ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 14 апреля 2010 года 820-З N 537-IV


Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)

(с изменениями на 23 марта 2023 года)

(в ред. Законов РС(Я) от 18.12.2015 1568-З N 693-V, от 20.12.2017 1951-З N 1461-V, от 30.01.2019 2099-З N 109-VI, от 24.12.2020 2299-З N 509-VI, от 24.11.2022 2545-З N 1001-VI, от 23.03.2023 2612-З N 1135-VI)



Принят
постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 14.04.2010 З N 538-IV



Настоящий Закон регулирует отношения в области этнологической экспертизы в целях социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) (далее - малочисленные народы), защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.


(в ред. Законов РС(Я) от 30.01.2019 2099-З N 109-VI, от 24.12.2020 2299-З N 509-VI)



Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие основные понятия:


1) этнологическая экспертиза - научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса;


2) исконная среда обитания малочисленных народов - исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую деятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни;


3) традиционный образ жизни малочисленных народов - исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований;


4) социально-культурная ситуация - многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности;


5) этнологический мониторинг - комплексная система изучения и анализа изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации в результате хозяйственной и иной деятельности, оценка и прогноз влияния этих изменений на развитие этноса;


(в ред. Закона РС(Я) от 24.11.2022 2545-З N 1001-VI)


6) намечаемая хозяйственная и иная деятельность - деятельность, способная оказать воздействие на исконную среду обитания малочисленных народов и социально-культурную ситуацию в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов, за исключением работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному) в пределах геологических отводов на срок действия соответствующей лицензии, но не более 5 лет, осуществляемых в соответствии с абзацем пятым статьи 7 и пунктом 9 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", строительства объектов капитального строительства, линейных объектов, некапитальных строений, сооружений в пределах населенного пункта, объектов социальной инфраструктуры, многоквартирных домов, домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, иных объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, объектов капитального строительства, входящих в систему коммунальной инфраструктуры, не относящихся согласно критериям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", к объектам воздействия на окружающую среду I категории, и их реконструкции и капитального ремонта, заготовки древесины отдельными категориями лиц и гражданами для собственных нужд в соответствии со статьями 29.1, 30 Лесного кодекса Российской Федерации, строительства, реконструкции линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов.


(п. 6 в ред. Закона РС(Я) от 24.11.2022 2545-З N 1001-VI)



Статья 2. Законодательство Республики Саха (Якутия) об этнологической экспертизе


Законодательство Республики Саха (Якутия) об этнологической экспертизе основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции (Основном законе) Республики Саха (Якутия) и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия).



Статья 3. Задачи этнологической экспертизы


Задачами этнологической экспертизы являются:


1) проведение экспертизы нормативных правовых актов, материалов и другой документации по осуществлению намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов;


(в ред. Закона РС(Я) от 24.12.2020 2299-З N 509-VI)


2) осуществление этнологического мониторинга;


3) предупреждение возможных негативных последствий влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации в результате намечаемой хозяйственной и иной деятельности на развитие этноса;


4) подготовка заключения о влиянии изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации в результате намечаемой хозяйственной и иной деятельности на развитие этноса;


5) определение соответствия действующему законодательству Российской Федерации расчета убытков, понесенных пользователями земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, а также объединениями малочисленных народов в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности и физическими лицами, содержащегося в материалах по оценке воздействия на этнологическую среду;


(п. 5 в ред. Закона РС(Я) от 24.11.2022 2545-З N 1001-VI)


6) разработка предложений и рекомендаций, направленных на социально-экономическое и культурное развитие малочисленных народов, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов;


(в ред. Закона РС(Я) от 30.01.2019 2099-З N 109-VI)


7) осуществление контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.



Статья 4. Принципы этнологической экспертизы


Этнологическая экспертиза основывается на следующих принципах:


1) предотвращение потенциальной опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности;


2) обязательность проведения этнологической экспертизы до принятия решений о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов, за исключением случая, установленного частью 9 статьи 5 настоящего Закона;


(в ред. Законов РС(Я) от 24.12.2020 2299-З N 509-VI, от 24.11.2022 2545-З N 1001-VI)


3) комплексность оценки воздействия на исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных народов намечаемой хозяйственной и иной деятельности и его последствий;


4) достоверность и полнота информации, представляемой на этнологическую экспертизу;


5) независимость экспертов этнологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области этнологической экспертизы;


6) научная обоснованность, объективность и законность заключений этнологической экспертизы;


7) гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;


8) ответственность участников этнологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество этнологической экспертизы.



Статья 5. Порядок проведения этнологической экспертизы


1. Организация проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов, находящихся в зоне влияния хозяйственной и иной деятельности, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области этнологической экспертизы. Порядок проведения этнологической экспертизы устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).


(в ред. Законов РС(Я) от 18.12.2015 1568-З N 693-V, от 24.12.2020 2299-З N 509-VI, от 24.11.2022 2545-З N 1001-VI)


2. Малочисленные народы и их объединения имеют право делегировать представителей в экспертную комиссию этнологической экспертизы, а также участвовать в проведении этнологической экспертизы при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов.


(в ред. Закона РС(Я) от 24.12.2020 2299-З N 509-VI)


3. Заказчиком этнологической экспертизы (далее - заказчик) выступает юридическое лицо или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которое будет осуществлять намечаемую хозяйственную или иную деятельность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов.


(в ред. Законов РС(Я) от 18.12.2015 1568-З N 693-V, от 24.12.2020 2299-З N 509-VI)


3.1. При осуществлении полномочий Республики Саха (Якутия) в области этнологической экспертизы с заказчика взимается сбор, размер которого рассчитывается посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).


Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении размера сбора на основании информации о рыночных ценах идентичных услуг или при их отсутствии однородных услуг.


При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий оказания услуг.


При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области этнологической экспертизы может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен услуг с учетом различий коммерческих и (или) финансовых условий оказания услуг.


(часть 3.1 в ред. Закона РС(Я) от 24.12.2020 2299-З N 509-VI)


3.2. Порядок уплаты заказчиком сбора, указанного в части 3.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»