Недействующий

     

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

 СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 5 августа 1983 года N 759

     

О повышении эффективности использования  автотранспортных средств в народном хозяйстве,  усилении борьбы с приписками при перевозках грузов автомобильным транспортом и обеспечении  сохранности горюче-смазочных материалов

(с изменениями на 29 декабря 1987 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Совмина РСФСР от 29 декабря 1987 года N 517 (вступило в силу с 1 января 1988 года).

____________________________________________________________________


Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что за последние годы автомобильный транспорт получил широкое развитие и превратился в одно из важнейших звеньев единой транспортной системы страны. В настоящее время им перевозится свыше 82 процентов всех народнохозяйственных грузов (в тоннах).

Значительно укрепилась материально-техническая база автомобильного транспорта. Парк автотранспортных средств систематически пополняется новыми современными автомобилями, в том числе большой грузоподъемности, мощными автотягачами, самосвалами и самосвальными автопоездами. Повышаются технический уровень автомобилей, качественные и эксплуатационные показатели их работы.

Вместе с тем в организации работы грузового автомобильного транспорта, и особенно в использовании подвижного состава, имеют место серьезные недостатки.

Все еще не получили должного развития прогрессивные методы организации транспортного процесса, и прежде всего централизованные перевозки грузов. Не обеспечиваются преимущественное развитие автомобильного транспорта общего пользования и концентрация подвижного состава в крупных автохозяйствах.

По-прежнему велики порожние пробеги и сверхнормативные простои автомобилей под погрузкой и выгрузкой, допускаются многочисленные случаи нерациональной эксплуатации автотранспортных средств, использование их не по назначению и даже в корыстных целях.

Структура парка грузовых автомобилей во многом не отвечает условиям перевозок. Народное хозяйство испытывает недостаток в автомобилях малой и большой грузоподъемности, в специализированных транспортных средствах различного назначения, прицепах и полуприцепах. Медленно осуществляются дизелизация автопарка и перевод автомобилей на работу на сжатом природном газе.

Значительная часть автомобилей продолжает эксплуатироваться с неисправными и неопломбированными спидометрами. Ежегодно выявляется более 300 тыс. таких нарушений. Их особенно много в автохозяйствах системы Министерства сельского хозяйства СССР, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерства пищевой промышленности СССР, Госкомсельхозтехники СССР и Центросоюза.

Руководители автотранспортных предприятий не обеспечивают необходимого контроля за работой спидометрового оборудования и содержанием его в исправном состоянии. В то же время Министерство автомобильной промышленности и Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управления не уделяют внимания созданию более надежных и эффективных приборов для контроля за работой автомобилей и расходованием ими топлива. Не полностью удовлетворяются потребности в запасных частях к существующим приборам.

Не были приняты должные меры к повышению качества планирования и организации учета работы автомобильного транспорта, обеспечению рационального, экономного расходования горюче-смазочных материалов. Неудовлетворительным остается нормирование расхода автомобильного топлива.

Все это ведет к снижению эффективности работы автомобильного транспорта, способствует созданию условий для приписок невыполненных объемов перевозок, приводит к потерям и хищениям горюче-смазочных материалов и в конечном итоге наносит большой материальный и моральный ущерб. Проведенные проверки показывают, что подобные факты имеют место практически в каждом втором автохозяйстве. Причем значительная часть расхищаемого автомобильного топлива реализуется владельцам индивидуальных транспортных средств. За последние годы выявлены десятки тысяч подобных правонарушений.

Такое положение в значительной степени связано с недостаточным развитием сети автозаправочных станций. В настоящее время таких станций нет более чем в трех тысячах городов и поселков городского типа, в большинстве сельских районов, и подавляющая часть проживающих на селе граждан использует для заправки своих транспортных средств бензин, принадлежащий колхозам, совхозам и другим государственным и общественным предприятиям и организациям. Крайне плохо обстоит дело с обеспечением горюче-смазочными материалами имеющихся у граждан катеров и моторных лодок. На многих автозаправочных станциях грубо нарушается порядок отпуска автомобильного бензина, допускаются факты хищении и других злоупотреблений.

