УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


О президентских программах по правовой информатизации

В целях реализации Концепции правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 года N 966 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 27, ст.2521),

постановляю:

     

1. Утвердить прилагаемую президентскую программу "Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации".

2. Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации и Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации разработать в 1995 году президентские программы "Правовая информатизация органов исполнительной власти Российской Федерации" и "Правовая информатизация органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

3. Правительству Российской Федерации:

обеспечить финансирование указанных в пунктах 1 и 2 настоящего Указа президентских программ в полном объеме;

при разработке проекта федерального бюджета на 1996 год предусмотреть финансирование указанных президентских программ отдельной строкой.

4. Возложить реализацию президентской программы "Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации" на Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, научно-технический центр правовой информации "Система" и Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации.

5. Образовать в составе Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации Главное управление обеспечения правовой информатизации, возложив на него координацию работ и проведение государственной политики в области правовой информатизации России.

Установить штатную численность Главного управления обеспечения правовой информатизации в количестве 120 единиц.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
     Российской Федерации
                            Б.Ельцин



Москва, Кремль
4 августа 1995 года
N 808

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 4 августа 1995 года N 808



Президентская программа

"Правовая информатизация
органов государственной власти Российской Федерации"

Паспорт программы

Наименование программы

Президентская программа "Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации".

Основания для разработки программы

Президентская программа "Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации" (далее именуется - программа) разработана в соответствии с Концепцией правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 года N 966.


Заказчики и разработчики программы

Государственным заказчиком программы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 1994 года N 2147 "О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации" является Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года N 477 "О мерах по ускорению создания центров правовой информации" функции по реализации программы правовой информатизации России возложены на Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ).

Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 года N 963 "О мерах по реализации правовой информатизации России" на научно-технический центр правовой информации "Система" (далее именуется - НТЦ "Система") возложены функции головной организации по реализации программы правовой информатизации России.

В разработке проектов правовой информатизации принимают участие ФАПСИ, Министерство юстиции Российской Федерации, другие министерства и ведомства, Российская академия наук.

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".


Основные направления программы

Программой предусматриваются разработка и реализация проектов и мероприятий по следующим направлениям:

правовая информатизация правотворческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации;

правовое обеспечение процессов правовой информатизации;

создание единого информационно-правового пространства органов государственной власти Российской Федерации;

формирование государственной политики правовой информатизации.


Срок реализации программы

Программа реализуется в течение 1996-1997 годов.


Основные проекты и программные мероприятия

Основными проектами и программными мероприятиями являются:

разработка плана проведения работ по подготовке проектов законов и других нормативных актов, регулирующих отношения в сфере правовой информатизации и использования систем правовой информации;

формирование центрального узла правовой информации на базе НТЦ "Система";

создание центрального интегрированного банка правовой информации, включающих ретроспективу российского законодательства и зарубежное законодательство;

создание и развитие в интересах органов государственной власти Российской Федерации электронных систем доступа к информационно-правовым ресурсам центрального узла правовой информации;

создание оптоволоконной телекоммуникационной системы, объединяющей органы государственной власти Российской Федерации и центральный узел правовой информации;

разработка системы долговременного (архивного) хранения систематизированных фондов органов государственной власти Российской Федерации;

 

создание предпосылок для формирования информационно-коммуникационной среды   единого  общегосударственного информационно-правового пространства,  построения региональных узлов правовой информации, интегральных баз данных органов государственной власти субъектов   Российской    Федерации    и    обеспечения    их взаимодействия с  центральным  узлом правовой информации на базе НТЦ "Система".

Перечень проектов правовой информатизации с указанием сроков их выполнения, объемов финансирования и исполнителей приведен в приложении к настоящей программе. При этом по отдельным проектам допускается проведение нескольких работ с конкурсным отбором исполнителей.


Важнейшие целевые показатели программы

Важнейшими целевыми показателями программы являются:

создание оптимальных условий для наиболее полного удовлетворения информационно-правовых потребностей органов государственной власти Российской Федерации на основе внедрения прогрессивных согласованных между собой информационных технологий;

создание первой очереди Российской автоматизированной системы информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания (далее именуется - РАСИПО);

создание и сохранение единого информационно-правового пространства органов государственной власти Российской Федерации;

разработка унифицированной комплексной технологии обработки, распространения и предоставления правовой информации;

развитие сферы информационно-правовых услуг в условиях рыночной экономики;

создание предпосылок для формирования единого общегосударственного информационно-правового пространства;

создание условий и предпосылок для организации и осуществления межгосударственного (в рамках Содружества Независимых Государств) и международного сотрудничества в области правовой информатизации.


