Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 25 мая 1994 года N 160

Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России

____________________________________________________________________
Утратил силу с 10 января 2014 года на основании
приказа Минприроды России от 19 ноября 2013 года N 531
____________________________________________________________________

В соответствии с п. 19 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 года N 1362,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России (далее именуется - Инструкция).

2. Структурным подразделениям центрального аппарата и территориальным органам Минприроды России принять к руководству и использованию указанную Инструкцию.

3. Управлению охраны почв и земельных ресурсов (Яковлев) оказать методическую помощь территориальным органам Минприроды России по вопросам организации государственного контроля за использованием и охраной земель и привлечения нарушителей земельного законодательства к ответственности.

4. Признать утратившим силу в части, касающейся органов Минприроды России, совместный приказ Роскомзема, Минэкологии России, Госкомсанэпиднадзора России, Минстроя России от 29 сентября 1992 года N 57/222/82/217 "О разъяснении порядка работы органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, по привлечению должностных лиц, граждан и юридических лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, к административной ответственности".

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра А.М. Амирханова.

Министр охраны окружающей
среды и природных ресурсов
Российской Федерации
В.И.Данилов-Данильян


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

16 июня 1994 года,

регистрационный N 602



УТВЕРЖДЕНА
приказом Минприроды России
от 25 мая 1994 года N 160

ИНСТРУКЦИЯ
по организации и осуществлению государственного
контроля за использованием и охраной земель
органами Минприроды России

1.Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция, разработанная в соответствии с п. 19 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации (далее именуется - Положение), утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 года N 1362, регламентирует деятельность органов Минприроды России по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель (далее именуется - госземконтроль).

1.2. Территориальные органы Минприроды России в дополнение к Инструкции могут утверждать необходимые инструктивно-методические документы и давать разъяснения по осуществлению госземконтроля, учитывающие особенности законодательных и нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.

1.3. Госземконтроль осуществляется в тесном взаимодействии с органами представительной и исполнительной власти, контрольно инспекционными службами Роскомзема, санитарного и архитектурно строительного надзора, правоохранительными, лесохозяйственными, водохозяйственными, сельскохозяйственными и другими органами.

1.4. В состав контрольно-инспекционной службы, осуществляющей госземконтроль в системе Минприроды России, входят:

структурное подразделение Министерства по госземконтролю;

подразделения по охране земель территориальных (субъектов Российской Федерации) органов Минприроды России;

местные (межрайонные, районные и городские) органы Минприроды России;

специализированные  инспекции аналитического контроля.

1.5. Органы Минприроды России в соответствии со ст. 125 ЗК РСФСР, Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы" и п. 14 Положения имеют право в административном порядке налагать штрафы при нарушении земельного законодательства в следующих размерах за:

самовольное занятие земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения на

юридических лиц - от ста до двухсот, граждан - от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

захламление земель на юридических лиц - от шести до двадцати, граждан - от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда;

загрязнение земель химическими (токсичными) и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами на юридических лиц - от пятисот до тысячи, граждан - от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

порчу и уничтожение плодородного слоя почвы на юридических лиц - от двухсот до пятисот, граждан - от четырех до десяти минимальных размеров оплаты труда;

нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, на юридических лиц - от десяти до двадцати, должностных лиц и граждан - от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда;

невыполнение обязанностей по приведению временно занимаемых земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, на юридических лиц - от двухсот до пятисот, граждан - от трех до семи минимальных размеров оплаты труда;

проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на экологическое состояние земель, на юридических лиц - от ста до двухсот, граждан - от шести до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекших за собой самовольное занятие земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения на юридических лиц - от ста до двухсот, должностных лиц - от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда;

нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования, в том числе подвергшихся радиоактивному загрязнению на юридических лиц - от десяти до двадцати, должностных лиц - от пяти до десяти, граждан - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;

уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных должностными лицами Минприроды России и его органов на местах предписаний по вопросам устранения нарушений земельного законодательства на юридических лиц - от двадцати до тридцати, должностных лиц - от десяти до двадцати, граждан - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Отнесение к видам нарушений земельного законодательства осуществляется на основании характерных для них признаков, указанных в приложении 1.

1.6. В соответствии с п. 14 Положения дела о нарушениях земельного законодательства рассматриваются комиссиями органов Минприроды России, а также должностными лицами, список которых утверждается территориальными органами (по центральному аппарату Минприроды России - министром) согласно перечню, указанному в приложении 2.

Территориальные органы имеют право ограничивать перечень должностных лиц, наделяемых полномочиями по рассмотрению дел и привлечению нарушителей земельного законодательств к административной ответственности.

Должностным лицам, осуществляющим госземконтроль, могут выдаваться территориальными органами Минприроды России к служебным удостоверениям вкладыши установленного образца (приложение 3).

1.7. Комиссии создаются в местных и территориальных органах. В состав комиссий включаются только сотрудники соответствующих органов Минприроды России. Число членов комиссии должно быть нечетным и не менее трех человек.

