Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 8 февраля 1995 года N 81


О проверке организации контроля за доставкой товаров

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФТС России от 7 августа 2009 года N 1427
____________________________________________________________________

Во исполнение приказа ГТК России от 02.12.94 N 636 "О проверке организации контроля за доставкой товаров" рабочей группой ГТК России под руководством заместителя Председателя ГТК России Бекова С.М. в период с 12 по 23 декабря 1994 года была проведена проверка организации контроля за доставкой товаров в 15 таможнях (приложение 1 к упомянутому приказу).

К участию в проверке привлекались должностные лица региональных таможенных управлений и таможен общей численностью 45 человек.

В ходе проверки установлено следующее:

Во многих таможнях имеются существенные недостатки в организации контроля за доставкой товаров. Так, практически во всех таможнях проверки, за исключением Выборгской, нарушаются сроки информирования таможен назначения о товарах и транспортных средствах, следующих под таможенным контролем в их адрес. Это информирование производится только путем высылки 4-го экземпляра ДКД, оперативные каналы связи при этом не используются.

В Санкт-Петербургской и Шереметьевской таможнях ОКДТ были созданы с опозданием на несколько месяцев и фактически начали работу только в сентябре 1994 года. Во многих таможнях (Екатеринбургской, Калининградской, Московской автогрузовой, Нижегородской, Тольяттинской) в ОКДТ ощущается недостаток сотрудников с опытом оперативной работы. Техническая оснащенность большинства ОКДТ находится на низком уровне, что создает заметные трудности при обмене информацией с другими подразделениями таможни и таможенными органами. В 7 таможнях из 15 не имеется телекса и ксерокса, в 6 таможнях нет положенных двух телефонных номеров, а в двух таможнях в ОКДТ нет телефонов вообще. В подобных условиях осуществлять контроль за доставкой товаров на должном уровне невозможно.

В ряде таможен (Брянской, Калининградской и Московской автогрузовой) под ОКДТ выделены малые помещения, и на одного сотрудника приходится менее 2 кв.м. Более того, в Калининградской таможне отдел размещается в вагончике.

Вследствие большой оперативной нагрузки ОКДТ Брянской, Выборгской, Нижегородской, Себежской, Смоленской и Шереметьевской таможен испытывают острую нехватку компьютерной техники. В Брянской, Выборгской, Московской автогрузовой, Нижегородской, Санкт-Петербургской, Себежской, Смоленской и Шереметьевской таможнях штатная численность ОКДТ не соответствует объему работы по контролю за доставкой товаров.

В некоторых таможнях (Екатеринбургская, Кингисеппская) на ОКДТ возложен контроль за складами временного хранения, что не входит в перечень функций ОКДТ и создает дополнительную нагрузку на личный состав. Практически повсеместно на ОКДТ возложены функции отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил в части заведения и производства дел о НТП по фактам недоставления товаров и транспортных средств под таможенным контролем.

Во многих таможнях качество оформления ДКД, книжек МДП и журналов их регистрации (и на бумаге, и в программе АРМ "Доставка-Т") находится на низком уровне, что выражается в незаполнении отдельных граф либо указании в них неточных сведений. Так, в Белгородской таможне выборочный анализ ДКД, оформленных на Центральном таможенном посту, показал, что примерно в 70% ДКД не дается конкретное описание товара в графе 31, в 30% ДКД не заполнена графа 50). Неоднократно ОКДТ информировал начальников постов о нарушении порядка оформления ДКД, однако должных мер по данным фактам так и не было принято.

При оформлении ДКД в Брянской таможне встречаются следующие типовые ошибки: неправильная структура номера ДКД, не заполнена графа "Таможня назначения", не указывается полное наименование и адрес получателя товаров, в некоторых случаях ДКД оформляется на бланках добавочных листов ТД-2 из-за отсутствия достаточного количества бланков ТД-1.

В 30% ДКД, оформленных Выборгской таможней, не указаны полные сведения о перевозчике товаров либо неточно указано наименование таможни назначения. Кроме того, встречаются двойные номера ДКД.

