• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 октября 1997 года N 3-А2-04

[По вопросу исполнения принятых судами решений
о взыскании денежных средств

со счетов органов федерального казначейства]

Главное управление федерального казначейства, рассмотрев ваше письмо по вопросу исполнения принятых судами решений о взыскании денежных средств со счетов органов федерального казначейства, сообщает.

Одна из основных проблем исполнения норм Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым выплаты должны производиться за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, заключается в отсутствии финансового обеспечения этих норм. Вместе с тем только за счет средств бюджета вопрос об исполнении решений судов, удовлетворивших иски к казне соответствующего уровня, решаться не должен, поскольку в казну в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации входят не только средства бюджета соответствующего уровня, но и иное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Согласно пункту 12 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 при удовлетворении иска к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.

Считаем необходимым подчеркнуть, что если вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, то надлежащим ответчиком является Министерство финансов Российской Федерации (как указано в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 1997 года, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 14 мая 1997 года, "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации" N 8, 1997 год), а не органы федерального казначейства.

Функции органов федерального казначейства определены Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года N 1556 "О федеральном казначействе" и Положением о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 года N 864. Согласно этим актам основной задачей органов федерального казначейства является осуществление бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета с обеспечением в соответствии с установленными размерами ассигнований целевого финансирования предприятий, учреждений и организаций за счет средств федерального бюджета. Таким образом, средства на счетах органов федерального казначейства предназначены для их использования в строгом соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на основании доводимых Министерством финансов Российской Федерации реестров на финансирование бюджетополучателей.

Объемы и целевое назначение средств финансирования определяются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 года N 647-р, предусматривающим финансирование расходов федерального бюджета исходя из утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации лимитов финансирования.

Списание средств со счетов федерального бюджета, открытых органам федерального казначейства, дестабилизирует процесс исполнения федерального бюджета, будет означать использование средств федерального бюджета не по целевому назначению, а, следовательно, к нарушению Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год". Кроме того, учитывая первоочередное финансирование защищенных статей федерального бюджета (заработная плата, денежное довольствие военнослужащим, стипендии, государственные пособия и другие социальные компенсационные выплаты населению), списание средств со счетов федерального бюджета может привести прежде всего к нарушению Правительством Российской Федерации взятых на себя обязательств по погашению задолженности перед населением.

При решении вопроса о взыскании средств со счетов федерального бюджета, открытых органам федерального казначейства, следует также учитывать осуществляемый в Российской Федерации переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, при которой бюджетные счета финансируемых организаций подлежат в банках закрытию. Вместо этого бюджетополучателям открываются лицевые счета в органах федерального казначейства, на счетах которого аккумулируются, таким образом, закрепленные за учреждениями и предприятиями средства федерального бюджета (пункты 7, 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года N 1082 "О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета").

Учитывая, что в казну Российской Федерации не входит закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями имущество (пункт 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации), то списание средств с открытых органам федерального казначейства счетов федерального бюджета, осуществляемое за счет закрепленной за предприятиями и учреждениями части федерального бюджета, будет означать прямое нарушение норм Гражданского кодекса, устанавливающих ответственность Российской Федерации по своим обязательствам только за счет средств ее казны.

Таким образом, Главное управление федерального казначейства считает взыскание средств со счетов федерального бюджета, открытых органам федерального казначейства, без учета целевого характера этих средств, неправомерным.

В целях исполнения принятых судами решений о взыскании средств с казны Российской Федерации, Главное управление федерального казначейства рекомендует направлять такие решения и соответствующие исполнительные документы в Министерство финансов Российской Федерации, которое, исходя из фактически поступающего объема доходов федерального бюджета и предусмотренных в федеральном бюджете средств на соответствующие цели, доведет соответствующие ассигнования через органы федерального казначейства до взыскателя. При отсутствии средств федерального бюджета исполнение вынесенных судами решений о взыскании средств из казны Российской Федерации должно осуществляться, следовательно, за счет иного имущества, составляющего государственную казну, управление которым не входит в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации.

Заместитель начальника
Главного управления
федерального казначейства                                  С.П.Дюков



Текст документа сверен по:
официальная рассылка

По вопросу исполнения принятых судами решений о взыскании денежных средств со счетов органов федерального казначейства

Название документа: По вопросу исполнения принятых судами решений о взыскании денежных средств со счетов органов федерального казначейства

Номер документа: 3-А2-04

Вид документа: Письмо Минфина России

Принявший орган: Минфин России

Статус: Действующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 15 октября 1997

Дата начала действия: 15 октября 1997
Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Кодекс»
Узнать больше о системах