Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 августа 2010 года N 219


О проекте областного закона "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года" и утверждении Сводного перечня целей и задач Правительства Ленинградской области по социально-экономическому развитию Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года

(с изменениями на 29 декабря 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 23 июня 2014 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 18 июня 2014 года N 249

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Ленинградской области от 11 июля 2011 года N 210;

постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2011 года N 467 (Вестник Правительства Ленинградской области, N 4, 27.01.2012).

____________________________________________________________________



В целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти и информирования органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, жителей Ленинградской области и заинтересованных сторон Правительство Ленинградской области

постановляет:

1. Одобрить проект областного закона "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года".

2. Предложить Губернатору Ленинградской области внести проект областного закона "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года" на рассмотрение Законодательного собрания Ленинградской области.

3. Утвердить прилагаемый Сводный перечень целей и задач Правительства Ленинградской области по социально-экономическому развитию Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года (далее - Сводный перечень) в качестве концептуального документа стратегического планирования.

4. Комитету экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области использовать Сводный перечень как основу формирования программы социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года.

5. Органам исполнительной власти Ленинградской области обеспечивать формирование долгосрочных (региональных) и ведомственных целевых программ в соответствии со стратегическими целями и основными задачами, установленными в Сводном перечне.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

     

     

[Приложение]

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 19 августа 2010 года N 219

     

Сводный перечень
целей и задач Правительства Ленинградской области по социально-экономическому развитию Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года

(с изменениями на 29 декабря 2011 года)

     

Раздел 1. Прогноз социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года

Среднесрочный и долгосрочный прогнозы социально-экономического развития Ленинградской области разработаны в соответствии с основными положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2013 года, с учетом эффекта от реализации антикризисных мер, направленных на оздоровление экономики региона, ретроспективного анализа социально-экономического развития Ленинградской области, перспективной экстраполяции с применением метода экспертных оценок, корреляционного анализа и балансового метода.

С учетом влияния внешних и внутренних факторов, способствующих развитию региона и ограничивающих его развитие, прогнозы разработаны в двух вариантах:

первый - умеренный, обеспечивающий сохранение сравнительно невысоких, но всесторонних темпов социального и экономического развития, некоторый рост социальных показателей;

второй - сдержанно-оптимистический, основанный на повышении энергоэффективности, производительности труда и квалификации трудовых ресурсов, активно ускоренном транспортно-технологическом развитии области, развитии производства по другим видам деятельности и увеличением доли наукоемкой продукции.

Сдержанно-оптимистический вариант прогноза развития области ближе к целевому варианту развития, который отражает уровень экономических показателей, необходимый для решения задачи повышения уровня и качества жизни населения. Уровень доходов и качество жизни должны достигнуть показателей, характерных для развитых экономик. Это обеспечение безопасности жизнедеятельности, рост благосостояния граждан, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам.

За базовый год при разработке среднесрочного и долгосрочного прогнозов развития области принят 2008 год.

В последние годы в демографическом развитии Ленинградской области наблюдаются важные позитивные изменения. С 2000 года устойчивую тенденцию приобрело увеличение числа родившихся, при этом общий коэффициент рождаемости в 2008-2009 годах достиг наибольших значений за последние 10 лет. Впервые с 2004 года снижается смертность населения.

В 2008-2009 годах отмечено значительное замедление темпов сокращения населения области в сравнении с предшествующим периодом, что обусловлено положительной динамикой процессов естественного движения населения и миграции.

Миграционный прирост населения на 80 процентов компенсирует его естественную убыль. Значительную часть миграционного прироста (свыше 50 процентов) составляет межрегиональная миграция, что указывает на высокую миграционную привлекательность области для жителей других регионов России. Наблюдается также тенденция некоторого увеличения потоков внешней миграции из стран ближнего зарубежья.

При дальнейшем развитии позитивных тенденций в демографическом развитии области, сопровождающихся ростом рождаемости и снижением смертности, с 2012 года динамика численности населения области может смениться на положительную и характеризоваться ростом населения.

