МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 апреля 1999 года N 93ин/18-02

     

Об упорядочении представления документов
на награждение государственными и отраслевыми
наградами работников сферы образования

В прошедшем году в Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации из образовательных и других учреждений Министерства поступило 4218 представлений на награждение государственными наградами работников сферы образования, в том числе 640 - на награждение орденами и медалями Российской Федерации и 3578 - на присвоение почетных званий.

Указами Президента Российской Федерации награждено 3473 лучших представителя педагогической общественности сферы образования России, в том числе 434 человека - орденами и медалями. При этом отклонено 56 представлений, остальные находятся на рассмотрении.

Значительное количество работников образования награждено ведомственными наградами.

Медалью К.Д.Ушинского награждено 30 работников образовательных учреждений и организаций, внесших значительный вклад в решение проблем педагогики, психологии, воспитания. Среди награжденных представители Российской академии образования, научно-педагогические работники педагогических институтов и университетов.

Нагрудным знаком "Почетный работник высшего профессионального образования России" награждено 1288 человек. Вызывает некоторое сожаление, что среди награжденных процент научных сотрудников и обслуживающего персонала, работающих в высших учебных заведениях, незначителен (6,7%). Вместе с тем статус указанного нагрудного знака предусматривает награждение им любого сотрудника вуза, естественно, при наличии определенных успехов и достижений в выполнении своих обязанностей.

В прошедшем году широко использовались для морального поощрения работников сферы образования и другие отраслевые награды - нагрудный знак "Почетный работник среднего профессионального образования России". Почетная грамота Минобразования России.

В то же время следует отметать, что увеличилось количество необоснованных представлений к награждению государственными и отраслевыми наградами. Имеют место случаи представления характеристик кандидатов на награждение, не раскрывающих существа и степени их заслуг перед государством, не соответствующих статусам орденов, положений о медалях и почетных званиях, не отражающих конкретный личный вклад представляемого к награде в развитие образования, науки, экономики и т.д. Нередки случаи представления к награждению руководителей и работников учреждений и организаций системы образования, не выполняющих обязательств перед государством в части подготовки специалистов высокой квалификации, уплаты федеральных налогов, выплаты заработной платы сотрудникам и стипендий студентам.

Анализ наградных материалов, поступивших в Минобразование России, показывает, что увеличилось число представлений к награждению в "пожарном порядке", особенно много подобных представлений к памятным датам и юбилеям. Материалы поступают недопустимо поздно, не содержат должного описания конкретных заслуг представленных к награде, что в отдельных случаях не позволяет принять обоснованное решение по существу вопроса.

Органы управления образованием и образовательные учреждения представляют наградные материалы без сопровождения информации на магнитных носителях, что создает дополнительные трудности при обработке материалов и увеличивает сроки прохождения документов.

В связи с изложенным обращаем внимание на следующие обстоятельства:

1. При представлении материалов к государственным наградам Российской Федерации:

строго руководствоваться Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 6 января 1999 года N 19 и методическими указаниями (приложение 1 к настоящему письму);

в материалах о награждении руководителей образовательных и других учреждений должны присутствовать справка налоговой инспекции о финансовом положении организации системы образования, которой руководит представляемый к награде, и справка о выплате стипендии студентам (учащимся) и заработной платы работникам;

наградные материалы должны сопровождаться информацией на магнитных носителях в соответствии с программой, разработанной в Минобразовании России, что является необходимым условием Управления Президента Российской Федерации по государственным наградам и Минобразования России;

представления к наградам оформляются на наградных листах по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 25 ноября 1994 года N 2119, в 2 экземплярах, согласовываются в необходимых инстанциях и направляются в орган управления образованием по подчиненности учреждения;

в характеристике на лиц, представляемых к награде (п. 12 наградного листа), необходимо указывать конкретные личные заслуги и достижения кандидата в трудовой деятельности.

2. При представлении материалов к отраслевым наградам Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации:

строго руководствоваться Положением об отраслевых наградах Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, утвержденным приказом от 13 января 1999 года N 44, и методическими указаниями (приложение 2 к настоящему письму);

в характеристике на лиц, представляемых к награде (п. 12 наградного листа), необходимо указывать конкретные личные заслуги и достижения кандидата в трудовой деятельности.

Напоминаем, что в соответствии с письмом Комиссии по государственным наградам при Президенте Российской Федерации от 29 декабря 1993 года N А 24-16 юбилейными датами для коллективов учреждений и организаций принято считать 50 лет, 100 лет и далее каждые 50 лет, для граждан - 50, 60, 70, 75 и далее каждые 5 лет. Празднование других торжеств, не связанных с юбилейными датами, проводится на основании решения совета образовательного учреждения. При этом не допускается обращение в вышестоящие организации по вопросам дополнительного финансирования указанных мероприятий и не может являться основанием для награждения работников образовательных учреждений.

Материалы на награждение государственными наградами в связи с юбилеем образовательного учреждения представляются в Минобразование России за 4-5 месяцев до юбилейной даты, при этом наличие архивной справки об образовании учреждения обязательно.

Материалы на награждение государственной наградой отдельного работника в связи с его юбилеем представляются в Минобразование России за 3-4 месяца до юбилейной даты.

Материалы на награждение отраслевыми наградами в связи с юбилеем учреждения или отдельного работника представляются в Минобразование России не позднее двух месяцев до юбилейной даты.

Наградные материалы, поступившие с нарушением указанных требований или сроков представления, будут отправляться на доработку или рассматриваться в порядке их поступления.

