Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 сентября 1998 года N 1044

     

О федеральной целевой программе
"Пожарная безопасность и социальная защита
на период до 2000 года"

(с изменениями на 30 декабря 2000 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________


В целях укрепления пожарной безопасности, защиты жизни и здоровья граждан Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Пожарная безопасность и социальная защита на период до 2000 года" (далее именуется - Программа).

____________________________________________________________________

Срок реализации Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________

2. Возложить на Главное управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации функции государственного заказчика Программы.

3. Министерству экономики Российской Федерации ежегодно, начиная с 1999 года, включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

4. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации:

при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривать выделение лимитов капитальных вложений и финансовых средств для реализации Программы;

обеспечивать финансирование мероприятий Программы, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, в пределах ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете.

5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации ускорить принятие и реализацию региональных целевых программ по обеспечению пожарной безопасности.

И. о. Председателя Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин


 УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 сентября 1998 года N 1044

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Пожарная безопасность и социальная защита
на период до 2000 года"

____________________________________________________________________

Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Пожарная безопасность и социальная защита на период до 2000 года"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Пожарная безопасность и социальная защита на период до 2000 года"

Наименование, дата и номер решения о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. N 555-р

Государственный заказчик Программы

-

Главное управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации

Основной разработчик Программы

-

Главное управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации

Цель и задачи Программы

-

обеспечение необходимых условий для укрепления пожарной безопасности, защита жизни и здоровья граждан России

Сроки и этапы реализации Программы

-


1998-2000 годы
I этап - 1998 год
II этап - 1999 год
III этап - 2000 год

Перечень основных мероприятий Программы






-






укрепление кадров, совершенствование противопожарной пропаганды, предупреждение пожаров, совершенствование организации профилактики и тушения пожаров, разработка и освоение производства современных средств противопожарной защиты, развитие материально-технической базы Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел
Российской Федерации

Исполнители основных мероприятий Программы





-






Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской
Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и гидрометеорологии, Министерство экономики Российской
Федерации, Министерство финансов Российской Федерации

Объемы и источники финансирования Программы





-






общий объем финансирования мероприятий Программы (в ценах 1998 года) составляет 150,8 млн. рублей,
в том числе за счет средств федерального бюджета - 150,8 млн. рублей, из них
капитальные вложения - 8 млн.рублей,
текущие расходы - 132,8 млн. рублей,
затраты на НИОКР - 10 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы



-




уменьшение количества людей, получивших травмы при пожарах, относительное сокращение потерь от пожаров на 15-20 процентов, достижение в борьбе с пожарами результатов, аналогичных результатам, достигнутым в большинстве развитых стран

Организация контроля за реализацией Программы





-






контроль за реализацией Программы осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации,
Министерство финансов Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной
власти в порядке, установленном для контроля за реализацией федеральных целевых программ

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Состояние пожарной безопасности в России вызывает серьезные опасения. В 1997 году произошло около 274 тыс. пожаров, потери от которых составили более 21 млрд. рублей. В результате пожаров погибли 13824 человека, получили травмы 14719 человек.

Одной из причин такого положения дел является недостаточность средств, выделяемых на осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, низкая техническая оснащенность подразделений пожарной охраны.

Для преодоления негативных тенденций в деле организации борьбы с пожарами необходимы целенаправленные, скоординированные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений, предприятий и организаций.

При жестком ограничении бюджетного финансирования успешное комплексное решение подобных масштабных и разнородных задач возможно лишь с использованием программно-целевых методов.

В настоящее время в 34 субъектах Российской Федерации приняты и реализуются региональные целевые программы обеспечения пожарной безопасности, на которые выделено около 500 млн. рублей и которые позволили частично решить вопросы материально-технического обеспечения подразделений пожарной охраны. Доля средств, выделяемых из федерального бюджета на обеспечение пожарной безопасности, неоправданно снижена по сравнению с региональным уровнем.

