Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

   

от 11 ноября 1992 года N 32

Об утверждении Методических рекомендаций по совершенствованию организации заработной
платы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном
финансировании, на основе применения Единой тарифной сетки оплаты труда

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 декабря 2008 года на основании
приказа Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2008 года N 665
____________________________________________________________________


В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" Министерство труда Российской Федерации

постановляет:

Утвердить Методические рекомендации по совершенствованию организации заработной платы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе применения Единой тарифной сетки оплаты труда согласно приложению.

    

 Заместитель Министра труда
    Р.Баткаев

Приложение
к постановлению Минтруда России
от 11 ноября 1992 года N 32

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по совершенствованию организации заработной платы
работников учреждений, организаций и предприятий,
находящихся на бюджетном финансировании, на основе
применения Единой тарифной сетки оплаты труда

I. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации призваны оказать помощь министерствам и ведомствам Российской Федерации, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрации, органам по труду, профсоюзным объединениям, учреждениям, организациям и предприятиям бюджетной сферы в организации и проведении комплекса работ по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки".

1.2. Перестройка системы оплаты труда работников бюджетной сферы осуществляется на принципиально новой основе и призвана улучшить материальное положение и усилить стимулирующую роль заработной платы работников образования, здравоохранения и социальной защиты населения, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, физической культуры и спорта, сельского, водного, рыбного и лесного хозяйства, гидрометеорологической службы, охраны окружающей среды, а также работников учреждений, организаций и предприятий других отраслей, находящихся на бюджетном финансировании.

1.3. Методические рекомендации имеют межотраслевой характер и могут быть использованы во всех учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, с учетом их специфики.

II. Цели, принципы и основная направленность
совершенствования оплаты труда работников
бюджетных учреждений, организаций и предприятий

2.1. Совершенствование оплаты труда работников учреждений, организаций и предприятий, финансируемых за счет бюджетных средств, имеет целью упорядочить тарифные условия оплаты труда по отраслям, установить обоснованные соотношения в уровнях заработной платы различных профессионально-квалификационных групп работников в зависимости от сложности труда и квалификации на основе применения Единой тарифной сетки (соблюдения тарифных коэффициентов сетки).

Реализация принципов организации оплаты труда рабочих и служащих, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки", создает необходимые условия для наиболее последовательного выполнения требований статьи 2 Кодекса Законов о труде Российской Федерации: "Каждый работник имеет право на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Законом минимального размера".

2.2. Вводимая в бюджетных отраслях Единая тарифная сетка (ЕТС) призвана обеспечивать равный подход к оценке квалификации работников (сложности выполняемых ими работ) и означает переход от отраслевого к межотраслевому принципу организации заработной платы работников бюджетной сферы с учетом объективно существующих отраслевых особенностей. В этой связи при введении ЕТС следует руководствоваться основными принципами построения нового механизма организации заработной платы, которые и излагаются ниже.

ЕТС представляет собой единую шкалу тарификации и поразрядной оплаты рабочих и служащих. Она охватывает все группы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (за исключением органов представительной и исполнительной власти), - от рабочих до руководителей различного уровня, начиная от заведующего камерой хранения до директоров (генеральных директоров) учреждений, организаций, предприятий, ректоров вузов, главных редакторов газет (журналов) и т.д.

Все профессии и должности работников в ЕТС сгруппированы - по признаку общности выполняемых работ (функций).

Общность функций, выполняемых в процессе труда рабочими во всей бюджетной сфере, позволила представить их в ЕТС одной группой.

Служащие бюджетных отраслей распределены на две основные группы. Первая группа включает общеотраслевые должности служащих, которые в свою очередь распределены на три подгруппы: технические исполнители, специалисты, руководители.

Вторая группа включает только должности специалистов и руководителей, специфические для той или иной отрасли бюджетной сферы. (Группировка должностей служащих приведена в приложениях N 2 и 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785).

Разряды оплаты ЕТС отражают, как правило, только сложность выполняемых работ (функций). Они не учитывают условий труда, значимости тех или иных профессий (должностей) и каких-либо других факторов.

Ставки оплаты первого разряда принимаются в ЕТС в размере не ниже уровня минимальной заработной платы, установленного в законодательном порядке. Нарастание ставок по разрядам оплаты труда по мере возрастания его сложности призвано обеспечить материальную заинтересованность работника в повышении квалификации.

2.3. ЕТС предусматривает дифференциацию оплаты по 18 разрядам.