Министр
В.М.Филиппов

     

     

Приложение 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по оформлению наградных документов при представлении
к награждению государственными наградами

1. Общие положения

1.1. Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством.

1.2. Государственными наградами Российской Федерации (далее именуются - государственные награды) являются:

звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации;

почетные звания Российской Федерации.

1.3. Представления к государственным наградам оформляются на наградных листах по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 25 ноября 1994 года N 2119, в 2 экземплярах, согласовываются в необходимых инстанциях и направляются в орган управления образованием по подчиненности учреждения.

1.4. Лица, удостоенные государственных наград, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

1.5. Повторное награждение государственной наградой за новые заслуги возможно не ранее чем через три года после предыдущего награждения государственной наградой, за исключением награждения за совершения геройского подвига, проявленные мужество, смелость и отвагу.

Повторное награждение одноименными государственными наградами не производится, кроме награждения государственными наградами, имеющими степени, и награждения за проявленные мужество, смелость и отвагу.

1.6. Порядок вручения государственных наград определен Положением о государственных наградах Российской Федерации.

2. Дополнительные материалы,
необходимые при представлении
к присвоению отдельных почетных званий

2.1. Почетное звание "Заслуженный деятель науки Российской Федерации":

2.1.1. Почетное звание "Заслуженный деятель науки Российской Федерации" присваивается выдающимся ученым, имеющим ученую степень доктора наук, за заслуги в разработке приоритетных направлений науки и техники, создании научных школ, воспитании и подготовке научных кадров.

2.1.2. Исходя из статуса почетного звания заслуги кандидата должны отвечать следующим критериям:

разработка приоритетного (нового) направления в науке и технике - характеризуется;

наличием открытия, патента(ов), авторских свидетельств на изобретение (не менее 7, в том числе 2-3 имеющих практическое использование в различных сферах деятельности);

развитием существующих общепризнанных (созданием новых) теорий, технологий, оригинальных методов исследований в промышленности, образовании, информатизации, гуманитарных, психолого-педагогических и других областях науки (подтверждается 6-8 отзывами научной общественности институтов Российской академии наук, головных отраслевых научно-исследовательских институтов, ведущих вузов и т.д.);

участием в работе российских и международных конференций, симпозиумов, научных семинаров и т.д., имеющих общепризнанный авторитет в научном сообществе (приводятся наименование докладов, дата и место проведения);

создание научных школ - характеризуется:

развитием научного направления в вузах, научно-исследовательских и других организациях (в том числе и зарубежных) под руководством претендента или его воспитанников (наличие соответствующих отзывов ведущих ученых данной области);

ссылками на труды ученого (индекс цитирования) в монографиях, статьях, научных трудах;

образованием соответствующих структур (кафедр, лабораторий, отделов и т.д.) в рамках разрабатываемого претендентом научного направления;

общественным признанием научной школы претендента;

воспитание и подготовка научных кадров - характеризуется:

подготовкой кандидатов наук (8-10 чел.) и консультированием докторов наук (2-3 чел.);

участием в работе советов по присуждению ученых степеней доктора или кандидата наук (1-2 совета);

изданием (переизданием) монографий (1-2 монографии за последние 5 лет), учебников и учебных пособий с грифом государственных органов печати (1-2 учебника за последние 5 лет), сборников научных трудов и т.д.

2.1.3. При представлении на соискание почетного звания необходимо направлять в адрес Минобразования России следующие документы:

наградной лист (2 экз.);

справку о научно-педагогической деятельности кандидата;

список печатных трудов, в котором особо должны быть выделены монографии, учебники и учебные пособия;

отзывы учреждений и организаций;

копии диплома доктора наук и аттестата профессора.

2.1.4. При оформлении наградного листа п. 12 не должен дублировать п. 11.

2.2. Почетные звания "Заслуженный изобретатель Российской Федерации" и "Заслуженный рационализатор Российской Федерации":

2.2.1. Характеристика на кандидата к присвоению указанных почетных званий (п. 12 наградного листа) должна отражать его конкретные заслуги и нести следующую информацию:

основное направление изобретательской (рационализаторской) деятельности и какое значение оно имеет для отрасли(лей);

общее количество полученных патентов, авторских свидетельств, удостоверений на рационализаторские предложения;

как долго занимается изобретательством (рационализацией);

общий экономический эффект и доля в нем автора (в ценах такого-то года), народно-хозяйственный эффект, социальная значимость;

что сделано в области изобретательства и рационализации за последние 2-3 года;

какие награды и поощрения за изобретательскую (рационализаторскую) деятельность имеет;

другие направления деятельности, отражающие заслуги и достижения представляемого к награде.

2.2.2. При представлении на соискание почетного звания необходимо направлять в адрес Минобразования России следующие документы:

наградной лист (2 экз.);

основные сведения об использованных изобретениях (рационализаторских предложениях) по форме N 1;

решение регионального совета ВОИР.

2.2.3. При оформлении наградного листа п. 12 не должен дублировать п. 11.

2.3. К присвоению почетного звания "Заслуженный учитель Российской Федерации" представляются высококвалифицированные, высокопрофессиональные педагогические работники образовательных учреждений, имеющие педагогический стаж не менее 15 лет и высшую квалификационную категорию по оплате труда.

2.4. При представлении к почетному званию "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации" необходимо ходатайство республиканского, краевого или областного органа управления физической культурой и туризмом.

2.5. При представлении к почетному званию "Заслуженный работник культуры Российской Федерации" необходимо заключение республиканского, краевого или областного органа управления по культуре.

2.6. При представлении к почетному званию "Заслуженный архитектор Российской Федерации" необходимо заключение Союза архитекторов Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»