Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 15 октября 1999 года N 68н


Об утверждении Инструкции о порядке проведения в организациях ревизий и проверок учета,
использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минфина России от 26 июня 2009 года N 64н
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст.1463) в целях проведения ревизий и проверок организаций, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения в организациях ревизий и проверок учета, использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней.

2. Не применять на территории Российской Федерации Инструкцию о порядке проведения на предприятиях, в учреждениях и организациях ревизий учета, расходования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденную Министерством финансов СССР от 22 июля 1975 года N 73.

Исполняющий обязанности Министра
А.Л.Кудрин

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

22 декабря 1999 года,

регистрационный N 2024



УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства
финансов Российской Федерации
от 15 октября 1999 года N 68н

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения в организациях ревизий и проверок учета, использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней

     

I. Общие положения

1. В соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст.1463) и Положением о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 мая 1998 года N 91*, Российская государственная пробирная палата (далее - Пробирная палата России) осуществляет государственный контроль:

________________

* Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.05.98 N 91 "Об утверждении Положения о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации" письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.99 N 4667-ПК признан не нуждающимся в государственной регистрации.

1.1. За производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, изделий, их содержащих, лома и отходов (далее - драгоценные металлы и драгоценные камни) во всех организациях, осуществляющих указанную деятельность, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее - объект).

1.2. За обеспечением учета, отчетности и сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней на проверяемых объектах.

1.3. За полнотой сбора лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, порядком их использования и реализации на проверяемых объектах.

2. Пробирная палата России с целью выполнения возложенных на нее задач имеет право проводить ревизии и проверки (далее - ревизии) на всех объектах, производящих, перерабатывающих, использующих, осуществляющих обращение и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней.

Государственные инспекции пробирного надзора (далее - госинспекции), являющиеся структурными подразделениями Пробирной палаты России, осуществляют свою деятельность (в том числе проведение ревизий и проверок) на основании доверенностей, выданных Пробирной палатой России начальникам госинспекций.

3. При ревизии проверяется деятельность объекта по всем вопросам, отраженным в пункте 12 настоящей Инструкции, за отчетный год или более длительный период.

При проверке проверяется объект по отдельным вопросам его деятельности, проверяемый период деятельности может не определяться.

4. Ревизии объектов проводятся в соответствии с годовыми планами работ, утверждаемыми руководителем Пробирной палаты России. При необходимости проводятся внеплановые ревизии по распоряжению руководителя Пробирной палаты России или по обращениям правоохранительных органов.

5. В соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Положением о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации уполномоченным должностным лицам Пробирной палаты России с целью выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право:

5.1. Беспрепятственно посещать все объекты, осуществляющие производство, использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней, по предъявлении служебных удостоверений и предписаний Пробирной палаты России или госинспекций.

5.2. Производить на объектах осмотр помещений, рабочих мест, транспортных средств, мест постоянного или временного хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, осмотр указанных ценностей, а также опечатывание указанных помещений, рабочих мест, транспортных средств, мест временного или постоянного хранения в случаях выявления нарушений установленного порядка получения, расходования, учета и хранения этих ценностей, сбора их лома и отходов.

5.3. Запрашивать и безвозмездно получать от должностных лиц контролируемых объектов соответствующую документацию, объяснения в письменной или устной форме и справки по вопросам, возникающим при осуществлении ревизии.

5.4. Проверять бухгалтерские документы, нормативно-технические и иные документы, содержащие сведения о получении, расходовании, учете, хранении драгоценных металлов и драгоценных камней, их лома и отходов, опечатывать указанные документы в случаях, если предполагается возможность их утраты или искажения содержащихся в них сведений, до завершения ревизии и (или) принятия решения об изъятии указанных документов.

5.5. Осуществлять на контролируемых объектах отбор проб продукции (материалов) из драгоценных металлов и драгоценных камней, образцов изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, проб лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней для проверки и проведения анализов в лабораториях в соответствии с Порядком отбора проб сырья, материалов, лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней и изъятия образцов изделий в проверяемых организациях (приложение N 1).

5.6. Изымать для проверки и анализа изделия, изготовленные из драгоценных металлов, подлежащие клеймению, но не имеющие оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации, или с оттисками пробирных клейм, наложенными с отступлением от правил клеймения, изделия, имеющие оттиски пробирных клейм, вызывающие сомнение в своей подлинности вследствие неясного рельефа, повреждения, стертости или имеющие признаки впаянного оттиска пробирного клейма, а также изделия, имеющие излишнее количество припоя или наличие недрагоценных металлов в целях искусственного увеличения массы изделий и в других мотивированных случаях.

