Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 26 июня 2000 года N 1917


 Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр,
игрушек и игровых сооружений для детей

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минобрнауки России от 5 октября 2007 года N 272
____________________________________________________________________



В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий и выполнения поручения Правительства Российской Федерации от 07.09.99 N ИК-П8 -29473

приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (приложение 1).

1.2. Инструкцию о порядке оплаты экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (приложение 2).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра А.Ф.Киселева.

Министр
 В.М.Филиппов

     

 Приложение 1
 к приказу Минобразования России
 от 26.06.2000 N 1917

ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
 проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр,
игрушек и игровых сооружений для детей

1. Настоящий Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (далее - Временный порядок) устанавливает правила проведения социально-психолого-педагогической экспертизы (далее - экспертизы) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (далее - игрушек) в целях разрешения их производства, импорта и реализации на территории Российской Федерации.

2. Экспертизе подлежат отечественные игрушки, подготовленные к серийному выпуску, или в случае внесения изменений в технологию их производства, а также импортные игрушки до заключения договоров на их поставку.  

3. Производство и реализация отечественных игрушек, а также реализация импортных игрушек на территории Российской Федерации без социально-психолого-педагогического заключения (далее - заключение) не допускаются.

4. Экспертизу игрушек осуществляют государственное учреждение "Федеральный экспертный совет" Минобразования России (далее - ФЭС), государственные учреждения (далее - учреждения), создаваемые государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации (далее - организации, проводящие экспертизу).

5. Учреждения проводят экспертизу игрушек, изготовляемых и реализуемых на территории субъектов Российской Федерации, кроме компьютерных и электронных.

6. ФЭС:

- проводит экспертизу игрушек, изготовленных по новой технологии, компьютерных, электронных и иных сложнотехнологических игр;

- проводит первичную экспертизу игрушек при отсутствии в субъекте Российской Федерации учреждения;

- проводит повторную экспертизу игрушек в случае получения авторами-разработчиками, предприятиями-изготовителями, торговыми организациями (далее - заявители) отрицательного заключения;

- рассматривает другие спорные вопросы, возникающие между учреждениями и заявителями в процессе проведения экспертизы;

- оказывает методическую помощь учреждениям.

7. Проведение экспертизы осуществляется на платной основе.

Порядок оплаты определяется Инструкцией о порядке оплаты экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (приложение 2).

8. Предметом и содержанием экспертизы игрушек является установление соответствия образца (макета, модели) игрушки критериям оценки настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (приложение 1 к Временному порядку).

9. Расходы, связанные с нормативно-правовым, научно-методическим, организационно-техническим обеспечением системы экспертизы, финансируются из средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, отчислений организаций, проводящих экспертизу, из средств, полученных ими за проведение экспертизы.

10. Для проведения экспертизы игрушек заявитель представляет в организацию, проводящую экспертизу:

- заявление по форме согласно приложению 2 к Временному порядку;

- техническое описание игрушки;

- образец (макет, модель) игрушки в 2 экземплярах с упаковкой и этикеткой, на которой указаны возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения;

- фотографию образца (макета, модели) игрушки;

- рекомендации по использованию игрушки;

- санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное органами и учреждениями государственной санитарной эпидемиологической службы Российской Федерации.

11. Заявление на проведение экспертизы игрушек при наличии всех документов, перечисленных в пункте 10 настоящего Временного порядка, регистрируется организацией, проводящей экспертизу, в журнале регистрации заявлений по форме согласно приложению 3 к Временному порядку.

12. Для проведения экспертизы организацией, проводящей экспертизу, создается экспертная комиссия (секция) из квалифицированных специалистов-экспертов: педагогов, психологов, медицинских работников, художников, дизайнеров (далее - экспертов). В состав экспертной комиссии (секции) могут входить представители органов управления образованием, организаций промышленности и торговли, общественности.

Состав экспертной комиссии (секции), ее председатель утверждаются приказом организации, проводящей экспертизу.

13. По результатам экспертизы экспертная комиссия (секция) составляет отзыв, который подписывается председателем и всеми членами экспертной комиссии (секции).

14. Отзыв экспертной комиссии (секции) является основанием для выдачи организацией, проводящей экспертизу, заключения о соответствии (несоответствии) образца (макета, модели) игрушки социально-психолого-педагогическим критериям по форме согласно приложению 4 к Временному порядку.