Перечисленные недостатки в работе автомобильного транспорта и в обеспечении населения нефтепродуктами вызваны, прежде всего, ослаблением дисциплины и требовательности, бесконтрольностью предприятий и объединений в использовании автотранспортных средств, безответственным отношением министерств и ведомств к организации автомобильных перевозок, сокращению транспортных издержек, экономии горюче-смазочных материалов. По этим же причинам не были выполнены многие ранее принятые решения по вопросам улучшения работы автомобильного транспорта и обеспечения сохранности нефтепродуктов. В частности, остались невыполненными такие важные решения, как постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1968 года N 598 "Об улучшении использования грузового автомобильного транспорта" и постановление Совета Министров СССР от 9 июня 1977 года N 491 "О мерах по усилению борьбы с приписками при перевозках грузов автомобильным транспортом, с потерями и расхищением автомобильного бензина и других горюче-смазочных материалов и по улучшению работы автозаправочных станций".

Все еще на низком уровне ведется на автотранспортных и нефтесбытовых предприятиях политико-воспитательная работа. На большинстве из них не создана обстановка нетерпимости к припискам, использованию автомобилей в целях личной наживы, расхищению автомобильного топлива. Эти нарушения зачастую рассматриваются как малозначительные, и к виновным лицам не принимаются надлежащие меры.

Министерства, ведомства, местные партийные и советские органы не спрашивают строго с руководителей автохозяйств, предприятий промышленности, строительства и других отраслей, допускающих бесхозяйственное отношение к использованию автотранспортных средств, разбазаривание горюче-смазочных материалов, приписки невыполненных объемов перевозок, не дают принципиальной оценки подобным фактам.

Органы внутренних дел, прокуратуры и суда не проявляют в борьбе с этими нарушениями должной настойчивости и последовательности, нередко допускают к виновным лицам неоправданную снисходительность, порождая атмосферу безнаказанности.

Придавая особое значение укреплению государственной дисциплины на автомобильном транспорте и учитывая его возрастающую роль в народном хозяйстве, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают, что повышение эффективности использования автотранспортных средств, ликвидация приписок при перевозках грузов, обеспечение сохранности и экономного расходования горюче-смазочных материалов должны стать неотложной заботой партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органов, всех министерств и ведомств.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

1. Обязать ЦК компартий и Советы Министров союзных республик, крайкомы и обкомы партии, Советы Министров автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов народных депутатов, министерства и ведомства СССР, руководствуясь решениями XXVI съезда КПСС, ноябрьского (1982 год) и июньского (1983 год) Пленумов ЦК КПСС, обеспечить коренное улучшение организации, планирования и учета работы грузового автомобильного транспорта, ликвидацию сверхнормативных простоев и сокращение порожних пробегов автомобилей, усиление контроля за эффективностью их эксплуатации, искоренение приписок при перевозках грузов, а также потерь и расхищения бензина и других горюче-смазочных материалов, укрепление дисциплины на автотранспортных и нефтесбытовых предприятиях, предприятиях-грузоотправителях и грузополучателях.

Руководителям автотранспортных и нефтесбытовых предприятий, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям, опираясь на воспитательную силу трудовых коллективов, повести решительную борьбу со всякого рода нарушениями трудовой и производственной дисциплины, нерадивым отношением к своим обязанностям, фактам бесхозяйственности и расточительства.

Первичным партийным организациям поднять уровень политико-воспитательной работы среди работников автотранспортных и нефтесбытовых предприятий, полнее использовать право контроля деятельности администрации, повышать ответственность каждого работника за выполнение производственных заданий, бережное отношение к технике, экономное расходование автомобильного топлива.

2. В целях улучшения использования автомобильного парка и усиления режима экономии в расходовании горюче-смазочных материалов обязать Госплан СССР утверждать начиная с 1985 года в годовых планах объем перевозок грузов автомобильным транспортом (кроме автомобильного транспорта общего пользования, порядок планирования работы которого определен постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 октября 1982 года N 942), а также фонды на автомобильное топливо и нормы его расхода на транспортную работу по министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик.

Поручить Госплану СССР:

в 6-месячный срок разработать и утвердить положение о планировании перевозок грузов автомобильным транспортом, имея в виду, что его действие должно распространяться как на автомобильный транспорт общего пользования, так и на ведомственный;

систематически (не реже одного раза в три года) пересматривать линейные нормы расхода жидкого топлива для автомобильного транспорта с учетом улучшения эксплуатационных условий, повышения качества, долговечности и экономичности автомобилей, а также расширения сети автомобильных дорог с твердым покрытием.