5.7. Составлять протоколы об административных правонарушениях на должностных лиц объектов в случаях нарушений установленных правил получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и камней или изделий, их содержащих, а также сбора и сдачи в государственный фонд их лома и отходов в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, N 27, ст. 909).

II. Порядок проведения ревизий

6. При проведении ревизии конкретного объекта уполномоченные должностные лица Пробирной палаты России или госинспекции (далее - контролеры) руководствуются настоящей Инструкцией, методическими указаниями Пробирной палаты России и планами ревизий.

7. На право проведения каждой ревизии контролеру выдается предписание, которое подписывается руководителем Пробирной палаты России или его заместителем, если ревизия проводится Пробирной палатой России, или начальником госинспекции или его заместителем, если ревизия проводится госинспекцией. Выдача предписания должна быть зарегистрирована в Журнале учета выданных предписаний, в котором указывается порядковый номер, номер и дата выдачи предписания, ревизуемый объект, фамилия, имя, отчество лица, подписавшего предписание. По окончании ревизии копия предписания по требованию может быть оставлена на ревизуемом объекте.

При необходимости проведения встречных проверок на объектах, связанных с ревизуемым объектом операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями, контролеру выдается дополнительное предписание.

8. Продолжительность каждой ревизии устанавливается в соответствии с утвержденным годовым планом работ и планом ревизии. Ревизии проводятся одним или несколькими контролерами в зависимости от поставленных задач. Допускается продление сроков проведения плановых ревизий по решению руководителя Пробирной палаты России или начальника госинспекции на основании докладной записки контролера с обоснованием причин продления. Сроки проведения внеплановых ревизий (по обращениям правоохранительных органов и пр.) определяются начальником отдела Пробирной палаты России или начальником отдела (главным контролером) госинспекции и согласовываются соответственно с руководителем Пробирной палаты России или начальником госинспекции.

9. При подготовке к ревизии контролер обязан:

9.1. Ознакомиться с материалами ранее проводившейся ревизии, с письмами и предписаниями, направленными на ревизуемый объект по результатам предыдущей ревизии.

9.2. Изучить методические указания Пробирной палаты России, касающиеся особенностей применения драгоценных металлов и драгоценных камней на ревизуемом объекте, а также имеющиеся предложения и предписания Пробирной палаты России и госинспекции по результатам предыдущей ревизии и указания по предстоящей ревизии данного объекта.

9.3. Проанализировать руководящие, инструктивные и другие материалы, относящиеся к вопросам технологии переработки или областям применения драгоценных металлов и драгоценных камней на намеченном к ревизии объекте.

9.4. В соответствии с методическими указаниями Пробирной палаты России по ревизиям объектов, занимающихся определенным видом деятельности, определить основные формы справок, по которым намечается получить от объекта данные для анализа и составления материального баланса драгоценных металлов и драгоценных камней, имея в виду, что должны запрашиваться только документы для использования в акте или в докладной записке к нему.

10. Для проведения ревизии контролером составляется план (программа) с учетом изучения всех данных, перечисленных в пункте 9 настоящей Инструкции, с включением в него вопросов, предусмотренных в пункте 12 настоящей Инструкции, исходя из формы собственности ревизуемого объекта. В плане определяется ревизуемый период деятельности объекта. План подписывает начальник отдела (главный контролер) и исполнитель-контролер. План утверждается соответственно руководителем Пробирной палаты России или его заместителями или начальником госинспекции или его заместителями. При этом ими оценивается подготовленность контролера к ревизии и ему дается необходимый инструктаж.

11. По прибытии на место ревизии контролер обязан:

предъявить руководству ревизуемого объекта предписание на проведение ревизии и служебное удостоверение, выданные Пробирной палатой России или госинспекцией;

ознакомить руководителя ревизуемого объекта с основными задачами ревизии;

рекомендовать руководству ревизуемого объекта издать приказ о предстоящей ревизии.

12. В соответствии с планом ревизии контролер обязан проверить следующие вопросы:

12.1. Наличие на ревизуемом объекте документа, подтверждающего постановку его на специальный учет, выданного госинспекцией, и лицензии на право осуществления соответствующего вида деятельности.

Проверяется правильность отражения данных о ревизуемом объекте и его деятельности в регистрационных и разрешительных документах.

12.2. Фактическое наличие драгоценных металлов и драгоценных камней в местах хранения, расходования и применения.

