Действующий

Устройство и ремонт дорожных конструкций с применением асфальтобетона. Технические рекомендации (извлечение из ТР 103-07)


 УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ АСФАЛЬТОБЕТОНА. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
(извлечение из ТР 103-07)

Аннотация:

  

Дата введения 2007-06-01

РАЗРАБОТАНЫ ГУП "НИИМосстрой".

УТВЕРЖДЕНЫ начальником Управления экономической научно-технической политики в строительной отрасли Дмитриевым А. Н.

ВЗАМЕН ТР 103-00

Технические рекомендации предназначены для использования дорожно-строительными организациями при проведении работ по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона.

Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями включают указания по выполнению комплекса подготовительных работ (составление проекта производства работ, устройство дорожного основания, подстилающего слоя, организация работ), по обеспечению безопасности производства работ, санитарной и противопожарной безопасности, требований охраны окружающей среды, рациональному выбору состава асфальтобетона с учетом категории дороги и условий эксплуатации, технологии производства асфальтобетонных смесей, их укладки и уплотнения, контролю качества работ и приемки готового покрытия, размещению и организации асфальтобетонных заводов (АБЗ), технологическому оборудованию заводов, хранению готовых горячих смесей, особенности уплотнения холодных смесей, применения асфальтобетонных смесей специального состава.

В рекомендациях представлены основные типы дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями укладываемыми на: 1) слой щебеночного, гравийного основания или непосредственно на подготовленное земляное полотно; 2) основание, нижний слой которого устраивается из необработанного вяжущим щебня или гравия, а верхний слой - из обработанного органическим вяжущим щебня или гравия; 3) основание из укрепленных неорганическими вяжущими щебеночных материалов или на бетонное основание.

В таблицах и приложениях даны: рекомендуемый зерновой (гранулометрический) состав минеральной части смесей для устройства технологического слоя основания; соотношения размеров сит с квадратными и круглыми отверстиями; температура нагрева битума, минеральных материалов и смеси при выпуске из смесителя; длины полос укладки асфальтобетонной смеси; температура укладывания асфальтобетонной смеси; интервалы рабочих температур смеси на отдельных этапах работ по уплотнению покрытия; допустимое время укладки и уплотнения смеси в зависимости от погодных условий и условий работы; значения коэффициентов сцепления покрытия на разных участках дорог и способы повышения шероховатости; продолжительность перемешивания смесей; состав асфальтобетонной смеси типа “А” с добавкой дробленой резины, гранитным и местным известняковым щебнем, использованием добавки гранулята старого асфальтобетона, золы-унос, армирующих базальтовых волокон; пример подбора состава для дорожного основания; требования к пористости и водонасыщению асфальтобетонов при устройстве покрытий на мостах; нормы предельно допустимых повреждений покрытия и сроки их ликвидации; выбор типа асфальтобетона для конкретных условий применения; технические требования к плотному асфальтобетону для устройства слоев износа (верхних слоев), нижних слоев покрытий и оснований; требования к физико-механическим свойствам плотного асфальтобетона.

Приведены нормативные ссылки и дополнительная литература.

ПРЕДИСЛОВИЕ


Дорожные конструкции с асфальтобетонными покрытиями являются основным типом конструкций проезжей части улиц и магистралей в г.Москве.

Повышение эффективности сооружения асфальтобетонных покрытий, обеспечение их высоких транспортно-эксплуатационных показателей, продление сроков их службы является важной технико-экономической задачей, поскольку состояние асфальтобетонных покрытий оказывает существенное влияние на эффективность работы автомобильного транспорта и на надежность функционирования городской дорожной сети.

Технология строительства асфальтобетонных покрытий включает следующие основные этапы: подготовка исходных материалов и приготовление асфальтобетонных смесей, доставка асфальтобетонных смесей к месту производства работ, укладка и уплотнение асфальтобетонной смеси, контроль качества материалов и готового асфальтобетонного покрытия. Технологические особенности процесса устройства асфальтобетонного покрытия определяются требованиями условий строительства и характеристиками используемого технологического оборудования.

Для устройства асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов наряду со стандартными смесями (т.е. отвечающими требованиям стандарта) применяются различные специальные составы асфальтобетонных смесей, использование которых может быть оправдано специальными требованиями или технико-экономическими соображениями. Специальные асфальтобетонные смеси обычно применяются в соответствии со специально разрабатываемыми техническими условиями, отражающими особенности применяемых смесей или их компонентов.

Так, например, широко известно применение литых асфальтобетонных смесей (литого асфальта), имеющих практически нулевую остаточную пористость и не требующих уплотнения после их укладки. Применение таких смесей получило распространение в ряде стран.

Другим типом асфальтобетонных смесей, широко применяемых в последнее время за рубежом, являются так называемые щебеночно-мастичные асфальтобетоны и асфальтобетоны с повышенным содержанием щебня более 65% (до 75-90%).

Имеется опыт использования различных нестандартных компонентов в составе асфальтобетонных смесей. В составе асфальтобетонов вместо традиционного нефтяного битума применяют альтернативные органические вяжущие, например, природный битум, различные битумные композиции, битумные эмульсии, сланцевые битумы и др. К числу широко известных битумных композиций относятся такие комплексные органические вяжущие, как нефтяные битумы с добавкой природного тринидадского асфальта, полимербитумные и битумокаучуковые композиции, резинобитумные вяжущие, композиции битума с серой и др.

Известен опыт применения в составе асфальтобетонных смесей вместо карбонатного минерального порошка различного рода порошкообразных отходов промышленности (отсевов дробления горных пород, зол уноса ТЭС, пыли уноса цементных заводов), а также разного рода волокнистых наполнителей.

В качестве щебня или гравия применяются нестандартные искусственные каменные материалы (керамзит, аглопорит и др.), малопрочный щебень, получаемый дроблением известняков, ракушечника или битумсодержащих пород, цементобетона, стеклянного боя и других материалов.

Выбор того или иного вида асфальтобетона для дорожного покрытия, его состава и компонентов определяется требованиями, зависящими от категории дороги, климатических и эксплуатационных условий, технико-экономических факторов (наличие ресурсов, сроки строительства, требования надежности и др.).

Толщина асфальтобетонного покрытия, укладываемого в один слой, составляет 3-6 см. Покрытия большей толщины обычно укладывают в 2-3 слоя асфальтобетонной смесью с раздельным уплотнением каждого из слоев. При этом толщина верхнего слоя принимается в пределах 3-5 см, а толщина каждого из нижних слоев асфальтобетонного покрытия составляет 4-8 см.

Наряду с традиционной технологией послойного устройства асфальтобетонного покрытия известна технология устройства однослойного покрытия с толщиной слоя - 9-20 см и более. Тонкослойные покрытия толщиной 1,5-2,5 см устраивают обычно из асфальтобетонных смесей специального состава для обеспечения шероховатости поверхности.

Разнообразие видов асфальтобетонов и битумоминеральных (асфальтовых) смесей, а также материалов, используемых для устройства дорожных оснований, обуславливает значительное разнообразие конструкций дорожных одежд.

Для повышения долговечности асфальтовых дорог устраивают асфальтобетонные основания, т.к. конструктивные слои, выполненные из обработанных органическими вяжущими минеральных материалов, обладают большей стабильностью по сравнению со слоями из материалов, вяжущими не связанных.


Настоящие "Технические рекомендации" предназначены для использования дорожно-строительными организациями при проведении работ по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона.