УТВЕРЖДЕНЫ
Государственным комитетом
 Российской Федерации
по высшему образованию
 3 августа 1996 года

     
Государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования.

Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 061000 "Государственное и муниципальное управление" (третий уровень профессионального образования)

     

1. Общая характеристика специальности 061000
"Государственное и муниципальное управление"

1.1. Специальность утверждена приказом Госкомвуза России от 05.03.94 N 180.

1.2. Нормативный срок освоения образовательно-профессиональной программы при очной форме обучения - 5 лет; квалификация - менеджер.

1.3.1. Место специальности в области экономики и управления.

Область профессиональной деятельности менеджера - обеспечение рационального управления экономическими процессами, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность специалиста осуществляется в системе органов представительной, исполнительной, судебной властей, а также в иных государственных органах, организациях и учреждениях в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе.

1.3.3. Виды профессиональной деятельности.

Менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления:

- управленческая;

- организационная:

- экономическая;

- планово-финансовая;

- маркетинговая;

- информационно-аналитическая;

- проектно-исследовательская;

- диагностическая;

- инновационная;

- методическая.

1.4. Менеджер может продолжить образование в магистратуре по направлению 521500 "Менеджмент", аспирантуре, а также освоить различные образовательно-профессиональные программы по экономике и менеджменту в послевузовской образовательной системе

 

2. Требования к уровню подготовленности лиц,
успешно завершивших обучение по программе специальности
061000 "Государственное и муниципальное управление"     

2.1. Общие требования к образованности специалиста:

Менеджер отвечает следующим требованиям:

знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);

имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;

владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплины, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

способен находить нестандартные решения типовых задач или уметь решать нестандартные задачи (в полной мере данное требование предъявляется к выпускникам, получившим диплом высшей степени);

способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения и условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;

методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

2.2. Требования к реализации знаний и умений в практической профессиональной деятельности:

2.2.1. Требования по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам

Менеджер должен:

в области философии, психологии, истории, культурологии, педагогики:


иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, об особенностях функционирования знания в современном обществе, эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;

понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;

понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;

знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;

знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;

знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;

уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения культуры (республики, края, области);

иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;

знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;

уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

    

в области социологии, политологии и права:


иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, об основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;

знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;

владеть основами социологического анализа;

знать основы экономической теории;

понимать необходимость макропропорций и их особенностей, ситуации на макроэкономическом уровне, существо фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;

уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;

иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики; понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества, о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире;

знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;

знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;

знать основы российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;

уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;

в области физической культуры:


понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;

в области филологии:


свободно владеть государственным языком Российской Федерации - русским языком;

знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200-2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;

уметь вести беседу-диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке.

2.2.2. Требования по математическим и общим естественнонаучным дисциплинам

Менеджер должен:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»