Тарификация рабочих проводится по восьми разрядам (с 1 по 8). Это соответствует ныне действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС). Вместе с тем согласно постановлению Правительства от 14 октября 1992 года N 785 в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах и на особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться оклады исходя из 9-10 разрядов оплаты ЕТС по перечням, утвержденным в установленном порядке министерствами и ведомствами Российской Федерации, и из 11-12 разрядов оплаты ЕТС по перечням, утвержденным Министерством труда Российской Федерации.

Эта мера предусмотрена в целях усиления материального стимулирования наиболее сложного и квалифицированного труда рабочих.

Служащие бюджетных отраслей, в том числе технические исполнители, специалисты и руководители, тарифицируются со 2 по 18 разряды. Порядок отнесения различных должностей и квалификационно-должностных групп руководителей, специалистов и других служащих к разрядам оплаты труда изложен в разделе IV настоящих рекомендаций.

2.4. В целях стимулирования повышения квалификации и установления обоснованных соотношений в оплате труда различных категорий работников в ЕТС предусмотрено нарастание уровней ставок оплаты от более низкого разряда к более высокому, так что общий диапазон 18-разрядной сетки составляет 1:10,07, т.е. ставка 18 разряда в 10,07 раза превышает ставку 1 разряда. При этом с 1 по 3 разряд ставки увеличиваются на 30% от разряда к разрядку, с 4 по 15 - на 13%, с 16 по 18 - на 11%.

Нарастание тарифных коэффициентов от разряда к разрядку, когда наибольший прирост (30%) предусмотрен на начальных разрядах, а наименьший (11%) - на высших, объясняется необходимостью социальной защиты наименее квалифицированных (а следовательно, и низко оплачиваемых в прошлом) групп работников по сравнению с высококвалифицированными специалистами и руководителями.

2.5. В соответствии с принципами разработки ЕТС исходная ставка оплаты, т.е. размер ставки первого разряда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, устанавливаемого в Российской Федерации в законодательном порядке. В период разработки ЕТС общероссийский минимум заработной платы составлял 900 руб. в месяц. Месячная ставка 1 разряда в ЕТС была принята в размере 1350 руб. (в 1,5 раза выше минимума). Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" исходная ставка оплаты труда может быть принята Правительством Российской Федерации в другом, более высоком размере. В этом случае расчет ставок (окладов) по другим разрядам оплаты труда (2-18 разряд) должен производиться исходя из вновь утвержденной месячной ставки 1 разряда ЕТС. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 1992 года N 855 "О повышении уровня оплаты труда работников учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы" с 1 декабря 1992 года месячная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС установлена в размере 1800 рублей.

2.6. В сочетании с достаточно высоким уровнем тарифных ставок (окладов) Единая тарифная сетка призвана обеспечивать упрощение структуры заработной платы путем исключения из нее элементов, с помощью которых нередко заработки искусственно завышаются. Посредством этого формируются предпосылки для совершенствования нормирования труда, заинтересованности во внедрении прогрессивных форм его организации.

2.7. Настоящие рекомендации с учетом их дополнения и конкретизации министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга с участием профсоюзных объединений призваны оказать помощь учреждениям, организациям и предприятиям, находящимся на бюджетном финансировании, в подготовке и осуществлении мер по совершенствованию оплаты труда работников на основе ЕТС.

III. Организация работы по введению оплаты труда
на основе Единой тарифной сетки

3.1. Работу по введению в учреждении, организации и на предприятии оплаты труда на основе ЕТС возглавляет его руководитель. К ее проведению привлекаются наиболее квалифицированные работники ОТиЗов, бухгалтерии, кадровой службы, экономисты и другие специалисты по усмотрению руководителя.

3.2. Содержание подготовительной работы сводится к следующему:

- доведению до всех работников содержания постановления Правительства Российской Федерации по введению оплаты в отраслях бюджетной сферы на основе ЕТС;

- тщательному изучению всех нормативных документов по реализации постановления;

- предварительному расчету средств, необходимых для введения ЕТС, и подготовке предложений о возможностях их покрытия в пределах имеющихся бюджетных ассигнований, выявлению потребности в дополнительных средствах;

- согласованию величины дополнительных средств с вышестоящей организацией, дающей разрешение на введение ЕТС, составлению нового штатного расписания;

- проведению аттестации служащих и перетарификации рабочих;

- осуществлению мероприятий по совершенствованию организации и нормирования труда, организационной структуры учреждения, организации, предприятия, изысканию собственных ресурсов на введение ЕТС;

- определению даты завершения подготовительной работы и введения новых условий оплаты труда, доведению их до каждого работника.

3.3. В процессе подготовительной работы руководитель организации издает специальный приказ (распоряжение).