В Калининградской таможне оформление ДКД и книжек МДП ведется небрежно и с ошибками: имеются двойные номера и не заполняется ряд граф в журналах регистрации, в ряде случаев в книжках МДП не указывается срок доставки товаров и не проставляются личные номерные печати, встречаются оформленные книжки МДП, не зарегистрированные ни в журнале, ни в компьютере, т.е. фактически снятые с контроля.

В 30% ДКД, оформленных Нижневолжской таможней в ноябре 1994 г. в графе 50 отсутствует заверенное обязательство перевозчика о доставке товара. Треть ДКД в Санкт-Петербургской таможне также оформляется с ошибками.

В некоторых таможнях практикуется ведение журналов регистрации только на компьютере. При определенных условиях это может привести в полной потере информации либо к несанкционированному доступу к ней посторонних лиц.

Имеются случаи оформления ДКД без предъявления гарантийных обязательств получателей товаров либо при предъявлении гарантийных обязательств, не зарегистрированных в таможнях назначения (Выборгская, Нижневолжская, Смоленская таможни).

В Брянской, Выборгской, Кингисеппской, Московской автогрузовой, Смоленской и Шереметьевской таможнях ОКДТ не владеет информацией об оформлении доставки товаров под таможенным контролем по всем подразделениям таможни. В Московской автогрузовой таможне нередко подтверждения о доставке товаров отправляются непосредственно из таможенных постов, минуя ОКДТ. При этом используются телетайпы посторонних организаций, в результате чего другие таможни не принимают эти подтверждения и присылают в Московское таможенное управление дополнительные запросы о доставке того или иного товара.

При учете поступления товаров в ряде таможен не проставляется номер ГТД в журналах учета поступления товаров, а в некоторых случаях отметка о поступлении товара ставится не сразу при поступлении товара, а только после оформления ГТД на него. Из всех таможен проверки только в Выборгской таможне организован сплошной досмотр подакцизных товаров на складах временного хранения. В Себежской таможне досмотр подакцизных товаров не производится как при их поступлении, так и при оформлении ГТД, более того, журнал учета поступления товаров вообще не ведется.

В Санкт-Петербургской таможне хорошо поставлена работа по контролю за доставкой товаров, перемещаемых в рамках Конвенции МДП, 1975. Подобного нельзя сказать о Брянской, Выборгской, Себежской, Смоленской и Московской автогрузовой таможнях, в которых, в случае отсутствия подтверждений о доставке товаров, не заводятся дела о НТП либо в таможню назначения не высылаются документы, необходимые для заведения дел о НТП. Например, в Себежской таможне накопилось 1600 контрольных листов книжек МДП, подтверждения о доставке по которым не поступало. Сумма гарантий по упомянутым книжкам МДП - 80 млн.долларов США.

В Смоленской и некоторых других пограничных таможнях выявлены нарушения установленного порядка доставки под таможенным контролем подакцизных товаров, включая алкогольные напитки и табачные изделия: при помещении указанных товаров под таможенный режим реэкспорта не вносятся денежные средства на депозит таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, применяется практика подтверждений вывоза реэкспортируемых товаров по телефону, не приняты меры и не заведены дела о НТП по фактам недоставления реэкспортируемых товаров в таможенные органы назначения, при возврате из приграничных складов временного хранения за границу алкогольных напитков и табачных изделий не применяется таможенное сопровождение, не накладываются таможенные обеспечения, не составляются акты таможенного досмотра и отсутствуют подтверждения о фактическом вывозе товаров.

В большинстве таможен слабо ведется работа по привлечению организаций к деятельности в качестве таможенного перевозчика. Из таможен проверки только в регионе деятельности Нижегородской и Санкт-Петербургской таможен зарегистрированы таможенные перевозчики.

В Калининградской и Кингисеппской таможнях нарушается установленный порядок допущения транспортных средств (контейнеров) к перевозкам под таможенным контролем. В Выборгской таможне свидетельства о допущении вообще не выдаются.