15. В заключении указываются:

- наименование организации, проводящей экспертизу;

- для юридических лиц - наименование и юридический адрес организации, получающей заключение;

- для физических лиц - фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан), место жительства лица, получившего заключение.

- название игрушки;

- разработчик и изготовитель игрушки;

- возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения;

- соответствует или не соответствует игрушка социально-психолого-педагогическим критериям;

- дата выдачи и регистрационный номер заключения.

16. Заключение подписывается руководителем организации, проводящей экспертизу (в случае его отсутствия заместителем руководителя) и заверяется печатью этой организации.

17. Заключение выдается заявителю организацией, проводящей экспертизу, в 20-дневный срок со дня регистрации заявления на проведение экспертизы игрушек после представления им документа, подтверждающего оплату экспертизы.

18. Заключение действительно в течение трех лет.

Продление срока действия заключения производится в порядке, установленном для его получения.

19. При получении отрицательного заключения заявитель в месячный срок со дня получения заключения может обратиться в ФЭС для проведения повторной экспертизы. ФЭС по результатам экспертизы в 15-дневный срок со дня регистрации заявления дает заключение о соответствии образца (макета, модели) игрушки социально- психолого-педагогическим критериям.

20. Форма бланка заключения устанавливается Минобразованием России и является единой на всей территории Российской Федерации. Бланки заключений имеют регистрационный номер и необходимую степень защиты, изготовляются централизованно типографским способом.

21. Учреждения ежеквартально представляют в Минобразование России сведения о выданных заключениях по форме согласно приложению 5 к Временному порядку.

22. Контроль за соблюдением порядка проведения экспертизы игрушек осуществляет Минобразование России.   

Приложение 1
к Временному порядку проведения экспертизы
настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и
игровых сооружений для детей

Критерии оценки настольных, компьютерных и иных
игр, игрушек и игровых сооружений для детей

     

1. Настоящие критерии оценки (далее - Критерии) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (далее - игрушка) предназначаются для использования в деятельности организаций, проводящих экспертизу, при проведении экспертизы игрушки.

2. Критерии рекомендуются предприятиям-изготовителям и торговым организациям для контроля за качеством игрушки.

3. Критерии могут использоваться работниками системы дошкольного образования для создания предметно-развивающей среды в образовательных учреждениях.

4. Устанавливаются две группы Критериев.

4.1. Критерии группы 1 обеспечивают безопасность ребенка, его защиту от негативных влияний игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие.

В эту группу включены Критерии, защищающие ребенка от таких качеств игрушки, которые:

4.1.1. Провоцируют ребенка на агрессивные действия.

4.1.2. Вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка.

4.1.3. Провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.

4.1.4. Вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.

4.1.5. Провоцируют ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

4.2. В состав Критериев группы 2 включены качества игрушки, направленные на обеспечение развития ребенка:

4.2.1. Полифункциональность. Игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях.

4.2.2. Возможность применения в совместной деятельности. Игрушка может быть пригодна к использованию в коллективных видах деятельности (в том числе и с участием взрослого) и может инициировать совместные действия.

4.2.3. Дидактическая ценность. Игрушка выступает средством обучения ребенка.

4.2.4. Эстетическая ценность. Игрушка является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; может являться изделиями художественных промыслов.

4.3. Наличие у игрушки хотя бы одного из качеств группы 1 означает несоответствие этой игрушки Критериям.

Наличие у игрушки хотя бы одного качества группы 2 свидетельствует о ее образовательной ценности.

5. Экспертиза игрушки носит комплексный, многоаспектный характер, основанный на качественном и количественном анализе.

5.1. Качественный анализ игрушки проводится на основе Критериев группы 1 и группы 2 в соответствии с пунктом 3 настоящего документа.

5.2. Количественный анализ игрушки проводится методом экспертной оценки.

5.3. Метод экспертной оценки предусматривает выведение интегральной оценки на основе индивидуальных оценок экспертов.

Для получения интегральных оценок (далее - ИО) используются система балльных оценок и следующая формула расчета:  

ИО = Сумма по N [A1 A2 ...A5(K1 +...K4)] / N,


где А -индивидуальные оценки экспертов, присвоенные в соответствии с Критериями группы 1;

К - индивидуальные оценки экспертов, присвоенные в соответствии с Критериями группы 2;

N - количество экспертов, принимающих участие в экспертизе игрушки;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»