В констатирующей части приказа (распоряжения) до сведения всех работников доводится содержание постановления Правительства о введении в учреждениях, организациях и на предприятиях бюджетной сферы условий оплаты на основе ЕТС.

В постановляющей части приказа утверждаются:

- состав комиссии по проведению подготовительной работы (в случае необходимости создаются центральная и несколько местных комиссий);

- состав комиссии (комиссий) по проведению аттестации служащих и перетарификации рабочих.

В приказе определяются сроки начала и завершения работы, даются поручения бухгалтерии, кадровой службе и другим привлекаемым к проведению подготовительной работы подразделениям или специалистам.

3.4. Подготовительная работа осуществляется на основании нормативных документов, принятых Правительством Российской Федерации, Министерством труда Российской Федерации, а также разработанных соответствующими министерствами и ведомствами.

При проведении подготовительной работы учреждения, организации и предприятия должны располагать:

текстом постановления Правительства со всеми приложениями к нему;

необходимыми для тарификации рабочих выпусками ЕТКС или извлечениями из них;

квалифицированными требованиями (квалификационными характеристиками) по отраслевым и общеотраслевым должностям, содержащими критерии установления разряда оплаты в соответствии с ЕТКС;

положением о порядке проведения аттестации, утвержденным соответствующим министерством, ведомством;

рекомендациями о порядке применения ЕТС в учреждениях, организациях и на предприятиях отрасли, утвержденными соответствующим министерством, ведомством.

3.5. Предварительный расчет средств, необходимых для введения новых условий оплаты труда, осуществляется исходя из численности и квалификационно-должностного состава работников по действующему штатному расписанию и предварительного (до аттестации) присвоения по каждой должности квалификационного разряда ЕТС исходя из квалификационных требований и объективных данных о работнике, занимающем эту должность. По вакантным должностям разряд устанавливается исходя из требований, которым должен отвечать будущий работник.

Предварительный расчет средств осуществляется в следующей последовательности:

а) по каждой должности, включенной в штатное расписание, проставляется соответствующий ей разряд ЕТС и месячная тарифная ставка. При этом целесообразно использовать следующую примерную форму:

--------------------------------------------------------------------
 N  Наименование  Установленный   Фамилия,и.,о.  Проекти-  Месячная
    должности по  в штатном ра-   работника,     руемый    тарифная
    штатному      списании дол-   занимающего    разряд    ставка
    расписанию    жностной ок-    должность      оплаты    согласно
                  лад в месяц                    по дол-   ЕТС
                    (руб.)                       жности
--------------------------------------------------------------------
    Директор        4400          Петрова М.В.    13        7776
    школы

Преподаватель

    физики          2800          Столяров И.П.    9        4766

    Электрик        1098          Иванов Н.Ф.      3        2282

    Плотник         1098          вакансия         4        2579

    Итого по школе  180000                                397430

б) суммированием проектируемых тарифных ставок определяется новый тарифный фонд по штатному расписанию;

в) по фактическим данным за месяц, предшествующий предварительному расчету средств, определяется отношение фактически выплаченных работникам доплат за условия труда, работу в ночное время, надбавок и других выплат стимулирующего характера (за исключением доплат и надбавок за квалификацию работников и сложность выполняемых работ), не имеющих своим источником экономию фонда заработной платы и других статей сметы расходования, к тарифному фонду по действующему в этом месяце штатному расписанию (в процентах);

г) умножением тарифного фонда, определенного в соответствии с разрядами ЕТС (п. "б"), на отношение фактически выплаченных работникам поощрительных выплат к тарифному фонду по штатному расписанию (п. "в") рассчитывается необходимый при новых условиях оплаты труда фонд доплат, надбавок и других выплат стимулирующего характера помимо тех, которые могут выплачиваться за счет экономии бюджетных средств;

д) необходимый для обеспечения введения ЕТС фонд средств на оплату труда определяется путем суммирования нового тарифного фонда (п. "б") и нового фонда доплат и надбавок (п. "г").

Пример. Отношение фактически выплаченных в месяц предшествующий предварительному расчету средств, доплат, надбавок и других стимулирующих выплат к тарифному фонду по действовавшему в этот месяц штатному расписанию составит 15%. Тогда, используя данные, приведенные в п. "а", новый фонд поощрительных выплат составит

397430 х 15/100 = 59615 руб., а необходимый для обеспечения введения ЕТС фонд средств на оплату труда в расчете на месяц составит:

397430 + 59615 = 457045 руб., при этом, дополнительная потребность в средствах на оплату труда составит в расчете на месяц:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»