Критическая ситуация сложилась в области борьбы с нарушителями таможенных правил при перевозках товаров под таможенным контролем. Во многих таможнях не разработана технология взаимодействия подразделений таможни при розыске недоставленных товаров и заведении дел о НТП по фактам недоставления товаров и транспортных средств до таможенных органов назначения. Отделы по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил (ОБК) не уделяют должного внимания заведению и производству дел о НТП по фактам недоставления товаров и транспортных средств под таможенным контролем. В ряде случаев недостаточная квалификация сотрудников ОКДТ не позволяет им грамотно составить протокол о нарушении таможенных правил. Вышеуказанные причины приводят к тому, что в таможнях с низкой эффективностью разыскиваются недоставленные товары, готовятся материалы для заведения дел о НТП и ведется производство по этим делам. В результате в 1993 году из 7987 случаев недоставления товаров, по которым таможни проверки должны были завести дела о НТП, фактически заведено 526 дел (6,7%). В 1994 году эта цифра несколько выше 15,6% (2615 из 16719). Подобную ситуацию ни в коей мере нельзя считать нормальной. Если в подавляющем большинстве случаев недоставления товаров не принимаются меры и не заводятся дела о НТП, то теряется сам смысл контроля за доставкой товаров.

В ряде таможен (Выборгской, Екатеринбургской, Кингисеппской, Нижегородской, Нижневолжской, Тольяттинской) налажена хорошая связь с местными правоохранительными и другими государственными органами. В то же время в Брянской и Московской автогрузовой таможнях подобное взаимодействие практически отсутствует.

Вызывает тревогу организация контроля за доставкой товаров в Шереметьевской таможне. ОКДТ контролирует доставку товаров в только одном структурном подразделении таможни из десяти. Не производится информирование таможен назначения о направлении в их адрес товаров и транспортных средств под таможенным контролем как по оперативным каналам связи, так и путем направления четвертого экземпляра ДКД. В ГНИВЦ и ГТК России не было передано ни одной ежемесячной сводки об оформлении доставки товаров. Розыск недоставленных товаров не ведется, и дела о НТП по фактам недоставления товаров и транспортных средств под таможенным контролем не заводятся.

В Шереметьевской таможне обнаружены нарушения действующего порядка оформления алкогольных напитков и табачных изделий. Неоднократно проводилось оформление временных деклараций на алкогольные напитки под гарантийное обязательство банка без внесения денежных средств на депозит таможенного органа. Досмотр товаров, близких по наименованию к акцизным, производится лишь выборочно.

Основными объективными причинами, затрудняющими контроль за доставкой товаров, являются отсутствие надежных каналов связи между подразделениями таможни и таможенными органами, слабое техническое оснащение ОКДТ, а также несоответствие штатной численности ОКДТ фактическому объему работы во многих таможнях. Среди субъективных причин необходимо назвать следующие: недостаточное внимание к контролю за доставкой товаров со стороны руководителей местных таможенных органов, отсутствие разделения ОКДТ на сектора (группы) с четким распределением обязанностей между ними, недостаточная квалификация сотрудников ОКДТ (отсутствие опыта оперативной работы, незнание компьютера, слабое знание нормативных актов ГТК России и т.д.), а также низкий уровень исполнительской дисциплины.

На основании изложенного

приказываю:

1. За низкий уровень организации контроля за доставкой товаров и невыполнение требований ряда нормативных актов ГТК России объявить выговор заместителю начальника Калининградского таможенного управления - начальнику Калининградской таможни Евсютину В.В., начальникам Себежской таможни Скобелеву И.В. и Московской автогрузовой таможни Русаку С.А.

2. Строго предупредить начальников Шереметьевской таможни Копнина В.М., Белгородской таможни Данкова В.А., Выборгской таможни Фомина И.Н., Екатеринбургской таможни Комиссарова Н.Н., Нижегородской таможни Ивашкина В.М., Санкт-Петербургской таможни Еременко В.Г., Смоленской таможни Титова В.А., за серьезные упущения в организации контроля за доставкой товаров и невыполнение требований ряда нормативных актов ГТК России.

