МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 28 декабря 1998 года N 383

     

     

О специализированной помощи больным при нарушениях речи и
других высших психических функций

Организация специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций органического и функционального генеза, внедрение принципов комплексной системы лечения и реабилитации - неотложная задача здравоохранения.

Дети с выраженными нарушениями речи и других высших психических функций не могут успешно учиться, усваивать общеобразовательную программу, в связи с чем примерно 50 процентов стойко неуспевающих в начальных классах переводятся в категорию умственно отсталых.

Особую клиническую сложность представляют больные с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы при поражениях левого полушария. По далеко неполным данным в России ежегодно регистрируется около 400 тыс.инсультов, 30 процентов из них умирает. Из оставшихся в живых примерно 40 процентов имеют нарушения высших психических функций, в том числе речи, которые, как правило, сочетаются с психическими расстройствами и нарушением движений в правых конечностях, что в большинстве случаев приводит к тяжелой инвалидизации. Как правило, больные не только теряют трудоспособность, они не в состоянии себя обслуживать, дезорганизуют жизнь всей семьи, поскольку требуют за собой со стороны родственников постоянного надзора и ухода.

Органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения проведена определенная работа по совершенствованию специализированной помощи лицам, страдающим различными нарушениями речи и других высших психических функций, органического и функционального генеза.

В ряде поликлиник для детского и взрослого населения, и скоропомощных неврологических, нейрохирургических отделениях больниц, психоневрологических диспансерах и других лечебно-профилактических учреждениях организованы логопедические кабинеты, восстановительные отделения. В Москве организована специализированная служба во главе с Центром патологии речи и нейрореабилитации, в котором проводится комплексное восстановительное лечение наиболее тяжелого контингента больных с нарушениями речи и других высших психических функций, возникших вследствие перенесенных инсультов, черепно-мозговых травм, нейроинфекций, страдающих логоневрозом (заиканием и др.), детей с задержкой психо-речевого развития и др.

Вместе с тем в целом по стране в организации специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций, имеются серьезные недостатки.

Имеющаяся сеть логопедических кабинетов не полностью удовлетворяет потребности населения, оснащение и оборудование их не соответствует современным требованиям.

Эпидемиологические исследования в регионах, позволяющие представить реальные показатели распространенности речевой патологии, не проводятся.

В детских лечебно-профилактических учреждениях не уделяется должного внимания профилактике и выявлению речевых расстройств, не выделяются группы риска. Дети, нуждающиеся в специализированной помощи, через медико-педагогические комиссии направляются в образовательные учреждения, где практически отсутствует медицинская помощь.

Недостаточно налажена взаимосвязь и преемственность между детской и взрослой логопедической службой, а также между учреждениями здравоохранения и образования.

До сих пор не налажена четкая система подготовки, повышения квалификации и аттестации дефектологов, психологов и врачей, оказывающих помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций. Многие специалисты имеют недостаточную профессиональную подготовку. Не решены на должном уровне вопросы лицензирования, аттестации и сертификации учреждений и специалистов.

С целью дальнейшего развития и совершенствования специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций

приказываю,

1. Ввести в действие:

1.1. Положение о логопеде (Приложение 1).

1.2. Положение об организации работы логопедического кабинета (Приложение 2).

1.2.1. Примерный перечень оборудования логопедического кабинета (Приложение 3).

1.3. Положение об организации работы дневного стационара для больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами (Приложение 4).

1.4. Положение об организации работы стационарного отделения для лечения нарушений речи и других высших психических функций (Приложение 5).

1.5. Положение об организации работы стационара на дому для больных с нарушениями речи и других высших психических функций (с последствиями перенесенных церебральных инсультов и тяжелых черепно-мозговых травм) (Приложение 6).

1.6. Положение об организации работы Центра патологии речи и нейрореабилитации (Приложение 7).

1.7. Штатные нормативы медицинского, педагогического и иного персонала психоневрологических учреждений и подразделений по оказанию специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций (Приложение 8).

1.8. Программу подготовки на курсах тематического усовершенствования специалистов по патологии речи и нейрореабилитации (Приложение 9).

1.9. Методические рекомендации "Организация специализированной службы по оказанию помощи больным с патологией речи (комплексная система лечения и нейрореабилитации)" (Приложение 10).

1.10. Нормы работы логопедов учреждений здравоохранения Российской Федерации (Приложение 11).

1.11. Нормы нагрузки врачей-психиатров учреждений и подразделений специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций (Приложение 12).

2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

2.1. Организовать деятельность специализированной службы помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций в соответствии с документами, утвержденными настоящим приказом;

2.2. Организовать систематическую учебу медицинского, педагогического и другого персонала, участвующего в оказании специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций.

3. Возложить обязанности главного внештатного логопеда Министерства здравоохранения Российской Федерации на руководителя отделения патологии речи Московского научно-исследовательского института психиатрии Минздрава России профессора В.М.Шкловского.

