ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 1995 года N 1188-1 ГД


О результатах проверки финансово-хозяйственной
деятельности Российской государственной
телерадиокомпании "Останкино",
проведенной Счетной палатой Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Направить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации справку о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Российской государственной телерадиокомпании "Останкино" за период 1994 год - I квартал 1995 года, проведенной Счетной палатой Российской Федерации по рекомендации Государственной Думы, для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения уголовного дела по фактам выявленных злоупотреблений.

2. Поручить Счетной палате Российской Федерации провести проверку фактов финансирования Общественного российского телевидения в нарушение Федерального закона "О федеральном бюджете на 1995 год".


Председатель Государственной Думы     Федерального Собрания

     Российской Федерации                                 И.П.Рыбкин



Приложение
к постановлению Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 11.10.95 г.
N 1188-1 ГД

СПРАВКА
о результатах проверки финансово-хозяйственной
деятельности Российской государственной
телерадиокомпании "Останкино"

В соответствии с выпиской из протокола от 10 марта 1995 года N 170 заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и планом работы Счетной палаты Российской Федерации Счетной палатой проведена выборочная проверка финансово-хозяйственной деятельности Российской государственной телерадиокомпании "Останкино" за 1994 г. и I квартал 1995 года.

I. Организация деятельности РГТРК "Останкино"

Российская государственная телерадиокомпания (РГТРК) "Останкино" образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 331 на базе упраздненной Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании.

Организационное, финансовое и хозяйственное обеспечение деятельности компании регламентировано постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 1992 г. N 300 "Об обеспечении деятельности Российской государственной телерадиокомпании "Останкино" и Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 1993 г. N 421 "О гарантиях информационной стабилизации в деятельности Российской государственной телерадиокомпании "Останкино".

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 225 компанию и совет директоров возглавил А.Н.Яковлев. В марте 1995 года Указом Президента Российской Федерации N 285 он освобожден от занимаемой должности.

В 1994 г. Минфином России из федерального бюджета расходы РГТРК "Останкино" были профинансированы в сумме 453,6 млрд. рублей, или на 89,2% к предусмотренным Законом Российской Федерации "О Федеральном бюджете на 1994 год". Из них на оплату услуг Минсвязи России использовано 326,2 млрд. рублей и на собственные нужды 127,4 млрд. рублей.

С учетом доходов, полученных от коммерческой деятельности (115 млрд.руб.), сумма фактически полученных компанией средств составила 568,6 млрд. рублей, или 112% к утвержденной Законом Российской Федерации "О Федеральном бюджете на 1994 год".

В связи с созданием акционерного общества закрытого типа "Общественное российское телевидение" (АОЗТ "ОРТ") и прекращением с 1 февраля с.г. РГТРК "Останкино" телевещания (Указ Президента Российской Федерации от 29.11.94 г. N 2133) последней на 1995 г. выделено бюджетных средств в сумме 175,1 млрд. рублей, профинансировано в I квартале с.г. на 69,4 млрд. рублей и получено доходов от коммерческой деятельности 37,3 млрд. рублей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. N 2255 "О совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации" была образована Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию (ФСТР). Во исполнение этого Указа и постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 1994 г. N 458 по данному вопросу созданная приказом от 18.08.94 г. N 271 комиссия РГТРК "Останкино" должна была в 30-дневный срок провести инвентаризацию передаваемого имущества ФСТР и по ее результатам представить на утверждение разделительный баланс.

Фактическое оформление передачи здания по ул. Пятницкая, 25 было осуществлено лишь в январе 1995 г. и утверждено Госкомимуществом 13.02.95 г., спустя более года после выхода вышеназванного Указа Президента Российской Федерации. Передача Софринского оздоровительного комплекса со спецобъектами до настоящего времени не осуществлена, разделительный баланс отсутствует.

В течение всего проверяемого периода компания подвергалась реорганизационным преобразованиям, в результате чего был ликвидирован единственный внутриведомственный контрольный орган контрольно-ревизионный отдел. Все эти структурные изменения до настоящего времени (на 01.07.95 г.) не полностью оформлены документами по приемке-передаче имущества и номенклатурных дел.