3. Указать начальникам Северо-Западного таможенного управления Бобкову В.Б., Западного таможенного управления Лютову Н.А., Московского таможенного управления Старохе А.М., Калининградского таможенного управления Краснянскому И.Ю., Поволжского таможенного управления Вагину А.А. и Уральского таможенного управления Нефедову В.Г. на невыполнение подчиненными таможнями требований ряда нормативных актов ГТК России, регламентирующих контроль за доставкой товаров, и низкий уровень организационной работы со стороны региональных таможенных управлений.

4. Начальникам таможен, упомянутых в пунктах 1 и 2, в месячный срок со дня подписания настоящего приказа устранить указанные в преамбуле недостатки и доложить об этом в вышестоящие региональные таможенные управления и ГТК России.

5. Начальникам региональных таможенных управлений, упомянутых в пункте 3, проконтролировать устранение недостатков в подчиненных таможнях.

6. Западному таможенному управлению (Лютов) провести проверку складов временного хранения в регионе деятельности Смоленской таможни и доложить о результатах в ГТК России до 15.03.94.

7. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен:

- проанализировать организацию контроля за доставкой товаров в подчиненных таможенных органах и устранить недостатки, отмеченные в настоящем приказе:

- не возлагать на ОКДТ дополнительные функции, не предусмотренные в Типовом положении об ОКДТ, утвержденном приказом ГТК России от 21.03.94 N 104;

- организовать систематическое изучение личным составом ОКДТ, таможенных постов и отделов таможенного оформления нормативных актов ГТК России, регламентирующих контроль за доставкой товаров;

- разработать технологические схемы взаимодействия подразделений таможен при розыске недоставленных товаров и заведении дел о НТП по фактам недоставления товаров и транспортных средств под таможенным контролем в таможенные органы назначения;

- принять меры к первоочередному оснащению ОКДТ средствами вычислительной техники и связи.

8. УОТК (Васильев):

- во втором полугодии 1995 года организовать аналогичную проверку ряда таможенных органов и в список проверяемых в обязательном порядке включить таможни, в которых настоящая проверка выявила наибольшее число нарушений;

- в срок до 01.04.95 разработать типовое положение об отделе по контролю за доставкой товаров на всех уровнях (таможня, региональное таможенное управление, ГТК России) с разделением ОКДТ на сектора (группы) с четким распределением обязанностей как между секторами (группами), так и внутри них;

- совместно с ГНИВЦ (Чеботов) и Региональным управлением по материально-техническому обеспечению таможенных учреждений Российской Федерации (Уваров) в срок до 01.03.94 подготовить предложения по дооснащению ОКДТ таможен средствами вычислительной техники и связи;

- совместно с Управлением кадров и учебных заведений (Шамахов) и Финансовым управлением (Листопад) в срок до 01.03.94 подготовить предложения по увеличению штатной численности ОКДТ ряда таможен.

9. Управлению по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил (Ванин):

- взять под особый контроль производство по делам о НТП, связанных с недоставлением товаров и транспортных средств под таможенным контролем, и ежемесячно докладывать мне о ходе проводимой в этом направлении работы;

- в срок до 01.04.95 разработать Типовое положение о порядке заведения и производства упомянутых дел;

- провести через отделы ОБК таможен обучение личного состава ОКДТ порядку составления протокола о НТП.

10. Начальнику Регионального управления по эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры и социальному развитию Ануфриеву Г.М. поощрить сотрудников отдела социально-бытового обеспечения, организовавшим на высоком уровне прием и размещение участников проверки, а также приобретение для них билетов.

11. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя ГТК России С.М.Бекова.

     Первый заместитель
     Председателя Государственного
таможенного комитета
     Российской Федерации
В.Ф.Кругликов


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»