4. Директору Московского научно-исследовательского института психиатрии Минздрава России профессору Краснову В.Н., главному внештатному логопеду Минздрава России профессору Шкловскому В.М.:

4.1. Обеспечить регулярное обучение специалистов для логопедической службы в соответствии с программой подготовки на курсах их тематического усовершенствования по патологии речи и нейрореабилитации.

4.2. Провести изучение структуры, динамики и распространенности в регионах страны речевой патологии среди детей, подростков и взрослых. Срок - до 2002 года.

4.3. Подготовить предложения по сертификации, лицензированию, аттестации и повышению квалификации дефектологов и медицинских психологов. Срок - июль 1999 года.

4.4. Подготовить предложения по проведению совместной коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации по вопросу о состоянии и совершенствовании специализированной помощи лицам, страдающим нарушениями речи и других высших психических функций, подготовке кадров. Срок - до 01.07.99.

5. Считать на действующими на территории Российской Федерации приказы Министерства здравоохранения СССР от 08.04.85 N 465 "О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с нарушениями речи", от 24.07.85 N 981 "Об утверждении внештатного главного специалиста и создании комиссии по вопросам логопедии Минздрава СССР" и от 19.08.95 N 1097 "Об утверждении расчетны норм обслуживания для логопедов учреждений здравоохранения и примерного перечня оборудования логопедических кабинетов".

7*. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.И.Вялкова.

----------------

* Нумерация соответствует оригиналу. Примечание "КОДЕКС".

Министр
В.И.Стародубов

     

     

Приложение 1

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 28.12.98 N 383

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДЕ


1. Общие положения

1.1. Логопед - специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии.

1.2. В своей работе руководствуется действующим законодательством Российской Федерации по вопросам образования и охраны здоровья граждан, приказами Минздрава России, Минобразования России, органов управления образованием и здравоохранением и настоящим Положением.

1.3. Подчиняется руководителю учреждения и его заместителю.

1.4. Назначается на должность и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством.

2. Обязанности

2.1. Проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций.

2.2. Совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.).

2.3. В соответствии с намеченными программами проводит индивидуальные и групповые занятия с больными.

2.4. По мере необходимости организует консультации с врачами и другими специалистами.

2.5. Проводит консультативную работу с родственниками больных, в том числе в части рекомендаций относительно занятий с больными в домашних условиях.

2.6. Имеет график работы непосредственно с пациентами в соответствии с действующими штатными нормами педагогической работы в учреждениях здравоохранения.

Подготовка пособий, оформление документации, работа с родственниками, консультации со специалистами и другие виды деятельности осуществляются вне графика работы с пациентами.

2.7. Совместно с врачом участвует в ведении медицинской документации с записями содержания консультации, результатов логопедического (нейропсихологического) обследования, индивидуальной программы медицинской и педагогической реабилитации, информации о проведенных занятиях, этапных эпикризов с указанием динамики состояния пациента не реже 1 раза в 10-12 дней, заключительного эпикриза. Ведет Дневник работы логопеда.

2.8. В конце календарного года представляет годовой отчет о работе главному логопеду органа управления здравоохранением.

2.9. Повышает свою квалификацию по дефектологии на циклах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.

2.10. Внедряет в практику современные методы логопедической помощи.

3. Права

3.1. Принимает участие в совещаниях, научно-практических конференциях врачей и педагогических работников по профилю своей работы.

3.2. Участвует в работе общественных профессиональных организаций.

4. Ответственность логопеда

В случае нарушений прав граждан в области охраны здоровья, недобросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей и нарушения педагогической этики несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.


Руководитель Департамента
организации медицинской помощи населению
А.А.Карпеев

     

Приложение 2

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 28.12.98 N 383


ПОЛОЖЕНИЕ
об организации работы логопедического кабинета

1. Логопедический кабинет организуется в составе: территориальной поликлиники для детского, подросткового и взрослого населения; психоневрологического диспансера, психоневрологического, неврологического, нейрохирургического отделений многопрофильной городской, областной (окружной, краевой, республиканской) больницы и других лечебно-профилактических учреждений.

2. Логопедический кабинет обеспечивает специализированную консультативно-диагностическую, коррекционно-восстановительную, психологическую и социальную помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций.

3. Организационно-методическое руководство деятельностью логопедического кабинета осуществляется главным логопедом органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

4. Штаты персонала логопедического кабинета утверждаются в установленном порядке.

5. На должность логопеда кабинета назначается специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности - логопедия, имеющий соответствующий сертификат.

6. В кабинете оказывается логопедическая помощь детскому, подростковому и взрослому населению с нарушениями речи и других высших психических функций различного генеза.

7. Основными задачами логопедического кабинета являются:

- консультативно-диагностическая работа и отбор больных для лечения в кабинете;

- проведение индивидуальных и групповых логопедических и психологических занятий;

- привлечение родственников больного к участию в выполнении в доступных формах логопедических заданий, созданию условий для речевого режима и благоприятного психологического климата в семье.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»