В период до 2013 года и на стратегическую перспективу до 2025 года численность населения области будет увеличиваться как вследствие уменьшения естественной убыли населения, так и увеличения миграционного прироста.

В результате указанных тенденций демографического развития к 2013 году численность населения области по сдержанно-оптимистическому варианту прогноза увеличится до 1632,8 тыс. человек, или на 0,10 процента к 2009 году, к 2025 году - до 1679,4 тыс. человек, или на 2,85 процента к 2013 году.

Коэффициент рождаемости будет увеличиваться до 2014 года, что обусловлено благоприятными изменениями возрастной структуры населения и реализацией мер активной демографической политики на территории Ленинградской области.

Продолжится увеличение численности женщин в возрастной группе 20-29 лет, характеризующейся наибольшей рождаемостью, в которую будут входить поколения женщин, родившиеся в конце 80-х годов, когда в области наблюдалась наиболее высокая рождаемость, а выходить - поколения 70-х годов рождения, численность которых ниже.

Коэффициент рождаемости увеличится с 9,2 на 1000 населения в 2009 году до 9,8 на 1000 населения в 2013 году, или на 6,5 процента.

В период 2014-2016 годов ожидается стабилизация, а с 2017 года - ежегодное незначительное снижение числа родившихся и коэффициента рождаемости под влиянием структурного фактора. В активный репродуктивный возраст будут вступать малочисленные поколения, родившиеся в 90-е годы. Так, численность родившихся в 1992 году составила 14,4 тыс. человек против 24,2 тыс. человек в 1986 году. На протяжении 90-х годов число родившихся уменьшалось, достигнув в 1999 году наименьшего за этот период значения - 10,9 тыс. человек.

Уменьшение коэффициента рождаемости прогнозируется с 9,8 на 1000 населения в 2013 году до 8,5 на 1000 населения в 2025 году, или на 13,3 процента.

Ожидается ежегодное снижение коэффициента смертности под влиянием реализации мер, направленных на улучшение качества медицинской помощи и уровня медицинского обслуживания населения, создания эффективной системы лечения, диагностики и профилактики приоритетных заболеваний, укрепления здоровья детей, подростков и молодежи, формирования мотивации к ведению здорового образа жизни населения. Однако темпы снижения смертности будут сдерживаться продолжающимся старением населения области.

Коэффициент смертности снизится с 17,0 на 1000 населения в 2009 году до 15,2 на 1000 населения в 2013 году и 15,0 на 1000 населения в 2025 году.

Вместе с тем ожидаемая продолжительность жизни возрастет с 66,5 года в 2009 году до 68,7 года в 2013 году и 72,5 года в 2025 году.

В результате уровень естественной убыли населения незначительно повысится к 2025 году по сравнению с 2013 годом - с -5,4 на 1000 населения до -6,5 на 1000 населения, но вместе с тем будет ниже уровня 2009 года (-7,8 на 1000 населения).

Интенсивность миграционного прироста будет возрастать на протяжении всего прогнозного периода вследствие увеличения потребности экономики области в трудовых ресурсах и снижения предложения собственной рабочей силы на рынке труда.

Коэффициент интенсивности миграционного прироста, по прогнозу, увеличится с 63,8 на 10000 населения в 2009 году до 74,1 на 10000 населения в 2013 году и 105,2 на 10000 населения в 2025 году.

Ситуация на рынке труда Ленинградской области в последние годы остается стабильной в результате значительного расширения совокупного спроса экономики на рабочую силу. В последние три года уровень регистрируемой безработицы в области не превышал 1,20 процента и составил по итогам 2009 года 1,19 процента от экономически активного населения.

Численность занятых в экономике устойчиво растет - с 704,9 тыс. человек в 1999 году она увеличилась до 743,6 тыс. человек, или на 5,5 процента в 2008 году. Увеличение занятости отмечается в основном в производственной сфере - в промышленности, строительстве, торговле и общественном питании, на транспорте.

Вследствие изменений в демографической структуре населения с 2007 года в области сокращается численность населения в трудоспособном возрасте: число лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, превышает численность вступающих в него.