3. Установить, что начиная с 1985 года утверждают в годовых планах:

а) министерства и ведомства СССР - для подведомственных автотранспортных предприятий (автохозяйств):

объем перевозок грузов автомобильным транспортом;

задания по росту производительности подвижного состава грузового автомобильного транспорта. При этом обеспечить в 1985-1990 годах повышение его производительности в размере не менее, чем это предусмотрено в приложении N 1;

нормы расхода автомобильного топлива на транспортную работу, предусматривая при этом сокращение расхода топливно-энергетических ресурсов;

б) Советы Министров союзных республик - для имеющих автотранспортные предприятия (автохозяйства) республиканских министерств, ведомств и исполкомов местных Советов народных депутатов (кроме автомобильного транспорта общего пользования) объем перевозок грузов автомобильным транспортом, задания по росту производительности подвижного состава и нормы расхода автомобильного топлива на транспортную работу.

4. Исходя из необходимости обеспечения опережающего развития автотранспорта общего пользования, довести его удельный вес в общем грузообороте автомобильного транспорта страны до 32 процентов и 1985 году и до 38 процентов в 1990 году.

Госплану СССР предусматривать выделение необходимого для этого количества грузовых автомобилей.

5. В целях дальнейшего развития и упорядочения централизованных перевозок грузов установить, что начиная с 1984 года:

а) Советы Министров союзных республик (по автомобильному транспорту общего пользования), Госснаб СССР, Госкомсельхозтехника СССР, объединение "Союзсельхозхимия" Министерства сельского хозяйства СССР и строительные министерства утверждают планы централизованных перевозок грузов для подведомственных предприятий автомобильного транспорта.

Установить впредь, что к централизованным перевозкам относятся:

перевозки, при которых одно предприятие автомобильного транспорта общего пользования своим подвижным составом или, осуществляя единое оперативное руководство перевозками, подвижным составом других автотранспортных предприятий обеспечивает доставку грузов (с транспортно-экспедиционным обслуживанием) от одного грузоотправителя всем грузополучателям или одному грузополучателю от всех грузоотправителей;

перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом общего пользования по завозу (вывозу) грузов на станции железных дорог, в порты (пристани), аэропорты, а также регулярные междугородные перевозки.

Централизованные перевозки грузов могут также выполняться автотранспортными предприятиями: Госснаба СССР при доставке грузов потребителям со своих предприятий, Госкомсельхозтехники СССР и объединения "Союзсельхозхимия" Министерства сельского хозяйства СССР - грузов для сельского хозяйства и автотранспортными предприятиями строительных министерств - строительных грузов с подведомственных промышленных предприятий;

б) министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик утверждают для предприятий-грузоотправителей планы централизованной доставки автомобильным транспортом грузов получателям, имея в виду довести к 1990 году уровень централизованной доставки грузов до 70 процентов.

6. Советам Министров союзных республик утвердить перечень автомобильных дорог, на которых междугородные перевозки грузов выполняются, как правило, автомобильным транспортом общего пользования, и осуществить меры, исключающие к 1990 году участие ведомственного автомобильного транспорта в перевозках между пунктами, расположенными па этих дорогах.

7. В целях более эффективного использования автомобильного транспорта при перевозках мелких партий грузов и предотвращения приписок невыполненных объемов перевозок Советам Министров союзных республик организовать начиная с 1984 года обслуживание предприятий, организаций и учреждений по разовым заявкам на перевозку таких партий грузов автомобилями, работающими по принципу грузовых таксомоторов.

Государственному комитету СССР по ценам. Министерству финансов СССР и Госбанку СССР определить с участием Министерства автомобильного транспорта РСФСР порядок расчетов предприятий, организаций и учреждений с автотранспортными предприятиями (автохозяйствами) за пользование автомобилями, работающими по принципу грузовых таксомоторов.

8. Министерствам и ведомствам в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1968 года N 598 принимать меры к укрупнению подведомственных им мелких автотранспортных предприятий (автохозяйств).

Советам Министров союзных республик, не имеющих областного деления, Советам Министров автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов, Мосгорисполкому и Ленгорисполкому рассмотреть в 1983-1984 годах с участием соответствующих министерств и ведомств СССР и других заинтересованных организаций, а также органов управления автотранспортом общего пользования вопрос об эффективности использования автотранспортных средств в действующих на соответствующей территории ведомственных автохозяйствах и по результатам рассмотрения принимать в необходимых случаях решения о ликвидации мелких нерентабельных автохозяйств независимо от их ведомственной принадлежности, а также о передаче предприятиям автомобильного транспорта общего пользования объемов перевозок грузов, грузовых автомобилей, производственной базы, численности работников и фонда заработной платы с возложением на них обязанностей по обслуживанию предприятий и организаций, которые передали грузовые автомобили.

