О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге
(с изменениями на 21 декабря 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Санкт-Петербурга от 6 июля 2009 года N 302-61 (Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга, N 18, 20.07.2009);
Законом Санкт-Петербурга от 10 ноября 2010 года N 563-133 (Санкт-Петербургские ведомости, N 217, 18.11.2010);
Законом Санкт-Петербурга от 6 декабря 2010 года N 610-153 (Санкт-Петербургские ведомости, N 236, 15.12.2010);
Законом Санкт-Петербурга от 5 октября 2015 года N 539-96 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 05.10.2015);
Законом Санкт-Петербурга от 9 июня 2016 года N 335-57 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 10.06.2016);
Законом Санкт-Петербурга от 28 июня 2018 года N 356-72 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 29.06.2018);
Законом Санкт-Петербурга от 23 сентября 2022 года N 458-78 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 26.09.2022);
Законом Санкт-Петербурга от 21 декабря 2022 года N 766-122 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 21.12.2022).
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
29 октября 2008 года
Настоящий Закон Санкт-Петербурга направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности и определяет задачи, принципы, основные направления и формы противодействия коррупции в Санкт-Петербурге.
Для целей настоящего Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия:
1) коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
(пункт в редакции, введенной в действие с 31 июля 2009 года Законом Санкт-Петербурга от 6 июля 2009 года N 302-61, - см. предыдущую редакцию)
2) антикоррупционный мониторинг - наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики;
3) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов - деятельность по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, по разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов;
4) коррупциогенный фактор - явление или совокупность явлений, порождающие коррупцию или способствующие ее распространению;
5) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Санкт-Петербурга, иных государственных органов Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 июня 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 9 июня 2016 года N 335-57. - См. предыдущую редакцию)
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 июля 2009 года Законом Санкт-Петербурга от 6 июля 2009 года N 302-61, - см. предыдущую редакцию)
Задачами антикоррупционной политики являются:
1) создание системы противодействия коррупции в Санкт-Петербурге;
2) устранение причин, порождающих коррупцию, противодействие условиям, способствующим ее проявлению;
3) повышение степени риска совершения коррупционных действий;
4) вовлечение общества в реализацию антикоррупционной политики;
5) формирование антикоррупционного сознания, нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.
Противодействие коррупции в Санкт-Петербурге основывается на принципах, установленных федеральным законодательством.
(Статья в редакции, введенной в действие с 31 июля 2009 года Законом Санкт-Петербурга от 6 июля 2009 года N 302-61, - см. предыдущую редакцию)
Правовое регулирование отношений по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами иных федеральных органов государственной власти, Уставом Санкт-Петербурга, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иными законами Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и муниципальными правовыми актами.
(Статья в редакции, введенной в действие с 31 июля 2009 года Законом Санкт-Петербурга от 6 июля 2009 года N 302-61, - см. предыдущую редакцию)
Предупреждение коррупции осуществляется путем применения следующих мер:
1) разработка и реализация планов мероприятий по противодействию коррупции (антикоррупционных программ);
2) профилактика коррупционных и иных правонарушений при прохождении государственной гражданской службы Санкт-Петербурга и муниципальной службы в Санкт-Петербурге;
3) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
4) антикоррупционный мониторинг;
5) антикоррупционное просвещение (антикоррупционное образование, антикоррупционная пропаганда и информирование о работе по противодействию коррупции);
6) иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
(Статья в редакции, введенной в действие с 16 октября 2015 года Законом Санкт-Петербурга от 5 октября 2015 года N 539-96. - См. предыдущую редакцию)
(Название в редакции, введенной в действие с 16 октября 2015 года Законом Санкт-Петербурга от 5 октября 2015 года N 539-96. - См. предыдущую редакцию)
1. План мероприятий по противодействию коррупции (антикоррупционная программа) в Санкт-Петербурге представляет собой комплекс мер антикоррупционной политики, обеспечивающий согласованное осуществление правовых, организационных, образовательных, экономических и иных мероприятий, направленных на противодействие коррупции в Санкт-Петербурге.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 октября 2015 года Законом Санкт-Петербурга от 5 октября 2015 года N 539-96. - См. предыдущую редакцию)
2. План мероприятий по противодействию коррупции (антикоррупционная программа) в Санкт-Петербурге утверждается правовым актом Правительства Санкт-Петербурга.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 октября 2015 года Законом Санкт-Петербурга от 5 октября 2015 года N 539-96. - См. предыдущую редакцию)
3. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская избирательная комиссия, Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга, Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге, Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции разрабатывают и утверждают планы мероприятий по противодействию коррупции (антикоррупционные программы) в указанных органах.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 октября 2015 года Законом Санкт-Петербурга от 5 октября 2015 года N 539-96; в редакции, введенной в действие с 7 октября 2022 года Законом Санкт-Петербурга от 23 сентября 2022 года N 458-78; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Законом Санкт-Петербурга от 21 декабря 2022 года N 766-122. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 10 ноября 2010 года N 563-133, - см. предыдущую редакцию)
1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по реализации антикоррупционной политики (далее - уполномоченный орган по реализации антикоррупционной политики) в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, которое повышает вероятность коррупционных действий.