Впервые за последние годы в 2008 году сократилась численность трудовых ресурсов на 1,1 процента и составила 1025,2 тыс. человек.

В дальнейшем тенденция сокращения численности трудовых ресурсов сохранится под влиянием снижения численности населения в трудоспособном возрасте, развития тенденции старения населения.

При этом темпы сокращения трудовых ресурсов будут расти и составят 0,9 процента в 2013 году к 2009 году и 2,3 процента в 2025 году к 2013 году.

В то же время прогнозируется дальнейшее увеличение спроса экономики на рабочую силу преимущественно в обрабатывающих производствах, на транспорте, в торговле; прирост занятых в экономике составит 1,0 процента в 2013 году к 2009 году и 2,8 процента в 2025 году к 2013 году. Численность занятых в экономике увеличится до 751,5 тыс. человек в 2013 году и 772,5 тыс. человек в 2025 году.

При этом уровень регистрируемой безработицы снизится с 1,19 процента в 2009 году до 0,84 процента в 2013 году и 0,40 процента в 2025 году.

В то же время повысится уровень занятости населения (доля занятых в общей численности трудовых ресурсов) вследствие необходимости более широкого вовлечения в экономическую деятельность незанятого населения, пенсионеров и молодежи - с 72,5 процента в 2008 году до 74,1 процента в 2013 году и 78,0 процента в 2025 году.

Валовой региональный продукт (ВРП) является важнейшим макроэкономическим индикатором, объективно отражающим экономический потенциал развития региона и уровень деятельности всех субъектов хозяйствования на территории области.

В структуре валовой добавленной стоимости, созданной на территории Ленинградской области, наибольший удельный вес занимает промышленный сектор (около 40 процентов), примерно одинаковая доля принадлежит строительству, оптовой и розничной торговле, транспорту и связи (13-15 процентов), около 8 процентов составляет сельское хозяйство.

В дальнейшем в структуре валового регионального продукта области прогнозируется увеличение доли услуг, которое будет обусловлено опережающей динамикой роста торговли, транспорта и связи. Наибольший удельный вес по-прежнему будет занимать промышленная деятельность.

Учитывая тенденции развития основных отраслей экономики Ленинградской области, рост валового регионального продукта в 2013 году относительно уровня 2008 года составит 23,5 процента, среднегодовой прирост будет составлять 4,3 процента. В перспективе до 2025 года с учетом стабилизации экономики и выхода на динамичный путь развития среднегодовой прирост в 2013-2025 годах составит 5,9 процента.

Производительность труда в Ленинградской области к 2013 году относительно 2008 года вырастет в 1,8 раза (среднегодовой прирост составит 12,0 процента), а к 2025 году - в 6,6 раза (11,7 процента).

Промышленность является базовым направлением развития экономики Ленинградской области и основным источником формирования регионального бюджета. Предприятиями промышленного комплекса Ленинградской области выпускается самая разнообразная продукция производственно-технического назначения: бензин, дизельное топливо, минеральные удобрения, глинозем, автомобили, суда, шины для легковых автомобилей, алюминий, деловая древесина, целлюлоза, бумага, картон, машины, приборы, строительные материалы и др. Кроме того, производятся потребительские товары в ассортименте: мебель, ткани, швейные изделия, продукты питания. Основу промышленности Ленинградской области составляют порядка 300 крупных и средних предприятий различных форм собственности.

Успешному развитию промышленной сферы способствует наличие в Ленинградской области собственной минерально-сырьевой базы, квалифицированных трудовых ресурсов, мощного производственного и технологического потенциала.

Промышленный комплекс региона занимает третью часть в формировании валового регионального продукта Ленинградской области. Доля налоговых платежей предприятий производственного сектора составляет около 77 процентов налоговых доходов областного бюджета. В промышленности занята третья часть работающих в экономике региона.

Промышленность Ленинградской области представлена тремя основными видами деятельности - добычей полезных ископаемых (2,9 процента в объеме отгруженной продукции промышленности области), обрабатывающими производствами (83,3 процента), производством и распределением электроэнергии, газа и воды (13,8 процентов).

