой кредитов за счет поставок электроэнергии);

- участие России в разработке европейского энергетического реактора и совместные усилия в реализации проекта международного термоядерного экспериментального реактора;

- создание новых ядерных энергетических технологий, в том числе разработку экологически безопасного топливного цикла;

  

- обеспечение безопасности транспортировки, хранения и использования ядерных отходов на Северо-Западе России;

- усилия по подключению к намечаемой модернизации атомной энергетики Европейского Союза.

3.7. Вести дело к реализации с участием фирм стран Европейского Союза крупных инвестиционных проектов, направленных на освоение перспективных нефтегазовых месторождений, создание энерготранспортных структур, которые станут существенным вкладом в развитие процесса общеевропейской экономической и энергетической интеграции. При этом повышение энергоэффективности в России и Европейском Союзе будет рассматриваться как важнейшее средство снижения антропогенной нагрузки на природную среду и сокращения эмиссии парниковых газов в соответствии с решениями международных конференций в городах Киото и Буэнос-Айресе. Добиваться формирования совместной долгосрочной энергетической политики в целях создания единого европейского и в перспективе евразийского энергетического пространства.

3.8. Стремиться сформировать реалистичный и позитивный подход Европейского Союза к условиям присоединения России к Всемирной торговой организации. До начала "Раунда тысячелетия" многосторонних торговых переговоров в рамках Всемирной торговой организации, используя позицию Европейского Союза по этому вопросу, добиваться полноправного участия в нем России.

3.9. Рассмотреть с экспертами Европейского Союза вопрос о наличии условий, позволяющих начать переговоры о создании зоны свободной торговли в соответствии с положениями Соглашения. Исходить из целесообразности ее поэтапного создания после присоединения России к ВТО на основании статьи XXIV ГАТТ-94 и договоренности о толковании статьи XXIV ГАТТ-94. Добиваться, чтобы в результате образования такой зоны Россия получила доступ на рынок всего Европейского экономического пространства, соответствующие обязательства были сбалансированы получаемыми преимуществами, а положения договоренности не вступали в конфликт с правовым механизмом хозяйственной интеграции СНГ, в том числе стран Таможенного союза.

3.10. С учетом прогресса, достигнутого в Европе в создании ресурсосберегающей модели производства, и ожидаемого притока инвестиций в производственный сектор экономики России принимать меры к обеспечению прироста взаимной торговли за счет увеличения доли готовых изделий, машин, оборудования, электроэнергии, а также услуг.

3.11. Доработать в кратчайшие сроки и принять совместный с Европейским Союзом план действий в области прав интеллектуальной собственности, развивать сотрудничество в этой сфере, в том числе обмен научной информацией и персоналом.

4. Сотрудничество в финансовой области

4.1. Добиваться расширения программ технического и иного содействия России со стороны Европейского Союза. Направлять значительную часть средств Программы ТАСИС на реструктуризацию российской банковской системы и привлечение в Россию иностранных инвестиций.

4.2. Стремиться к достижению договоренности о частичном списании или реструктурировании задолженности Российской Стороны государствам - членам Европейского Союза. Провести переговоры с Комиссией Европейских сообществ и Европейским центральным банком о порядке пересчета в евро процентных платежей и основного долга и согласования процентных ставок по кредитам, предоставленным российским заемщикам в национальных европейских валютах. Согласовать условия и сроки реденоминации части государственного внешнего долга России в национальных валютах государств - членов Европейского Союза.

4.3. Создавать условия для более широкого использования евро во внешнеэкономической деятельности российских предприятий и банков, дальнейшего увеличения объема и номенклатуры операций с евро на внутреннем финансовом рынке России в первую очередь за счет совершенствования соответствующей нормативной базы. По мере развития рынка евро в России принимать меры по повышению роли единой европейской валюты при формировании и реализации курсовой политики Банка России. Расширять и укреплять практическое взаимодействие с Европейским центральным банком, европейской системой центральных банков и другими органами Европейского Союза в целях координации действий в перспективе реформы международной валютно-финансовой системы.

4.4. В контексте расширения притока европейских инвестиций и содействия в реструктуризации банковской системы России рассматривать возможности увеличения доли иностранного, в частности европейского, капитала в совокупном капитале российской банковской системы в целях ее оздоровления и рекапитализации.

4.5. Продолжить работу по использованию возможностей сотрудничества с Европейским Союзом в других отраслях, в том числе перечисленных в Соглашении.

     

5. Обеспечение интересов России при расширении
Европейского Союза

5.1. Учитывая неоднозначный характер влияния расширения Европейского Союза на условия сотрудничества с ним России и ее национальные интересы, стремиться к максимальному использованию выгод от такого расширения (снижение уровня таможенного протекционизма, переход к цивилизованным нормам транзита и др.) при недопущении, устранении или компенсации возможных негативных последствий.

5.2. До очередного расширения Европейского Союза провести консультации с Европейским Союзом, его отдельными членами и странами - кандидатами с целью обеспечения интересов России при распространении на государства Центральной и Восточной Европы и Балтии норм аграрной, технической и антидемпинговой политики Европейского Союза, его визового и пограничного режима, преференций развивающимся странам, конкурирующим с российским экспортом, а также в интересах обеспечения стабильности, безопасности и сотрудничества в Европе и гарантий прав проживающего в государствах Балтии русскоязычного населения. Рассматривать в качестве резервного варианта отказ в распространении Соглашения на те страны - кандидаты, которые, несмотря на договоренности, не обеспечивают выполнения общепризнанных норм. Добиваться от Европейского Союза полного соблюдения установленных им высоких стандартов в отношении принятия новых членов. Особое внимание обратить на обеспечение защиты, в том числе международно-правовой, интересов Калининградской области как субъекта Российской Федерации, и территориальной целостности России (см. также раздел 8, п. 4).

     

6. Развитие общеевропейской инфраструктуры сотрудничества

6.1. Строить государственную транспортную политику на западном направлении с учетом перспективы последовательного возрастания объема товарооборота, пассажирских и грузовых перевозок между Россией и странами Европейского Союза. Сочетать поиск дипломатического решения вопросов о нормализации транзита через государства Балтии, Центральной и Восточной Европы с созданием собственных альтернативных путей перевозки и пунктов обработки грузов.

6.2. В случае достижения соответствующей договоренности с Европейским Союзом приступить к кольцеванию газо- и нефтепроводов и систем распределения электроэнергии европейской части России с соответствующими системами Европейского Союза и государств Центральной и Восточной Европы. Добиваться активного участия Европейского Союза, в том числе в решении финансовых вопросов, в реализации проектов общеевропейского значения, в частности в сооружении новой нитки газопровода Ямал - Западная Европа и ответвлений от него в Скандинавию и создании европейских транспортных коридоров.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»