В период этих преобразований за 1994 г. численность сотрудников компании сократилась на 922 человека и составила на начало 1995 г. 4296 человек. В результате сокращения доля административно-управленческого персонала увеличилась на 6%, творческих работников уменьшилась на 1,6% и обслуживающего персонала на 3,8%. В то же время доля расходов на заработную плату в общем объеме выделенных бюджетных средств компании увеличилась с 11,0% в 1994 г. до 19,4% в 1995 году.

В нарушение Положения о РГТРК "Останкино", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 1993 г. N 421, и постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 1992 г. N 300, с приходом Яковлева А.Н. совет директоров компании из 19 человек (коллективный орган, определявший концепцию развития телевидения и радио) прекратил свою деятельность, в октябре 1994 г. он был упразднен, а вместо него образован административный совет из 9 человек, который ни разу не собирался. С марта 1995 г., после освобождения от должности Яковлева А.Н., до настоящего времени не назначен не только председатель, но даже исполняющий обязанности председателя РГТРК "Останкино". В составе административного совета осталось 2 человека.

II. Нерациональное использование средств
на производство телевизионной продукции

Основная деятельность компании в области телевидения была направлена в основном не на создание телевизионных программ собственными силами, как прежде, а на их закупку у коммерческих структур. Для этого приказом от 8 июня 1994 г. N 198 была образована закупочная комиссия. Положение о ней на разработано. Протоколы заседаний ее не велись.

В III квартале 1994 г. из общего объема оригинального вещания в количестве 1198,8 часа вещание покупных программ составило 25%, а из общей стоимости передач в сумме 39,4 млрд. рублей на их покупку израсходовано 22 млрд. рублей, или 56 процентов. В IV квартале 1994 г. расходы на покупные программы по сравнению с III кварталом увеличились на 22% при том же количестве часов их вещания.

В I квартале 1995 г. затраты на покупные программы составили 32,7 млрд. рублей, 783 тыс. долларов США и 133,4 тыс.немецких марок, или 55%, 70% и 100% от общих затрат на программы.

В 1994 г. средняя стоимость одного часа оригинального вещания на телевидении собственных передач составляла 9,3 млн. рублей, совместных - 45,7 млн. рублей, покупных - 125,8 млн. рублей и 2,2 тыс. долларов США. В I квартале с.г. эти показатели составили соответственно собственных - 29,3 млн. рублей, совместных - 59,7 млн. рублей и 3 тыс. долларов США, покупных - 115,6 млн. рублей и 3 тыс. долларов США.

Стоимость одной собственной программы, например по студии "Эксперимент", в 1994 г. составляла от 9,5 до 24 млн. рублей, а стоимость покупной от 49 млн. рублей до 54,2 тыс. долларов США. Эта студия во II полугодии прошлого года при штатной численности 100 человек на производство собственных программ затратила 0,5 млрд. рублей, а на оплату покупных - около 12 млрд. рублей. В первом квартале 1995 г. с тем же количеством работников соответственно 0,4 млрд. рублей и 11 млрд. рублей. Аналогичная ситуация имеет место и по большинству других студий.

Основная часть телепродукции закупалась у сравнительно ограниченного круга частных телекомпаний: "ВИД", "PEH-TV", "АТВ", "АМиК", "Ассоциация содействия развитию детского телевидения компании ЛТД", "ИнтерВИД", "ВидеоАРТ" и другие, соучредителями которых, как правило, являются лица, занимающие руководящие должности в подразделениях РГТРК "Останкино".

Студия "Эксперимент", например, закупала программы ("Тема", "Поле чудес", "Час пик", "Политбюро" и др.) в основном у АОЗТ "Телекомпания ВИД", учредителями которой, кроме Любимова А.М., Политковского А.В. и других, является бывший директор этой студии, ныне зам. председателя РГТРК "Останкино", он же руководитель рабочей группы по закупке телепрограмм - Разбаш А.Л. (по сообщению гл. бухгалтера т/к "Вид" впоследствии он вышел из состава учредителей), а также у корпорации "Интервид", в состав учредителей которой входят АОЗТ "Телекомпания ВИД", Любимов А.М. и другие.

