МЭР   МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 18 октября 1999 года N 1168-РМ

     

     

О проведении комплексного обследования
условий движения на улично-дорожной
сети г.Москвы

Во исполнение постановления Правительства Москвы от 3 ноября 1998 года N 844 "О программе улучшения организации дорожного движения в центральной части города", распоряжения Мэра Москвы от 12 ноября 1998 года N 1141-РМ "О привлечении инвестиций для развития транспортной инфраструктуры г.Москвы" в части разработки комплексной схемы организации дорожного движения в городе, в целях дальнейшего совершенствования управления дорожным движением в г.Москве на основе передовых технологий:

1. Управлению транспорта и связи выступить заказчиком и провести в третьей декаде октября - второй декаде ноября 1999 года комплексное обследование условий движения на улично-дорожной сети г.Москвы.

2. Утвердить генеральным подрядчиком на проведение комплексного обследования условий движения на улично-дорожной сети г.Москвы ООО "Центр инженерно-транспортной инфраструктуры".

3. Утвердить Программу и методику комплексного обследования условий движения на улично-дорожной сети г.Москвы (приложение 1).

4. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы обеспечить финансирование работ в сумме 23,638 млн.рублей на проведение комплексного обследования условий движения на улично-дорожной сети г.Москвы, включая дистанционное обследование методом аэрофотосъемки, за счет средств территориального дорожного фонда г.Москвы.

5. Главному управлению внутренних дел г.Москвы по заявке Управления транспорта и связи выделить из числа курсантов учебных заведений ГУВД г.Москвы 500 человек для проведения комплексного обследования условий движения транспортных потоков на время проведения мероприятия.

6. Просить ректоров Московского государственного автомобильно-дорожного института (Технического университета), Московского государственного технического университета ("МАМИ") по заявкам Управления транспорта и связи выделить по 500 студентов для проведения комплексного обследования условий движения на улично-дорожной сети г.Москвы.

7. Управлению транспорта и связи совместно с УГИБДД ГУВД г.Москвы определить маршруты движения и провести расчет необходимого количества автобусов для доставки к местам обследований и обратно контингента счетчиков.

8. Руководителям ГУП "Мосавтотранс", ГК "Мосгортранс", ОАО "Группа "Автолайн" по заявке Управления транспорта и связи выделить необходимое количество малотоннажных грузовых машин, автобусов и легковых автомобилей для доставки к местам обследований и обратно оборудования, счетчиков, обеспечения работы штаба по проведению обследований.

9. Руководителю ООО "Центр инженерно-транспортной инфраструктуры" в десятидневный срок разместить штаб по проведению обследования на имеющейся служебной площади, выделив оборудованное помещение не менее 50 кв.метров.

10. Утвердить состав штаба по проведению обследований условий движения на улично-дорожной сети г.Москвы (приложение 2).

11. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение 1
к распоряжению Мэра Москвы
от 18 октября 1999 года N 1168-РМ

Программа и методика
комплексного обследования условий движения
на улично-дорожной сети г.Москвы


Москва. 1999 год

     

     

1. Общие положения

1.1. Основаниями для проведения комплексного обследования условий движения на улично-дорожной сети г.Москвы являются:

- постановление Правительства Москвы от 3 ноября 1998 года N 844 (пп.7, 8.5, 10.2, 10.5, 11.1) "О программе улучшения организации дорожного движения в центральной части города";

- распоряжение Мэра Москвы от 12 ноября 1998 года N 1141-РМ "О привлечении инвестиций для развития транспортной инфраструктуры г.Москвы".

1.2. Цель и задачи комплексного обследования.

Целью комплексного обследования условий движения на уличнодорожной сети города является получение исходных данных для решения следующих задач:

- разработка и внедрение макроскопических методов организации дорожного движения (организация грузового движения, одностороннее движение, зональные методы организации движения, информационное обеспечение участников движения и др.);

- разработка и уточнение поэтапных планов реконструкции и строительства новых элементов улично-дорожной сети;

- разработка и внедрение управленческих решений в сфере дорожного движения (регламентация объемов ввода объектов нового строительства, совершенствование структуры размещения мест притяжения грузовых и пассажирских перевозок, введение ограничений на транзитный транспорт, совершенствование парковочной политики, оценка потребности в автостоянках и др.);

- получение достоверных данных для прогнозирования дорожнотранспортной ситуации в городе;

- создание основы и исходных данных для развертывания системы мониторинга условий движения на улично-дорожной сети города.