Ожидаемые конечные результаты

Реализация программы позволит:

повысить оперативность, обоснованность и корректность принимаемых решений по регулированию различных сфер общественной жизни за счет информатизации правотворческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации;

обеспечить свободный, оперативный доступ к существующим в электронном виде информационно-правовым ресурсам со стороны органов государственной власти Российской Федерации;

создать организационные и технические возможности информационно-правового обмена с планируемыми региональными узлами правовой информации, субъектами Российской Федерации и зарубежными странами.


Объемы и источники финансирования программы

Финансирование проектов и мероприятий программы осуществляется за счет средств федерального бюджета.


Контроль за исполнением программы

Контроль за исполнением программы в целом осуществляют Федеральная комиссия по правовой информатизации при Президенте Российской Федерации и Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.



Характеристика проблемы

Современное состояние и перспективы общественно-политического, экономического и социального развития страны требуют оперативного и качественного информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Российской Федерации.

До настоящего времени не удалось создать инфраструктуру, обеспечивающую информационно-правовую поддержку органов государственной власти Российской Федерации. В существующих информационно-правовых системах используемые технологии и программно-технические средства практически не согласованы между собой.

В процессе реализации программы предполагается осуществить создание и интеграцию в общее информационно-правовое пространство информационных фондов, банков и баз правовой информации органов государственной власти Российской Федерации.

В настоящее время существует и действует несколько десятков банков и баз правовой информации, разнообразных информационно-справочных систем правовой информации, находящихся в ведении различных государственных и коммерческих структур, обладающих различными по тематике, полноте и достоверности информационными фондами. Однако ведомственная разобщенность, информационная и техническая несовместимость этих систем, а также отсутствие надлежащего правового регулирования, нерешенность организационных, финансовых и технических проблем создания систем правовой информации диктуют необходимость определения компетенции государственных органов по формированию и использованию информационно-правовых ресурсов и систем, прав и обязанностей поставщиков и потребителей правовой информации, порядка создания, финансирования и использования РАСИПО.

РАСИПО представляет собой общегосударственную совокупность автоматизированных систем правовой информации, эталонных, интегрированных, отдельных тематических банков и баз правовой информации, а также технологий, с помощью которых осуществляется информационно-правовое взаимодействие в общем правовом пространстве посредством единой телекоммуникационной среды, совместимых программно-технических средств и организационно-технических мероприятий.

Опыт показывает, что на федеральном уровне управления необходима развернутая программа конкретных мер, практическая реализация которых в сочетании с усилиями органов исполнительной власти различного уровня позволить решить важнейшую государственную задачу информационно-правового обеспечения всех структур общества.

Формирование общегосударственных информационных ресурсов в правовой сфере предполагает ориентацию на создание общего информационно-правового пространства в национальном и межгосударственном масштабе путем создания эталонных банков правовой информации и интеграции разрозненных информационно-правовых ресурсов в рамках РАСИПО.

Для законодательного закрепления отношений, складывающихся при создании систем правовой информации, в рамках программы предусматривается разработка плана проведения работ по подготовке проектов законов и других нормативных актов.

В настоящее время требуют законодательного решения следующие вопросы:

установление гарантий полной, достоверной и своевременной правовой информированности общества и граждан в результате функционирования систем правовой информации;

регулирование отношений в области формирования информационно-правовых ресурсов и обеспечения пользования ими;

лицензирование деятельности в сфере правовой информатизации;

защита правовой информации, систем правовой информации и средств их обеспечения от несанкционированного изменения.

Принципы правовой информатизации, определенные в Концепции правовой информатизации России, устанавливают, что правовая информатизация России должна базироваться на основе вертикальной и горизонтальной интеграции существующих и вновь создаваемых систем правовой информации, максимально использовать готовые программно-технические решения и функционирующие системы, а также системы конфиденциальной связи и транспортные сети общего назначения, региональные и коммерческие сети связи и передачи данных. Таким образом, инфраструктура правовой информатизации является элементом общей инфраструктуры информатизации России и, следовательно, ее состояние и перспективы развития неразрывно связаны с общими проблемами информатизации страны.

Правовая информатизация России может быть охарактеризована:

наличием, количеством, состоянием и уровнем развития банков правовой информации, обеспечивающих удовлетворение правовых потребностей пользователей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»