Разработка федеральной целевой программы "Пожарная безопасность и социальная защита на период до 2000 года" (далее именуется - Программа) связана с отсутствием финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий ранее действовавшей федеральной целевой программы "Пожарная безопасность и социальная защита на 1995-1997 годы" за весь период ее реализации. Программа является скорректированным вариантом федеральной целевой программы "Пожарная безопасность и социальная защита на 1995-1997 годы" с учетом согласованных с Министерством финансов Российской Федерации объемов финансирования.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Важнейшими целями Программы являются создание условий для укрепления пожарной безопасности в России, уменьшение человеческих и материальных потерь от пожаров. Для их достижения необходимо решить следующие основные задачи:

создание системы профессионального отбора и повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуется - Государственная противопожарная служба);

совершенствование противопожарной пропаганды;

разработка и освоение производства пожарно-технической продукции;

укрепление материально-технической базы подразделений Государственной противопожарной службы.

Программу предполагается осуществить до 2000 года.

На первом этапе (1998 год) в состав основных задач входит укрепление кадров, совершенствование противопожарной пропаганды, снижение пожарной опасности зданий, сооружений и готовой продукции (освоение производства несгораемых утеплителей), совершенствование государственного пожарного надзора и организации профилактики пожаров, оснащение подразделений быстрого реагирования специальной техникой, оборудованием и снаряжением.

На втором этапе (1999 год) запланированы мероприятия по освоению производства современных средств противопожарной защиты (устройства защитного отключения электроустановок, автоматические системы обнаружения и тушения пожаров и др.), развитию испытательной базы и информационной сети в области пожарной безопасности.

На третьем этапе (2000 год) предполагается осуществить мероприятия по совершенствованию системы подготовки кадров, созданию и освоению производства новых технических средств для пожарной охраны, укрепить ее материально-техническую базу, завершить строительство двух объектов пожарной охраны (испытательная пожарная лаборатория в г. Рязани, отдельный пост технической службы по ремонту и обслуживанию пожарных рукавов в пос. Юрьевец Владимирской области) и продолжить строительство учебного пункта в г. Калуге.

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1. Укрепление кадров

В настоящее время материально-техническая база для проведения работы по профессиональному отбору кадров в пожарную охрану не соответствует современным требованиям. В результате несоответствия психологических и физических качеств части работников пожарной охраны профессиональным требованиям отмечается высокий уровень заболеваемости, травматизма, гибели людей и текучесть кадров, что снижает боеспособность и эффективность деятельности пожарных подразделений.

Затраты на выполнение мероприятий, связанных с качественным улучшением состава кадров пожарной охраны, определяются необходимостью создания 82 центров профессионального отбора в регионах России с оснащением их программно-методическим комплексом на базе ПЭВМ.

Существующая система обучения в пожарно-технических учебных заведениях не в состоянии в полной мере обеспечить подготовку специалистов (особенно с высшим образованием) в необходимом количестве. В настоящее время около 50 процентов начальников отрядов и частей пожарной охраны не имеют высшего образования, только 25 процентов составляют специалисты с высшим пожарно-техническим образованием, 20 процентов начальников дежурных караулов не имеют среднего пожарно-технического образования, 55 процентов инженерных должностей замещаются специалистами без необходимого уровня подготовки. Привлечение из различных отраслей народного хозяйства специалистов без специального пожарно-технического образования является вынужденной мерой. В настоящее время фактически отсутствует база для подготовки специалистов высшего управленческого звена. Небольшое количество специалистов - пожарных, обучающихся в Академии Министерства внутренних дел Российской Федерации, не могут заметно повлиять на систему управления пожарной охраной.

В связи с этим предусматривается преобразование Московского института пожарной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации в Академию Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации и создание ее филиалов на базе Екатеринбургского и Ивановского пожарно-технических училищ Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2. Совершенствование противопожарной пропаганды

Существенное значение среди форм и методов ведения противопожарной пропаганды имеют трансляции по телевидению и радио передач с мест пожаров, а также иной информации по вопросам пожарной безопасности. Положительный опыт такой работы имеется.

