Недействующий

Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России (утратил силу с 10 января 2014 года на основании приказа Минприроды России от 19.11.2013 N 531)

5. Рассмотрение дел о нарушениях земельного законодательства

5.1. Дела о нарушениях земельного законодательства, указанных в п. 1.5 Инструкции рассматриваются комиссиями органов Минприроды России и специально уполномоченными должностными лицами в порядке, определенном главой 21 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 257 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях должностные лица или комиссии обязаны рассмотреть дело о нарушении земельного законодательства в 15-дневный срок со дня получения Протокола.

При наличии необходимых доказательств постановление о наложении штрафа в размерах, указанных в п. 2.1 "д" Инструкции, может быть вынесено должностным лицом в присутствии виновного лица непосредственно на месте совершения правонарушения.

Нарушители земельного законодательства и другие заинтересованные лица вызываются на рассмотрение дела повесткой (приложение 9), отправляемой почтой с уведомлением о вручении либо телеграммой, телетайпограммой, телексом, телефонограммой, а также иными средствами связи, что должно иметь документальное подтверждение (почтовая карточка, выписка из регистра почтовых отправлений и Книги телефонограмм и т.д.).

В случае неявки лица, привлекаемого к ответственности, при наличии данных о своевременном его извещении и отсутствии ходатайств о перенесении срока рассмотрения дела в соответствии со ст. 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, дело может быть рассмотрено в его отсутствие. Привод, как мера обеспечения явки по делам о нарушениях земельного законодательства, не предусмотрен.

В рассмотрении дела, кроме нарушителей земельного законодательства, при необходимости, могут принимать участие потерпевшие, законные представители несовершеннолетних и лиц, страдающих физическими и психическими недостатками, адвокат, свидетели, эксперт, переводчик.

5.2. Должностное лицо (Председатель комиссии) при подготовке к рассмотрению дела оценивает обоснованность отнесения к его компетенции рассмотрения данного дела, правильность составления протокола и иных материалов, приобщенных к делу, определяет своевременность извещения заинтересованных лиц о времени и месте рассмотрения дела и решает другие вопросы в соответствии со ст. 255 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении дела, определяются главой 20 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Возмещение расходов лицам, участвующим в рассмотрении дела (за исключением нарушителей), а также выплата вознаграждения экспертам производится в соответствии со ст. 254 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях с учетом Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вывозом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденной Постановлениями Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 года N 245 и от 2 марта 1993 года N 187 за счет средств территориальных и местных экологических фондов.

5.3. При рассмотрении комиссией дела о нарушениях земельного законодательства в соответствии со ст. 260 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях ведется протокол заседания (приложение 10).

В Протоколе заседания указывается: дата и место заседания, состав комиссии, содержание рассматриваемого дела, сведения о явке лиц, участвующих в деле, их ходатайства, объяснения и результаты их рассмотрения, документы и вещественные доказательства, используемые при рассмотрении дела, сведения об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования.

Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим в заседании и секретарем.

При рассмотрении дела должностным лицом ведение протокола не обязательно.

5.4. Рассмотрев дело о нарушении земельного законодательства, комиссия, должностное лицо, руководствуясь ст. ст. 22, 23, 24, 26, 36 и 262 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, выносит одно из следующих постановлений по делу (приложение 11):

1) о наложении административного взыскания;

2) о прекращении дела производством. Постановление должно содержать:

наименование комиссии (должностного лица), вынесшей постановление, дату рассмотрения дела, сведения о нарушителе, изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; принятое по делу решение;

размер, срок и порядок уплаты штрафа;

номер счета, на который должен быть перечислен штраф;

срок и порядок обжалования постановления.

5.5. Комиссия вправе рассматривать дела при наличии двух третей состава комиссии, но не менее трех человек. Постановление комиссии принимается простым большинством голосов членов комиссии, присутствовавших на заседании. Член комиссии, не согласный с принятым решением, излагает письменно свое мнение, которое прилагается к Постановлению.

5.6. Решение по делу объявляется немедленно по окончании его рассмотрения, постановление подписывается председательствующим и секретарем (должностным лицом) в трех экземплярах, регистрируется в журнале (приложение 12) и в течение трех дней его копия вручается под расписку или высылается ценным (заказным) письмом лицу, в отношении которого оно вынесено. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле.

5.7. При наложении взыскания на виновных учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие (чистосердечное раскаяние, предотвращение вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба и др.) и отягчающие (продолжение противоправных действий, повторное совершение однородного правонарушения и др.) ответственность, указанные в ст. ст. 34 и 35 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

5.8. Должностные лица Минприроды России имеют право составлять протоколы и рассматривать дела по нарушениям земельного законодательства независимо от места их совершения, комиссии и должностные лица территориальных органов Минприроды России - по нарушениям, совершенным в пределах границ субъектов Российской Федерации, местных органов на подведомственных им территориях (городов, административных районов, групп административных районов).

5.9. Протоколы, составляемые должностными лицами Минприроды России и его территориальных органов, по их усмотрению могут передаваться на рассмотрение в нижестоящие органы.

При необходимости, когда нарушение допущено на землях, находящихся в государственной собственности (федеральной и субъектов Российской Федерации), либо затрагивает интересы нескольких административно-территориальных образований или юридических лиц, имеющих федеральное и межрегиональное значение, а также при отсутствии комиссий в местных органах и некоторых других случаях, по взаимной договоренности, составленные протоколы могут передаваться на рассмотрение в вышестоящие территориальные органы в министерство.

Протоколы, направляемые в Минприроды России, минуя его территориальные органы, рассмотрению не подлежат.