Детская студия штатной численностью 144 человека закупала программы у ТОО "Ассоциация содействия развитию детского телевидения компании ЛТД", учредителями которой являются директор этой студии Селеннов Б.Г. и его заместители Гладилин В.Т., Зайцева Л.И., Анисенко М.Н.

И таких примеров немало. Как правило, программы у этих частных телекомпаний закупались по самым высоким ценам. Например, в январе 1995 г. программа "Белый попугай" закуплена по стоимости 35 тыс. долларов США за одну передачу, "Капитал-шоу "Поле чудес" - 60 тыс. долларов США, "Политбюро" и "Час пик" по 17,5 тыс. долларов США при стоимости собственных программ от 9 до 24 млн. рублей.

Встречной проверкой установлено, что даже при завышенных сметных расходах на производство программы "Час пик" (накладные расходы - 55%, рентабельность - 50%) прибыльность АОЗТ "Телекомпания ВИД" от продажи этой программы составила более 320 процентов.

Из 111 приобретенных в 1994 г. компанией художественных фильмов - 59 зарубежные, которые занимают свыше 10% общего эфирного времени и около 75% времени кинопоказа. В то же время творческие и производственные мощности государственных предприятий - РГТРК "Останкино", ТО "Экран" и Телевизионного технического центра (ТТЦ) простаивают. Творческих работников увольняют или переводят в резерв с минимальной заработной платой. В настоящее время, например, в ТО "Экран" из 350 творческих работников в резерв переведено 250 человек, содержание которых за проверяемый период обошлось в 68 млн. рублей.

Имеют место факты, когда за счет бюджетных средств с разрешения Яковлева А.Н. оплачивалась работа, заказанная частными лицами.

Перед выборами в Государственную Думу 11 декабря 1993 г. по просьбе президента центра "Стратегия" Бурбулиса Г.Э. по телевидению был показан художественный фильм "Завещание Сталина". От оплаты за показ кинофильма Бурбулис Г.Э. отказался. В августе 1994 г. компанией изготовителю фильма - киностудии "Глобус" было перечислено 119 млн. рублей без НДС и спецналога (стоимость затрат на производство фильма). По сообщению директора Телерадиофонда Корнилова Ю.П., указанный фильм на хранение в фонд не поступал. Как указывает директор киностудии Литвак М.А., кассета с этим фильмом была передана заместителю председателя РГТРК "Останкино" Игнатьеву К.Б. - ныне депутату Государственной Думы. Причинен ущерб государству на сумму 119 млн. рублей.

III. Недостатки в организации коммерческой деятельности,
недополучение доходов от рекламы

Коммерческая деятельность компании ведется бесконтрольно и в основном ограничилась продажей через посредников эфирного времени для рекламы, хотя для ее организации и развития в мае 1993 г. была образована главная рекламно-коммерческая дирекция с штатной численностью 64 человека с годовым фондом оплаты труда в сумме около 80 млн. рублей.

Эта дирекция не располагает данными о количестве учрежденных коммерческих структур, хотя только за проверяемый период было издано восемь приказов по компании о создании: АОЗТ "Телекомпания КЛАСС!", АОЗТ "Искусство", АОО "Меотида ТВ", АОЗТ "Информационное агентство "Луч", АОЗТ "Ассоциация научно-популярного и просветительского телевидения", АОЗТ "ОСТ АВТО", фестиваль неигрового кино "Россия", АОЗТ "Реклама-Холдинг". В связи с непредставлением проверяющим учредительных документов, отсутствием анализа работы коммерческих структур предмет их деятельности, а также роль в улучшении финансового состояния РГТРК "Останкино" установить не удалось. Доля уставного капитала в учрежденных коммерческих структурах и дивиденды в бухгалтерской отчетности компании не отражены.

Вместо того, чтобы заключать договоры непосредственно с рекламодателями, рекламное время продавалось, как правило, пакетом определенному кругу посредников-"агентов", основными из которых были коммерческие фирмы "Премьер СВ", "Интер ВИД", "Видеоинтернешнл", "Телекомпания ВИД", "Аврора", "Контакт", "Логоваз-пресс", студия "Остер".