Реализация указанных целей возможна при решении следующих задач при обследовании:

- получение исходных данных для построения матрицы корреспонденций транспортных потоков по всей улично-дорожной сети города;

- получение данных по интенсивности, плотности и скоростным параметрам транспортного потока на всех элементах улично-дорожной сети города;

- получение данных по суточной динамике изменения интенсивности движения в выбранных сечениях улично-дорожной сети;

- получение данных по экологическому ущербу от дорожного движения на опорной сети улиц и дорог города;

- получение данных по загрузке транспортных средств, целям поездки, принадлежности (месте учета) двигающегося транспорта и других характеристик транспортного потока, используемых при решении городских градостроительных задач;

- получение данных по условиям движения общественного транспорта на основных магистралях города;

- получение данных по интенсивности и плотности пешеходных потоков в местах наибольшей концентрации;

- получение данных о характере пользования легковым транспортом;

- получение исходных данных, необходимых для прогнозирования развития дорожно-транспортной ситуации на ближайшую перспективу (3-5 лет).

1.3. Настоящий документ распространяется на обследования, выполняемые натурными (полевыми) методами, и не содержит положений, относящихся к сбору и анализу исходной информации, содержащейся в различного рода статистических, аналитических и отчетных материалах. Он не распространяется также на локальные и специальные обследования, которые будут выполняться в процессе разработки различных комплексных и локальных программ и проектов по дорожнотранспортному комплексу.

В настоящем документе использованы следующие сокращения наиболее часто используемых терминов:

ОДД - организация дорожного движения;

ТП - транспортный поток;

ТС - транспортное средство;

УДС - улично-дорожная сеть;

УТР - условный транспортный район.

Настоящая методика требует доработки и уточнения по результатам пробного обследования, по результатам предварительного обследования постов опроса, по уровню реального технического и материального обеспечения обследования, по возможностям выделения необходимого числа учетчиков.

     

2. Методика проведения обследования

2.1. Предварительный сбор данных - методика сбора и обработки результатов.

На подготовительном к обследованию этапе собирается на основе картографической информации и визуальных обследований информация по точным местам постов и координаты сечений всех видов наблюдения. При визуальных наблюдениях оценивается возможность ведения наблюдений и опросов на постах, уточняется местоположение и количество необходимого числа учетчиков с учетом реальной интенсивности ТП, рассматривается обеспечение безопасности учетчиков.

2.2. Опрос водителей о маршрутах движения - методика сбора

На всех постах опроса в течение времени обследования с 10.00 до 14.00 производится выборочный опрос водителей проезжающих ТС (в оба направления). Транспортные средства, подлежащие опросу, останавливает сотрудник ГИБДД ГУВД г.Москвы, имеющий право и соответствующие атрибуты на остановку ТС. Выбор ТС для остановки должен производиться исключительно случайным образом, вопреки профессиональным мотивам поведения сотрудников ГИБДД ГУВД г.Москвы.

Водитель остановленного ТС, только при наличии его добровольного согласия, опрашивается по следующим вопросам:

- маршрут движения от начала до конца данной конкретной поездки, по важным, с точки зрения водителя, и по точно известным водителю названиям элементов сети, например: Керченская ул., Каховка, Профсоюзная, Ленинский пр-т, Охотный ряд, Сретенка, пр-т Мира, Медведково - Народная ул. (очевидно пропущенные при перечислении маршрута улицы - Наметкина, Якиманка, Лубянка и др. легко могут быть восстановлены при анализе анкеты). Учетчик, используя выданную ему специальную карту с оцифрованными узлами на УДС города, заносит маршрут в анкету в виде набора цифр по маршруту, причем начало и конец маршрута указываются предметно, например: "Керченская ул., 23, 37, 12, 64, 61, 41, 48, Народная ул.". При неясности выяснения маршрута водитель просто показывает на карте учетчика как он едет, а учетчик проставляет цифры в анкете по указанному маршруту;

- цель поездки: работа, на работу (учебу), бытовая и т.д.;

- через какое время после завершения маршрута ожидается следующая поездка (сразу, через 5-15 мин, через неделю и т.д.).