2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
Предметом антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов являются:
соблюдение принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Санкт-Петербурга;
соблюдение установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга компетенции органов государственной власти Санкт-Петербурга;
соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иным нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти, Уставу Санкт-Петербурга, законам Санкт-Петербурга и нормативным правовым актам органов государственной власти Санкт-Петербурга;
соблюдение установленного порядка разработки и принятия нормативного правового акта.
Разработчик проекта нормативного правового акта обязан обеспечить соответствие проекта требованиям, установленным настоящим пунктом.
3. Губернатор Санкт-Петербурга, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вправе принять решение о проведении антикоррупционной экспертизы любого закона Санкт-Петербурга.
4. Правительство Санкт-Петербурга по собственной инициативе или по предложению уполномоченного органа по реализации антикоррупционной политики вправе принять решение о проведении антикоррупционной экспертизы любого нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, органа местного самоуправления, выборного или иного должностного лица местного самоуправления.
5. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга проводит антикоррупционную экспертизу всех проектов нормативных правовых актов, внесенных в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга обеспечивает направление в прокуратуру Санкт-Петербурга копий законов Санкт-Петербурга и нормативных правовых актов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в течение 10 дней со дня их принятия для проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с действующим законодательством.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 декабря 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 6 декабря 2010 года N 610-153, - см. предыдущую редакцию)
6. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга проводят антикоррупционную экспертизу всех принимаемых ими проектов нормативных правовых актов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 декабря 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 6 декабря 2010 года N 610-153, - см. предыдущую редакцию)
7. Правительство Санкт-Петербурга, иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, за исключением администраций районов Санкт-Петербурга, обеспечивают направление в прокуратуру Санкт-Петербурга копий нормативных правовых актов соответственно Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в течение 10 дней со дня их издания (принятия) для проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с действующим законодательством.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 декабря 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 6 декабря 2010 года N 610-153, - см. предыдущую редакцию)
8. Администрации районов Санкт-Петербурга обеспечивают направление в прокуратуры районов Санкт-Петербурга по месту нахождения администраций районов Санкт-Петербурга копий нормативных правовых актов в течение 10 дней со дня их издания для проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с действующим законодательством.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 декабря 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 6 декабря 2010 года N 610-153, - см. предыдущую редакцию)
1. Антикоррупционный мониторинг включает мониторинг проявлений коррупции, коррупциогенных факторов и мер антикоррупционной политики.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 10 ноября 2010 года N 563-133, - см. предыдущую редакцию)
2. Мониторинг проявлений коррупции и коррупциогенных факторов проводится в целях своевременного приведения правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга в соответствие с действующим законодательством, обеспечения разработки и реализации планов мероприятий по противодействию коррупции (антикоррупционных программ) в Санкт-Петербурге путем учета коррупционных правонарушений, анализа документов, обращений граждан о коррупции, проведения опросов, обработки и оценки данных о проявлениях коррупции.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 10 ноября 2010 года N 563-133; в редакции, введенной в действие с 16 октября 2015 года Законом Санкт-Петербурга от 5 октября 2015 года N 539-96. - См. предыдущую редакцию)
3. Мониторинг мер реализации антикоррупционной политики проводится в целях обеспечения оценки эффективности таких мер, в том числе реализуемых посредством планов мероприятий по противодействию коррупции (антикоррупционных программ) в Санкт-Петербурге, и осуществляется путем наблюдения за результатами применения мер предупреждения, пресечения и ответственности за коррупционные правонарушения, а также мер возмещения причиненного такими правонарушениями вреда; анализа и оценки полученных в результате такого наблюдения данных; разработки прогнозов будущего состояния и тенденций развития соответствующих мер.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 10 ноября 2010 года N 563-133; в редакции, введенной в действие с 16 октября 2015 года Законом Санкт-Петербурга от 5 октября 2015 года N 539-96. - См. предыдущую редакцию)