Проверка наличия драгоценных металлов и драгоценных камней производится в присутствии контролера специальной комиссией, назначенной приказом или распоряжением руководителя ревизуемого объекта, с участием материально ответственного лица. Проверка наличия производится полностью или выборочно в соответствии с утвержденным планом проведения ревизии. Если имеются сведения о злоупотреблениях, проверка наличия производится обязательно во всех местах хранения и на рабочих участках.

Фактическое наличие драгоценных металлов и драгоценных камней проверяется в соответствии с требованиями нормативно-технической и нормативной правовой документации.

В процессе проверки наличия драгоценных металлов и драгоценных камней контролер следит за правильностью определения их массы, других данных о ценностях и записей в акте.

При необходимости отбираются пробы, о чем делаются соответствующие записи в акте. Отбор проб и изъятие изделий, предусмотренные подпунктами 5.5 и 5.6 пункта 5 настоящей Инструкции, оформляются актом (приложение N 2).

В тех случаях, когда проверка наличия драгоценных металлов и драгоценных камней в кладовых или других помещениях не закончена в один день или когда она прерывается по каким-либо причинам, помещение при уходе контролера и материально ответственного лица должно быть опечатано их печатями.

Результаты проверки наличия драгоценных металлов и драгоценных камней оформляются актом, который составляется в трех экземплярах по формам, указанным в приложениях NN 3, 4 и 5 к настоящей Инструкции, и подписывается комиссией, производившей проверку наличия, а также материально ответственным лицом. Кроме того, в акте делается запись о том, что проверка наличия проводилась в присутствии контролера, под которой он подписывается.

Каждая страница акта проверки наличия драгоценных металлов и драгоценных камней должна быть подписана всеми членами комиссии, участвовавшими в проверке наличия, и завизирована контролером. При этом материально ответственное лицо обязано сделать запись о том, что все указанные в акте ценности приняты и находятся на его ответственном хранении и заверить ее подписью. В акте проверки наличия не допускаются неоговоренные исправления.

Контролер в момент проверки наличия обязан завизировать последние записи в документах оперативного учета (поставить дату и подпись).

Необходимо проверить документы на драгоценные металлы и драгоценные камни, которые по учетным или отчетным данным находятся в пути или в переработке в другой организации. На эти ценности должна быть дана справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером ревизуемого объекта.

Один экземпляр акта проверки наличия передается бухгалтерии для сличения с данными бухгалтерского учета, второй экземпляр остается у материально ответственного лица, третий - у контролера.

Сличительная ведомость составляется бухгалтерией в случае расхождения между фактическим наличием драгоценных металлов и драгоценных камней и данными учета в соответствии с требованиями основных положений по инвентаризации. Контролер должен проверить правильность данных сличительной ведомости и их соответствие данным бухгалтерского учета и первичной учетной документации.

По выявленным проверкой излишкам или недостачам драгоценных металлов и драгоценных камней должны быть представлены комиссии письменные объяснения материально ответственных лиц, предварительно ознакомленных с данными сличительной ведомости, и проверена достоверность этих объяснений.

Комиссия представляет предложения по регулированию выявленных отклонений от данных бухгалтерского учета и передает руководству объекта на утверждение. Контролер обязан проверить обоснованность принятых решений.

Проведение повторной проверки наличия драгоценных металлов и драгоценных камней допускается в исключительных случаях при представлении контролеру соответствующих обоснований и в обязательном его присутствии.

12.3. Источники и порядок поступления драгоценных металлов и драгоценных камней.

Выявляются поставщики драгоценных металлов, драгоценных камней, проверяется их постановка на специальный учет, наличие соответствующих лицензий, проверяется наличие и надлежащее оформление договоров поставки и купли-продажи.

12.4. Расходование драгоценных металлов и драгоценных камней.

Проверяется фактический расход драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе в отходы и на потери при изготовлении изделий, в увязке с расходом на отдельные детали и виды работ. Сопоставляется фактический расход драгоценных металлов и драгоценных камней с утвержденными нормами расхода. При выявлении несоответствия выясняются причины несоблюдения норм расхода и от соответствующих должностных лиц запрашиваются письменные объяснения по вопросам образования перерасхода драгоценных металлов и драгоценных камней, а также использования их на цели, не предусмотренные утвержденными нормами расхода. При выявлении случаев, когда фактический расход ниже утвержденных норм, выясняется, за счет чего образовалась экономия драгоценных металлов и драгоценных камней. В отдельных случаях фактический расход драгоценных металлов может сопоставляться с нормами только на изготовление деталей или на отдельные виды работ, однако результаты такого сопоставления должны быть увязаны с анализом расхода драгоценных металлов на товарный выпуск продукции.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»