Помимо вопросов в заполняемой на данного водителя рубрике анкеты содержатся разделы для заполнения учетчиком сразу после расставания с опрашиваемым водителем:

- тип ТС;

- принадлежность (место регистрации) - код региона;

- заполняемость/загруженность ТС.

Учетчик по окончании опроса вручает водителю специально разработанную цветную карточку для установки на ветровом стекле (как вариант - учетчик наклеивает карточку на ветровое стекло снаружи) для исключения повторной остановки для опроса на других постах.

Целесообразно изыскать форму благодарности водителям, ответившим на вопросы: например, вручать подарок рекламно-сувенирного характера по автомобильной тематике (автомобильный журнал, атлас дорог и т.п.).

Расстановка 250 постов для опроса должна отвечать следующим общим требованиям:

- часть постов (около 30) должны располагаться на основных магистралях непосредственно на въезде на МКАД со стороны области;

- часть постов (около 40) должны располагаться на всех улицах, выходящих на МКАД со стороны города, в районе ближайшего к МКАД значимого по загрузке пересечения;

- часть постов (около 30) должны располагаться на большинстве улиц, выходящих на Садовое кольцо со стороны области, в районе ближайшего к Садовому кольцу значимого по загрузке пересечения;

- часть постов (около 20) должны располагаться в центре внутри Садового кольца на пересечениях Бульварного и Кремлевского колец;

- часть постов (около 40) должны располагаться по пересечениям в зоне трассы строящегося 3-го транспортного кольца;

- часть постов (около 90) должны быть равномерно распределены по ширине кольца, образованного МКАД и трассой строящегося 3-го транспортного кольца.

Расположение поста для опроса водителей должно отвечать следующим требованиям:

- пост должен располагаться на некотором расстоянии от пересечений, так, чтобы ТС еще не могли разогнаться после перекрестка либо уже начали тормозить перед перекрестком;

- должно быть место для остановленных 3-4 автомобилей (в том числе и грузовых), причем остановленные автомобили не должны затруднять движение ТП и пешеходам, а движение учетчиков к опрашиваемому водителю автомобиля максимально безопасным;

- мест опроса для конкретного поста должно быть не менее 2-х для обоих направлений, а на ряде постов - 4 места опроса: по два направления для двух перпендикулярных улиц пересечения. При этом учетчики равномерно распределяют время работы на всех местах опроса.

Примерная дислокация постов опроса водителей приведена на рис.1*. Результаты опроса собираются, систематизируются, подвергаются предварительной обработке и вводятся в специально разработанном формате в электронную базу данных. Затем с помощью специально разработанного программного обеспечения строится матрица корреспонденций между УТР, решаются различные прикладные вопросы связанные с интенсивностью ТП и многообразием маршрутов по корреспонденциям между УТР.

________________

* Рис.1 не приводится. Примечание "КОДЕКС".

2.3. Суточное обследование загрузки сети - методика сбора данных.

На всех постах суточного обследования с 6.00 до 24.00 производится измерение количества проезжающих ТС (раздельно, в оба направления). Использование р/л датчиков для снятия информации позволяет предельно автоматизировать процесс измерения и обработки полученной информации.

Распределение постов суточного учета по УДС города должно отвечать следующим требованиям:

- пост на Садово-Самотечной должен повторять измерения 28.04.99;

- на МКАД должны располагаться до 20% всех постов суточного учета;

- до 50% постов должны располагаться на радиальных магистралях УДС города;

- до 30% постов должны располагаться на внутренних кольцевых магистралях УДС города;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»