Предполагается создать в 25 субъектах Российской Федерации на базе и за счет численности территориальных органов Государственной противопожарной службы телерадиостудии с целью оперативного информирования населения о пожарах и проведения противопожарной пропаганды с использованием современных средств телевидеоаппаратуры и систем радиотрансляционной связи.

3. Предупреждение пожаров

Возникновение пожаров сопровождается выводом из строя объектов (производственные цехи, склады, холодильники и др.) через 15-20 минут, уничтожением оборудования из-за обрушения конструкций, быстрым распространением пожара по горючим утеплителям. Более 60 процентов пожаров в зданиях из легких металлических конструкций достигают крупных размеров.

Покрытия на многих АЭС, особо важных объектах оборонной промышленности, крупных производственных предприятиях выполнены из горючего пенополистирола.

Мероприятия Программы, направленные на решение проблемы по снижению пожарной опасности зданий и сооружений из легких металлических конструкций, актуальны и требуют целевого бюджетного финансирования.

Более 60 процентов пожаров происходит в жилых домах, при этом погибают и получают травмы более 80 процентов всех пострадавших, четверть из которых - дети. Одна из основных причин гибели людей - позднее обнаружение пожара и несвоевременное оповещение населения о его возникновении. В США принятие государственной программы по внедрению автономных датчиков в жилье позволило сократить за 5 лет число погибших в результате пожаров в 2 раза.

Программой в этом направлении предусматривается реализация следующих мероприятий:

введение требований по оснащению жилых домов пожарными извещателями;

разработка образцов пожарных извещателей, сопоставимых с мировым уровнем;

освоение производства автономных пожарных извещателей.

За последние 3 года на нефтебазах произошло более 200 пожаров. Особую опасность могут представлять пожары на нефтебазах, расположенных в черте городской застройки, лишь 10 процентов из них отвечают современным требованиям пожарной безопасности. При этом в случае возникновения пожара на нефтебазах существует угроза жилым районам, промышленным объектам, находящимся в непосредственной близости от них.

Увеличение объема работы инженерно-инспекторского состава органов Государственной противопожарной службы за счет обслуживания дополнительных объектов в связи с изменением их форм собственности, а также осуществление подразделениями этой службы функций по лицензированию видов деятельности, работ, услуг, сертификации в области пожарной безопасности обуславливают необходимость доукомплектования указанных подразделений инженерно-инспекторскими кадрами и оснащение их транспортными средствами и средствами вычислительной техники.

4. Разработка и освоение производства современных средств
противопожарной защиты

В настоящее время в России сложилось трудное положение с внедрением автоматических систем обнаружения и тушения пожаров как наиболее эффективных средств борьбы с пожарами в общественных и производственных зданиях. Основные предприятия по выпуску оборудования для указанных систем находятся на территории Украины, Белоруссии, Казахстана и Латвии. Производственные мощности этих предприятий, сложившаяся экономическая ситуация не позволяют рассчитывать на удовлетворение острой потребности страны в этих системах, в связи с чем государство расходует значительные валютные средства на приобретение оборудования за рубежом, которое во многих случаях не отвечает установленным нормативам и условиям эксплуатации. Возникла потребность в разработке и освоении серийного производства отечественного оборудования и систем, отвечающих современному техническому уровню. Необходимо разработать государственные нормативные документы, регламентирующие требования к проектированию, монтажу и эксплуатации автоматических систем противопожарной защиты.

5. Снижение сопутствующих потерь при тушении пожаров

Анализ статистики пожаров свидетельствует о том, что нередко при тушении пожара сопутствующие потери превышают непосредственный ущерб от огня. Потери от таких пожаров только за 1997 год составили более 8 млрд. рублей.

В целях снижения сопутствующих потерь от пожаров Программой предусмотрено:

проведение соответствующих исследований и испытаний отечественной и импортной техники;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»