МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
ПРИКАЗ

     
от 27 июня 2000 года N 1924

     

Об эксперименте в области
дистанционного образования

_______________________________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации Министерством юстиции Российской Федерации
Письмо Минюста Российской Федерации от 13.07.2000 N 5740-ЭР.
_______________________________________________________________________________



Эксперимент в области дистанционного образования, проводимый с июля 1997 года, позволил уточнить направления развития и методы дистанционного образования в Российской Федерации, получил поддержку в среде научно-педагогической общественности и охватил более 100 тыс. обучающихся.

Вузами - участниками эксперимента были созданы оригинальные методы дистанционного образования, опирающиеся на новейшие информационные технологии и средства телекоммуникаций, предложены две технологии образовательного процесса, которые открывают новые возможности для развития дистанционного образования. К таким технологиям относятся:

сетевая электронная Интернет-библиотека;

мультипреподавательское спутниковое телевидение.

Были созданы предпосылки обеспечения образовательного процесса в полном объеме по отдельным специальностям с использованием технологий дистанционного образования; разработаны специализированные учебные методические пособия по основным естественнонаучным, гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Определена специфика работы преподавателей при использовании технологий дистанционного образования, разработаны методические основы их деятельности, организована их подготовка.

В ходе эксперимента создана широкая сеть филиалов и региональных учебных центров, охватывающих большую часть регионов России, начинают оформляться технологические принципы дистанционного образования, что позволяет значительно расширить доступность высшего образования для различных слоев населения, в том числе в отдаленных от центров образования регионах.

С учетом предварительных результатов эксперимента в области дистанционного образования

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении эксперимента в области дистанционного образования (с учетом результатов, полученных в 1997-1999 годы.).

2. Установить срок проведения эксперимента в области дистанционного образования до 1 августа 2001 года.

3. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (Гуничеву В.Н.), Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Шестакову Г.К.) уточнить список участников эксперимента до 1 октября 2000 года.

4. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (Гуничеву В.Н.) оформить и выдать вузам и филиалам, участвующим в эксперименте, приложения к лицензиям на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования со сроком действия до 1 августа 2001 года с учетом формы обучения.

5. Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России (Анурину В. О.) до 1 августа 2001 года провести аттестацию филиалов, участвующих в эксперименте.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.Д.Шадрикова.

     

Министр
В.Филиппов

     

Приложение
к приказу Минобразования России
от 27 июня 2000 года N 1924


ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении эксперимента в области
дистанционного образования (с учетом
результатов, полученных в 1997 - 1999 годах)


1. Общие положения

1.1. Целью настоящего эксперимента является подготовка нормативных правовых документов, регламентирующих применение технологий дистанционного образования в учебном процессе.

1.2. Средствами достижения этой цели является создание и отработка на практике современных информационных технологий, охватывающих дистанционное обучение и доставку учебных материалов, с использованием информационных и телекоммуникационных систем, спутниковых телевизионных каналов связи, ISDN, Интернета, электронной почты, других видов компьютерной связи, телефонных линий и др., создание и отработка соответствующих организационных структур и методов их работы.

1.3. Положение регламентирует организационно-технологические основы деятельности образовательных учреждений, осуществляющих учебный процесс на технологиях дистанционного образования в полном объеме. Учреждения, осуществляющие образовательный процесс с применением технологий дистанционного образования наряду с традиционными методами, используют нижеследующие нормы частично.

2. Организационная структура

2.1. В дистанционном образовании применяется трехуровневая организационная структура: базовое образовательное учреждение, филиалы, представительства дистанционного обучения (ПДО).

2.2. Юридическим лицом является только базовое образовательное учреждение.

2.3. Филиалы - обособленные структурные подразделения образовательных учреждений, осуществляют обучение по образовательной программе в неполном объеме (текущая и итоговая аттестация не производится, консультирование и руководство разработкой курсовых, дипломных работ и проектов осуществляется частично и др.).

2.4. ПДО, являясь обособленными подразделениями образовательного учреждения, организационно подчинены одному из филиалов и обслуживаются преподавательским составом филиалов. По мере развития и при достижении достаточного масштаба ПДО могут быть преобразованы в филиалы.

2.5. Филиалы и ПДО, как правило, пользуются услугами физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, предприятий общественного питания и медицинского обслуживания, публичных библиотек на договорной основе.

3. Компетенция базового
образовательного учреждения


Базовое образовательное учреждение осуществляет:

3.1. Прием студентов на обучение в филиалах и ПДО осуществляется приемной комиссией базового образовательного учреждения с применением технологий дистанционного образования (экстерриториальной приемной комиссией).