Передаче в соответствии с настоящим пунктом не подлежат автомобили, выполняющие технологические перевозки, автомобили, принадлежащие предприятиям и организациям агропромышленного комплекса и потребительской кооперации, расположенным в сельской местности, а также предприятиям оборонных отраслей промышленности.

9. Советам Министров союзных республик принять меры к повышению роли диспетчерской службы автомобильного транспорта общего пользования в осуществлении контроля за эффективным использованием автотранспортных средств (независимо от их ведомственной принадлежности) и к укомплектованию этой службы квалифицированными работниками.

Абзац утратил силу с 1 января 1988 года - постановление Совмина РСФСР от 29 декабря 1987 года N 517. - См. предыдущую редакцию.

10. Госплану СССР и ЦСУ СССР в 3-месячный срок разработать и утвердить номенклатуру важнейших народнохозяйственных грузов, включаемых в отчет об объемах перевозок грузов, выполняемых ведомственным автомобильным транспортом, и перечень министерств и ведомств СССР, для которых устанавливается отчетность.

Министерствам и ведомствам СССР, предусмотренным в этом перечне, начиная с отчета за 1984 год представлять в ЦСУ СССР сводные годовые итоги об объемах перевезенных грузов собственным автомобильным транспортом по утвержденной номенклатуре в порядке и сроки, установленные ЦСУ СССР.

11. В целях совершенствования учета работы автомобильного транспорта поручить Министерству финансов СССР, Госбанку СССР, ЦСУ СССР и Министерству автомобильного транспорта РСФСР в 4-месячный срок пересмотреть по согласованию с Госпланом СССР и Госснабом СССР инструкцию о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом и формы товарно-транспортных документов, имея в виду существенно упростить их и создать условия для возможности механизированной обработки этих документов.

Обязать министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик обеспечить внедрение с 1 января 1985 года новых форм товарно-транспортных документов.

Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли обеспечить изготовление по заказам министерств, ведомств и других организаций бланков товарно-транспортных документов с типографской нумерацией (как документов строгой отчетности) в количествах, удовлетворяющих потребность в них народного хозяйства.

Госснабу СССР выделить Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли в порядке перераспределения необходимые ресурсы бумаги для централизованного изготовления бланков товарно-транспортных документов.

12. Министерствам и ведомствам обеспечить усиление контроля за работой автотранспортных средств, рациональным расходованием горюче-смазочных материалов, а также правильным оформлением товарно-транспортных документов и проведением в установленном порядке сверок выполненных объемов перевозок.

Установить, что за неправильное оформление товарно-транспортных документов, повлекшее за собой приписки невыполненных объемов работ по перевозке грузов и несоблюдение установленного порядка сверки выполненных объемов перевозок, работники, на которых возложено осуществление таких функций, и должностные лица, ответственные за организацию этой работы, лишаются на срок до одного года всех видов премий и вознаграждений по итогам работы за год.

13. Установить, что при выявлении приписок наряду с внесением в бюджет незаконно полученных сумм:

автотранспортные предприятия, неправильно указавшие в товарно-транспортных документах расстояние перевозки и класс перевозимого груза, возвращают грузоотправителю (грузополучателю) излишне полученную провозную плату;

предприятия - грузоотправители и грузополучатели, неправильно указавшие в товарно-транспортных документах вес (массу) перевозимого груза и количество грузовых мест, возмещают автотранспортным предприятиям излишне выплаченные в связи с этим заработную плату, премии и стоимость списанных горюче-смазочных материалов.

Работники, виновные в причинении предприятиям ущерба в результате приписки невыполненного объема работ по перевозке грузов, возмещают этот ущерб в порядке, установленном действующим законодательством.

14. В целях усиления материальной заинтересованности работников в своевременной подготовке к отправке и приемке грузов, ускорении погрузочно-разгрузочных работ, а также в экономном расходовании горюче-смазочных материалов:

а) признать необходимым ввести материальное поощрение работников, занятых на приемке и отправке грузов, за сокращение простоев автомобилей против установленных норм.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»