Высокое качество выпускаемой продукции подтверждается стабильным спросом на нее не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Промышленными предприятиями области экспортируются нефтепродукты, древесина, органические и неорганические химические соединения, удобрения, суда, машиностроительная продукция, табак, целлюлоза, бумага и картон, другие товары.

Ленинградская область располагает большими запасами земель различного назначения. Вместе с тем следует отметить, что далеко не все эти земли привлекательны или вообще пригодны для промышленного использования.

Наиболее привлекательными для размещения производственных мощностей являются земли, на которых инженерная подготовка территории уже осуществлена или ее осуществление не требует больших затрат.

Важным условием для размещения нового производства является наличие в пределах транспортной доступности достаточного количества трудовых ресурсов или как минимум жилищно-коммунального комплекса, в котором могут разместиться привлекаемые для работы специалисты. Обязательной, особенно для материалоемких производств, является обеспеченность необходимыми транспортными коммуникациями, а для производств, связанных с экспортно-импортными операциями, еще и относительная близость их расположения к таможням, пограничным переходам, морским портам и железнодорожным станциям. Предприятия пищевой промышленности, производящие скоропортящуюся продукцию, особенно тяготеют к крупным населенным пунктам, обеспечивающим ее сбыт. Таким образом, существенным фактором, сдерживающим размещение промышленных предприятий, является ограниченность пригодных и удобных для размещения территориальных ресурсов области.

Приоритетными направлениями функционирования промышленного комплекса Ленинградской области на перспективу являются повышение качества и конкурентоспособности продукции путем внедрения инновационных технологий в производство, увеличение государственного оборонного заказа предприятиям оборонного комплекса, снижение количества убыточных предприятий и предприятий-банкротов, что позволит обеспечить тенденцию роста объемов промышленного производства в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Индекс промышленного производства в 2013 году к 2008 году составит 116,5 процента (среднегодовой - 103,1 процента), в добыче полезных ископаемых ожидается спад на уровне 28,3 процента, что связано с усилением конкурентной борьбы на рынке строительных материалов и усложняет сохранение занятых позиций. В обрабатывающих производствах намечается оживление производственной деятельности как на действующих предприятиях, так и на вновь вводимых, индекс производства составит 119,8 процента (среднегодовой прирост -3,7 процента). Индекс производства и распределения электроэнергии, газа и воды прогнозируется на уровне 110,9 процента (среднегодовой прирост - 2,0 процента).

В 2025 году объемы промышленного производства в целом в 1,9 раза превысят уровень 2013 года, среднегодовой прирост составит 5,5 процента, в том числе в обрабатывающих производствах индекс производства составит 192,0 процента (с ежегодным приростом 5,6 процента), в добыче полезных ископаемых - 184,0 процента (ежегодный прирост 5,2 процента), в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 172,8 процента (ежегодный прирост 4,7 процента).

Производительность труда в промышленности к 2013 году относительно 2008 года вырастет в 1,7 раза (прирост в среднем за год - 11,1 процента), а к 2025 году - в 5,9 раза (11,0 процента).

Ленинградская область является ведущей областью в Российской Федерации по развитию молочного животноводства и птицеводства. Сельскохозяйственное производство региона развивается на базе сохранившегося природно-ресурсного потенциала земель сельскохозяйственного назначения, основных производственных фондов, трудовых ресурсов. Сельское хозяйство становится более наукоемким и высокотехнологичным сектором экономики. В растениеводстве и животноводстве Ленинградской области накоплен значительный генетический потенциал, что позволило получить высокие результаты по удою на фуражную корову, яйценоскости кур-несушек среднесуточным привесам бройлеров, урожайности товарных культур.

Использование инновационных механизмов, направленных на техническое перевооружение и модернизацию, внедрение новых техник и технологий способствовали наращиванию объемов сельскохозяйственного производства. Это позволило полностью обеспечить население области сельскохозяйственной продукцией и увеличить долю отечественного продовольствия на региональном рынке.

Активное развитие получила инвестиционная деятельность в сельскохозяйственных предприятиях в связи с реализацией с 2006 года приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", а с 2008 года - Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее - Государственная программа).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»