[О массовом распространении в СПб практики строительства без предварительной разработки документации по планировке территории]

Запрос
депутата ЗС Малкова Сергея Александровича Губернатору Санкт-Петербурга Матвиенко В.И.

от 18 ноября 2010 года N 008366-3



Уважаемая Валентина Ивановна!

Согласно информации, опубликованной в еженедельнике "Недвижимость и строительство Петербурга" N 45 (629) от 15.11.2010 "Удлиненные пакеты", а также в N 44 (628) от 08.11.2010 "Коты в мешках" кончаются", Правительством Санкт-Петербурга подготавливается новый порядок предоставления инвесторам земельных участков взамен порядка, получившего неофициальное название "короткий пакет".

Данная процедура получения права на земельный участок установлена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.03.2004 N 405 "О предоставлении в аренду находящихся в государственной собственности и расположенных на территории Санкт-Петербурга земельных участков".

Согласно указанным сообщениям средства массовой информации отказ от процедуры торгов по "короткому пакету" вызван требованиями Прокуратуры Санкт-Петербурга. Так же сообщается, что "Разговоры о том, что продажа участков по "урезанной схеме" противоречит федеральному законодательству, велись давно".

Действительно, логика действий, заложенная в этой процедуре, вызывает вопросы: город предоставляет инвестору земельный участок с условием, что тот должен разработать документацию по планировке территории, на которой расположен этот участок, включая проект межевания, на основании которого и должен был быть сформирован этот земельный участок. Таким образом, последовательность действий, предусмотренных этой процедурой, вступает в противоречие с логикой, известное в математике как "циклическая ссылка".

Однако планы отмены данного постановления и разработки нового нормативного документа вызваны иной причиной - намерением отказаться от требования разработки документации по планировке территории. Названные статьи в связи с этим цитируют Председателя Комитета по управлению городским имуществом Дмитрия Александровича Куракина: "Можно обойтись без проекта планировки и проекта межевания, ограничившись градпланом участка".

Учитывая, что вопрос предоставления градостроительного плана земельного участка для застройщика является последним пунктом среди проблем, связанных с решением градостроительных задач, который оставляет все эти проблемы за спиной и позволяет разрабатывать планы строительства, уже не обращая на них внимания, следует признать, что подобное изменение законодательства носит принципиальный характер, указывающий градостроительству на второстепенность его места в качестве деятельности по обоснованию строительства в Санкт-Петербурге.

Следует принять во внимание позицию Прокуратуры Санкт-Петербурга, с которой она выступила против практики Комитета по градостроительству и архитектуре обязывать соискателей градостроительных планов земельных участков разрабатывать документацию по планировке территории, в случае, если в отношении территории, на которой расположен такой участок, отсутствует такая документация. Эта позиция выражена во фразе: "Федеральным законодательством необходимость наличия утвержденных в установленном законодательством порядке проектов планировки и межевания территории для подготовки и выдачи градостроительных планов не установлена". Данная позиция аналогичным образом проявляет себя и в требовании Прокуратуры Санкт-Петербурга, направленном на отмену нормативных и правовых актов, устанавливающих процедуру "короткий пакет".

Полагаю, что данная позиция как Прокуратуры Санкт-Петербурга, так и должностных лиц Администрации Санкт-Петербурга, которые сегодня руководствуются ею, является ошибочной. Вопрос о возможности или недопустимости предоставления градостроительного плана земельного участка при отсутствии документации по планировке территории, на которой тот расположен, в данный момент обсуждается с Прокуратурой Санкт-Петербурга.

Тексты переписки с Прокуратурой Санкт-Петербурга с подробным изложением аргументов, основанных на анализе действующего законодательства, прилагаются*.

_______________

* В Вестнике Законодательного Собрания Санкт-Петербурга N 11 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Обращаю внимание на то, что возможность формирования градостроительных планов земельных участков в отсутствие документации по планировке территории неизбежно оборачивается:

- неконтролируемым процессом массового появления хаотических новообразований, губительных для градостроительной структуры как отдельных районов, так и города в целом;

- вступает в принципиальное противоречие с началами российского законодательства о градостроительной деятельности, среди которых на первом плане стоит требование планомерности, обеспечивающей возможность долгосрочного устойчивого развития города, на основании разработанной в установленном порядке градостроительной документации;

- позволяет застройщикам реализовывать свои планы в условиях свободы от ответственности перед жителями города, в том числе, нарушая их права, так как такой путь позволяет им обойти необходимость общественных обсуждений своих планов.

Анализ более чем 8,5 тысяч выданных на сегодня градостроительных планов позволяет убедиться в том, что лишь единицы из них выданы на территории, в отношении которых имеется утвержденная документация по планировке территории, и только малая часть из них подготовлена на основе данной документации.

Уважаемая Валентина Ивановна!

Прошу Вас дать оценку получившей массовое распространение в Санкт-Петербурге практике строительства без предварительной разработки документации по планировке территории и приостановить принятие нормативного акта, устанавливающего порядок подготовки и выдачи градостроительного плана земельного участка в отсутствие документации по планировке территории, до полного анализа соответствия его духу и букве действующего законодательства.

Ответ
Вице­губернатора Санкт-Петербурга Филимонова Романа Евгеньевича депутату ЗС Малкову С.А.

от 23 декабря 2010 года N 008366-3



Уважаемый Сергей Александрович!

Рассмотрев Ваше обращение от 18.11.2010 N 008366-3 о порядке подготовки и выдачи градостроительных планов земельных участков в отсутствии документации по планировке территории, сообщаю следующее.

Назначение документации по планировке территории определено Градостроительным кодексом Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Таким образом, следуя за территориальным планированием и градостроительным зонированием, планировка территории осуществляется в целях детальной проработки градостроительных решений применительно к территории конкретных планировочных элементов (кварталов, микрорайонов и т.д.).

В соответствии с частью 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

Исходя из анализа назначения документации по планировке территории, градостроительный план земельного участка можно рассматривать как вид документации по планировке территории только в случае, если он подготавливается в составе проектов межевания территорий. В случае подготовки градостроительного плана как самостоятельного документа он не может являться самостоятельным видом документации по планировке территории, поскольку в качестве отдельного документа градостроительный план может быть выдан на земельный участок, образованный в порядке, предусмотренном законом и в этом смысле отсутствие проекта планировки и проекта межевания не является основанием для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.

Вместе с тем, в определенных случаях, например, при размещении многоквартирных домов, представляется, что выдача градостроительного плана земельного участка должно быть обусловлено наличием проекта планировки территории, на которой предполагается размещение жилья. В частности, при размещении многоквартирного дома в отсутствие проекта планировки и проекта межевания невозможно обеспечить соблюдение градостроительных и строительных норм и правил в части обеспечения проживающих в квартале (в том числе в планируемом к размещению многоквартирном доме) объектами социального, культурно­бытового назначения, детскими и спортивными площадками, внутриквартальными проездами, зелеными насаждениями, поскольку параметры развития планируемой территории устанавливается только в соответствии с проектом планировки.

При этом необходимо учесть, что реализация указанной позиции требует разработки документации по планировке территории на территорию города за счет средств бюджета города.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

"Вестник Законодательного Собрания

Санкт-Петербурга", N 11, 28 марта 2011 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»