При невозможности создания комиссий в местных органах из-за отсутствия необходимой численности сотрудников и по другим причинам дела о нарушениях земельного законодательства рассматриваются комиссиями территориальных органов.

В необходимых случаях, при значительном удалении районов от республиканских, краевых, областных административных центров, могут создаваться межрайонные комиссии.

Решения о создании комиссий, в том числе районных, межрайонных, городских и их персональном составе принимаются территориальными органами и оформляются приказом.

2. Права и обязанности должностных лиц,
осуществляющих госземконтроль

2.1. Заместитель министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, на которого возложена организация госземконтроля, начальник подразделения (отдела) по госземконтролю Министерства и его заместитель, руководители (заместители) территориальных и местных органов Минприроды России, а также начальники (заместители) подразделений по охране земель указанных органов в соответствии с п. 10 Положения имеют право:

а) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;

б) обращаться беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства, по вопросам отмены неправомерных решений, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, а также по делам о взыскании штрафов с физических и должностных лиц;

в) приостанавливать работы, ведущиеся с нарушением земельного законодательства или установленного режима использования земель особо охраняемых территорий, а также, если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим государственную экологическую экспертизу либо получившим отрицательное заключение;

г) вносить в местную администрацию предложения о полном или частичном изъятии (выкупе) земельных участков при использовании их способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки, систематическом нарушении установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, рекреационного, оздоровительного назначения, а также в других случаях, предусмотренных земельным законодательством, согласно своей компетенции;

д) составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и передавать их на рассмотрение в соответствующие комиссии для привлечения виновных к административной ответственности или рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства самостоятельно в пределах установленных законодательством штрафов, если сумма штрафа, налагаемого на граждан, не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - двадцати минимальных размеров оплаты труда;

е) беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удостоверения предприятия, организации и учреждения, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами, - с учетом установленного режима их посещения;

ж) давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства;

з) получать от министерств, ведомств и их органов на местах утвержденную в установленном порядке статистическую отчетность о состоянии земельного фонда;

и) привлекать в установленном порядке специалистов для проведения обследований земельных угодий, экспертиз, проверок выполнения мероприятий по охране земель;

к) приостанавливать в случаях нарушения природоохранительного законодательства исполнение неправомерных решений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков до рассмотрения протестов в соответствующих органах (вышестоящем органе исполнительной власти, суде, арбитражном суде);

л) вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации объектов и других работ в случае их приостановки, а также при отсутствии документов, удостоверяющих права на землю.

2.2. Другие должностные лица центрального аппарата, территориальных и местных органов Минприроды России, на которых возложено осуществление госземконтроля, пользуются правами, указанными в подпунктах "д" - "и" пункта 2.1 Инструкции за исключением права самостоятельного рассмотрения дел о нарушениях земельного законодательства, которое предоставляется в порядке, установленном в п. 1.6 Инструкции.

3. Организация государственного контроля
за использованием и охраной земель

3.1. Работа по госземконтролю местных органов осуществляется в соответствии с годовым планом (соответствующим разделом Плана работы по государственному экологическому контролю), утверждаемым руководством территориальных органов Минприроды России не позднее 20 января текущего года.

3.2. В плане в соответствии с компетенцией органов Минприроды России предусматриваются проверки за:

а) выполнением мероприятий, предусмотренных директивными документами, федеральными и региональными программами, проектными материалами по предотвращению и ликвидации процессов, вызывающих деградацию и загрязнение земель, а также по охране почв и рациональному использованию земельных ресурсов;

б) соблюдением установленных специальных режимов использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, деградированных и загрязненных земель;

в) выполнением работ по рекультивации нарушенных земель;

г) снятием, использованием и сохранением плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова;

д) соблюдением установленных норм и правил, обеспечивающих предотвращение загрязнения почв вредными химическими и радиоактивными веществами, сточными водами, а также захламление земель производственными, бытовыми и другими отходами;

е) достоверностью сведений, используемых при ведении государственного земельного кадастра, осуществлении мониторинга земель и проведении землеустройства;

ж) соблюдением природоохранных требований при проведении земельной реформы и отводе земель;

з) проведением работ по мелиорации земель, а также использованием осушенных и орошаемых угодий.

3.3. В плане работ по осуществлению госземконтроля необходимо предусматривать:

а) проверки отдельных юридических, должностных и физических лиц по конкретным вопросам (горнодобывающее предприятие - по вопросу рекультивации земель и т.д.);

б) общие проверки сельскохозяйственных и других предприятий по всем основным вопросам соблюдения земельного законодательства (проведение мероприятий по охране почв, предупреждение и ликвидация последствий негативных процессов, осуществление проектов по использованию и охране земель, соблюдение установленных специальных режимов использования земель, рекультивация нарушенных земель и др.);

в) целевые проверки, которые охватывают группу предприятий по отдельным направлениям использования и охраны земель (о соблюдении сельскохозяйственными предприятиями экологических требований при использовании мелиорированных земель, о соблюдении требований по рекультивации земель геолого-разведочными организациями и др.);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»