3.2. Подготовку и тиражирование учебных материалов (учебники, учебные пособия, обучающие и тренинговые компьютерные программы, учебные видеофильмы, аудиокурсы), материалов, предназначенных для передачи по телекоммуникационным и спутниковым каналам связи, материалов оперативной (тесты и прочее) и текущей (экзамены и прочее) аттестации.

3.3. Организацию работы профессорско-преподавательского состава и повышения его квалификации.

3.4. Проведение занятий с обучающимися в филиалах и ПДО по технологиям дистанционного образования, охватывающим обучение и доставку учебных материалов, с использованием информационных и телекоммуникационных систем, спутниковых телевизионных каналов связи, ISDN, Интернета, электронной почты, других видов компьютерной связи, телефонных линий и др.

3.5. Итоговую и, частично или полностью, текущую аттестацию обучающихся в филиалах и ПДО.

3.6. Ведение и архивное хранение личных дел обучающихся в филиалах.

3.7. Переводы обучающихся в базовых образовательных учреждениях, филиалах с курса на курс и выдачу им документов об образовании, включая академические справки и дипломы.

4. Компетенция филиалов


Филиалы осуществляют:

4.1. Функции, включая представительство, базового образовательного учреждения по доверенности.

4.2. Ведение образовательного процесса в неполном объеме (за исключением тех его элементов, которые выполняются базовым образовательным учреждением).

4.3. Методическую и организационную работу, сопровождающую дистанционный образовательный процесс.

4.4. Организационно-методическое руководство ПДО.

5. Компетенция ПДО


ПДО осуществляет:

5.1. Представительство базового образовательного учреждения и филиала по доверенности.

5.2. Методическую и организационную работу, сопровождающую дистанционный образовательный процесс.

6. Кадры дистанционного
образовательного процесса


Кадры дистанционного образовательного процесса состоят из следующих групп:

6.1. Административно-хозяйственный персонал базового образовательного учреждения, филиалов, ПДО.

6.2. Научно-педагогический персонал, который включает:

6.2.1. Научных работников (базового образовательного учреждения).

6.2.2. Профессорско-преподавательский состав (ППС) базового образовательного учреждения и филиалов. ППС организован в кафедры, состоящие из лиц, проживающих в различных городах и населенных пунктах, методически и организационно объединенных современными средствами связи (экстерриториальные кафедры).

Часть ППС составляют лица, осуществляющие занятия с обучающимися, текущую и итоговую аттестацию с применением технологий дистанционного образования, включая обучение с использованием современных информационных и телекоммуникационных систем, спутниковых телевизионных каналов связи, ISDN, Интернета, электронной почты, других видов компьютерной связи, телефонных линий и др. (ППСДО).

Должностными обязанностями ППС может быть предусмотрена работа по осуществлению методического, технологического и организационного обеспечения учебного процесса технологиями дистанционного образования.

6.2.3. ППС филиала и относящихся к нему ПДО состоит из ППСДО и профессоров и преподавателей, входящих в состав экстерриториальных кафедр из числа проживающих в местах расположения филиалов и ПДО.

6.3. Инженерно-технический персонал, поддерживающий работу компьютерной и телевизионной техники, средств связи, других технических средств обучения (базового образовательного учреждения, филиалов, ПДО).

6.4. Учебно-вспомогательный персонал, организующий обучение студентов по технологиям дистанционного образования (в филиалах и ПДО).

               7. Показатели материально-технического
                обеспечения филиалов и ПДО, требующие
             уточнения на основании опыта использования
                      дистанционных технологий


В ходе эксперимента будут установлены нормативы по следующим показателям потребностей в материальных и технических ресурсах филиалов и ПДО:

7.1. Учебные площади для осуществления дистанционного образования на одного студента очной, очно-заочной и заочной форм обучения.

7.2. Компьютерное, электронное и телевизионное оборудование для обучения и контроля знаний в виртуальных средах (обеспеченность на одного обучающегося различных форм обучения).

7.3. Обеспечение модульными учебниками и учебными пособиями по всем учебным дисциплинам (полный комплект для обучающихся различных форм обучения). Дополнительное предоставление комплекта традиционных учебников на каждого студента, общее обеспечение комплектами учебников. Традиционные учебники могут поставляться в читальные залы собственных или публичных библиотек, при этом устанавливается число посадочных мест для студентов различных форм обучения.

7.4. Обеспеченность физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, предприятиями общественного питания и медицинского обслуживания для обучающихся различных форм обучения.



Текст документа сверен по:

"Бюллетень министерства

образования РФ",

N 9, 2000 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»