В течение прошлого года время фактического вещания рекламы составило 407 часов, в I квартале 1995 г. - 44 часа.

Исходя из минимальных расценок на телевизионное рекламное время, компания должна была получить за телевещание 407 часов рекламы с учетом 30-процентной скидки более 87 млн.долл. США и в I квартале 1995 г. около 10 млн.долларов США, в рублевом исчислении соответственно более 187 млрд. рублей и 47 млрд. рублей. По данным бухгалтерии, на расчетный счет от рекламной деятельности телевидения поступило в 1994 г. 82,5 млрд. рублей и в I квартале 1995 г. - 36,2 млрд. рублей. Недополучено соответственно - 105 млрд. рублей и 10,8 млрд. рублей, в то же время должники за рекламное время в отчетности не значатся. В результате в бюджет недополучено налога на прибыль в сумме 40 млрд. рублей в 1994 г. и 4 млрд. рублей в 1995 году.

Явно заниженная стоимость единицы рекламного времени дала возможность "агентам" наживаться на его перепродаже рекламодателям и другим коммерческим структурам, включая и иностранные. При этом оплата услуг предприятий Минсвязи России, обеспечивающих распространение рекламы, Телевизионного технического центра оплачивается компанией в основном из бюджетных средств.

Например, в соответствии с договором комиссии N 01/72 от 11 мая 1994 г. фирма "INTER VIDEO COMMERCE LTD" (США), являющаяся обладателем прав на коммерческое использование рекламного эфирного времени в телепередачах АО "Телекомпания ВИД" ("Поле чудес", "Тема" и "Час пик"), поручила АОЗТ "Интервид" за вознаграждение совершать от ее имени поиск рекламодателей. В июне прошлого и в январе с.г. АОЗТ "Интервид" перечислило указанной фирме через КБ "Континент Банк" 838,3 тыс. долларов США.

Установлено, что фирма под таким же названием "Интервидеокоммерс" была зарегистрирована 12 августа 1991 г. Исполкомом народных депутатов г. Москвы за N 801 и от нее в декабре 1993 г. за покупку рекламного времени в РГТРК "Останкино" поступило 2,1 млн. рублей. Учредителями этой фирмы являются Мережко В.И. киносценарист, ведущий "Кинопанорамы", и другие. В то же время "Интервидеокоммерс" является соучредителем АОЗТ "Интервид".

По сообщению Государственной территориальной налоговой инспекции N 14 Северного административного округа г. Москвы за неуплату налогов у этой фирмы с декабря 1994 г. приостановлены действия расчетного счета в КБ "Континент Банк".

В апреле 1994 г. "с целью упорядочения рекламной деятельности" было создано АОЗТ "Реклама-Холдинг" с долей компании в его уставном фонде в размере 30 процентов. Соучредителями этого АОЗТ стали в основном "агенты", скупавшие большую часть рекламного времени в 1-м полугодии 1994 г.: "Видеоинтернешнл", "Премьер СВ", "Максима", "Интервид", "Логоваз-пресс", студия "Остер".

Генеральным директором АОЗТ "Реклама-Холдинг" был утвержден Кувалдин С.Ф., занимавший одновременно должность зам. директора главной рекламно-коммерческой дирекции компании, президентом - зам. председателя РГТРК "Останкино" Дмитриев А.А., главным бухгалтером зам. главного бухгалтера, с 20 января 1995 г. главный бухгалтер РГТРК "Останкино" Букина Т.П.

С приходом указанных лиц приказом по "Рекламе-Холдингу" от 05.08.94 г. N 7-II с 1 сентября 1994 г. установлены расценки 1 минуты рекламного времени, в среднем в 1,5 раза, в рейтинговое время более чем в 2 раза, а с 1 ноября 1994 г. соответственно в 2,6 и 3,5 раза превышающие расценки компании. Причем в наиболее рейтинговых передачах эфирное рекламное время продавалось по отдельным, еще более высоким расценкам. Например, в передачах "Поле чудес" 1 минута рекламного времени с 1 ноября 1994 г. без НДС и спецналога стоит 45 тыс. долларов США, в художественных фильмах в рубрике "Воскресный кинозал" - 30, телесериале "Дикая Роза" - 35 тыс. долларов США.

