ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ПРИКАЗ

от 5 марта 1994 года N 180


Об утверждении государственного образовательного стандарта в части Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования

(с изменениями на 25 октября 1999 года)

____________________________________________________________________

Настоящий приказ признавался утратившим силу на основании приказа Минобразования России от 2 марта 2000 года N 686.

Приказ Минобразования России от 2 марта 2000 года N 686 возвращен без рассмотрения Министерства юстиции Российской Федерации (письмо Минюста России от 09.09.2005 N 01/7195-ЕЗ).

____________________________________________________________________

Во исполнение постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. N 773 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования"

приказываю:

1. Утвердить в соответствии с решением Межведомственного экспертного совета по государственным образовательным стандартам от 23 февраля 1994 г. "Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования" (приложение).

2. Ввести "Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования" с 1994 / 1995 учебного года.

3. Главному управлению образовательно-профессиональных программ и технологий (Татуру Ю.Г.):

3.1. Закрепить в месячный срок за учебно-методическими объединениями высших учебных заведений Российской Федерации утвержденные настоящим стандартом направления и специальности;

3.2. Обеспечить ежегодное рассмотрение Межведомственным экспертным советом по государственным образовательным стандартам предложений по изменению Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования.

4. Считать утратившими силу постановление Госкомвуза России от 7 мая 1993 года N 3, а также последующие приказы в его изменение и дополнение.

5. Не применять на территории Российской Федерации приказ Минвуза СССР от 17.11.87 N 790 и другие приказы в его изменение и дополнение.

6. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Заместитель Председателя
Госкомвуза России
В.Д.Шадриков

Приложение
к Приказу Госкомвуза России
от 05.03.94 N 180

Государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования

Классификатор направлений и специальностей
высшего профессионального образования

(с изменениями на 25 октября 1999 года)

     

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает:

1) классификатор направлений высшего профессионального образования;

2) классификатор специальностей высшего профессионального образования;

3) порядок внесения изменений в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования.

     

2. Определения

2.1. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования - систематизированный перечень направлений (классифицированных по областям знаний) и специальностей (классифицированных по группам родственных специальностей) подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием.

Области знаний, группы специальностей, направления и специальности в Классификаторе кодируются с использованием шестизначного цифрового кода, в котором символы 1 - 2 кодируют области знаний или группы специальностей, символы 3 - 4 направления внутри областей знаний или специальности внутри групп специальностей, символы 5 - 6 являются резервными и могут быть использованы для детализации признаков внутри направлений и специальностей.

2.2. Направление или специальность высшего образования совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника, приобретенных в процессе обучения по основным профессиональным образовательным программам высшего образования и обеспечивающих возможность определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией.

В отличие от специальности высшего образования направление обеспечивает специалисту более широкую область профессиональной деятельности.

2.3. Квалификация по направлению или специальности высшего  профессионального образования -уровень обученности, подготовленности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности по полученному направлению или специальности.

Присваиваемые в рамках направлений и специальностей конкретные квалификации устанавливаются Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

     

3. Порядок внесения изменений
в Классификатор направлений и специальностей
высшего профессионального образования

3.1. Предложения по изменению Классификатора направлений и специальностей вносятся в государственный орган управления высшим образованием. К предложениям прилагаются следующие материалы:

1) обоснование научной и практической значимости направления или специальности;

2) отличительные признаки направления или специальности;

3) перспективы развития нового направления или специальности и прогнозируемая потребность на рынке труда;

4) проекты государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и примерного учебного плана.

3.2. Предложения по изменению Классификатора направлений и специальностей, прошедшие предварительную экспертизу, рассматриваются Межведомственным экспертным советом по государственным образовательным стандартам и утверждаются государственным органом управления высшим образованием.

4. Классификатор направлений и специальностей
высшего профессионального образования

     

     

4.1. Классификатор направлений

510000 Естественные науки и математика

510100 Математика

510200 Прикладная математика и информатика

510300 Механика

510400 Физика

510500 Химия

510600 Биология

510700 Почвоведение

510800 География

510900 Гидрометеорология

511000 Геология

511100 Экология и природопользование

511200 Математика, прикладная математика

511300 Механика, прикладная математика

511400 География и картография


520000 Гуманитарные и социально-экономические науки

520100 Культурология

520200 Теология

520300 Филология

520400 Философия

520500 Лингвистика

520600 Журналистика

520700 Книговедение

520800 История

520900 Политология

521000 Психология

521100 Социальная работа

521200 Социология

521300 Регионоведение

521400 Юриспруденция

521500 Менеджмент

521600 Экономика

521700 Архитектура

(Направление дополнительно включено приказом Госкомвуза России от 27 апреля 1995 года N 618)

521800 Искусство

521900 Физическая культура

522000 Коммерция

522100 Аграрная экономика (Агроэкономика)

522200 Статистика

522300 Информационные системы в экономике

522400 Религиоведение

522500 Искусство (по видам) (дополнительно включено приказом Госкомвуза России от 4 марта 1996 года N 380)

522600 Востоковедение, африканистика (дополнительно включено приказом Госкомвуза России от 4 марта 1996 года N 380)

522700 Конфликтология (направление дополнительно включено приказом Минобразования России от 19 мая 1999 года N 1355)

540000 Образование

540100 Естествознание

540200 Гуманитарные знания

540300 Социально-экономические знания

540400 Профессиональное обучение

540500 Педагогика

540600 Искусство

550000 Технические науки

550100 Строительство

550200 Автоматизация и управление

550300 Полиграфия

550400 Телекоммуникации

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»