ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


Об обращении в Конституционный Суд
Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, руководствуясь статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 части первой статьи 3 и статьями 36; 37, 84 и 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", постановляет:

1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с прилагаемым запросом о соответствии Конституции Российской Федерации пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 800 "О мерах по обеспечению своевременной выплаты государственных пенсий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3781).

2. Поручить депутатам Государственной Думы Попову Сергею Алексеевичу, Вишнякову Виктору Григорьевичу и Калашникову Сергею Вячеславовичу представлять Государственную Думу при рассмотрении указанного запроса в Конституционном Суде Российской Федерации.

3. Просить Конституционный Суд Российской Федерации рассмотреть указанный запрос во внеочередном порядке.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.Селезнев

Москва
21 августа 1998 года
N 2889-II ГД

ЗАПРОС
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Конституционный Суд
Российской Федерации



О соответствии Конституции Российской  Федерации пункта 6
постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля
1998 г. N 800 "О мерах по обеспечению своевременной выплаты
государственных пенсий"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (г. Москва, ул. Охотный ряд, д. 1) на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 августа 1998 года N 2889-II ГД и в соответствии со статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции Российской Федерации, с подпунктом "а" пункта 1 части первой статьи 3, со статьями 84 и 85 Федерального конституционного закона "0 Конституционном Суде Российской Федерации" просит Конституционный Суд Российской Федерации проверить соответствие Конституции Российской Федерации пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 300 "О мерах по обеспечению своевременной выплаты государственных пенсий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1993, N 30, ст. 3781).

Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли пункт 6 указанного Постановления Конституции Российской Федерации.

     
Допустимость настоящего запроса в соответствии с частью первой статьи 35 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обусловлена тем, что Государственная Дума считает названный пункт указанного Постановления не подлежащим действию из-за его неконституционности.

Частью первой пункта 6 указанного Постановления введен "с 1 августа 1998 года впредь до полного погашения задолженности по выплатам государственных пенсий и до ликвидации дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации временный целевой сбор с доходов физических лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 2 процентов". Частью второй того же пункта установлено, что "размер временного целевого сбора в Пенсионный фонд Российской Федерации может быть увеличен при наличии по состоянию на 1 сентября 1998 года текущего дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации".

Введение временного целевого сбора с доходов физических лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации неправомерно ограничивает закрепленное статьей 35 Конституции Российской Федерации право граждан на свободное распоряжение своими доходами. Кроме того, пункт 6 указанного Постановления в нарушение требований статьи 57 Конституции Российской Федерации возлагает на граждан обязанность уплачивать незаконно установленные налоги и сборы.

Временный целевой сбор с доходов физических лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой, по сути, не что иное, как принудительное изъятие имущества граждан на государственные нужды. В соответствии со статьей 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации "принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения". Однако в указанном Постановлении не предусмотрено возмещение гражданам уплачиваемых взносов.

Вводя временный целевой сбор с доходов физических лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вышло за пределы предоставленных ему полномочий. Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" не предоставляют Правительству Российской Федерации права устанавливать налоги и сборы. В соответствии со статьей 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации "система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом". В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 года N 5-П по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" указано, что "федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств".

Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" право устанавливать налоги и сборы предоставлено только органам законодательной власти, причем в силу статьи 106 (пункт "б") Конституции Российской Федерации законы по вопросам федеральных налогов и сборов подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Согласно Федеральному закону "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в 1998 году сохраняются действовавшие в 1997 году размеры, порядок и условия уплаты страховых взносов. Указанным Федеральным законом тариф страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации работающими гражданами, в том числе наемными работниками, установлен в размере 1 процента.

В соответствии со статьей 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Таким образом, Правительство Российской Федерации неконституционно ввело временный целевой сбор с доходов физических лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 части второй статьи 37, со статьями 85, 86 и 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации просит Конституционный Суд Российской Федерации признать пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 800 "О мерах по обеспечению своевременной выплаты государственных пенсий" не соответствующим Конституции Российской Федерации.

     
Приложения:

текст постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 августа 1998 года N 2889-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" в 30 экземплярах;

копии настоящего запроса в 30 экземплярах;

текст постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 300 "О мерах по обеспечению своевременной выплаты государственных пенсий" в 30 экземплярах;

документ об уплате государственной пошлины с 30 копиями.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.Селезнев

Текст документа сверен по:
электронный текст НТЦ "Система"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»