По итогам работы за 1994 г. компания от АОЗТ "Реклама-Холдинг" дивидендов не получала. С 1 апреля с.г. деятельность ее приостановлена, кредиторская задолженность перед "Останкино" на 01.07.95 г. составляет 19,0 млрд. рублей. Руководство компании не предъявило претензий о возмещении задолженности. Выявить сумму средств, полученных "Рекламой-Холдинг" от продажи рекламного времени, не представилось возможным в связи с изъятием у нее бухгалтерских документов Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

IV. Незаконное использование бюджетных средств
на финансирование коммерческих структур

В нарушение Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" по решению Яковлева А.Н. и его заместителя Дмитриева А.А. эфирное пространство в дневное время с 1 июля 1994 г. с 11.20 до 16.00, с 10 октября с 11.00 до 15.00 и в ночное время после 1 часа было предоставлено коммерческой компании АОЗТ "GLOBAL MEDIA SISTEMS" (GMS), не имеющей лицензии на вещание, приступившей к телевещанию с 1 июля 1994 года.

Телевещательная деятельность ее обеспечивалась за счет РГТРК "Останкино". За это "GMS" должна была предоставлять "Останкино" бесплатно 1 мин. рекламного времени. Документы о поступлении средств от использования этого времени руководством компании не предъявлены. Примерная сумма от его использования за 8 месяцев составляет около 427 тыс. долларов США.

За услуги средств связи за время вещания "GMS" Минсвязи России взимало плату с компании не по коммерческим, а по государственным расценкам. Вероятно, это стало возможным потому, что, кроме бывшего председателя РГТРК "Останкино" Яковлева Е.В., президента фонда "Демократия" Беляева А.А., директора и главного инженера Телевизионного технического центра Горохова В.Н. и Соколова А.В., учредителем "GMS" является зять министра связи России - Андреев О.Н. Последний, кроме того, в настоящее время является заместителем генерального директора АОЗТ "ОРТ".

По данным Главного центра управления междугородными связями АО "Ростелеком", "GMS" использовала эфир с 1 июня 1994 г. по 1 апреля 1995 г. в количестве 2074 часов, из них в 1994 г. - 1455 часов.

Поскольку отдельный учет средств по оплате услуг Минсвязи "GMS" отсутствует, определить затраты на эти цели не представляется возможным. За указанное время вещания "GMS" перечислило компании всего 1,6 млрд. рублей. Кроме того, по данным Телевизионного технического центра, АОЗТ "GMS" задолжало ему за предоставленные услуги в этот период 181,1 тыс. долларов США без налога на добавленную стоимость и спецналога. Руководством ТТЦ претензий к "GMS" на взимание долга в проверяемый период предъявлено не было.

Для обеспечения телевизионной продукцией телевещательной деятельности "GMS" за счет штатной численности компании был создан отдел в количестве 9 человек, на заработную плату которых только в соответствии со штатным расписанием израсходовано около 9 млн. рублей.

В период увольнения этих сотрудников в апреле с.г. в связи с прекращением телевещания РГТРК "Останкино" руководителем отдела было передано инвентаризационной комиссии 1424 кассеты "ВЕТАКАМ" с записями лучших программ, находящихся на балансе компании.

Для телевещания "GMS" в 1995 г. в составе АОЗТ "ОРТ" компанией ей были переданы программы в апреле на сумму около 100 тыс. долларов США и в мае - более 69 тыс. долларов США. По состоянию на 20 июля с.г. указанные средства от "GMS" на расчетный счет "Останкино" не поступили. Всего "GMS" в течение 10 месяцев бесплатно было передано программ на сумму около 650 тыс. долларов США.

Таким образом, в связи с оплатой компанией расходов на телевещательную деятельность "GMS" ущерб государству нанесен в размере около 1,5 млн.долларов США.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»