Недействующий

Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России (утратил силу с 10 января 2014 года на основании приказа Минприроды России от 19.11.2013 N 531)

9. Порядок обжалования неправомерных решений по вопросам
изъятия и предоставления земельных участков

9.1. В соответствии с земельным законодательством вопросы изъятия и предоставления земельных участков для различных хозяйственных целей находятся в компетенции соответствующих органов исполнительной власти, решения которых, принятые с нарушением требований действующего земельного, природоохранительного и другого законодательства, согласно п. 10 "к" Положения, могут быть приостановлены должностными лицами Минприроды России и его органов на местах до рассмотрения протестов в вышестоящем органе исполнительной власти, суде или арбитражном суде.

9.2. Согласно ст. 28 ЗК РСФСР изъятию и предоставлению земельных участков должна предшествовать обязательная оценка возможных негативных экологических последствий от занятия земель.

На основании ст. 36 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" решения по отводу земель должны приниматься только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы по соответствующим проектным или обосновывающим материалам.

9.3. В соответствии со ст. 24 ЗК РСФСР изъятие земель природно-заповедного фонда, историко-культурного наследия и других особо охраняемых территорий не допускается.

В перечень таких земель, утверждаемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, кроме государственных природных заповедников и заповедных территорий национальных природных парков, могут включаться земли, образованных в установленном порядке государственных природных заказников, памятников природы, мест обитания и нахождения редких и исчезающих видов животных и растений, курортные и лечебные местности, водоохранные зоны и другие.

Изъятие земель рекреационного, природоохранного, оздоровительного назначения, пригородных, зеленых, санитарных, водоохранных и иных особо охраняемых территорий, не включенных в указанный перечень, производится в исключительных случаях и только для деятельности, которая не противоречит установленным на них режимам использования земель и других природных ресурсов.

9.4. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства изъятие земель в лесах первой группы допускается с разрешения Правительства Российской Федерации. Изъятие лесов первой группы, включенных в состав природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, для указанных целей не допускается.

9.5. В случае выявления нарушений действующего законодательства должностным лицом органа Минприроды России в пределах своей компетенции вносится в орган, принявший решение о предоставлении земель, предложение о его отмене или исключении из отводимой площади тех земель, которые не могут быть изъяты и предоставлены для определенных целей по экологическим требованиям.

При непринятии мер по истечении десятидневного срока территориальные органы Минприроды России имеют право приостановить неправомерные решения районной и городской (кроме Москвы и Санкт Петербурга) администрации, а местные органы - сельской (поселковой) администрации (приложение 15) с одновременным направлением материалов по нарушению законодательства в вышестоящий орган администрации и наложением штрафа за несвоевременное выполнение направленного предписания.

В случае несогласия с результатами рассмотрения направленных материалов должностные лица органов Минприроды России в соответствии с п. 10 "б" Положения вправе обратиться в суд или арбитражный суд для рассмотрения вопроса о правомерности изъятия и предоставления земель.

9.6. Материалы, направляемые на рассмотрение в соответствующие органы, должны содержать следующие документы:

а) копию решения о предоставлении земель;

б) краткое изложение несоответствия принятого решения действующему законодательству и природоохранным требованиям;

в) чертеж отводимого участка с указанием площади и состава угодий;

г) возможные негативные экологические последствия;

д) копию документа, на основании которого отводимый участок признан особо охраняемой территорией;

е) необходимые выписки (копии) из положений и других нормативно-правовых актов, регулирующих использование земель на особо охраняемых территориях;

ж) другие материалы, характеризующие неправомерность принятого решения по отводу земель;

Все выписки и копии документов должны быть заверены и иметь печать органа Минприроды России.