Недействующий

ДОГОВОР
о разграничении предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти
города федерального значения Москвы

____________________________________________________________________
Фактически утратил силу
 в связи с истечением срока действия - см. ст.17.
____________________________________________________________________

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти города федерального значения Москвы (далее Москвы),

руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом и законодательством Москвы;

исходя из конституционного статуса Москвы как равноправного субъекта Российской Федерации;

учитывая территориальные (город-мегаполис),

природно-географические (наличие акватории рек и других водных объектов в пределах города, лесопаркового защитного пояса и водоохранных зон),

социально-экономические (наличие высокого производственного, научно-технического, кадрового потенциала, уникальных высокотехнологических производств, транспортного узла федерального и международного значения, крупнейших гидротехнических сооружений, объекта федерального значения - Московского метрополитена),

экологические (наличие экологически опасных производств, источников экологического загрязнения),

национально-культурные (разнообразие национального состава населения города, активные миграционные процессы, наличие памятников культурно-исторического наследия народов России федерального и международного значения, учреждений образования и культурных центров федерального значения) особенности Москвы,

ее правовой статус столицы Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации", а также историческое значение Москвы в становлении и укреплении российской государственности;

в целях качественного улучшения социально-экономических и политико-правовых условий жизни и деятельности населения Москвы,

обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, единства экномического пространства страны,

гарантирования прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации,

обеспечения эффективной реализации Москвой функций столицы Российской Федерации,

обеспечения устойчивого роста экономического потенциала Москвы,

создания условий, стимулирующих активизацию деловой жизни города и ориентацию ее на обеспечение социально-экономических интересов Москвы, развитие предпринимательской деятельности и научно-промышленного комплекса города, а также обеспечивающих общий рост благосостояния населения;

улучшения экологической обстановки в городе;

считая, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Москвы является важнейшей предпосылкой их согласованного взаимодействия;

исходя из принципов сотрудничества и взаимной ответственности за осуществление совместной деятельности, невмешательства в исключительную компетенцию друг друга, договорились о нижеследующем:

Статья 1

Настоящий Договор разграничивает предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Москвы.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Москва обладает всей полнотой государственной власти.

Статья 2

1. Исходя из перечисленных в преамбуле настоящего Договора особенностей Москвы и ее правового статуса столицы Российской Федерации, к предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Москвы относятся:

а) обеспечение структурной перестройки экономики Москвы;

б) разработка и реализация федеральных целевых программ социально-экономического развития Москвы;

в) обеспечение эффективного выполнения Москвой функций столицы Российской Федерации;

г) обеспечение эффективного функционирования предприятий оборонного комплекса, предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ, расположенных на территории Москвы, а также участие в конверсии этих предприятий и реализации производимой ими продукции, за исключением вопросов производства и реализации вооружений и военной техники;

д) решение вопросов защиты прав потребителей, осуществление государственного контроля за качеством товаров, отработка систем сертификации и идентификации продукции и услуг в соответствии с федеральным законодательством;

е) лицензирование отдельных видов деятельности на территории Москвы в соответствии с федеральным законодательством;

ж) установление правил продажи отдельных видов товаров, бытового и иных видов обслуживания потребителей на территории Москвы в части, не противоречащей федеральному законодательству;

з) вопросы функционирования и развития транспортного комплекса, включая речной, железнодорожный, автомобильный, воздушный транспорт, метрополитен и транспорт, осуществляющий международные перевозки, независимо от формы собственности;

и) вопросы развития городской инфраструктуры, обслуживающей федеральные и международные транспортные нужды;

к) вопросы развития и функционирования федеральных и городских систем энергетики, информации и связи;

л) вопросы функционирования и развития на территории города федеральных организаций науки, культуры и спорта, а также системы подготовки специалистов в средних специальных и высших учебных заведениях, находящихся в ведении Российской Федерации;

м) вопросы строительства, архитектуры и градостроительства;

н) организация прохождения альтернативной гражданской службы в соответствии с федеральным законодательством;

о) осуществление согласованной миграционной политики на территории Москвы, совместное решение вопросов социального обустройства беженцев и вынужденных переселенцев;

п) обеспечение законности, правопорядка, 'общественной безопасности;

р) вопросы занятости населения, структурного преобразования трудовых ресурсов на территории Москвы;

с) вопросы социальной защиты ветеранов, инвалидов, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных с военной службы и из органов внутренних дел, и членов их семей;

т) вопросы охраны окружающей среды, в том числе охраны и содержания акватории рек и других водных объектов в пределах границ города, лесопаркового защитного пояса и водоохранных зон Москвы, обеспечения экологической безопасности;

у) проведение согласованной кадровой политики в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Договором.

2. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Москвы осуществляют также взаимодействие по вопросам:

а) регулирования межбюджетных отношений Российской Федерации и Москвы;

б) реализации таможенной политики Российской Федерации на территории Москвы, в том числе в части эффективного использования таможенных платежей и сборов, собираемых на территории Москвы, для поддержки экспорта и развития внешнеэкономической и таможенной инфраструктуры Российской Федерации, включая вопросы создания и развития таможенных зон на территории Москвы, в соответствии с федеральным законодательством;

в) осуществления мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организации и обеспечения мобилизационной подготовки на территории Москвы;

г) сохранения и содержания особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения, расположенных на территории Москвы;

д) проведения культурных, спортивных, научных и политических мероприятий общероссийского и международного характера;

е) разграничения объектов государственной собственности и управления ими;

ж) размещения внешних займов Москвы в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 3

К предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Москвы могут быть отнесены вопросы, не установленные настоящим Договором, путем внесения в него дополнений или подписания нового Договора о разграничении предметов ведения и полномочий. При этом не допускается изъятие или перераспределение предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленных соответственно статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации.


Статья 4

Полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти Москвы по конкретным предметам совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции Российской федерации, а также перечисленным в статье 2 настоящего Договора, определяются соответствующими соглашениями, если иное не установлено федеральным законодательством. Указанные соглашения являются неотъемлемой составной частью настоящего Договора и могут быть заключены одновременно с подписанием Договора, а также в любое время после его вступления в силу.

Соглашения подписываются Председателем Правительства Российской Федерации и мэром Москвы.

Статья 5

1. В целях согласованной реализации полномочий в сфере законотворческой и нормотворческой деятельности по предметам совместного ведения органы государственной власти Российской Федерации:

а) разрабатывают с участием органов государственной власти Москвы проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

б) вносят предложения и могут участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов города Москвы;

в) обеспечивают приведение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором.

2. Органы государственной власти Москвы:

а) участвуют в разработке органами государственной власти Российской Федерации проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

б) осуществляют правовое регулирование по предметам совместного ведения в соответствии с федеральным законодательством;

в) обеспечивают приведение законодательства Москвы в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и настоящим Договором;

г) в срок не более одного месяца рассматривают обращения и предложения федеральных органов государственной власти по вопросам, относящимся к предметам ведения города Москвы, и сообщают указанным органам о результатах рассмотрения внесенных предложений.

3. До принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по конкретным предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы государственной власти Москвы вправе осуществлять по этим предметам собственное правовое регулирование.

При принятии соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты Москвы приводятся в соответствие с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Нормы законов и иных нормативных правовых актов Москвы, не приведенные в соответствие с федеральным законодательством, применению не подлежат.

Статья 6

1. В целях реализации полномочий в сфере обеспечения социально-экономического развития Москвы органы государственной власти Российской Федерации:

а) разрабатывают по предложению и с участием органов государственной власти Москвы и утверждают федеральные целевые программы в области социально-экономического развития города, в том числе программы развития транспортного комплекса, сохранения памятников исторического и культурного наследия на территории Москвы, а также окружающей природной среды;

б) обеспечивают в установленном порядке реализацию федеральных целевых программ на территории Москвы и их финансирование в объемах, установленных федеральным бюджетом;

в) согласовывают с органами государственной власти Москвы строительство на территории города объектов федерального значения с учетом ресурсных возможностей города.

2. Органы государственной власти Москвы:

а) участвуют в разработке и осуществлении федеральных целевых программ развития Москвы;

б) участвуют в перепрофилировании, реструктуризации и санации предприятий с участием государственной собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, по согласованному перечню.

Статья 7

1. В целях эффективного обеспечения Москвой функций столицы Российской Федерации органы государственной власти Москвы:

а) предоставляют в установленном законом порядке органам государственной власти Российской федерации, представительствам субъектов Российской Федерации, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации находящиеся в собственности Москвы земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, а также жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги;

б) совместно с федеральными органами государственной власти обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий;

в) в соответствии с федеральным законодательством участвуют в содержании и развитии систем связи и транспортных систем на территории Москвы, осуществляют строительство, реконструкцию, ремонт и содержание отдельных магистральных улиц, являющихся продолжениями федеральных автомобильных дорог общего пользования (по перечням отдельных магистральных улиц, утвержденным Правительством Российской Федерации);

г) согласовывают с Правительством Российской Федерации проект генерального плана развития города в части осуществления Москвой функций столицы Российской Федерации;

д) реализуют иные полномочия, установленные федеральным законодательством, настоящим Договором и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Москвы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»